Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Работа №61862

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические условия осуществления индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников 7
1.1 Психофизиологические особенности и закономерности детского развития 7
1.2 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 13
1.3 Педагогика индивидуальности: основные положения и понятия 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование условий реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с учетом психофизиологических особенностей 29
2.1 Организация и проведение диагностики выявления
психофизиологических особенностей 29
2.2 Результаты экспериментального исследования 36
2.3 Тьютерство как форма индивидуального подхода обучения младших
школьников 42
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 62


Новый век диктует новые правила, поэтому неудивительно, что меняются общественные отношения, в том числе и отношения общечеловеческим ценностям, к знаниям. Повысить и поддерживать интерес к учению - вот сложнейшая задача, которая стоит перед школой [16, 43].
Для того чтобы поставленные задачи были выполнены успешно, необходим не только качественно иной подход к обучению школьников, но и изменения в мышлении учителей.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях каждого. Возникают индивидуальные особенности по причине того, что каждый человек проходит собственный путь развития, последует различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие восприятия,
ощущений, воображения, памяти, мышления, особенности психофизиологии, склонностей, способностей, темперамента, интересов, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств [10, 46].
Проблема индивидуальности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей на основе дифференцирования давно волнует не только учителей, но и ученых. Является психологической, социальной, философской и, конечно же, педагогической проблемой.
Индивидуальный подход к ученику может быть обеспечен только в условиях, когда педагог точно определит исходный уровень обученности учащегося, его индивидуальные способности, что возможно только после проведения тщательного тестирования. После этого, через подбор необходимых средств обучения и проведения консультаций в индивидуальном порядке (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) младший школьник приобретает необходимые знания и умения в соответствии с учебными задачами, которые были поставлены.
На практике использование индивидуального обучения в чистом виде происходит довольно редко. Обычно индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.
Мы считаем, что обучение и воспитание должны максимально опираться на индивидуальность учащегося. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, которое основано на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду приспособление форм и методов воздействия педагогом к индивидуальным особенностям для того, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития активности, познавательных сил, дарований и склонности каждого учащегося [32, 62].
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется потребностью современного образования в реализации индивидуального подхода к учащимся и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, форм работы с учащимися, основываясь на их психофизиологические особенности.
Гипотеза исследования: у младших школьников с разным
психофизиологическим статусом присутствует разная динамика усвоения предметных умений, регулятивных и познавательных учебных действий. Тьюторство, как форма реализации индивидуального подхода к учащимся в начальной школе, должно быть ориентированным:
- использовать знания о психофизиологических особенностях детей;
- учитывать уровень усвоения материала учащимися;
- основываться на принципе дополнения учащимися друг друга.
Цели исследования:
- выявить психолого-педагогические условия реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с учетом психофизиологических особенностей;
- обосновать использование знаний о психофизиологических особенностях детей в организации тьюторства в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: психолого-педагогические условия
реализации индивидуального подхода к обучению младших школьников с учетом психофизиологических особенностей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализа педагогической, психологической, дидактической, методической литературы по проблеме исследования;
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностического исследования;
3. Выявить исходный уровень развития предметных умений, познавательных и регулятивных учебных действий у первоклассников и изучить психофизиологический статус младших школьников.
4. Выявить динамику развития предметных умений, познавательных и регулятивных учебных действий младших школьников к концу учебного года.
5. Соотнести психофизиологический статус учеников и индивидуальный темп развития предметных умений, познавательных и регулятивных учебных действий.
6. Составить рекомендации по организации тьюторства в начальной школе на основе индивидуальных психофизиологических особенностей.
Теоретическую основу исследования составили ряд работ педагогов И.Э. Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой, А.А. Кирсанова по реализации
индивидуального подхода к обучению младших школьников. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов В.П. Беспалько, А.Н. Конева, М.Н. Скаткина, Е.А. Климова и др. по дифференцированному обучению.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и
объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. эксперимент;
3. психодиагностика психофизиологического статуса (тест Тулуз- Пьерона);
4. педагогическая диагностика уровня сформированности младших школьников универсальных учебных действий (входная и рубежная контрольные работы).
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении динамики усвоения универсальных учебных действий младших школьников с разным психофизиологическим статусом.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся первого класса МБОУ «Гимназии №8» Советского района г. Казани.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация индивидуального подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, в соответствии с уровнем его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые средства и пути решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано. Они удовлетворяются разными способами, и ребенок часто приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда гораздо большим, чем те сведения, которые содержатся в учебных пособиях для начальной школы. Поступлением в школу ребенок часто начинает удовлетворять свои познавательные интересы, в отрыве от школьного обучения, что делает процесс обучения для него отчужденным и малоэффективным. Обучение же в школе целесообразно строить с учетом этих реальных познавательных интересов детей.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: у младших школьников с разным психофизиологическим статусом присутствует разная динамика усвоения предметных умений, регулятивных и познавательных учебных действий. Тьюторство, как форма реализации индивидуального подхода к учащимся в начальной школе, должно быть ориентированным на использование знаний о психофизиологических особенностях детей, учет уровня усвоения материала учащимися, на принцип дополнения учащимися друг друга.
В ходе экспериментального исследования была проведена диагностика определения психофизиологического статуса младшего школьника, входная контрольная работа и контрольная работа в конце года, которая позволила определить уровень сформированности предметных умений, познавательных и регулятивных учебных действий. Результаты показали, что психофизиологический статус влияет на успеваемость, усвоение знаний.
Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, которая позволяет не только выявить познавательные интересы, но и сопровождать их становление, использовать их в процессе обучения.
Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение, как особый тип педагогической деятельности, обеспечивающий разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и взрослых, сопровождающий процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного (трудовой, учебной и т.д.), подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху, расширении его собственных возможностей.
Г оворя об индивидуальном подходе в обучении младших школьников, необходимо учитывать особенности каждого учащегося, в том числе и его психофизиологическое становление. Из опыта учителя начальных классов мы видим, что тьютором может стать сосед по парте. Однако, для этого нужно правильно подобрать его, учитывая психофизиологию каждого учащегося.



1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе. - М., 2009.
2. Акимова.М.К. Козлова.В.Т. Диагностика умственного развития детей. Питер 2006.
3. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 2007.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону, 2008.
5. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 416 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2010.
7. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.
8. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2010.
9. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
10. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 2006.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Выготский Л. С.; под ред. Давыдова В.В. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с.
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 2013. - №5
13. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 2009.
14. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. - Пенза.,1999.
15. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград : Изд-во КГУ, 2009. - 572 с .
16. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 384 с.
17. Григорян С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. - М., 2006 г.-162 с.
18. Гуревич К.М. Индивидуально - психологические особенности школьников. - М., 2008
19. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c
20. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.1989.
21. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий [Текст]/ А.М. Долгоруков - М: ЦИТО, - 2012г.
22. Еремеева В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. - 2007. - № 3 (14). - С. 28-31.
23.Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. - М., 1973.
24.Захарин.В.Г., Акимова.М.К. Вопросы психологии №6 1984.
25. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 2013.
26. Ильин Е.П Дифференциальная психофизиология СПб.:Питер 2011
27. Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/ http: //www.mioo.ru/
28. Конев А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1998.
29. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов [Текст]/ Н. А. Костина. - Сибирский учитель. - 2006. - № 1.
30. Ласко.М.В., Резвицкая.Ж.Г. Речь и эмоции. Л.Медицина1975.
31. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др.. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Марцинковской Т. Д.. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». - 528 с., 2007
32. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения// Начальная школа. 1994. №2.
33. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. - В кн..: Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Под. ред. Н.А. Менчинской. М. 2011.
34.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.,2008.
35.Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 2009.
36. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. - М., 2003. - 432 с.
37. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М., 2009.
38. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 2006. - C. 15-30
39. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
40. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. - М., 2012
41. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1987
42. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М., 2012.
43. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 2006.№11
44. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся// Начальная школа. 2007. №1.
45. Суздалева. В.А. Вопросы психологии. М 1980 №2
46. Теплов.Б.М. Психология индивидуальных различий .Хрестоматия. М. 2010.
47. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,2010 48.Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и
перспективы. - М.,2009.
49. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 2003. №6.
50. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2007
51. Щукин.М.Р. Вопросы психологии.М.1984. №6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ