Введение 3
1. Теоретические основы системы аттестации персонала организации 6
1.1 Сущность аттестации персонала организации 6
1.2 Механизм аттестации персонала организации 14
1.3 Зарубежный и российский опыт оценки персонала организации 20
2. Анализ системы аттестации персонала ООО «ФОК «Ак барс» 30
2.1 Общая характеристика организации 30
2.2 Анализ системы управления организации 38
2.3 Исследование существующей системы аттестации персонала 48
3. Совершенствование системы аттестации персонала ООО «ФОК «Ак
барс» 56
3.1 Предложения по совершенствованию системы оценки и процедуры аттестации персонала 56
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом 64
3.3 Модернизация документационного обеспечения системы аттестации персонала 71
Заключение 79
Список использованных источников
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей, при этом степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. Дифференциация сотрудников повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации, которая происходит посредством объективной оценки персонала, в частности посредством аттестации.
Актуальность изучения вопросов аттестации персонала можно объяснить следующими причинами: во-первых, современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке кадров, при этом неуклонно возрастает значение одной из важнейших организационно-правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств работников, т.е. аттестации; а, во-вторых, аттестация является важнейшим инструментом в работе с кадрами, так как она осуществляется систематически и имеет юридическую силу.
Аттестация персонала представляет собой важный организационно - экономический инструмент, систему форм и методов работы, с помощью которых должно обеспечиваться постоянное наиболее оптимальное поддержание организационно-технического, социально-экономического уровня и условий труда в организации, в соответствии с прогрессивными требованиями и нормативами.
На сегодняшний день основными ресурсами каждой компании, вместе сэкономическими, научно-техническими, информационными, также считаются трудовые ресурсы. Компании соперничают, также в профессиональном развитии собственных сотрудников — их образовании, квалификации и опыте. Таким образом, работодатели повышают требования к мастерству трудовых коллективов, их компетенциям и производительности. Для реализации вышеперечисленных целей, главными направлениями работы являются:
- верная расстановка и использование кадров в соответствии с квалификацией, опытом работы и производительностью;
- эффективное распределение и объединение работы профессионалов;
- своевременные способы мотивации работников в связи с производительностью труда.
Правильно организованная и проведенная аттестация способна выявить многие проблемы в системе управления организацией, поскольку основной ее целью является не массовая оценка работников, а глубокий разбор индивидуальных достижений или ошибок работников в конкретных структурных подразделениях.
Актуальность данной работы в том, что аттестация сотрудников является неотъемлемой частью управления персоналом в организации, и при правильном ее проведении предприятие способно достигнуть слаженной работы коллектива с высокой производительностью труда.
Объектом исследования выступила аттестация в ООО "ФОК "Ак барс"
Предмет исследования - процесс проведения аттестации в ООО "ФОК " Ак барс"
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию процесса аттестации в ООО "ФОК "Ак барс" после изучения теоретических положений аттестации и анализа данного процесса.
Из поставленной выше цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятия оценка и аттестация персонала и выделить определение, которым будем руководствоваться в данной работе;
2. Проанализировать финансово-экономические показатели деятельности и систему управления ООО "ФОК "Ак барс" и выявить их недостатки;
3. Проанализировать существующий механизм аттестации в ООО "ФОК "Ак барс" и выявить его недостатки;
4. Предложить мероприятия по совершенствованию системы аттестации персонала в организации;
5. Провести экономическую оценку предложенных мероприятий по совершенствованию механизма проведения аттестации в ООО "ФОК"АкБарс".
Методы исследования - изучение, обобщение, анализ учебной и научной литературы по теме, периодических изданий, ресурсов глобальной сети Internet, синтез, индукция, дедукция, умозаключение, сравнение.
Базу исследования составляют работы таких авторов, как Верховцев А.В., Федоров А.В., Самарин С.В., Добровинский А.П., Борисова А. и др. Также были исследованы нормативные документы, регулирующие аттестацию в различных сферах экономики и управления.
Практические рекомендации по проведению аттестации, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы с целью повышения квалификации персонала в клубе, качества предоставляемых услуг, прибыли предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложения.
Во введении приводится обоснование актуальности темы исследования, краткий анализ степени ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, представлены методы научного поиска, научная новизна и практическая значимость работы, описана структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования системы аттестации персонала на предприятии. В рамках второй главы приведена организационно-экономическая характеристика ООО" ФОК "Ак барс" и проведен анализ системы аттестации персонала ООО "ФОК "Ак барс". Третья глава посвящена разработке и обоснованию мероприятий, направленных на совершенствование системы аттестации персонала ООО"ФОК "Ак барс". В заключении сформулированы основные выводы и предложения. Список использованных источников и литературы содержит библиографические описания использованных источников.
Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Прежде всего, аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.
В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения, но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.
Аттестация позволяет принять решения, связанные с:
-изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
-развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
-оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
-формированием кадрового резерва компании.
Таким образом, аттестация кадров является важной частью управления персоналом. Грамотно проведенная аттестация позволяет обоснованно сформировать кадровый резерв на выдвижение, произвести ротацию персонала, установить заработную плату, индивидуализировано подойти к повышению квалификации персонала и т.д. В результате аттестации открывается широкое поле деятельности для всех служб управления персоналом: отдела кадров, отдела труда и заработной платы, отдела повышения квалификации и других.
Объект исследования является ООО "ФОК "Ак Барс". Организация занимается предоставлением физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Кадровая политика оформляется и регламентируется Коллективным договором, Стандартами предприятия, Положениями и другими нормативными документами.
В рамках анализа системы аттестации персонала X-Fit Ак Барс было выявлено, что она выступает в качестве эффективного инструмента для решения многих кадровых вопросов, т.к. осуществляется периодически и имеет хороший документооборот.
Система ежегодной аттестации включает собеседования с сотрудниками персонала X-Fit Ак Барс; проведение теоретического и практического теста. Так же проводится проверка практики работы при помощи метода «Деловая игра». Такая форма работы с персоналом является многофункциональной, именно поэтому она принята в сети фитнес клубов X-Fit: система позволяет не только осуществлять многие аспекты кадровой работы, но и помогает эффективно реализовывать руководителям всех уровней не только управленческие, но и воспитательные функции.
В ходе анализа системы аттестации персонала X-Fit Ак Барс, было выявлены некоторые недостатки. В том числе, что большинство руководителей подходят к аттестационному процессу формально, и не используют результаты аттестации кроме как изменение категории сотрудника. Оценка сотрудника субъективна, так как аттестационная комиссия состоит в основном из непосредственных руководителей аттестуемого. В действующих на сегодня нормативных документах главное внимание при аттестации акцентируется на профессионально-деловые качества, эффективность продаж и явно ослаблено внимание в оценке социально-психологических и нравственных свойств. Нет практики дальнейшего обучения сотрудников, развития их личности и психологических знаний.
Для реализации последней задачи дипломной работы сформулированы и обоснованы рекомендации и направления по совершенствованию методов оценки и формирования кадрового потенциала X-Fit Ак Барс, а именно:
- необходимо проведения обучения персонала организации по результатам проведенной аттестации;
- целесообразно ввести в состав членов конкурсной комиссии независимых экспертов;
- рекомендовано применение социально-психологических методов оценки, после анализа которой, должныпроводиться курсы работы с людьми, курсы повышения психологических качеств, курсы целевого назначения по изучению психологических аспектов личности;
- разработаны методы индивидуальной мотивации с использованием одного или нескольких моральных и материальных стимулов;
- предложены варианты модернизации документационного обеспечения системы аттестации персонала.
Таким образом, реализация разработанных предложений приведет к расширению X-Fit Ак Барс конкурентных преимуществ за счет создания условий для развития и эффективного использования кадрового потенциала предприятия.
Итак, можно констатировать достижение поставленной цели и решение обозначенных задач дипломной работы.
1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление на предприятии / З. Айвазян В. Кириченко // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №8.15-18 с.
2. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. / Э. Алленбо. - М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2012. 253 с.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / М. Армстронг. 10-ое изд. - СПб.: Питер, 2009. 832 с.
4. Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации: автореф. дис. ...д-ра экон. Наук / Т.Ю. Базаров. - М.: Наука, 2009. 23с.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - 8-е изд. - М.: Академия, 2010. 224 с.
6. Бармута К.А. Управление на предприятии в условиях кризиса. / К.А. Бармута. - М.: Феникс, 2009. 282 с.
7. Бирюкова О.Ю., Бочкова Л.А. Приемы антикризисного менеджмента. / О.Ю. Бирюкова, Л.А. Бочкова.- М.: Дашков и К, 2009. 272 с.
8. Борисова Е.А., Оценка и аттестация персонала. Теория и практика менеджмента. - И: ПИТЕР ISBN, 2012. 23 с.
9. Браймер А. Роберт, Основы управления в индустрии гостеприимства. / Браймер А. Роберт. Пер с англ. - М.: Аспект Пресс, 2011.
10. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала / В. Буланов, Е. Катайцева. // Общество и экономика. - 2011. - № 1. - С. 13 - 22.
11. Верховцев А.В. Аттестация работников организации./ А.В. Верховцев. - И.: Инфра-М, 2013.
12. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М.: ИТК Дашков и К, 2012.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2011.
14. Волков О.И. Экономика предприятия: учебник. - М.: ИНФРА - М,
2014
15. Волкова В.Н. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - М., 2010 679 с.
16. Глухов В.В. Основы менеджмента. / В.В. Глухов. С. Петербург: Спец. литература, 2009. 322с.
17. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №5. - С. 25 - 27.
18. ДафтР. Л. Менеджмент. / Р.Л. Дафт. 6-е изд.- СПб.: ПИТЕР, 2009.
864 с.
19. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.А. Джанджугазова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент «Академия», 2008.
20. Друкер П. Ф., Макьярелло Д. А. Менеджмент.: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер, Д.А. Макьярелло. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. 704 с.
21. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. - М.: Бух.учет,
2012.
22. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. / А.А. Жуков, Н.Д. Закорин. - СПб: ДАРК, 2011.
23. Зайцева Т.В., Зуб, А.Т. Управление персоналом. / Т.В. Зайцева,
А.Т. Зуб. - М., 2012. 336 с.
24. Иванов Н. Конкурентоспособность предприятия сферы сервиса: системный подход / Н. Иванов. // Экономика -2012. - №4
25. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. / Дж. Иванеевич, А.А. Лобанов. - М.: Наука, 2003. 301 с.
26. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. - М., Проспект, 2012.
27. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. / С. Кови. - Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. 302 с.
28. Коновалов В. Поддержка самых работоспособных, или как правильно разрабо-тать кадровую политику // Кадровик. Кадровый менеджмент. - N 1, январь 2013
29. Лукашевич В.В Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания). Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Деловая литература» - Издательство «ГЕЛАН», 2011
30. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке. /
В.И. Маслов - М.: Эксмо, 2012. 216 с.
31. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. 312 с.
32. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2- изд. - СПб.: Питер, 2009
33. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2014
34. Николаев, А. Управление предприятием в кризисной ситуации (опыт работы) / А. Николаев. // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - -№6. с.11-12
35. Новокрещенов А. Все ли решают кадры или кадры решают все? // Государственная служба. 2009. №1.
36. Нортон Д., Каплан Р. Стратегические карты. - М.: Олимп Бизнес,
2014.
37. Одегов Ю., Котова Л. О формировании кадровой политики организации, рабо-тающих на отечественном рынке // Кадровик. Кадровый менеджмент. -N 11, ноябрь 2014
38. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когнити-Центр, 2012.
39. Райт Дж. Патрик "Дженерал Моторс" в истенном свете. Автомобильный гигант: взгляд изнутри. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие к.э.н. С.Ю. Медведкова -М.: "Прогресс", 1985
40. Ростовцева Ю.В. К вопросу оценки при проведении аттестации государственных гражданских служащих // Третьи Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14-15 декабря 2007 года): сб.ст.: в 8 кн. - Кн. 3: Проблемы административного и финансового права.- М.: РПА МЮ РФ, 2008
41. Скрипкина И.И. Аттестация как форма оценки персонала. / И.И. Скрипкина// Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 5 (72). -
C. 157-159
42. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции: модели максимальной эффективно-сти работы. - М.: HIPPO, 2014.
43. Старобинский Э Мотивация (размышления на заданную тему) // Управление персоналом. - 2009. - №5. С. 19-24.
44. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. М.: Поколение, 2006.Тараканов А. Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями // Государственная служба. 2009. № 1.
45. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: модуль 3. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. испр. — М.: Дело, 2012. 96 с.
46. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство. / Р.Дж. Уокер. - М.: ЮНИТИ, 2012.
47. Управление в России: как предприятия становятся компаниями: Сборник тезисов, 4-я конференция по управлению, СПб.: 2009
48. Управление персоналом : учеб.пособие / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина - 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2012
49. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р.Марра, Г.Шмидта. - М.: МГУ, 2011. 480 с.
50. Управление персоналом организации./ под. Ред. Проф. А.Я. Киба- нова, - М.2010.
51. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: «ИНФРА-М», 2011. 638 с.
52. Управление персоналом организации: учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. 638 с.
53. Управление персоналом: учебник. / Под ред. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2009. 484 с.
54. Управление персоналом: учебник. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд. перераб. и доп. - М:: ЮНИТИ, 2012. 560 с.
55. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2009. 520 с.
56. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009
57. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. — М.: Гросс Медиа, 2011. - 224 с.
58. Шектттня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. М., 2012.
59. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня - М: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. - (Серия:Библиотека журнала «Управление персоналом»). 368 с.
60. Щекин Г.В. Теория и практика управления персоналом: учебно- методическое пособие. — Киев: МАУП, 2013. 280 с.
61. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. / Под ред. Дороти Бергер, Ланса Бергера. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 761 с.
62. Эффективный менеджер. / Учебное пособие “TheOpenUniversity”,
2011.
63. Ямбург, Н.И. Антикризисные меры предприятий сервиса / Н.И. Ямбург. // Проблемы теории и практики управления, 2010. - № 7. - с. 25-34.
64. Мольков Г. Аттестация персонала: документируем правильно /
Мольков Г. // Кадровик. Кадровое производство. - 2008. №9.
65. Грачева А. Индустрия гостеприимства: новые тенденции [Электронный ресурс] - Режим доступа vitarium.by.ru
66. Кузнецова Н. В., Алгоритм разработки кадровой политики предприятия http: //kadrovik.ru/modules. php
67. Муравьева И.В. Аттестовать нельзя оценивать. [Электронный ресурс]/ И.В.Муравьева. - Режим доступа:
http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000083
68. Официальный сайт ООО «Мкдоналдс» http://www.mcdonalds.ru
69. M. Carolina Saffie-Robertson, Sterphane Brutus. The impact of interdependence on performance evaluations: the mediating role of discomfort with performance appraisal. // International Journal of Human Resource Management. - 2014. Volume 25. - Issue 3. - P.459-473.
70. Nicole E. Gravina, Brain P. Siers. Square Pegs and Round Holes: Ruminations on the Relationship Between Performance Appraisal and Performance Management.// Journal ofOrganizationalBehaviorManagement. - 2011. - Volume 31. - Issue 4. - P. 277-287.