Введение
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие, история становления исламской экономической модели
1.2. Инструменты и принципы финансирования в исламской экономике
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Анализ и оценка функциональных аспектов в практике исламской банковской системы
2.2. Оценка совокупных активов исламского банкинга в мире на основе экономико-математического моделирования
3. ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ
3.1. Проблемы и перспективы развития исламских финансовых институтов в мусульманском и немусульманском мире
3.2. Пути совершенствования исламских кредитно-финансовых организаций на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исламская экономическая модель в последние десять лет стала восприниматься явлением, присущим не только мусульманским странам. Исламские банки являются неотъемлемой частью финансового рынка некоторых западных стран. Например, в Великобритании на сегодняшний день ведут свою деятельность 6 исламских банков, к тому же 26 банков предоставляют исламские финансовые услуги через «исламские окна».
В мусульманских странах инициатором активной поддержки исламского банкинга выступает правительство государства, тогда как в немусульманских исламские финансовые институты возникают при изъявлении такой потребности со стороны проживающего там мусульманского населения.
Огромный интерес к исламской финансовой индустрии появился и впоследствии Мирового финансового кризиса, порожденного спекуляциями. Этот кризис показал всю нестабильность имеющейся мировой экономики и заставил экономистов и ученых задуматься об изыскании новых альтернативных принципов и инструментов.
Россия также проявила интерес к исламскому банкингу. К тому же интерес вызывается тем, что исламский банкинг является морально-этическим бизнесом, при котором главным отличием является не получение прибыли во что бы то ни стало, а экономическое и социальное развитие общества и осуществление такой деятельности, которая благоприятно влияет на общество в целом.
Можно сказать, что исламская экономическая модель имеет универсальный характер и не привязана к какой-либо мусульманской стране. А слово «исламский» в данном случае определяет только происхождение идеи, которая легла в основу этой концепции. Основными источниками исламской экономики являются Коран и сунна, но они регулируют не все вопросы экономической деятельности. Позднее мусульманские правоведы и
экономисты, основываясь на Священном Коране и сунне Пророка Мухаммада (Х^), сформулировали положения исламской экономической модели.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалифицированной работы предопределена следующими факторами:
1) ростом влияния исламских финансов в современном мире на международные экономические отношения и мировое хозяйство;
2) проблемами, вызванными Мировым финансовым кризисом, а также желанием государства реформировать финансовую систему страны путем применения опыта исламских финансовых институтов;
3) ростом роли исламских стран в современном мировом хозяйстве;
4) усилением политической и социально-экономической роли мусульман во многих странах мира, ростом предпринимательской инициативы со стороны мусульманского населения;
5) потребностью в привлечении в Россию арабского капитала, применение опыта исламских финансовых институтов при решении социальных проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических основ исламской экономической модели развития и их практического применения в деятельности кредитно-финансовых организаций, выявление проблем и направлений совершенствования исламских финансовых институтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и изучить историю становления исламской экономической модели развития;
- исследовать инструменты и принципы финансирования в исламской экономике;
- проанализировать зарубежный опыт развития исламской банковской системы;
- провести оценку совокупных активов исламского банкинга в мире с применением экономико-математического моделирования;
- определить проблемы и перспективы развития исламских финансовых институтов;
- обозначить пути совершенствования исламских кредитно-финансовых организаций.
Объектом данной работы являются общественные отношения (финансовые, инвестиционные, ссудные, страховые) между субъектами, действующими в области исламской экономической модели. Предметом выступают особенности и механизмы функционирования исламской экономики, ее элементов, институтов.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные сущности, инструментам и принципам исламской экономики, таких ученых как Беккина Р.И., Калимуллиной М.Э., Байдаулет Е.А., Трунина П.В., Каменских М.В., Нуруллиной Г. и др.
Фактический материал был получен при помощи Интернет-ресурса с таких официальных сайтов, как Исламский банк развития, Экспертно-информационная интернет-площадка Arafnews, Исламская экономика,
финансы и бизнес, Агентство международной информации «Новости Казахстана».
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, объект и предмет, цель, задачи, теоретические и фактические материалы исследования.
В первой главе рассматривается сущность и история развития исламской экономической модели, а также основные инструменты и принципы, на которых основывается исламская экономика.
Во второй главе анализируется и оценивается деятельность зарубежных исламских кредитно-финансовых организаций; дается оценка совокупных активов исламской банковской системы с использованием экономике- математической модели.
Третья глава заключается в обозначении проблем и перспектив развития исламских финансовых институтов; а также в разработке предложений по совершенствованию исламских кредитно-финансовых организаций.
Заключение содержит основные выводы, сделанные в результате проведенного исследования.
Итак, исламская экономика характеризуется как система хозяйствования, основу которой составляют нормы и принципы Шариата, но в то же время деятельность исламских финансовых институтов может регулироваться нешариатским законодательством.
Исламский банкинг в современном понимании появился в 1963 году с основанием малазийского сберегательного банка Мит Гамбр и Лембага Табун Хадж. Большее развитие исламский банкинг получил позднее, в середине 1970¬х годов. Основу ему положил ИБР, учрежденный в 1975 году странами- участниками ОИК.
Религия ислам определяет основные принципы, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса. Таковыми являются справедливость, законность, этичное поведение, благотворительность и свобода предпринимательской деятельности. Вместе с тем существуют определенные запреты - это запрет на гарар, майсир и риба.
В соответствии с исламом сами по себе деньги не могут выступать в качестве активов, а служат лишь для осуществления расчетов, поэтому и есть запрет риба.
Услуги в исламских банках предоставляются посредством финансовых инструментов или механизмов. Их можно подразделить на три группы. В первую - долевые инструменты - входят мудараба и мушарака, которые основываются на разделении прибыли или убытка. Вторую группу составляют долговые инструменты - это мурабаха, иджара, истисна и салям, которые представляют собой торговые соглашения. Третья группа, дополнительные финансовые инструменты, состоит из вакалы, сукук.
Значительный вклад в развитие исламской банковской системы внес Исламский Банк Развития. Это международная организация, его главными целями считаются содействие всестороннему развитию человека, борьба с нищетой, содействие образованию, повышению качества жизни, то есть социальная поддержка нуждающимся, что полностью соответствуют принципам исламской экономики.
На сегодня исламская экономика сложилась в государствах, которые можно отнести к трем группам - это государства с монистической, дуалистической и традиционной моделью развития исламских финансов.
Представителем государства с монистической моделью выступает Судан, в котором на законодательном уровне успешно функционирует полностью исламская банковская система.
К государствам с дуалистической моделью можно отнести Малайзию, Бахрейн, Пакистан, Турцию. Это означает, что в данных странах наряду с традиционными банками действуют также исламские. Данная модель эффективна в государствах со значительным мусульманским населением.
Г осударством, с положительным опытом внедрения исламского банкинга, считается Малайзия. Согласно прогнозам ЦБ Малайзии доля активов исламских банков к 2020 году может достигнуть 40% от общей величины активов банковского сектора Малайзии.
Исламский банкинг активно развивается в развитых немусульманских странах, таких как, Великобритания, Германия, Франция, США, которые являются государствами с традиционной моделью. Распространение исламских банков в этих странах явилось ответом на растущую потребность от мусульманского населения.
В странах СНГ исламский банкинг слабо развит в связи с низкой степенью информированности клиентов, государства об исламских финансах, а также несоответствия принципов исламской экономики национальному законодательству.
Мусульманские страны благодаря нефти и газу играют важную роль в мировой экономике. Основной объем международных исламских активов на банковских счетах приходится на девять рынков, пять из них составляют государства Персидского залива. Одновременно исламская индустрия существенно укрепила позиции в Индонезии, Турции и Пакистане.
В соответствии с проведенным исследованием были выявлены факторы, оказывающие влияние на величину совокупных банковских активов. К ним относятся количество исламских банков и стран, в которых действует исламский банкинг, численность мусульманского населения и ВВП на душу населения, которое пользуется услугами исламских банков. По результатам анализа было установлено, что данные факторы оказывают сильное влияние на объем совокупных исламских банковских активов. Наибольший рост совокупных активов возможен при увеличении количества исламских банков.
В своем развитии исламские финансовые институты сталкиваются с определенными препятствиями.
Во-первых, это кадры. Распространение исламских финансовых институтов способствует появлению потребности в квалифицированных специалистах, чего должным образом не могут обеспечить учебные заведения.
Во-вторых, конкуренция. По сравнению с традиционными банками исламские недостаточно развиты, следовательно, у традиционных банков продукты и услуги более конкурентоспособны.
В-третьих, управление рисками. В связи с функционированием исламских банков в соответствии с Шариатом это подвергает их к дополнительным рискам.
В-четвертых, стандартизация характеризуется отсутствием единых стандартов составления финансовой отчетности для исламских банков.
В-пятых, следование принципам Шариата, которое является основным условием функционирования исламских финансовых институтов.
К примеру, в Казахстане проблемы развития исламского банкинга состоит в малом количестве исламских финансовых организаций, неправильного понимания и несостоятельности принятия населением исламских финансовых инструментов необходимости дальнейшего совершенствования законодательства.
Как считают эксперты, рост рынка исламских финансовых услуг зависит от таких факторов, как:
- признание, что исламские банки предназначены не только для мусульманского населения;
- следование принципам исламской экономики и установление единой модели шариатского регулирования;
- осознание того, что в основе исполнения договоров и соблюдения принципов исламского финансирования лежат идеология и вера;
- инновации в разные виды финансовых продуктов, разработка исламских оригинальных решений и предоставление альтернативных возможностей по сбережению и инвестициям.
Благодаря большому числу мусульман и географической близости к странам со значительным населением, исповедующих религию ислам, Россия имеет большой потенциал в сфере исламских финансов.
Распространение исламского банкинга в России может благоприятно воздействовать на экономику страны: привлечением восточных инвестиций, в то время как Западом были введены санкции; вовлечением в банковскую систему ранее неиспользованного капитала; выгодой при приобретении товара в сравнении с взятием кредита.
В ходе изучения исламского банкинга были выявлены основные направления совершенствования исламских кредитно-финансовых
организаций. Данные направления состоят в следующем:
а) содействие финансирования при участии в капитале, установление связей между реальными и финансовыми секторами, необходимость изыскания способов широкого использования долевого финансирования;
б) распространение исламских финансовых услуг, разработка различных микрофинансовых продуктов для обездоленных членов общества;
в) установление соответствия законодательной базы и денежно-кредитной политики, создание равных условий для работы исламским и традиционным банкам;
г) осуществление периодической оценки рынка исламских банковских услуг и его влияния на общество.
д) приобщение стандартов к правовой среде какой-либо страны;
е) мероприятия, целью которых является повышение уровня нравственности в бизнесе;
ж) ребрендинг исламских финансов, осознание того, что исламские финансы основаны на принципах справедливости, равенства, законности
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 3.02.1996 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 20.04.2015;
2. Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) - фетвы/ Пер. М.Ф.Муртазина.-М.,2003. 175 с.;
3. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - изд. дом Марджани, М., 2009. 315 с.;
4. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: Диссертация на соискание ученой степени доктора эк. наук / Беккин Р.И. - Москва, 2009;
5. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития/ П.Трунин, М.Каменских, М.Муфтяхетдинова.-М.:ИЭПП, 2009 .88 с.;
6. Исламские финансовые рынки и финансовые инструменты:
Уч.пособие/М.Э.Калимуллина.- НабЧелны: «Духовно-деловой центр
«Ислам Нуры», 2013.278 с.;
7. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые
аспекты/ Под ред. Р.И. Беккина. -М.: Ummah, 2004. 283 с.;
8. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые
аспекты.-М.,2004. 246 с.;
9. Мудараба: шариатский стандарт №13: пер. с англ./Организация бух.учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ); под общ. ред. Р.И.Балшев и др.-М.:Исл.книга, 2010.40 с.;
10. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса.- Умма, М.;2004. 47 с.;
11. Основы этических (исламских) финансов: Уч.пособие/ под ред. Е.А.Байдаулет. - Павлодар, 2014.325 с.;
12. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. «Исламская финансовая и банковская система: философия, принципы и практика». Казань, «Линова-Медиа», 2012.536 с.;
13. Тимирясов В.Г. исламская модель финансово-кредитных отношений:
учеб.пособие/ В.Г.Тимирясов, Г.Н.Белицкая, О.М.Закирова,
Г.Т.Гафурова.- Казань.: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010.160 с.;
14. Алискеров М.С. Сложности лишь стимулируют к максимально быстрому и эффективному поиску решений / Алискеров М.С. // Рынок ценных бумаг - 2014. - № 10. - с. 20-22.
15. Беккин Р.И. Механизмы финансирования, используемые в исламском банковском деле// Международное и зарубежное банковское право.-2007. №4. С. 45;
16. Габбасов Р.Р. Исламские финансовые институты и их роль в российской экономике / Габбасов Р.Р. Вахитов Г.З. // Банковское дело. - 2014. - № 7. - с. 76-79;
17. Гурина Л.А. Особенности банковских операций в странах с мусульманским правом// Финансы и кредит.- 2000.№9. С. 12-13;
18. Данилова Е. есть ли будущее у «исламской экономики»? Страна перед выбором пути дальнейшего хозяйственного развития// Азия и Африка сегодня. 2004.№ 1. С. 19-24;
19. Джабиев А. Перспективы применения принципов исламской экономики в хозяйственной деятельности субъектов в рамках законодательства РФ// Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. -М., 2004. С. 38-41;
20. Ефременко И.Н. Исламские финансы в формировании новой институциональной основы мировой финансовой архитектуры// Фин/ исследования, 2007. № 3. С. 3-9;
21. Журавлев А. Особенности функционирования исламских банков// Ближний Восток и современность.- М., 2002. С.46-60;
22. Журавлев А.Ю. Размышления об исламской экономике //Азия и Африка сегодня.- М.: 2002. №5. С.34;
23. Калимуллина М.Э. Британский опыт развития исламских финансовых продуктов: проблемы и достижения.//Финансы. -М., 2010. №9. С. 73-74;
24. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса и современная деловая практика: эффект финансовой колеи// Вестник Финансовой академии. -М., 2010. № 6 (60). С. 71-74;
25. Калимуллина М.Э. Потребительские предпочтения на рынке исламского финансирования// Рынок ценных бумаг Казахстана. -Алматы, 2010. № 12 (200). С.32-35;
26. Марчуков В.Ф. Деньги, кредит, банки в исламских странах: Учебное пособие / Марчуков В.Ф. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 130 с.;
27. Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире// мировая экономика и междунар. отношения. 2004. № 6. С 29-37;
28. Мусаев Р.А. Исламские финансовые институты в мировой экономике / Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2013. - № 2. - с. 18-28;
29. Мухаметшин Д.Ф. / Инструментарий исламской экономики / Мухаметшин Д.Ф. // Экономические науки. - 2010. - № 12. - с. 65-68;
30. Рахметова А.М. Роль исламского банкинга в сближении банковского и реального секторов экономики / Рахметова А.М. // Банковское дело. - 2012. - № 9. - с. 73 -76;
31. Сюкияйнен Л.Р. Об изучении правовых основ исламской экономики// Финансовое право. 2006. № 3. С. 37-39;
32. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламского финансирования: взаимодействие исламской и европейской правовых культур// Междун. Конф. «Исламское финансирование: развитие в России».М., Исламская книга, 2010. С. 31-32;
33. Чокаев Б.В. Исламские финансы как направление развития финансовой системы и экономики в целом / Чокаев Б.В // Рынок ценных бумаг - 2014. - № 10. - с. 10-13;
34. Яндиев М.И. Формирование индустрии исламских финансов в России / Яндиев М.И. // Рынок ценных бумаг - 2014. - № 10. - с. 6-8;
35. Банки.ру. информационный портал: банки, вклады, кредиты, ипотека, рейтинги банков России. Режим доступа: http://www.banki.ru/ (дата обращения 15.03.2016);
36. Бизнес, технологии, идеи, модели роста. Режим доступа: https://vc.ru/ (дата обращения 05.04.2016);
37. Википедия - сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org;
38. Инфо-СМИ. Режим доступа: http://news-kaz.ru/ (дата обращения
17.04.2016);
39. Исламская экономика, бизнес, финансы. Режим доступа: http://www.muslimeco.ru/ (дата обращения 23.04.2016);
40. Исламский бизнес и финансы. Режим доступа: http://islamic-finance.ru/ (дата обращения 04.04.2016);
41. Исламский информационный портал. Режим доступа:
http://www.islam.ru/ (дата обращения 25.03.2016);
42. Исламский, мусульманский сайт - Islam-Today.ru- Ислам Сегодня. Режим доступа: http://islam-today.ru/ (дата обращения 23.04.2016);
43. Кавполит. Режим доступа: http://www.kavpolit.com/ (дата обращения 21.04.2016);
44. Калимуллина М. Исламский банкинг в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика. Режим доступа: http://www.muslimeco.ru/opubl/54 (дата обращения 21.04.2016);
45. Некарсов Ю. Банкинг по законам шариата, Банки и деловой мир. Режим
доступа: http ://www.bdm. ru/arhiv/2007/03/45. htm. (дата обращения
10.02.2016);
46. Нигматзянова А. Исламский банкинг: специфика и перспективы. Режим
доступа: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-20 (дата обращения
21.04.2016);
47. Новости Казахстана на сегодня. Режим доступа: http://bnews.kz/ru (дата обращения 14.04.2016);
48. Новости Казахстана на сегодня. Режим доступа: https://kapital.kz/ (дата обращения 14.04.2016);
49. Отчет о конкурентоспособности исламских банков в международной
банковской системе 2014-2015 гг. Режим доступа:
www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Islamic-Banking-Competitiveness- Report-2015-rus/ ile/Islamic-Banking-Competitiveness-Report-2015-rus.pdf (дата обращения 14.04.2016);
50. Страховые услуги: страхование имущества, автострахование,
ответственности, личное. Режим доступа: http://www.strahyi.ru/ (дата обращения 30.03.2016);
51. Экспертно-информационная интернет-площадка. Режим доступа: http: //www.arafnews. ru/ (дата обращения 15.04.2016);
52. Ausaf Ahmad. Contemporary Practices of Islamic Financing
Techniques//Islamic Economic Studies.-1994.-Vol.1, No.2.- P.33;
53. Badawi Z.M. Islamic Finance and the role of the state//Islamic Banker.- 1999.- № 45. -October.-P.16.;
54. Chapra M.U. What is Islamic Economics?-Jeddah, 2001.-P. 33;
55. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice.-Lahore, 1970. P.18;
56. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice (Foundations of Islamic Economics).London: Hedder and Stoughton 1986. P.147;
57. Mudawi B.Placing Medium and Long Term Finance by Islamic Financial Institutions. -Jeddah, 2004. P.70;
58.Seif el-Din Tag-el-Din. What is Islamic Economics? // Review of Islamic Economics.- 1994.-Vol.3 No.2 - P.97-100;
59.Siddiqi M.N. Teaching Economics in Islamic Perspective.-Jeddah, 1996. P. 6¬7;
60.Islamic Development Bank, http://www.isdb.org/;
61.Istisn’a Corporation, http://www.istisna.kz/rus/.