Введение 4
Глава 1. Теоретические основы патриотического сознания в молодежной среде 8
1.1 Социально-психологические методы развития патриотизма на современном
этапе 8
1.2 Особенности патриотического сознания молодежи 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению социально-психологических особенностей патриотических чувств у молодежи 38
2.1 Организация практической деятельности по формированию
патриотического сознания 38
2.2 Результаты исследования 45
Глава 3. Разработка коррекционно-психологической программы по формированию патриотического сознания молодежи средствами социально
психологического тренинга 53
3.1 Роль и место активных социально-психологических тренингов в
формировании патриотического сознания 53
3.2 Программа социально-психологического тренинга 64
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Приложение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране последних десятилетий привели к целому ряду негативных последствий. Снижение экономического потенциала России, падение престижа на мировой арене, накопившиеся внутренние проблемы негативно отразились на моральном и психологическом климате наших граждан. Ситуацию усугубило и то, что политики, вставшие у руля постперестроечной России, утверждали, что патриотизм - отжившая ценность, атавизм имперских устремлений, несовместимый с построением свободного демократического общества. В отсутствии государственной идеологии и политической воли исследованию патриотического сознания и воспитанию патриотических чувств молодежи практически не уделялось внимания. Результатом явилась депатриотизация части населения, особенно молодежи: отказ от службы в армии, эмиграционные настроения, глубокое отчуждение народа от всей системы властных и социальных структур государства.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования.
Хотя, практика работы таких учреждений в вопросах патриотического воспитания свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась ещё стройная система гражданско-патриотического воспитания подростков. Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков.
Высокий статус проблемы патриотизма в общественном сознании и социально-практической деятельности состоит не только в идеологической значимости, но и в том, что он является важным механизмом, который обеспечивает консолидацию различных социальных групп общества, объединяет народ ценностными установками по отношению к своему Отечеству, дает толчок к осознанию себя единой гражданской общностью. Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма у россиян закреплена в принятой недавно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Особое место в данной программе уделяется патриотическому воспитанию российской молодежи. Молодежь всегда была авангардом общества в борьбе за социально-экономические и политические преобразования. И от того какие представления и ценности определяют гражданское сознание российской молодежи во многом зависит безопасность и благополучие нашей страны.
В настоящее время в учреждениях образования важное место уделяется тому, как проводится патриотическое воспитание школьников. Эта деятельность является целенаправленной системой методов воздействия на личность с целью формирования активной жизненной позиции гражданина- патриота своей Родины. Такую работу нужно осуществлять на основе качественно нового представления о воспитании, в котором учитываются отечественные традиции, национально-региональные особенности и имеющийся педагогический опыт.
Объект - патриотическое воспитание в молодежной среде.
Предмет исследования - методика проведения социально-психологического тренинга по формированию патриотического воспитания старших подростков.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является рассмотрение социально-психологических особенностей патриотического сознания в молодежной среде.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы патриотического сознания в молодежной среде.
2. Провести опытно-экспериментальная работа по определению социально-психологических особенностей патриотических чувств у молодежи.
3. Разработать коррекционно-психологическую программу по формированию патриотического сознания молодежи средствами социально-психологического тренинга.
Организация патриотического воспитания подростков средствами социально-психологического тренинга будет эффективной при соблюдении следующих условий:
-развитии потребности к этнической самоидентификации и дифференциации;
-активизации деятельности подростков в учебной и внеучебной деятельности по освоению языка, культуры, традиций своего народа;
-создании форм деятельности, средств, методов как межкультурного диалога взрослых и сверстников;
-установлении взаимодействий образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства.
Источниковая база исследования. В современной России многие исследователи (Г. Б. Мазилова, Ф.С. Махов, С.Н. Чистяков, и др.) действительно констатируют усиление роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности россиян. Однако кризисные явления
отмечаются и в отношении этнокультурной идентичности российской молодежи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования патриотического воспитания подростков, создании, целенаправленной программы средствами социально-психологического тренинга.
Изучив теоретические аспекты заданной темы, и проведя практический анализ, мы пришли к следующим выводам.
Актуальностью данной работы стало осознание кризисной, по сути, социально-исторической ситуации современной России: утратой нашим
обществом традиционных российских ценностей (патриотизма, коллективизма, уважения к старшим, трудолюбия, взаимной поддержки, служения Отечеству); снижением воспитательного воздействия образования как важнейшего фактора формирования патриотизма; ориентацией большинства представителей молодого поколения на нетрадиционные для России ценности (индивидуализма, потребительства, культа насилия, материальных ценностей и развлечений, неуважительного отношения к старшим, безразличного или негативного отношением к прошлому, настоящему и будущему своей страны; нежелания служить своему Отечеству).
Перечисленные проблемы создают угрозу национальной идентификации русского и других коренных народов России, потери стабильности, целостности страны и ее процветанию. Система образования, по мнению исследователей много лет обучает и воспитывает ребенка, который никому ничего не должен: ни семье, ни обществу, ни государству
Поэтому сегодня, не смотря на усилия государства, требуется огромная работа всех институтов социума «по активизации внутреннего ядра российского общества, его способности продуцировать современные формы поведения, (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка)». Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.
Это требует осмысления будущим педагогом задач и содержания патриотического воспитания старших школьников; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее социально-психологическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.
В школах и других образовательных учреждениях вводятся программы факультативов, кружков, основной целью которых является патриотическое воспитание детей. Здесь работа педагога будет направлена на развитие у учащихся гражданской и социальной ответственности. Помимо этого, у школьников на основе материалов по краеведению (жизни знаменитых земляков, история и традиций) воспитывается патриотизм. Чтобы вырастить гражданина нового поколения, трепетно относящегося к своей Родине, стоит приложить максимум усилий практически всем учителям школы. Это должна быть работа не только классного руководителя или педагога, ведущего факультатив по этому направлению, но и других сотрудников, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс. Так, периодически рекомендуется проводить мероприятия, носящие идеи гражданственности и патриотизма.
К примеру, это может быть классный час «Линейка памяти» или подобные занятия. В настоящее время школы должны проводить не только обучение, но и воспитание школьников. Работы юных авторов патриотической тематики могут публиковаться в школьной газете. Перед детьми рекомендуется ставить определенные цели исследования по изучению истории Родины, в том числе и региона, в котором они живут. Проводя такую работу, ученики не только учатся собирать информацию, но и начинают осознавать ее ценность, знакомятся со многими фактами, которые помогают гордиться своей страной, а также местностью, где они живут.
Задачи патриотического воспитания:
-разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
-развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
-формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
-создавать социально-психологические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военноспортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
Программу социально-психологического тренинга проходят юноши и девушки в возрасте от 16 до 17 лет при условии полной добровольности. Основным методом диагностики является беседа. Проводят ее психологи, специально приглашенные для подготовки методик и выполнения диагностических задач до начала и в процессе работы группы. Существует проблема отказа подростка от участия в работе группы. В этом возрасте личность особенно ранима, следовательно, возникает необходимость щадить самолюбие подростка. И данные барьеры психолог должен уметь преодолевать, но делать это в тактичной форме, не нанося подростку психологической травмы.
Программа социально психологического тренинга на базе ГАУСО «КЦСОН в городском округе «город Казань» основывается на принципе поэтапности.
Когда каждый дальнейший этап должен логически следовать за предыдущим. Подросток будет постепенно углубляться в процесс осознания себя, открывая разные стороны своего «Я». В ходе занятий у участников развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации программы на базе ГАУСО «КЦСОН в городском округе «город Казань»:
-развитие традиций гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;
-снижение уровня правонарушений и преступлений;
-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социальнопсихологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-рост социального оптимизма подрастающего поколения;
-поддержка инновационной деятельности социально-психологического коллектива, оптимизация учебного процесса;
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика формирования гражданско-патриотических, духовно-нравственных ценностей.
1. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социальнокультурной деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2014. - 134 с.
2. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. докт. пед. наук. Якутск, 2012. - 351 с.
3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2012. - 164 с.
4. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2013. - № 1. - С. 2.
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 2011. - 145 с.
6. Бурменская .В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 2013. - 37 с.
7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика патриотического воспитания. М. издательство Флинта 2011. - 152 с.
8. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 2011. - 57 с.
9. Выготский Л.С. Педагогика подростка - М. 2012. - 90 с.
10. Гаврилушкин С. А. Психологическая специфика проявления ответственности личности студентов с различной патриотической направленностью: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 215 с.
11. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 2013. - 89 с.
12. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с подростками. М.,
2012. - 66 с.
13. Ефремова Г. И., Серегина А. А. Формирование преодолевающего поведения и социально-психологической зрелости молодежи в условиях кризиса: монография. - М: Проспект, 2009. - 240 с.
14. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 2013. - 88 с.
15. Здерева Г. В. Патриотизм и патриотическое воспитание / под ред. проф. В. И. Щеголя. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2014. - 316 с.
16. Ингенкамп, К. Социально-психологическая диагностика: [пер. с нем.] / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 2012. - С. 19.
17. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка - учителю. М., 2012. - 44 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 2013. - 90 с.
19. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.. По лабиринтам души подростка. Минск., 2013. - 34 с.
20. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 2013. - 56 с.
21. Крутецкий В.А. Основы социально-психологической психологии.- М.: Просвещение, 2011. - 92 с.
22. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2015.328 с.
23. Курвинен Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба Красная звезда)/ Е. Е. Курвинен // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 91-95.
24. Мазилова Г. Б. Динамика социальной идентичности в меняющихся социальных условиях: автореф. дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2011. - 45 с.
25. Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М., 2012. - 99 с.
26. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 2012. - 152 с.
27. Методический сборник по организации летнего отдыха подростков Лето - 2012 составитель Корсак Е.Н. - Минск 2012. - 58 с.
28. Мудрик А.В. Общение как фактор патриотического воспитания подростков, М.Педагогика, 2011. - 135 с.
29. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2013. - 45 с.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2013. - 82 с.
31. Немов Р.С. Психология книга 2 -М. издательство Владос 2012. - 89 с.
32. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 2011. - 334 с.
33. Психология современного подростка под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 2011. - 172 с.
34. Пономарева И.А., Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности. / В сборнике: Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Л. Набока, 2011. С. 255-260.
35. Профилактика социальных отклонений. Учебно-методическое пособие. / В.П. Соломин и др. / Под ред. В.П. Соломина. ГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011. - 45 с.
36. Самоукина Н.В. Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 2012. - 346 с.
37. Свободное время подростков: социализация или девиация: Учебнометодические материалы/ под ред. Л.. Борисовой - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 152 с.
38. Соколова В.Н., Юзефович .Я. Отцы и подростки в меняющемся мире - М. Высшая школа, 2013. - 200 с.
39. Станкевич П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. Автореферат дисс. к.п.н. СПб., 2010. - 16 с.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, издательство Феникс, 2011. - 86 с.
41. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 2013. -
182 с.
42. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных
учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация... кандидата социально
психологических наук: 13.00.05 Москва, 2007. - 211 с.
43. Титов Б. А. Социализация подростков, подростков и юношества в сфере патриотического воспитания. СПб, 2011. - 111 с.
44. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 2013. - 234 с.
45. Ушинский К.Д. Патриотическое и социально-психологическое значение привычек. - М.: АПН РСФСР, 2011. - 346 с.
46. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. - М., 2012. - 187 с.
47. Шильгави В.П. Начнем с игры: Для руководителей дет. коллективов театр. самодеятельности.- М.: Просвещение, 2012. - 164 с.
48. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики.- М.:ИМ0, 2012. - 99 с.
49. Штейн В.С. Проблема простых норм патриотизма и справедливости. В сб. Актуальные проблемы марксистской этики.- Тбилиси: изд. Тбилисского ун-та, 2011. - 150 с.
50. Шульгин Л.В. К вопросу о понятии, и структуре культуры поведения. В сб.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры.- Челябинск: Ижно-Уральское книжн.изд-во, 2011. - 235 с.