Введение 5
Глава I. Теоретические основы мотивация личностных достижений младших школьников средствами портфолио 9
1.1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.2. Исследование возможности портфолио как инструмента мотивации
личностных достижений младших школьников 22
Выводы по 1 главе 35
Глава
П.Экспериментальноеисследованиеактивностиирезультативностимотивациил
личностных достижений младших школьников средствами портфолио 36
2.1 Оценка исходного уровня личных достижений младших школьников 36
2.2. Исследованиединамикиизмененияуровняличностныхдостижений
младших школьников средствами портфолио 45
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «...достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.», которые могут быть измерены с помощью «портфолио» младших школьников.
Личностные результаты - новый вид требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования. Как формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы и как их проверить с помощью «портфолио» младших школьников? Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Идея портфеля индивидуальных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации.
В России, говоря о портфеле индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. О собрании работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорят многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном опыте.
Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования.
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в использовании портфолио младших школьников в целях мотивации их личностных достижений. Поскольку основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к работе с «портфолио» и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы к внедрению в учебный процесс портфеля индивидуальных достижений.
Цель исследования: исследовать и экспериментально проверить эффективность мотивации личностных достижений младших школьников средствами портфолио.
Объект исследования: участие младших школьников во внеклассных мероприятиях.
Предмет исследования: портфолио как средство мотивации
личностных достижений младших школьников.
Гипотеза исследования: личностная активность возрастет, если:
1. Если достижения будут фиксироваться в портфолио
2. Если мотивация направлена на повышение активности
3. Высокие достижения дают возможность существенно повысить результативность ученика (рейтинг)
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать возможности портфолио как инструмента мотивации личностных достижений младших школьников;
3. Оценить мотивацию активности внеклассной деятельности;
4. Экспериментально исследовать активность и результативность мотивации личностных достижений младших школьников средствами портфолио.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, беседа, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут определить уровень мотивации личностных достижений младших школьников средствами портфолио.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке, апробировании и экспериментальной проверке эффективности методики работы с «портфолио» младших школьников, способствующей достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для реализации цели были последовательно решены четыре задачи.
Согласно первой из них, в работе были рассмотрены теоретические основы понятия «портфолио», его структура и содержание. Был сделан вывод о том, что разработка и создание портфолио необходимо для того, чтобы создать для каждого ребёнка ситуацию успеха, повышать учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать умения учиться, содействовать индивидуализации образования.
На констатирующем этапе экспериментальной работы была
проведена диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий с использованием трех методик - «Шкалы выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензовой, «Задания на выявление уровня моральной децентрации» Ж. Пиаже, модификации методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн.
Согласно третьей задаче, в работе была представлена специально разработанная методика работы с «портфолио» младших школьников. На формирующем этапе эксперимента данная методика была апробирована на экспериментальном 2 «Б» классе.
На контрольном этапе работы, было проведено экспериментальное исследование динамики уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников. Подтверждение результатов, полученных по данным методикам, позволяет сделать вывод об эффективности разработанной методики работы с «портфолио» младших
школьников при достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы. И хотя изменения, зафиксированные на контрольном этапе эксперимента, минимальны ввиду временной непродолжительности исследования, в целом можно сделать вывод о подтверждении гипотезы работы.
Данная работа очень важна для психолого-педагогической науки и, особенно, практики, поскольку в ней освещена малоизученная проблема. Методика, представленная в настоящей работе, может быть успешно использована учителями при создании «портфолио» в начальной школе.
1. Баранов С.П. Педагогика: учебное пособие /. Баранов С.П,.Болотина Л.Р, Сластёнин В.А. - М.: Просвещение, 2012. - 368 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов /. Бордовская Н.В, Реан. А.А .- СПб. 2015. - 304 с.
3. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. - 2015. - №2. - С. 4.
4. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2013. - №6. - С.45-
49.
5. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
6. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.
Асмолова. - М.: Просвещение, 2015. - 148 с.
8. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова // Образование в современной школе. - 2013. -№5. - С. 23-27.
9. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания / Е.А. Коновалова // Практика административной работы в школе. - 2015. - №5. - С. 20-22.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова - М.: Просвещение, 2015. - 79 с.
11. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебнометодическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М., 2014. - 67 с.
12. Лизинский М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания / М. Лизинский // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2015. - №3. - С. 87.
13. Лобода Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения Ю. Лобода // Педагогическая диагностика. - 2015. - №4. - С. 71.
14. Макарова Е. Портфолио как он есть / Е. Макарова // Библиотека в школе «ПС». - 2015. - №6. - С. 12.
15. Меттус Е.В. Живая оценка: Портфолио в школе / Е.В. Меттус. - М.: Глобус; Волгоград: Понорама, 2015. - 272 с.
16. Новикова Т.Г. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике российской школы / Т.Г. Новикова // Методист. - 2015. - №4. - С. 31.
17. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» / Т.Г. Новикова // Директор школы. - 2014. - № 7. - С. 45-48.
18. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? / Т.Г. Новикова // Методист. - 2014. - № 5. - С. 56-59.
19. Новикова Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся / Т.Г. Новикова // Профильная школа. - 2014. - № 2. - С. 48-56.
20. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 215 с.
21. ПейнС.Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / С.Дж. Пейн // Директор школы. - 2013. - № 1.- С. 65-67.
22. Первушина Н.М. Технология работы с портфолио в системе оценки достижений учащихся / Н.М. Первушина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2014. - №3. - С. 23-26.
23. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2015. - 120 с.
24. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2013. - 245 с.
25. Портфель достижений ученика. - Курган: Институт усовершенствования учителей, 2014. - 87 с.
26. Портфель ученика // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2013. - С. 123-132.
27. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2014. - № 5. - С. 65-67.
28. Прутченков А.С. Ролевая игра «Портфолио», или папка личных достижений ученика / А.С. Прутченков // Методист. - 2015. - №2. - С. 11.
29. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 176 с.
30. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2013. - 320 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2014. - 32 с.
32. Федотова Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио / Е.Е. Федотова // Методист. - 2015. - №5. - С. 27.
33. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб:, 2014. - 554 с.
34. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» / М.П. Черемных // Практика административной работы в школе. - 2015. - №5. - С. 32.