Введение
Глава I. Иллюстрация как средство интерпретации текста
1.1. Образность как основа изобразительного искусства и литературы
1.2. Использование тропов в иллюстрировании: сущность и виды тропов, их
роль в создании образности художественного произведения
1.3. Иллюстрирование как творческая практика, позволяющая
визуализировать литературный образ
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические условия и психофизиологические особенности развития образного мира учащихся начальных классов
2.1. Возрастные особенности учащихся начальных классов и их готовность к
художественной деятельности
2.2. Специфика проведения интегрированных уроков предметной области
«искусство» (рисования) и «литературного чтения» для детей младшего школьного возраста в контексте ФГОС
2.3. Творческая практика как основа развития образного мира обучающихся
начального класса
Выводы по второй главе
Глава III. Опытно-экспериментальная работа «Иллюстрирование как средство развития образного мира учащихся начальных классов»
3.1 Программа исследования «Иллюстрирование литературных тропов как средство развития образного мира учащихся начальных классов»
3.2. Методика проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения»
«Иллюстрирование как средство развития образного мира учащихся начальных классов»
3.3. Описание методики проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения»
«Иллюстрирование как средство развития образного мира учащихся начальных классов»
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Список сокращений
Приложения
Стремительное падение чтения в стране - тревожное явление. Каждые три года в рамках Международной программы PISA[65], разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проводится исследование качества образования в различных странах мира. Полученные итоги в этом документе, огорчают: с каждым разом, исследование показывает, что качество нашего образования падает. Особенностью программы PISA является ориентация на оценку читательской грамотности.
У современных школьников нет желания читать, а от этого зависит качество всего процесса обучения. Как же приспособить учеников к чтению? Для этого необходимы такие методы работы, которые способствовали бы у учащихся вызвать интерес к чтению [18].
Так как на сегодняшний день не имеет значения скорость чтения учащегося, нами рассматривается вопрос понимания прочитанного произведения, умение работать с текстом. При выборе путей сближения к литературном произведению, вникание читаемого происходит не только во время перелистывания страниц, но и при рассматривании иллюстраций.
Умение работать с текстом (начального общего образования 1-4 классы), подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом. За последние годы система образования поменяла свои образцы обучения. На сегодняшний день степень сложности гуманитарных и технических задач от школы требует формирование творческой личности [22]. В связи с этим ставится цель развития личности ученика.
Задача в школе состоит в том, чтобы научить учащихся читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты. Чтение и размышление над текстом помогает достичь свои цели, прибавить знание и возможности, быть причастным к социальной жизни [55].
Государственный Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Из метапредметных требований можно выделить те, на которое направлено наше исследование. Такие требования как:
- «. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
В предметных требованиях ФГОС к литературному чтению входят следующие требования:
- «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности ... »;
- «овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»;
- «умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.».
В предметной области «Искусство» согласно требованиям ФГОС таковы:
- «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства»;
- «.выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру» [70].
При поддержке литературного произведения иллюстрациями, то у читателей повысятся эмоции и произведение будет восприниматься лучше.
Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им.
Повысить интерес к чтению можно путем иллюстрирования, путем синтеза урока чтения и рисования. С помощью интегрированных уроков можно в полной мере погрузиться в текст. Программа по литературному чтению начальной школы Российской федерации включает в себя такие литературные формы как: сказки, стихи, загадки, поговорки, пословицы. Эти жанры литературы насыщены тропами [3]. Тропы помогают визуальному построению художественного образа. Визуальный язык более понятен для восприятия школьниками начальной школы, чем абстрактный язык литературы. Иллюстрирование тропов позволяет через визуальные средства понять художественный образ в литературе.
Если же на интегрированных уроках будут использоваться тестовые задания, составленные по требованиям программы PISA, то можно будет цель урока направить на формирование функциональной грамотности, так как при чтении заданий необходимо владеть читальской грамотностью [27].
Создание иллюстрации - это сложный, многогранный процесс, требующий от учащихся начального класса определенной суммы знаний о предметах и явлениях окружающего мира, развитого образного мышления и творческого воображения [15].
Центральной проблемой художественного творчества является процесс создания художественных образов. Художественный образ - понятие многогранное и сложное [9]. И этот образ нужно уметь создавать.
Восприятия художественного образа раскрывается в работах современных исследователей, как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) - с автором произведения. Данный подход отражен в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Б.М. Теплов); психологов (Р. Арн-хейм, Л.С. Выготский),
искусствоведов (В.Р. Виппер, СМ. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологов (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятелей культуры и искусства (В.В. Кандинский, А. Матисс, К.С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский и др.) [46].
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты интеллектуальных действий, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия [24].
Развитие творчества в ребенке нужно начинать еще с дошкольного возраста. Заинтересованность во всем, активность помогает им в этом. Очень важно не упупстить и не дать детям «угаснуть». Ведь развитие творчества в дальнейшем помогает им в выбранном профессиональном пути. Все, что бы мы не делали происходит путем размышления, воображения, а в некоторых случаях и фантазирования.
Проблемная ситуация: Развитие творческой личности является одной из приоритетных педагогических задач. Теоретическое изучение литературы и занятия рисованием (как и музыкой) развивают образный мир ребенка. Понимание литературных тропов как основы литературного образа представляет собой сложный процесс для учащихся начальных классов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что иллюстрирование как форма
художественной практики способно в доступной форме интерпретировать литературные тропы через визуальные образы. Разработка методики проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения» позволит интенсифицировать творческое развитие ребенка.
Объект исследования: иллюстрирование как творческая практика.
Предмет исследования: Развитие образного мира учащихся
начальных классов на интегрированных уроках предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения» средствами 7
иллюстрирования: дети, как правило, изучают либо сказки, в которых используются устаревший язык, либо малые формы языка (пословицы, поговорки), которые еще не понятны ребятам, либо литературное произведение образного мира, который рассчитан на возраст человека.
Цель исследования: разработать методику проведения
интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения на основе исследования «Развитие образного мира учащихся начальных классов средствами иллюстрирования исследования».
Задачи исследования:
1. изучить образность как основу изобразительного искусства и литературы;
2. рассмотреть подходы иллюстрированию в контексте интерпретации художественного произведения;
3. проанализировать иллюстрирование как средство визуализации
литературного образа и как творческую практику;
4. изучить возрастные особенности учащихся начальных классов и их готовность к художественной деятельности;
5. разработать специфику проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения» для обучающихся начального класса;
6. рассмотреть педагогический потенциал творческой практики как основы развития образного мира;
7. разработать программу исследования, провести исследования и проанализировать результат.
База исследования: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани.
Положения, выносимые на защиту:
1. иллюстрирование как визуальная творческая практика способствует пониманию специфики литературного образа;
2. развитие образного мира учащихся начальных классов составляет основу развития творческой личности;
3. междисциплинарный подход, реализуемый на интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения» способствует творческому развитию детей младшего школьного возраста.
Научная новизна состоит в определении методических подходов к развитию образного мира учащихся начальных классов средствами иллюстрирования литературных тропов на основе эмпирических данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что выявлены дидактические возможности иллюстрирования литературных тропов и психофизиологические особенности развития образного мира учащихся
начальных классов, определена специфика проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения» для детей младшего школьного возраста, обосновано развитие образного мира учащихся начальных классов средствам творческих практик.
Практическая значимость исследования в разработке и апробации методики интегрированного урока предметной области «искусство» (рисования) и «литературного чтения», в основе, которой лежит иллюстрирование литературных тропов.
Раскрыть тему диссертации «Иллюстрация как средство интерпретации текста» удалось обозначив образность в литературе, определив функцию литературных тропов в иллюстрировании и разобрав цель использования иллюстрации в литературе.
Образ является основным моментом в литературе, а тропы - это графическая сторона произведения.
«Педагогические условия и психофизологические особенности развития образного мира учащихся начальных классов» нам помогли: определить возрастные особенности учащихся при обучении их готовность к художественной деятельности, разобраться в специфике проведения интегрированных уроков для учеников начального класса и возраста в контексте ФГОС, убедиться в том, что творчество - основа развития образного мира учащихся начальных классов.
По ходу анализа исследования выяснилось, что: активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредством применения новых технологий, методов и типов уроков.
Интегрированность знаний является одним из способов повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков в начальной школе достаточно актуальна.
Границы детей младших классов, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Для решения поставленной задачи в опытно - экспериментальном параграфе работа решились задачи, что касается составления программы исследования «Иллюстрирование литературных тропов как средство развития образного мира учащихся начальных классов»; описание методики проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисование) и «литературного чтения»; методика проведения интегрированных уроков предметной области «искусство» (рисование) и «литературного чтения».
В ходе исследования была построена и проведена программа исследования для учащихся экспериментальной группы. Для определения степени понимания средств художественной выразительности языка и деятельности художника - иллюстратора проведено тестирование.
Провели проверку эффективности методики обучения
иллюстрирования, рассмотрели что привлекло учащихся и какие дает возможности, а так же выяснили, какие могут быть затруднения процесс иллюстрирования.
Рассписали метод проведения урока по изучению художественно - выразительных средст языка.
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники / И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапшина. - Волгоград: Учитель, 2012г. - С. 16 - 19.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2006 г. - С. 189 - 181.
3. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа, 2008г. - №4.- С. 80-81.
4. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология / А.В. Акрушенко.- М.: Эксмо, 2011г. - С. 223 - 225.
5. Андреева В. А. Особенности системы иллюстрирования в дизайн - концепции школьного учебника/ В.А. Андреева // Текст. Книга. Книгоиздание, 2013г. - № 1. - С. 75 - 83.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008г. - С. 187 - 190.
7. Багин В. В. Межпредметная интеграция как фактор оптимизации учебного процесса / В.В. Багин // Сибирский педагогический журнал, 2006г. - № 2. - С. 33 - 37.
8. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира / М.И. Балагурова // Открытый урок. - М.: Просвещение, 2004г.- №7. - С. 11 - 15.
9. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая проблема / М. Е. Бершадский. - М.: Центр « Педагогический поиск», 2004г. - С. 112 - 113.
10. Бессонов Б.Н. Методы и концепции социально - исторического познания/ Б.Н. Бессонов //Специфика социально - исторического познания и исследования образования: учеб. пособие. - М.: МГПУ, 2009г.- С. 86 - 88.
11. Борисов Е.Б. О содержании понятий художественный образ и образность в литературе и лингвистике / Е.Б. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета, 2009г. - №35. - С. 20 - 26.
12. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Минск: изд-во Гревцова, 2009г. - С. 240 - 243.
13. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Начальная школа. - М.: Просвещение, 1998г. - С. 34 - 40.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Г. Григорьев. - М.: Академия, 2000г. - С. 29 - 34.
15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис - Пресс, 2004г. - С. 44 - 48.
16. Дубинкина Г.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Пермь-Березники. ПОИПКРО, 1999. 39 с.
17. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся / Н. Ф. Ефремова // Сибирский педагогический журнал, 2006г. - №1. - С. 66 - 81.
18. Затямина Т.А. Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика / Т.А. Затямина. - Волгоград: ВГАПК РО, 2008г. - С. 20 - 24.
19. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981г. - С. 91 - 92.
20. Иванов Д.В. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.В. Иванов // Чистые пруды. - М: Просвещение, 2007г. - С. 180-184.
21. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению / Т.В. Калашникова // Начальная школа. - 2005г. - №7. - С. 9 - 13.
22. Калмыкова З.И. Понимание школьниками учебного материала / З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. - 1986г. - №1. - С. 87-94.
23. Каясова Т.А. Сборник объяснительных диктантов: методич.пособие. 2 класс / Т.А. Каясова. - Самара: Современные образовательные технологии, 2011г. - С. 33 - 35.
24. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012г. - С. 54 -56.
25. Коложвари И.Е. Интегрированный курс, как его разработать / И.Е. Коложвари, Л. А. Сеченикова // Народное образование, 1999г. - № 1. - С. 219
- 223.
26. Коложвари И.Е. Как организовать интегрированный урок / И.А. Коложвари, Л.А. Сеченикова // Народное образование. - 1996. - № 1. - С. 87
- 89.
27. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе/Ю.М. Колягин! // Начальная школа. - 2006г. - №4. - С.52-53.
28. Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г. - С. 100 - 103.
29. Коростелева Е.Ю. Система технологической подго- товки учителей по развитию речи младших школьников / Е.Ю. Коростелева // Вектор науки ТГУ. - 2010г. - №3. - С. 319 - 321.
30. Кочергина Л.Л., Тропкина Л.А. История - литература. Интегрированные уроки. 11 класс / Л.Л. Кочергина, Л.А. Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2003г. - С. 166 - 169.
31. Коханик Н. А. Нравственно - эстетическое воспитание! школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России: диссертация канд. пед. наук / Н.А. Коханик. - М., 2003г. - С. 98 - 102.
32. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал, 2011г. - №5. - С. 7 - 11.
33. Кузин B.C., Яременко Е. О. Изобразительное искусство 1-4 классы. Программа. Программно-методические материалы. Начальные классы / В.С. Кузин, Е. О. Яремеко. - Изд. переработано. - 3-е изд. - М.: Дрофа., 2001г. - С. 22 - 25.
34. Кулагин П. Г. Межпредметные1 связи в процессе1 обучения / П. Г. Кулагин.
- М.: Просвещение, 1981г. - С. 55 - 57.
35. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Волгоград: «Учитель», 2006г. - С. 196 - 199.
36. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В. В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2008г. - С. 108 - 110.
37. Лазарева С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. / С.Ю. Лазарева // Начальная школа, 2011г. - № 5. - С. 33 - 37.
38. Лялина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам / В.Н. Лялина // Начальная школа, 2006г. - №21. - С. 21 - 25.
39. Ляхов В.Н. Искусство книги. Избранные историко - теоретические и критические работы / В.Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1999г. - С. 180
- 184.
40. Мельник Э. С. Интегрированные уроки при изучении природы / Э. С. Мельник, Л. А. Исаева // Начальная школа, 1998г. - № 5. - С. 74 - 76.
41. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование / В.Н. Максиимова. - М.: Просвещение, 2001г. - С. 66 - 68.
42. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. - Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999г. - С. 54 - 57.
43. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребенке / А.А. Мелик - Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008г. - С. 140 - 142.
44. Мельник Э.Л. Интегрированные уроки в начальной школе/ Э.Л. Мельник, Л.А. Корожиева // Начальная школа, 1995г.- С. 78- 80.
45. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа, 2011г. - № 6. - С. 33 - 42.
46. Михайлова Л.Я. Театр после театра / Л.Я. Михайлова // Начальная школа, 2000г.- №16. - С. 33 - 35.
47. Модышевская Г.И. Нестандартные формы работы с детской книгой / Г.И. Модышевская // Начальная школа, 2000г. - №7. - С. 9 - 13.
48. Москвин В.П. Типология повторов как стилистической фигуры / В.П. Москвин // Русский язык в школе, 2000г. - №2. - С. 81 - 83.
49. Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций / В.П. Москвин //Филологические науки, 2002г. - №4. - С.70 - 72.
50. Новоженина Л.В. Интегрированные уроки при обучении грамоте / Л.В. Новоженина // Начальная школа, 2007г. -№1. - С. 48-49.
51. Обнорская О. А. Учу детей чтению-общению / О.А. Обнорская //Начальная школа, 2005г. - №2. - С. 26 - 29.
51. Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека: учебное пособие / Ю.А. Огородников. - М.: Просвещение, 1992г. - С. 77 - 79.
52. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью / Л.М. Пакша // Начальная школа, 2010г. - № 12. - С. 40 - 44.
53. Первова Г.М. Читательская компетентность младших школьников / Г.М. Первова // Сборник материалов из опыта работы областной эксперименталь¬ной площадки МОУ лицей № 29 г. Тамбова: Инновационная начальная школа, 2008г. - С. 32 - 34.
54. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. - М.: Владос. - 2000г . - С. 355 - 357.
55. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах / Е. И. Руднянская. - Волгоград: «Учитель», 2002г. - С. 49 - 52.
56. Рутковская А. П. Рисование в начальной школе / А. П. Рутковская // Нева. - М.: Олма Пресс, 2002г. - №7. - С. 38 - 41.
57. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе / А.И. Санников. - М.: Флинта, 2011г. - С. 187 -
190.
58.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - М.: АРКТИ, 1997. - С. 88 - 93.
59. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова . - М.: МГННУ, 2006г. - С. 63 - 66.
60. Салтыков М.В. Почему художников привлекает книга / М.В. Салтыков // Художественная школа, 2005. - №1. - С. 40 - 45.
61. Сенько Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007г. - С. 122 - 125.
62. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении / Н.Н. Светловская // Начальная школа, 2005г. - №5. - С. 57 - 60.
63. Светловская Н.Н. О чем надо помнить, обучая младших школьников... / Н.Н. Светловская // Начальная школа, 1999г.- №8. - С. 2 - 5.
64. Святкова О.П. Развиваем творческие способности/ О.П. Святкова. - М.: изд-во Розовый слон, 2002г. - С. 4 - 6.
65. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2001г. - С. 111 - 113.
66. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока: практ. пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Е. Ю. Сухаревская. - Ростов н/д: Учитель, 2003г. - С. 75 - 78.
67. Тимофеева О. В. Метафора в художественной репрезентации мира (на материале произведений английских и американских писателей): дис. канд. филол. наук / О.В. Тимофеева. - М., 2011г. - С. 34 - 36.
68. Тихомирова И.И. Что могут родители?/ И.И. Тихомирова // Школьная библиотека, 2005г. - №12. - С. 32 - 35.
69. Туктагулова М.Н. Методическая система подго- товки учителя к речевой деятельности в парадигме пе- дагогической поддержки / М.Н. Туктагулов // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология, 2011г. - №2. - С. 187 -
191.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования(1- 4кл.) [Электронный ресурс] URL: минобрнауки. рф. / документы / 922 (Дата обращения: 18.05.2016).
71. Шабалина З.И. На пути обновления начальной школы / З.И. Шабалина // Начальная школа, 2003г. - №7. - С. 78 - 79.
72. Шадриков В. Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа, 2008г. - № 5. - С. 6 - 12.
73. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе / Г.В. Шакина. - Волгоград: Учитель, 2009г. - С. 72 - 77.
74. Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н.П. Шишлянников // Начальная школа, 2004г. - № 10. - С. 25 - 30.
75. Шмидт Е.А. Интегрированный урок: лекция / Е.А. Шмидт . - Волгоград: ВГАПК РО, 2008г. - С.194 - 200.
76. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования и интересы в обучении / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004г. - С. 86 - 89.
77. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 - 6 классах / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001г. - С. 55 - 59.
Б.
1. Алабина Р.И. Методика обучения иллюстрированию младших школьников [Электронный ресурс] / Р. И. Алабина. - Режим доступа: URL: http: //www.nsportal .ru
2. Зымалева Л.К. Некоторые актуальные проблемы современной детско- юношеской иллюстрации [Электронный ресурс] / Л.К. Зымалева. - Режим доступа: URL: http://www.klauzura.ru
Список сокращений:
1. МАОУ - Муниципальное автономное общебразовательное учреждении
2. МОУ - Муниципальное общеобразовательное учреждение
3. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
4. PISA - Programme for International Student Assessment (Международная оценка образовательных достижений учащихся)
5 OECD - Organisation for Economic Co-operation and Development (ОЭСР - Международной организацией экономического сотрудничества и развития)