Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В США

Работа №61791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЧАЛО ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В США 10
2. АМЕРИКАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ В ХХ ВЕКЕ:
СТАНОВЛЕНИЕ АВТОКЕФАЛИИ 34
3. АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
НА РУБЕЖЕ ХХ-XXI ВВ. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

Актуальность исследования. В постсоветский период отечественной истории произошли значительные перемены во взаимоотношениях нашей страны с Соединенными Штатами Америки. Эти перемены вызвали повышенный интерес ко всем сторонам жизни американцев, в том числе и к их религиозности, в которой есть место не только протестантизму во всех его модификациях и католицизму, но и православию. Последнее близко нам по многим причинам, в том числе и потому, что оно привнесено в США и утверждено там Русской православной церковью более двухсот лет тому назад. И свою автокефалию Православная церковь в Америке тоже получила от Московского патриархата в 1970 г., что не только существенно повысило статус данной конфессии в США, но и стало эпохальным событием в истории Вселенского православия, которое обогатилось пятнадцатой поместной церковью со своей спецификой, не имеющей прецедентов в истории христианства.
Изучение процесса становления православия в США, и ознакомление с современным состоянием Православной церкви в Америке позволяют лучше понять религиозную ситуацию в этой стране, где наряду с упомянутой церковью имеется ещё несколько не зависящих от нее церковных объединений различной православной юрисдикции, полнее представить место православия в поликонфессиональной структуре США. Тем самым можно будет четче уяснить роль православия в налаживании и укреплении духовных контактов православно верующих россиян с американскими единоверцами, число которых измеряется миллионами.
Вместе с тем исследование места и роли православия в США актуально и с богословско-исторической точки зрения. Без такого исследования нельзя составить точное и всестороннее представление о самой молодой из поместных автокефальных православных церквей, а следовательно, и о православии в целом, сферой влияния которого некоторые ошибочно считают лишь Ближний Восток, Центральную и Восточную Европу, а также европейско-азиатскую Россию, тогда как оно православная традиция вышла далеко за пределы указанных регионов. Между тем в научной литературе и учебных пособиях Православной церкви в Америке уделяется недостаточно внимания.
Всем выше сказанным и обуславливается актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Процесс возникновения, становления и развития православия в США длительное время не вызывал особого интереса не только у отечественных авторов, но и у зарубежных исследователей религии, считавших данный процесс чисто американским явлением с трудно прогнозируемыми последствиями, поскольку протекал он в протестантско-католической среде, отнюдь не дружественной по отношению к православию.
Столетие со времени появления в 1794 г. на Североамериканском континенте первых миссионеров - представителей Русской православной церкви отечественная церковная печать отметила всего лишь журнальными статьями, адресованными преимущественно священнослужителям и богословам.
В советское время (в пятидесятые годы прошлого столетия) официальный орган Русской православной церкви «Журнал Московской патриархии» напомнил своим читателям о судьбах православия в Америке. Но это напоминание было довольно глухим и к тому же выражающим критическое отношение к американским религиозным реалиям того времени, в том числе и к состоянию православия в этой стране.
Положение несколько изменилось лишь в начале 70-х годов ушедшего столетия, когда Американская митрополия, преодолевая различные внутренние нестроения, стараниями Русской православной
церкви превратилось в Автокефальную православную церковь в Америке. Это событие было воспринято её членами как ядро будущей Американской православной церкви, а весьма многочисленные скептики охарактеризовали как незаконнорожденную структуру, не имеющую шансов на успех.
Это неординарное, хотя и противоречиво оцененное явление вызвало к жизни ряд публикаций обобщающего характера, как в США, так и за пределами страны.
В частности, вышла в свет книга американского священнослужителя архимандрита Серафима (Сорренси) «История православной церкви в Северной Америке в двадцатом столетии». «Журнал Московской патриархии» опубликовал в двух номерах за 1971 г. пространную статью К.Е. Скурата «Автокефальная православная церковь в Америке». Оба автора - члены Русской православной церкви, ратовавших за автокефалию упомянутой Американской митрополии, что и определило апологетический характер содержания публикаций.
Также стоит отметить и целый ряд публикаций справочно- обобщающего характера. Но научного ажиотажа упомянутое событие не вызвало. Более того, американские исследователи не православного вероисповедания либо недооценили значимость образования Автокефальной православной церкви в Америке для религиозной жизни США, либо вообще проигнорировали данное событие как малозначимое . Об этом красноречиво свидетельствует следующий факт: автор фундаментальной «Религиозной истории американского народа», изданной в США в 1972 г., с удивлением констатировал, что во многих публикациях по истории религии в США православие не только не характеризуется, но и не упоминается вовсе.
Увеличение интереса к судьбам православия в США приходится на начало 90-х годов все того же XX столетия. Это было вызвано отмечавшимся в 1994 г. двухсотлетием появления на Аляске русской православной миссии, положившей начало распространению православия на Североамериканском континенте, а после продажи Аляски в 1867 г. США - на всей территории Соединенных Штатов Америки.
В юбилейный и последующие годы православные издательства США выпустили немало монографий и сборников, посвященных прошлому и настоящему не только Православной церкви в Америке, но представительствам других Поместных Церквей - прежде всего таким влиятельным, как Греческая и Антиохийская архиепископии. Однако общеамериканского звучания этот юбилей не получил, а за пределами США (в том числе и в России, к этому юбилею в общем-то непосредственно причастной) этому события было уделено мало внимания как исследователями, так и публицистами - не только светскими, но и церковными.
В советское время получил освещение лишь один (и притом не самый значимый) фрагмент истории православия в США: американский период, деятельности Русской православной церкви за границей. Зарубежные публикации о ней весьма многочисленны, но написаны они, как правило, её представителями.
В постсоветский период отечественной истории краткая и потому недостаточная информация о прошлом и настоящем православия в США содержится в некоторых учебных пособиях по религиоведению, да в энциклопедиях, справочниках и словарях религиоведческого содержания, что позволяет составить лишь самое общее и весьма поверхностное представление о данном феномене религиозной жизни Североамериканского континента.
Таким образом, исследований и публикаций аналитического и обобщающего характера, создающих целостную картину состояния православия в Соединенных Штатах Америки, в России пока довольно мало. Это не позволяет в полно мере проанализировать американский опыт приобщения к православному христианству, существенно отличающегося от традиционных для США протестантизма и католицизма.
О православии в США имеется и ряд диссертационных исследований: Озеров Д.Е. «Православие в США: возникновение, развитие, современное состояние», дисс. канд, филос. наук; Хайрулина П.А. «Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина): последняя треть XIX - начало XX вв.», дисс. канд, ист. наук.
Объектом исследования выступает православная конфессия на Североамериканском континенте.
Предмет исследования - история и современное состояние Православной церкви в Соединенных Штатах Америки.
Цель данной работы - проанализировать процесс зарождения, становления и организационного оформления Православной церкви в США и его современного состояния.
Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть историю православной миссии на
Североамериканском континенте;
• Проследить исторический путь Православной церкви в Америки в ХХ веке и её становление в качестве автокефальной церкви;
• Охарактеризовать современное положение Православной церкви в США.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: а) принцип историзма, предусматривающий конкретно-исторический подход к процессу возникновения, становления и структурирования основных компонентов православия в Соединенных Штатах Америки; б) системный анализ, создающий возможность получения целостного представления о прошлом и настоящем православия в США.
Источниковую базу исследования преимущественно составляют периодические издания Американской митрополии и Московской патриархии, в которых отражены основные вехи и события, связанные с функционированием митрополии, и которые отражают положения дел православной церкви в США. К таковым изданиям относятся: Американский Православный вестник, Журнал Московской Патриархии. Также источниками по данной теме служат отчеты еп. Тихона (Беллавина) когда он возглавлял Алеутскую и Североамериканскую кафедру.
Научно-практическая значимость исследования состоит в систематизации имеющегося на сегодняшний день материала о православной церкви в США. Также к научной новизне следует отнести и то, что в работе изучены и охарактеризованы важнейшие составляющие становления Православной церкви в США, и рассмотрено современное состояние Православной конфессии в Америке.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы исследования будут способствовать более обстоятельному и всестороннему изучению отечественными авторами места и роли православия в религиозной структуре Соединенных Штатов Америки, степени влияния православных объединений этой страны на состояние всей полноты православия в современном мире, а также перспектив превращения православия в Америке в американское православие.
С практической точки зрения, как фактический материал, так и теоретические обобщения, содержащиеся в данной работе, могут использоваться в проведении лекций и издании учебных пособий по широкому кругу церковно-исторических дисциплин - в первую очередь те разделы, которые посвящены миссионерской деятельности и истории Православной церкви на Североамериканском континенте.
Структура работы. Данное исследование включает в себя введение, три раздела, заключение, список литературы,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За более чем два века своего существования в США православие стало пусть и не ключевой, но тем не менее явной и неотъемлемой составляющей американского образа жизни, вполне ощутимым фактором американской духовности в ее религиозном проявлении. Поэтому исследования и описания духовной жизни населения этой страны, не учитывающие названную составляющую и игнорирующие данный фактор, есть и впредь будут не просто неполными, урезанными, а недостаточно достоверными и, следовательно, неадекватными.
Между тем в настоящее время этот компонент в лучшем случае недооценивается, а в худшем, который бывает чаще всего, - просто не замечается и потому начисто игнорируется. И случается такое, как было отмечено, не только с отечественными исследователями, но и с американскими.
Православию в США пока ещё далеко до той завершенности, которая присуща ранее сформировавшимся поместным православным церквам Старого Света. В частности, оно расколото на множество православных юрисдикции каждая из которых стремится утвердиться в этой стране как нечто совершенно самостоятельное и вполне самодостаточное. Поэтому все эти юрисдикции воспринимаются значительной частью американской общественности не в их совокупности, а порознь, вне взаимосвязи друг с другом. Они как бы теряются в массе мелких деноминаций различной конфессиональной принадлежности и не принимаются в расчет.
А между тем, взятые в совокупности и воспринимаемые как различные структуры одной и той же вероисповедной ориентации, эти юрисдикции суммарно образуют в США хотя и не монолитный, но тем не менее общий церковный массив, достигающий от 3 до 5 млн. единоверцев. В количественном отношении он уступает лишь протестантам и католикам, но превосходит любую нехристианскую конфессиональную группу. Поэтому, как только все православные структуры в США (или хотя бы большая их часть) консолидируются, а такая консолидация в той или иной форме рано или поздно все же произойдет, православие станет в Соединенных Штатах Америки куда более влиятельной религиозной силой, чем сейчас. И результаты этого влияния станут очевидными для всех американцев.
По нашему убеждению, это обстоятельство непременно должно учитываться при прогнозировании перспектив дальнейшего развития православия в США.
Продолжение процесса укоренения православия в американскую духовную среду сказывается ещё на одной специфике его нынешнего бытия. В отличие от протестантизма и католицизма, которые давно уже перестали быть на Североамериканском континенте конфессиями иммигрантов, а стали собственно американскими модификациями христианства, православие в США, несмотря на свой двухсотлетний юбилей, пока ещё такой трансформации в полную меру не проделало.
Во многих православных образованиях, имеющихся в Соединенных Штатах Америки и именуемых экзархатами, епархиями и т.п., этнокультурное начало их деятельности, напоминающее об оставленной родине, все ещё преобладает над, собственно, религиозным, хотя последнее более значимо для православия, как и для христианства в целом. Да и сами эти образования воспринимаются значительной частью граждан США, что было отмечено нами, всего лишь как зарубежные представительства православных церквей Старого Света.
И тем не менее, вслед за Православной церковью в Америке, давно переставшей быть объединением иммигрантов, и другие церковные структуры православной ориентации, функционирующие в этой стране, постепенно врастают в американский уклад религиозной жизни, американизируются, не теряя своей конфессиональной специфики. Это врастание стимулируется и ускоряется тем, что меняется ментальность (в том числе и религиозная) все более отдаляющихся потомков прошлых иммигрантов - как священнослужителей новых генераций, так и прихожан. А такие перемены, сколь бы медленными они ни были, с неизбежностью влекут за собой новые подходы к самому православию: от него ждут не ностальгических напоминаний о прошлой жизни предков в Старом Свете, а помощи в решении нынешних проблем, в обилии возникающих в Новом Свете.
И эту особенность православия в США не следует оставлять без внимания, иначе они не будут иметь адекватного представления о динамизме религиозной жизни в Соединенных Штатах Америки и о месте в ней православия.
Хотя православие существует в Соединенных Штатах Америки более двух веков, оно все ещё не структурировалось в соответствии с каноническими нормами и обрядовыми традициями Вселенского православия. Лишь одна из многочисленных православных структур США легализирована в каноническом отношении, обретя статус Православной церкви в Америке. Но произошло это лишь в 1970 г., и упомянутый статус пока ещё одобрен не всеми поместными автокефальными православными церквами. Остальные структуры существуют в Соединенных Штатах Америки в общем-то неканонично с общеправославной точки зрения и, строго говоря, составными частями американского православия не являются: это всего лишь американские структуры зарубежных поместных православных церквей, не только не солидаризирующиеся с Православной церковью в Америке, но и противостоящие ей, причем такое противостояние нередко переходит в открытую и весьма острую конфронтацию.
Поэтому, не правы те отечественные исследователи, которые в своих публикациях, в том числе и учебно-методического характера, где понятийно-терминологическая точность особенно важна, именуют православные объединения в США Американской православной церковью, тогда как в действительности в этой стране в настоящее время имеется лишь частично признанная Православная церковь в Америке и множество разноформатных церковных структур, вообще не подлежащих признанию из-за их неканоничности. Американской православной церковью эти объединения станут лишь в том случае, если найдут пусть и не традиционную для Вселенского православия, но все же приемлемую для него форму консолидации с Православной церковью в Америке, и образуют единую общеамериканскую церковную структуру. Пока же такой структуры в Соединенных Штатах Америки нет и в ближайшем будущем она вряд ли появится.
Сказанное, конечно же, не означает, что у православия в Америке нет шансов на то, чтобы если не в обозримом, то хотя бы в отдаленном будущем трансформироваться в Американское православие, а Православная церковь в Америка не сможет в том же временном отрезке превратиться в Американскую православную церковь, аналогичную Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и пр. Нам представляется, что такие шансы у православия в Америке имеются, но претворять их в реальность придется не одному поколению наследников бывших иммигрантов из стран православного региона. Есть эти шансы и у Православной церкви в Америке, но до ее превращения в Американскую православную церковь должно будет пройти очень много времени.
Конечно, эти характеристики исходят из сегодняшнего состояния православия в Соединенных Штатах Америки, которое может претерпеть какие-то изменения уже к моменту защиты. Поэтому они не претендуют ни на высокую точность, ни на предельную исчерпанность. Упомянутые прогностические характеристики преследуют более скромную цель: с их помощью можно сориентировать тщательное и всестороннее изучение процесса дальнейшей американизации православия в США с тем, чтобы своевременно зафиксировать его превращение в Американское православие со всеми его атрибутами, присущими автокефальной православной церкви.
Такое изучение - и только оно одно - позволит получить ответ, аргументированный и ясный, на поставленный вопрос: сможет ли православие, давно утвердившееся в Соединенных Штатах Америки, так трансформироваться, чтобы и основы своей многовековой стабильности, свой вероисповедный и обрядовый традиционализм сохранить, и к по- протестантски динамичной американской реальности (как социальной, так и религиозной) адаптироваться.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ