ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ГЛОБАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1 Государственные программы с использованием навигационно-информационных технологий 5
1.2 Частные программы с использованием навигационно-информационных технологий 15
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ 23
2.1 Положительный эффект для безопасности дорожного движения
от навигационной информации 23
2.2 Недостатки программ глобального действия 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В мире происходят глобальные процессы «оцифровки» экономики, изменяется технологический уклад, быстрыми темпами формируется новая инфраструктура, изменяется форма самоорганизации общества. Старая модель индустриального и постиндустриального общества уходит в прошлое. Совсем скоро развитыми будут считаться те общества, которые быстрыми темпами смогли сформировать новую форму экономики и самоорганизации.
Наиболее заметными в развитии элементов цифровой экономики сферами экономической деятельности, являются транспорт и торговля. При этом автомобильные перевозки являются самым массовым видом транспорта, обеспечивающим доставку пассажиров и грузов «от двери до двери». Широкое развитие технологий спутниковой навигации, информатизация производственных процессов, автомобилизация населения, развитие мгновенных коммуникаций и средств связи обеспечили безусловное лидерство автомобильного транспорта в развитии цифровой экономики.
В последнее время активно внедряются государственные и частные программы глобального действия, использующие навигационно-информационные технологии.
Каждая из этих программ были задуманы и реализуются во спасение или во благо. В тоже время, нарушение информационной безопасности этих и подобных систем (программ) напрямую и косвенно влияет на национальную безопасность, а может угрожать здоровью и жизни пользователей.
Проблема, которая решается в настоящей работе, заключается в ответе на вопрос: каковы последствия для безопасности дорожного движения, экономики страны и общества в целом от реализации проектов, применяющих в своей основе навигационную информацию?
Объект исследования: использование навигационной информации в организации дорожного движения.
Предмет исследования: влияние навигационной информации на безопасность дорожного движения.
Цель исследования - исследовать влияние навигационной информации на безопасность дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристики государственных программ,
применяющих навигационно-информационные технологии.
2. Рассмотреть примеры частных программ, использующих навигационно-информационные технологии.
3. Выделить положительный эффект для безопасности дорожного движения от навигационной информации.
4. Проанализировать недостатки программ глобального действия.
Методы исследования: анализ литературных источников, нормативных документов по проблеме исследования; изучение практического опыта водителей, наблюдение, опрос.
Практическая значимость
Результаты работы в виде основных положений, выводов и заключения могут быть применены как в качестве аналитического материала для подготовки работников, обслуживающих навигационные проекты, так и для дальнейшего исследования, например, выделения способов устранения недостатков программ, использующих для обеспечения безопасности дорожного движения навигационно-информационные технологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Государственные и частные программы глобального действия, использующие навигационно-информационные технологии, такие как «Платон» (12-тонники), тахографы, «ЭРА-ГЛОНАСС», «умное
страхование», «цифровой город», автономные и сетевые автомобили, каршериногвые и райдшеринговые сервисы (uber, gett-taxi, яндекс-такси и т.п.),
В каждой такой программе есть как существенные преимущества, так и значительные недостатки. Например, «Платон» предполагает весомый вклад в региональный и федеральный бюджет; ремонт и строительство дорог, мостов и других дорожных сооружений на эти средства; автоматизацию процесса и простота в использовании. Кроме того, благодаря увеличению выполняемых государством надзорных функций повысится качество предоставления транспортных услуг, существенно сократится количество нелегальных грузоперевозчиков. Это позволит удовлетворить спрос на региональные и межмуниципальные перевозки, позволив крупным и средним автоперевозчикам заместить долю нелегальных компаний. В тоже время, «Платон» - это дополнительные финансовые затраты автоперевозчика и увеличение стоимости транспортных услуг. Так, в первом полугодии 2017 года возможно очередное увеличение тарифов на 7-10%. Кроме того, продолжится тенденция сокращения числа мелких перевозчиков и частичного их поглощения крупными логистическими компаниями.
И о каждой такой программе справедливо суждение: «система еще молода и требует доработки». Продолжая пример с «Платоном», отметим, одной из основных причин разрушения дорог является отсутствие в целом ряде регионов весового контроля. Из-за перегруза автомобилей даже построенные в соответствии со всеми нормами и требованиями дороги быстро приходят в негодность. В регионах, где вопросам весового контроля уделяется больше внимания, состояние федеральных трасс куда лучше. Поэтому практику сбора средств по системе «Платон» следует подкреплять и мерами по сохранности дорог.
В России и США, странах, предоставляющих услуги ГНСС в полном объёме, активно проводится модернизация всех подсистем (орбитального комплекса, наземного контура управления и навигационной аппаратуры потребителя) по вопросам помехоустойчивости, надёжности и совместимости навигационных сигналов. Непосредственными
участниками навигационно-информационного рынка являются операторы сотовых сетей, телематические операторы, картогарфические компании и т. д. и они также принимают непосредственное участие в развитии и модернизации систем ГНСС.
С развитием и проникновением новых технологий во все области нашей жизни, конечно, мы приходим к тому, что появляются проблемы и в области защиты данных. Это одна из наиболее острых тем на текущий момент. На эту тему ежегодно проводится несколько сотен конференций во всех уголках планеты, ведь кибер-атаки - это проблема не только нашей страны, скорее теперь это касается всех нас, как частей глобальной объединенной сети.
Государство, конечно должно принимать активное участие в регуляторики по обеспечению безопасности как частной информации каждого из нас, так и информации международного уровня. К сожалению, ни в России, ни в мире еще не нашли способ гарантировать стопроцентную безопасность от информационных атак. Трудно предположить, когда и при каких условиях будет решена эта задача. До тех пор невозможно будет говорить об существенном распространении «умных» транспортных инфраструктурных подсистем в единое целое, так как риск потерь
слишком велик.
1. Автономные автомобили от Google протестируют в Лондоне. - Режим доступа: https: //www.euromag.ru/catalogs/auto/46445. html
2. Автономные автомобили смогут разговаривать друг с другом. - Режим
доступа: http://vestnik-glonass.ru/news/corp/avtonomnye-avtomobili-smogut-
razgovarivat-drug-s-drugom-/
3. Автопроизводитель инвестирует дополнительные полмиллиарда в сетевые
и автономные авто. - Режим доступа: http://vestnik-
glonass.ru/news/corp/avtoproizvoditel-investiruet-dopolnitelnye-polmilliarda-v- setevye-i-avtonomnye-avto/
4. Автономные машины как технологический тренд. - Режим доступа: http: //www.ng.ru/krugman/2013-02-06/5 auto. html
5. Бортовое устройство 1201 версия 2016. Руководство пользователя. - Режим доступа: http://platon.ru/ru/onboard-devices/models/
6. Бортовое устройство БК-СВП 1.0. Руководство пользователя. - Режим доступа: http://platon.ru/ru/onboard-devices/models/
7. Бортовое устройство БУ 1201. Руководство пользователя. - Режим доступа: http://platon.ru/ru/onboard-devices/models/
8. Вучик, В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А.
Калинина под научн. ред. М. Блинкина. - М.: Издательский дом
«Территория будущего», 2011. - 576 с.
9. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. вузов / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
10. Интеллектуальная аренда автомобилей. - Режим доступа: https://delimobil.ru/
11. Информационный портал о грузоперевозках и логистике. - Режим доступа: http://ati.su/Media/PrintArticle.aspx?ID=5264
12. Как обезопасить навигационную информационную деятельность. - Режим
доступа: http://vestnik-glonass.ru/stati/kak-obezopasit-
navigatsionnoinformatsionnuyu-deyatelnost/
13. Каршеринг. - Режим доступа: https://www.cars-sharing.ru/carsharing
14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195 -
ФЗ. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/
15. Коноплянко, В.И. Организация и безопасность движения: учебник для вузов / В.И. Коноплянко. - М.: Высшая школа, - 2007. - 383 с.
16. Навигационный рынок. - Режим доступа: http://glonassunion.ru/navigation- market
17. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация
транспортных средств. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 35626/f7b2n4f4e982f074aea9 264d8bd9b744b3497df/
18. Платон. Система взимания платы. - Режим доступа: http://platon.ru/ru/faq- one/
19. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения». - Режим доступа: http://platon.ru/wp-content/uploads/2015/04/928 perechen.pdf
20. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 № 474, от 03.11.2015 № 1191) «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1530). - Режим доступа: http://government.ru/docs/16437/
22. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474 «О
приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации». - Режим доступа: http://base. garant.ru/71030920/
23. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 (ред. от
27.02.2016) «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». - Режим доступа:
http://www.consubant.ru/document/cons doc LAW 188541/
24. Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139 «О внесении
изменения в постановление Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191» . - Режим доступа: http://base. garant.ru/71242568/
25. Постановление Правительства РФ от 15.04.2016 № 310 «О внесении
изменений в Правила взимания платы». - Режим доступа:
http://legalacts.ru/doc/postanovleme-pravitelstva-ri-ot-15042016-n-310/
26. Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 г. № 1182 «О внесении
изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». - Режим доступа: http: //platon.ru/wp-
content/uploads/2016/11/0001201611150040.pdf
27. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1483 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». - Режим доступа: http: //platon.ru/wp-
content/uploads/2016/12/0001201612270055.pdf
28. Постановление Правительства РФ от 24.03.2017 № 330 «О размере
коэффициента при взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузными транспортными средствами». - Режим доступа: lmp://platon.i4iAvp-content/iiploacls/2017/03/l 1оста11о1в1е11ие-Х330.рс1Г
29. Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 г. «Об утверждении Положения об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха автомобилей» (с последними изменениями). - Режим доступа:
http://www.6603060.ru/upload/file/taho%20PM%2015%20rezhim%20rabotv.pd f
30. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р «О заключении
концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы «Платон»». - Режим доступа:
http://platon.ru/wp-content/uploads/2015/06/1662-p.pdf
31. Райдшеринг: плюсы и минусы. - Режим доступа: http://www.nat-
geo.ru/travel/299951 -ravdshering-chto-eto-zachem-i-kak/
32. Росавтотранс - http://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/
33. Секретное оружие райдшеринга. - Режим доступа: http://vestnik-
glonass.ru/news/corp/sekretnoe-oruzhie-ravdsheringa/
34. Схема и принцип работы тахографического контроля. - Режим доступа: http://space-team.com/tachograph-control/scheme/
35. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 99374/
36. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82617/
37. Умное страхование. - Режим доступа: http://xn--80aafkdrxiefcwmoj4b.xn-- p1ai/
38. Умное страхование: итоги первого года. - Режим доступа:
http s: //www.ugona.net/article287.html
39. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. с внесенными изменениями от 14.06.12г. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83773/
40. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об
автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». - Режим доступа: http: //platon.ru/wp-
соп1еп1/ир1оайз/2015/04/Федеральный-закон-от-08.11.2007-Ц-257-ФЗ-ред.- от-07.02.2017-Об-автомобильных-дорогах-и-о-дорожной-деятельности-в- Российской-Федерации.. .pdf
41. Федеральный закон от 28.12.2013 № 395-ФЗ «О государственной
автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»». -
Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/30/glonass-dok.html
42. Федеральный закон № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»». - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507130057?index=0&r angeSize=1
43. Федеральный оператор НИС ГЛОНАСС. - Режим доступа: http://www.nis- glonass.ru/projects/era glonass/
44. Что такое умное страхование. - Режим доступа: https://www.in-
touch.ru/carinsurance/kasko/index umnoye strakhovanive.php
45. Цифровой город. Мобильное приложение. - Режим доступа: https://te- st.ru/reports/meetup-digitalcitv-report/
46. Intel прокладывает путь для автономных автомобилей BMW iNEXT,
выпуск которых планируется в 2021 году Intel - автономные автомобили. - Режим доступа: http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/it-
managers/autonomous-cars .html