Введение 4
Глава 1. Текст и личность Аркадия Драгомощенко как объект
рефлексии в современной культуре 8
§ 1.1 Биографический дискурс 8
§ 1.2 Дискурс гуманитарных наук 20
§ 1.3 Публицистика и литературная критика 31
Глава 2. Культура как объект рефлексии Аркадия Драгомощенко.. 41
§ 2.1 Текст Аркадия Драгомощенко как транскультурное и трансдискурсивное поле 41
§ 2.2 Критика культурных конвенций 49
§ 2.3 Стратегии письма и трансформация конвенциональных позиций 57
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. Аркадий Трофимович Драгомощенко (1946-2012), поэт, прозаик, эссеист, переводчик, культуролог, культуртрегер, уникальность литературных практик которого для русской традиции констатировалась отечественными и зарубежными исследователями, являет собой уникальную фигуру русского культурного ландшафта. Являясь одним из самых читаемых русских поэтов в США, на родине он известен пока что почти исключительно специалистам. Декларируемый в русской культуре литературоцентризм и поэзоцентризм русской мысли, входит в противоречие с этим фактом.
Находясь на стыке нескольких традиций, эта космополитическая фигура, чья литературная практика и теоретическая рефлексия направлена на пересмотр традиционных поэтологических установок, должна неизбежно являться точкой средостения многих инокультурных влияний. Тем не менее, интерес к текстам Драгомощенко, отчетливо повышающийся в последние годы, сфокусирован главным образом на филологической и литературоведческой проблематике.
Значение творчества А. Драгомощенко привлекает все возрастающее внимание гуманитариев из различных областей знания. Литературоведы и критики отмечают устойчивое влияние стиля и поэтики на актуальный литературный процесс. Проходят конференции, публикуются монографии и статьи посвященные его творчеству. Выходит специализированные номера ведущих литературных и филологических журналов посвященных его творчеству, не задолго до его смерти был издан специальный том одного из старейших американских славистических журналов “Slavic and East European Journal”. который впервые за свою историю был целиком посвященный живущему, современному русскому поэту. "Для сравнения, таких томов не было посвящено скажем Бродскому или еще какому-то известному на Западе поэту". Организована и успешно существует поэтическая премия им. Аркадия Драгомощенко. По сей день работы А. Драгомощенко обладают высоким индексом цитирования.
Степень разработанности темы. Авторами проявляющими наиболее последовательный интерес к творческим практикам А. Драгомощенко на данный момент являются А. Барзах, Д. Голынко-Вольфсон, Д. Иоффе, К. Корчагин, М. Молнар, Е. Павлов, А. Скидан, М. Ямпольский.
Уже в процессе работы над данной темой была издана первая на данный момент монография посвященная специальному исследованию поэтики Драгомощенко, в которой М. Ямпольский, рассматривает ее в связи с визуальными искусствами в контексте философии постструктурализма.
Из филологических робот необходимо отметить монографию А. Житенева "Поэзия неомодернизма", в которой подробно рассматриваются теоретическая рефлексия и творческие практики А. Драгомощенко, как ложащиеся в основу одного из "неомодернистских" литературных направлений.
Большой интерес представляют материалы ряда прошедших тематических междисциплинарных конференций , посвященных творчеству Драгомощенко, где кроме уже перечисленных авторов были представлены исследования А. Глазовой, Е.Суслова Е. Фанайловой, Т. Эпстайна и других.
Так же авторами важных работ о Драгомощенко являются И. Кребель, А. Левкина, Е. Петровская, Н. Савченкова, С. Суханова, Т. Устинова, В. Федоров и другие авторы.
Объектом исследования является корпус текстов А. Драгомощенко, а также корпус рефлексивных текстов о нем, транслируемый в современной культуре.
Предметом исследования является собственно культурологический ресурс творчества А. Драгомощенко, определяемый как горизонт культурологической проблематики непосредственно затронутой им или опосредованно присутствующей как потенциал в его литературной практике.
Целью работа является актуализация культурологической проблематики, сопряженной с текстами и культурной деятельностью А. Драгомощенко, выявление основных аспектов соотнесения творческого метода автора с русской культурной традицией и анализ влияния его поэтики на современную культурную ситуацию.
Для достижения поставленной цели в исследовании ставятся следующие задачи:
1. Обнаружить корпус рефлексивных текстов, посвященных биографии и литературной практике А. Драгомощенко и выявить особенности и магистральные направления интерпретации.
2. Проанализировать корпус художественных текстов А. Драгомощенко и выявить основные положения его культурной рефлексии.
3. Исследовать влияние творчества А. Драгомощенко на отечественный культурный контекст конца XX начала XXI века.
Методологические основания: для реализации поставленных целей были использованы следующие методы: дискриптивный метод, историко-контекстуальный метод, формально-стилистический анализ текстов, герменевтический метод.
В качестве источников в исследовании были использованы литературные произведения А. Драгомощенко (поэзия, проза, эссеистика), а так же интервью, автобиографические и публицистические материалы периодических изданий, публикации архивных материалов в социальных сетях.
Второй группой источников был корпус текстов исследующих биографию и творческую деятельность автора: научных, публицистических, а так же художественных произведений, в которых присутствует фигура А. Драгомощенко.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые последовательно рассмотрено культурологическое значение радикально-новаторских идей и концептов А. Драгомощенко и их влияние на отечественный культурный контекст конца XX начала XXI века.
Положения выносимые на защиту:
1. Поэтическое и литературное творчество А. Драгомощенко невозможно оторвать от философского и культурологического контекста второй половины XX в.
2. А. Драгомощенко не только усваивал и транслировал постструктуралистский дискурс, но и вносил свои собственные оригинальные концепты при анализе отечественной социо-культурной и художественной ситуации.
3. А. Драгомощенко был не только поэтом и писателем, но и культурологом. О чем свидетельствует корпус текстов, оценка исследователей и самоидентификация.
В работе, посвященной культурологическому ресурсу творчества Аркадия Драгомощенко, мы ставили целью актуализировать горизонт культурологической проблематика сопряженной с его творческой и культуротворческой деятельностью. Проанализировав проведенные материалы мы пришли к следующим выводам.
Драгомощенко являлся маргинальной фигурой не только для советского культурного ландшафта, но и для среды маргинальной "второй культуры". Причины его маргинального положения, как в качестве участника литературного процесса, автора специфического творческого метода, так и в качестве носителя определенных воззрений на механизмы культурных процессов, укоренены в специфической, уникальной для русской традиции современного автору периода, культурной ориентированности, которая находится в конфронтации с доминирующими в культуре концептами в области текстопроизводства и философии искусства. Ее специфика укоренена в обращенности к инокультурному или маргинальному в поле отечественной культуры материалу (философским концепциям постструктурализма, современной американской поэзии и пересмотру иерархии концептов русского литературного авангарда) рефлексия которого неотделима от творческих практик Драгомощенко. Возможность отстранения, через приобщение к другой культуре и оптика схождения перечисленных поликультурных областей образуют единый горизонт осмысления, который неизбежно приводит к рефлексии культуры как внеположной субъекту сферы, что придает тексту Драгомощенко транскультурный статус. Именно транскультурность, понимаемая как объединяющий взгляд поверх эстетических ориентиров и аксиологических иерархий конкретных культур, являясь неотъемлемым качеством рефлексии и творческого метода Драгомощенко, позволяет ему сформировать свои собственные культурфилософские концепты.
Анализ рефлексивных и художественных текстов, культурной деятельности, тематизированные педагогические и культуртрегерские практики позволяют сделать вывод о пристальном внимании Драгомощенко к культурологическим проблемам, утверждать доминанту именно культурологической оптики. Эта оптика, основанная на постструкталистской теории и развивающаяся в русле ее продолжения, то есть установки на критику репрессивных структур соцо-культурной сферы, тем не менее является специфически авторской, связанной с отечественным контекстом, сосредоточенной на проблеме языка и поэтики. Стратегии текстопроизводства включают в себя культурологические концепты автора как неотъемлемую часть и становятся их реальным воплощением в пространстве культуры в виде поэтических практик, что делает поле соприкосновения текста Драгомощенко, несущего в себе потенциал проблематизации традиционного для русской литературы понимания целей и методов творчества, с культурным контекстом перспективной областью для исследования. Это соприкосновение позволяет выявить бытующие в культуре конвенциональные позиции, обнаруживающие в этом соприкосновении тотальный характер своих прескриптивных притязаний, но при этом не подвергающиеся рефлексии изнутри культурной ситуации.
Тем не менее, поэтика Драгомощенко не утилизируется этой целью, а является самоценной и самостоятельной, и факт отчетливого роста интереса к ней не только со стороны теоретиков культуры, но и практиков литературы говорит о потенциале ее востребованности в культуре современной России.
1. Абдуллаев Ш. О Драгомощенко // Новое литературное обозрение. - 2013. - № 121, с. 240-241
2. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. - 591 с.
3. Азарова Н. Межъязыковое взаимодействие в поэзии Аркадия Драгомощенко// Новое литературное обозрение 2015. - № 131. - с. 280¬288
4. Анкудинов К. Помехи информации // Литературная газета. - 2015. - № 8 (6498) URL: http://lgz.ru/article/-8-6498-25-02-2015/pomekhi- informatsii/(дата обращения 12.04.2016)
5. Анкудинов К. Три поэта // Частный корреспондент [07.10.2009] URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=11042(дата обращения 16.03.2016)
6. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е — 1980-е. Под общей редакцией В. В. Игрунова. Составитель М. Ш. Барбакадзе. В 3-х томах. М., Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. Том 1, кн. 1 — 496 стр.; том 1, кн. 2 — 364 стр.; том 2 — 768 стр.; том 3 — 468 стр.
7. Аристов В. «Чтение - не обладание, но просачивание» // Новое литературное обозрение. - 2013. - №121. - с. 247-252
8. Бак Д. Сто поэтов начала столетия: Пособие по современной русской поэзии. - М.: Время 2015. - 427 с.
9. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. М.: Ad Marginem, 2002. - 286 с.
10. Барзах А. Обучение немеющей речи // А. Драгомощенко. Описание. - СПб.: Издательский центр "Гуманитарная Академия", 2000. - с. 5-11
11. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная лититература, 1975 - 504 с.
12. Былина Е. Подпись — АТД: Евгений Былина об Аркадии Драгомощенко URL: http://syg.ma/@kirill-korchaghin/podpis-atd-ievghienii- bylina-ob-arkadii-draghomoshchienko(дата обращения 24.11.2015)
13. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкий — СПб.: Издатальство «Университетская книга», 2001. —416 с.
14. Витте Г. Текучесть слова. Об изгибах одной поэтологической метафоры // Чувство, тело, движение. / Под ред. Кристофа Вульфа и Валерия Савчука. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 273-289
15. Глазова А. О росте поэтической реальности: “настурция как событие” Осипа Мандельштама и “настурция в словесном своем составе” Аркадия Драгомощенко // Международная конференция "Иные логики письма. Памяти АТД" [видео] URL: https://www.youtube.com/watch?v=aD0V-DiZ_TI(дата обращения 10.02.2016)
16. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000 URL: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/gumboldt/0/j8.html(11.12.2015)
17. Голынко-Вольфсон Д. Эссе о невозможности эссе // Новое литературное обозрение 2010. - №104. - с.202-217
18. Драгомощенко А. Memory Gardens: памяти Роберта Крили // Textonly. - 2005. - №13 URL: http://www.vavilon.ru/textonly/issue13/creeley.html(дата обращения 11.10.2015)
19. Драгомощенко А. Mesh // Новое литературное обозрение. -
2011. - № 108. - с. 225-227
20. Драгомощенко А. В поле слова // Митин журнал. - 1986. - № 8 URL:
http://kolonna.mitin.com/archive.php?address=http://kolonna.mitin.com/archiv e/mj08/dragomosh.shtml (дата обращения 08.12.2015)
21. Драгомощенко А. Для чего литературе воображение? // Знамя. - 2006. - №1 URL: http://magazines.russ.rU/znamia/2006/1/voo12.html (12.12.2015)
22. Драгомощенко А. На ёлке постмодернизма URL: http://www.ereading.by/bookreader.php/20469/Dragomoshchenko_- _Na_elke_postmodernizma.html(дата обращения 22.03.2016)
23. Драгомощенко А. О лишнем // Культурология как она есть и как ей быть: Сб.науч.ст. - СПб., 1998. - с. 330-334
24. Драгомощенко А. Описание / Вступ. ст. А. Барзаха, послесл. М. Ямпольского. - СПб.: Издательский центр "Гуманитарная Академия",
2000. - 384 с.
25. Драгомощенко А. Ответы // Новое литературное обозрение. - 2013. - № 121. - с. 277-287
26. Драгомощенко А. Политику // Литературный дневник [16 февраля 2002] URL: http://www.vavilon.ru/diary/020216.html(дата обращения 02.03.2016)
27. Драгомощенко А. Тавтология. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 456 с.
28. Драгомощенко А. Тень черепахи. — СПб.: Борей Арт, 2014. - 106 с.
29. Драгомощенко А. Устанавливая преграды, ветер преобразует таянье вещества // Зинаида Драгомощенко [аккаунт Facebook] URL: https://www.facebook.com/zinaida.dragomoshchenko/posts/666030830193878(дата обращения 10.11.2015)
30. Драгомощенко, А. Устранение неизвестного. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 416 с.
31. Драгомощенко А. Я В(ь) Я // А. Драгомощенко. Фосфор. - СПб.: Северо-запад, 1994. - с. 129-140
32. Живые, или Беспокойники города Питера. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2015. — 496 с.
33. Житенев А. Поэзия неомодернизма: монография. - СПб.: ИНА-ПРЕСС, 2012. - 480 с.
34. Заломкина Г. После прозы // Знамя. - 2014. - №7. - с. 221-223
35. Интервью Аркадия Драгомощенко: О языке пива, постмодернизма и башмаков // Санкт-Петербургский книжный вестник. - 1999. - № 2 (5) URL: http://bookman.spb.ru/05/Drago/Drago.htm(дата обращения: 10.02.2016)
36. Интервью с Александром Секацким (беседовал Сергей Финогин) URL: http://letranger.ru/sekatsky/(дата обращения 02.03.2016)
37. Интервью с Майклом Палмером. Беседует Владимир Аристов // Иностранная литература. - 2013. - №3. - с. 229-232
38. Иоффе Д. Фотоискусство Аркадия Драгомощенко: Новая визуальность и поэтика метафизического охмеления // Новое литературное обозрение № 131 (1/2015), с.302-323
39. История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы. Сборник статей. - СПб, Издательство "Деан" 2000. - 176 с.
40. Корчагин К. Международная конференция «Иные логики письма. Памяти АТД» // Новое литературное обозрение № 134 (4/2015), с. 415-422
41. Корчагин К. На полях гимна (к) речи // Новый Мир. - 2011. - №11 URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/11/kk21.html(дата обращения 15.04.2016)
42. Кребель И., Глатко М. Онто-логика славянского семиозиса: Орнаменталика логической формы и аритмология иероглифического письма // Омский научный вестник № 1 (125) 2014, с. 85-87
43. Кребель И. «Русская философия»: традиция под вопросом // Вестник Омского университетата № 1. 2011. с. 26-31
44. Крусанов П. Триада. — СПб.: Амфора, 2007. - 671 с.
45. Кузнецова А. Ни дня без книги // Знамя. - 2011. - №6 URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2011/6/ku27.html(дата обращения 01.02.2016)
46. Кузьминский К., Л. Ковалев Г. Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны в 5 томах. Т. 3Б URL: http://kkk- bluelagoon.ru/tom3b/dragomoschenko1.htm(дата обращения 08.11.2015)
47. Левкин А. Аркадию Драгомощенко // Воздух. - 2011. - №2-3. - с.5-7
48. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem’93. М., 1994. с. 307-323.
49. Лотман М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // О русской литературе. - СПб.: Искусство-СПБ, 1997 URL: http://aptechka.holm.ru/statyi/teoriya/lotman/lotman28.html(дата обращения: 18.03.2016)
50. Лотман Ю. М. Автокоммуникация: “Я” и “Другой” как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Семиосфера. — С.-Петербург: Искусство—СПБ, 2000. - С.159-165
51. Месяц В. С серебряной ложкой в руке: Лоскутный мемуар (Памяти Аркадия Драгомощенко) // Гвидеон, 2015, №12-13 URL: http://www.gulliverus.ru/gvideon/?article=43273(дата обращения 11.02.2016)
52. Мечковская Н. Б. Язык и религия: лекции по филололгии и истории религии — М.: Агентство "ФАИР", 1998.— 352 с.
53. Минин Е. Ты научила женщин не краснеть // Литературная
газета. - 2012. - №40 (6387) URL: http://lgz.ru/article/N40— 6387 2012-
10-10-/T%D 1 %8B-nauchila-zh%D0%B5nshtin-n%D0%B5- krasn%D0%B5ty19976/ (дата обращения 12.04.2016)
54. Молнар М. Послесловие к стихотворениям А.Драгомощенко // Митин журнал. - 1985. - № 4 URL:
http://kolonna.mitin.com/archive.php?address=http://kolonna.mitin.com/archiv e/mj04/molnar.shtml (дата обращения 08.12.2015)
55. Молнар М. Странности описания // Митин журнал. - 1988. - № 21 URL: http://kolonna.mitin.com/archive.php?address=http://kolonna.mitin.com/archiv e/mj21/molnar.shtml (дата обращения 08.12.2015)
56. Николина Н. Аграмматизмы в современной поэтической речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 4 (1), с. 498-404
57. Отзывы // Воздух. - 2011.- №2-3. - с. 28-33
58. Павлов Е. Тавтологии Драгомощенко // Новое литературное обозрение. - 2015. - №131. - с.289-301
59. Петербургская поэтическая формация: Сборник / Сост. К. Коротков, А. Мирзаев. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО "Издательство К. Тублина", 2008. — 480 с.
60. Петровская Е. Фундамент — пыль // Новое литературное обозрение. - 2013. - №121. - с. 267-273
61. Поляковский В. Дом голода или сублимация ожидания // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 88, с. 319-323
62. Поэт из города бессмертных // Радио свобода [26.09.2012] URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24721097.html(дата обращения 10.02.2016)
63. Разговорный жанр жизнетворчества. Беседы с деятелями культуры, созданные для литературно-философского журнала "Топос"URL: http://www.topos.ru/article/1070(18.03.2016)
64. Рай как полнота языка: Полина Барскова и Евгений Осташевский беседуют о книге Аркадия Драгомощенко «Тавтология» URL: http://www.litsnab.ru/literature/5167(дата обращения 22.11.2015)
65. Ресурсы сопротивления, или как сказать "нет" // Радио Свобода [10.10.2010] URL:
http://www.svoboda.org/content/transcript/2186568.html(дата обращения 10.02.2016)
66. Родин К. Поэт после Витгенштейна // Идеи и идеалы. - 2013. - № 1(15), т. 2, с. 16-22
67. Савченкова Н. Меланхолические практики производства сущего, или О любви к идее порядка // Международная конференция "Иные логики письма. Памяти АТД" [видео] URL: https://vimeo.com/119884341(дата обращения 10.02.2016)
68. Секацкий А. Версия Драгомощенко // А. Драгомощенко. Фосфор. URL: http://www.vavilon.rU/texts/dragomot1.html#sekacki(дата обращения 22.11.2015)
69. Секацкий А. Прикладная метафизика. - СПб.: 2005. - 416 с.
70. Скидан А. АТД: возможность иного // А. Драгомощенко. Тавтология. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - с. 5-12
71. Скидан А. Отступление к истокам высказывания // А. Драгомощенко. Устранение неизвестного. - М.: Новое литературное обозрение, 2013 - с. 5-9
72. Суханова С., Цыпилёва П. Философско-поэтическое переживание мира как элемент славянского художественного сознания: Сковорода и Драгомощенко // Русин. - 2015. - № 3 (41). - с. 144-152
73. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 22 томах. - М.: Художественная литература, 1978-1985. - т. 15. - с. 77-79
74. Топоров В. Питерская поэзия периода ПОСТпоэзии // Петербургская поэтическая формация: сборник. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина» 2008. - с. 9-16
75. Уланов А. В провале птицы // Знамя. - 2011. - №10 URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2011/10/ul23.html(дата обращения 08.12.2015)
76. Уланов А. Заречье // Знамя. - 2006. - №10 URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/10/la19.html(дата обращения 21.11.2015)
77. Фанайлова Е. Величие смерти и ее же ничтожность // Colta [13.09.2012] URL: http://archives.colta.ru/docs/5611(дата обращения: 12.01.2016)
78. Федоров В. Сознание и язык: поиск / подбор языкового значения в поэзии А. Драгомощенко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 2 (293). - с. 152-154
79. Фокин С. Апология тавтологии или дружба как усилие в¬месте // Новое литературное обозрение. - 2013. - №121. - с. 274-276
80. Фосфорический промежуток. Разговор с Аркадием Драгомощенко (беседовал Д. Иоффе) // Топос [07.10.2002] URL: http://www.topos.ru/article/564(дата обращения 05.04.2016)
81. Фуко М. Theatrum philosophicum // Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - с. 441-472
82. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М. Ad Mamginem, 1999. - 454 с.
83. Хеджинян Л. По ту сторону конечности. Памяти Аркадия Драгомощенко // Новое литературное обозрение. - 2013. -№121. - с.237-239
84. Шубинский. В. В разных городах? // Новое литературное обозрение 2011, №109, с. 296-304
85. Эпштейн М. Постмодернизм в России. — М.: Издательство Р. Элинина, 2000. — 368 с.
86. Ямпольский М. Из хаоса. Драгомощенко: поэзия, фотография, философия . - М.: Сеанс, 2015. - 280 с.
87. Ямпольский М. Поэтика касания // А. Драгомощенко. Описание. - СПб.: Издательский центр "Гуманитарная Академия", 2000. - с. 358-376
88. Янышев С. "При чем тут явь..." // Знамя. - 1999. - №1 URL: http://magazines.russ.ru/znamia/1999/1/nab3.html(дата обращения 18.01.2016)