ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «отношение» в психологии 6
1.2. Отношение к школе у младших школьников 13
1.3. Мотивационный и эмоциональный компоненты отношение к
школе младших школьников 20
Выводы 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Результаты исследования 36
Выводы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы отношения к школе и учению определяется теми радикальными преобразованиями, которые произошли в стране за последнее десятилетие практически во всех областях социально - экономической, политической, этнокультурной, образовательной среды. Эти преобразования предъявляют качественно новые требования к человеку, его способности к формированию адекватного отношения к процессу познания в постоянно меняющихся условиях современности. Особенно актуальны проблемы изучения отношения к школе и учению в условиях реформирования среднего образования, суть которого состоит в переходе на четырехлетнее начальное образование за счет снижения возрастных границ младшего школьного возраста.
В психологической науке подчеркивается необходимость изучения детского развития в конкретных исторических условиях, так как психическое развитие во многом обусловлено социальным опытом, представленным в предметах человеческой культуры - науке, искусстве, морали, в обычаях и традициях народа. В этой связи особую значимость приобретает исследование отношений личности с учетом этнокультурного компонента, в частности, изучения отношения к школе и учению в современных реалиях многонациональности российских школ.
Важность исследования определяется местом и ролью системы отношений личности, рассматриваемой у Л.И. Божович и А.Н. Леонтьева как совокупность мотивационных тенденций личности и связанных с ней эмоциональных переживаний, так как стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно-потребностная сфера. Во многих исследованиях отмечается особая роль переходных периодов, при которых наиболее ярко выступает качественная перестройка, происходящая в детской психике (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Н.Поливанова).
Проблема отношения к школе (в том числе детей 6-7-летнего возраста), нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей. При этом подход к проблеме отношения к школе заключается в преимущественном изучении данного феномена, прежде всего, как совокупности учебных мотивов (Л.И.Божович, И.Ю.Кулагина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова). Отношение включает в себя не только мотивационно-потребностный, но и эмоциональный компонент
(А.Д.Андреева, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, Т.А.Нежнова, А.К.Маркова).
Несмотря на то, что рассматриваемая проблема нашла свое отражение во многих исследованиях, остается открытым вопрос об особенностях содержания мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной
квалификационной работы: «Особенности мотивационного и
эмоционального компонентов отношения к школе у младших школьников»
Цель исследования: Изучить мотивационный и эмоциональный компоненты отношения к школе у младших школьников.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы отношения к школе у младших школьников;
2. Выявить содержание мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе у младших школьников;
3. Определить особенности содержания отношения к школе у младших школьников;
4. Провести сравнительный анализ мотивационного и
эмоционального компонентов отношения к школе у младших школьников.
Объект исследования: психологические особенности отношения к школе у младших школьников.
Предмет исследования: особенности содержания мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе у младших школьников.
Гипотеза исследования: Особенности мотивационного и
эмоционального компонентов отношения к школе у младших школьников определяются: степенью удовлетворенности основных потребностей детей на данном возрастном этапе: потребности в безопасности, обеспечиваемой поддержкой и защитой со стороны родителей; самоутверждения в среде сверстников; реализации позиции школьника.
Методы исследования: Для изучения мотивационного компонента отношения к школе была использована методика Незаконченные предложения, методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой), методика изучения учебной мотивации (М. Р. Гинзбурга). Для анализа эмоционального отношения к школе применялись следующие методики: проективная методика Е.Амен по изучению эмоционального отношения к школе и рисунок «Моя учительница».
Теоретическая значимость: полученные в исследовании данные имеют значение для более полного понимания возрастных закономерностей, а также для создания целостной картины отношения к школе в единстве его мотивационного и эмоционального составляющих.
Практическая значимость: обусловлена возможностью
использования полученных в ходе исследования данных в деятельности школьной психологической службы, в разработке специальных диагностико-коррекционных и развивающих программ формирования у детей позитивного отношения к школе и учению.
Исследование особенностей содержания мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе детей имело целью выявить, что в этом отношении обусловлено социально-историческими и этнокультурными условиями, а что определяется закономерностями возрастного развития личности ребенка.
Изучение конкретного содержания отношения детей к школе на этом возрастном этапе позволило выявить возрастные, определяющие специфику содержания и динамику его мотивационного и эмоционального компонентов в различных классах. Полученные в исследовании результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Исследование отношения к школе и учению показало продуктивность изучения данного психологического образования в единстве мотивационного и эмоционального компонентов. Изучение данного явления, взятого с какой-либо одной стороны (мотивационного или эмоционального) страдает односторонностью, ограниченностью и незавершенностью.
2. Динамика мотивационного профиля характеризуется значительным
ростом показателей основных компонентов учебной мотивации по всей выборке испытуемых. Различия, полученные в ходе исследования, имеют отношение, главным образом, к представленности у испытуемых
содержательных и формальных моментов школьно-учебной действительности. Самые высокие показатели по параметру специфических учебных мотивов продемонстрировали первоклассники, самые низкие обнаруживают учащиеся 3 класса. Они существенно продвинулись в отношении знаемых учебных мотивов, однако, школьно-учебные интересы остались у них на прежнем уровне.
3. Эмоциональное отношение к школе и учению в переходный от дошкольного к младшему школьному период оказалось крайне
неустойчивым и нестабильным образованием: лишь треть испытуемых сохранила тот же тип отношения, который был диагностирован у них до поступления в школу. Неустойчивость данного психологического образования свидетельствует об интенсивном формировании того или иного типа системы отношений, которые, видимо, должны стать более стабильными в период младшего школьного возраста.
4. Эмоциональный компонент отношения к школе и учению определяется степенью удовлетворенности основных потребностей детей на
данном возрастном этапе: потребности в безопасности, обеспечиваемой поддержкой и защитой со стороны родителей; самоутверждения в среде сверстников; реализации позиции школьника.
5. Полученные в исследовании данные имеют значение для более полного понимания возрастных закономерностей, а также для создания целостной картины отношения к школе в единстве его мотивационного и эмоционального составляющих.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1980.
3. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1989.
4. Амонашвили Ш.А. Психолого-педагогические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы . - 1975. - № 4. - С. 77-87.
5. Арбузова Е.Н. Эмоциональная напряженность младшего школьника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 23 с.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. -159 с.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
8. Божович, Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М. : Просвещение, 1979. - 212 с.
9. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, 1985.- С. 151 - 165.
10. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. - 160 с.
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти тт. - М., 1984, т. 4.
12. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 11- 16.
13. Гусева СВ. Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младшего подростка: Дис. ... канд. психол. наук.-М., 1997.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 2000.
15. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. - С. 145 - 169.
16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Сб. науч. трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1981.
17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.
18. Дубровина И.В. О единстве обучения и воспитания младших школьников // Вопросы психологии, 1978. - № 6. - С. 129 - 134.
19. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. Т. 1. -М., 1986.
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - М. : Логос, 2008. -
384 с.
21. Изард К. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000.
22. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психология. - 1984. - № 4. - С. 3
13.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975.
25. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
26. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
28. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.
29. Морозова Г.В. Динамика отношения младшего школьника к учителю: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992.
30. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М. - Воронеж, 1995
31. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2008. - 640 с.
32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
33. Смирнова Е.О. Общение со взрослым как фактор формирования готовности к школе // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии. - 2014. -№4. - С. 41-43.
34. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. -
2010. - № 3. - С. 3-14.
35. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с.
36. Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. - Тбилиси, 1974, с. 6-30.
37. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
39. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969.
40. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1966.
41. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным
уровнем обучаемости // Экспериментальные исследования по
проблемам педагогической психологии. - М.: 1979. - 96 - 103 с.