Имена существительные и прилагательные как средство создания
образов персонажей романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
(лингвистическое и лингвометодическое исследование)
Введение 3
Глава I. Имена существительные, характеризующие героев, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
6
1.1. Понятие образ как объект изучения лингвистики и литературоведения.. .6
1.2.Особенности языка и стиля романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» 14
1.3. Имена существительные, характеризующие внешние качества (внешность)
персонажей 20
1.4. Имена существительные, характеризующие внутренний мир
персонажей 29
Глава II. Имена прилагательные, характеризующие героев, в романе Л.Н. Толстого «Анна
Каренина» 32
2.1. Синтаксические функции имен прилагательных, характеризующих
героев романа Л.Н. Толстого «Анна
Каренина» 32
2.2. Словообразовательная характеристика имен прилагательных, создающих
образы героев романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» 40
Глава III. Методический аспект изучения именных частей речи (имени существительного и имени прилагательного) в средней школе 46
3.1. Методические рекомендации по изучению именных частей речи в
школе ..46
3.2. Конспект урока по изучению способов словообразования в 9 классе, с
привлечением материалов исследования 54
Список использованной
литературы 64
В последние десятилетия XX в. в науке о языке произошли значительные перемены. На первый план выдвинулись вопросы о том, как выражается в языке человек, его мысли, чувства, всевозможные виды его деятельности. Понять человека через язык помогает художественная литература, где человек предстает разносторонним и в то же время целостным.
Слово в художественном произведении вступает в сложные взаимоотношения с идеей произведения, системой образов, характеров, авторским видением мира. Изучение художественного слова, его эстетических возможностей, сложных системных отношений в языке писателя вызывает огромный интерес, т. к. все это подчинено решению идейно-эстетических задач, выражает неповторимость поэтического мира писателя, своеобразие его стиля.
Художественная речь изучается с учетом соотношения содержания и средств языкового выражения. Отбор писателем языковых средств предполагает достижение эстетического эффекта, воссоздание точной картины объективной действительности и создания художественных образов.
Русское слово - способ познания русской жизни, и в то же время оно является «эстетическим инструментом», при помощи которого автору удавалось изображать характерные признаки сторон действительности, которые стали объектом художественного произведения. Имена прилагательные и имена существительные являются основой русского литературного языка, именно они позволяют автору во всей красе проявить все грани своего творчества и дать читателю наиболее полную картину.
В художественных текстах наиболее широко употребляются имена прилагательные и имена существительные с разными значениями, поскольку они имеют многогранную смысловую податливость, эмоциональнооценочную содержательность, сочетают в своей структуре семантический и прагматический аспект языка. Для этих классов слов характерно наличие субъективно-оценочного значения. Именно эти части речи обладают семантикой, способной наиболее выпукло и красочно характеризовать внешний и внутренний мир человека. Вышеперечисленные признаки прилагательных и существительных обусловливают широкое и разнообразное их использование в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в котором многообразие русской действительности передается через изображение человеческой жизни, выражается в характерах героев. Все это определяет актуальность избранной темы исследования.
Объектом исследования является язык романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Предметом исследования являются имена прилагательные и имена существительные, характеризующие литературных персонажей романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в котором фигурирует около 287 персонажей.
Целью исследования является определение своеобразия словоупотребления имен существительных и имен прилагательных, которые служат для характеристики лица. В соответствии с целью в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1) дать представление об образе как объекте изучения различных наук, выделив лингвистические параметры его характеристики;
2) определить особенности идиостиля Л.Н. Толстого (на примере романа «Анна Каренина»);
3) установить круг лексем (субстантивов и адъективов), характеризующих человека, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;
4) дать словообразовательную характеристику исследуемым субстантивам и адъективам;
5) представить тематическую классификацию прилагательных и существительных, характеризующих персонажей исследуемого романа; а также функционально-семантическое описание адъективов в соотнесении с синтаксическими позициями;
6) разработать методические рекомендации по изучению именных частей речи (имен существительных и имен прилагательных) в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она выявляет роль прилагательных и существительных в создании образа литературного персонажа и вносит определенный вклад в изучение как образа человека по данным языка, так и образа литературного персонажа.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые язык романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого стал объектом лингвистического анализа, в рамках которого новым является и проведенный комплексный анализ имен существительных и имен прилагательных, служащих для характеристики внешности и внутреннего мира человека.
Научно-методическую основу данной работы составили труды, освещающие вопросы семантики, словообразования и стилистики русского языка. Это работы Э.А. Балалыкиной, Ш. Балли, В.В. Виноградова, Е.А. Земской, Н.А. Лукьяновой, В.М. Маркова, Г.Н. Скляревской, В.Н. Телия, Д.Н. Шмелева и др.
В ходе исследовательской работы на тему «Имена прилагательные и существительные как средство создания образов персонажей романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» поставленные перед нами задачи были выполнены. Мы рассмотрели понятие ‘образ’ в лингвистической литературе; выявили особенности языка и стиля романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; установили круг лексем (имен существительных и имен прилагательных), характеризующих персонажей романа; дали словообразовательную характеристику исследуемым субстантивам и адъективам; представили лексико-тематическую классификацию прилагательных и существительных, описывающих героев романа, а также функционально-семантическое описание прилагательных в соотнесении с синтаксическими позициями.
Изучив и проанализировав материал, мы пришли к следующим выводам. Прежде всего прилагательные, характеризующие персонажей в атрибутивной и предикативной позициях, используются Л.Н. Толстым для создания образов Анны Карениной и Алексея Вронского, при этом самой многочисленной является лексико-семантическая группа адъективов, обозначающих физические характеристики и физическое состояние Анны Карениной (81 пример). В атрибутивной позиции характеристика Анны дается с помощью полных форм прилагательных: автор чаще описывает внешность Анны, нежели ее эмоциональное состояние.
Анализ прилагательных, используемых Л.Н. Толстым для описания Анны Карениной, в предикативной позиции показал, что чаще всего персонаж характеризуется составным именным сказуемым с отвлеченной связкой быть (61 пример). Таким образом, ведущими в создании образа Анны Карениной являются прилагательные, связанные с понятием внешность. Через описание внешности героини автор раскрывает ее внутренний мир, ее подлинную сущность.
Анализ прилагательных, используемых Л.Н. Толстым для описания Алексея Вронского, в атрибутивной позиции показал, что автор изображает героя в большей мере с эмоциональной и оценочной стороны. В атрибутивной позиции характеристика Вронского дается с помощью полных форм прилагательных.
Анализ исследованного материала показал, что автор использовал для характеристики персонажей:
1) непроизводные образования, называющие внешний признак, характеризующиеся высокой частотностью в исследуемых текстах;
2) отадъективные прилагательные с суффиксами -оват-, -еват-, придающими прилагательным значение ‘небольшой степени признака’;
3) большинство анализируемых лексем являются экспрессивными образованиями, характеризующими лицо не только с качественной стороны, но и «количественной» стороны. Интенсивность, как один из компонентов коннотативного значения слова, сочетается у прилагательных с уменьшительным суффиксом -енък-, вследствие чего лексемы, образованные от нейтральных или даже положительно-оценочных прилагательных, могут приобрести ироническую, окраску и отрицательную субъективную оценку;
4) исследуемый материал отличается значительным количеством сложных прилагательных, являющихся в большинстве своем индивидуальноавторскими эпитетами, активно использующимися в описаниях людей.
В ходе исследования мы выяснили, что в романе насчитывается около 562 существительных, характеризующих внутренний мир персонажей, и 328 существительных, характеризующих внешние качества персонажей.
Имена существительные, которые характеризуют внешность персонажей в романе «Анна Каренина», представляют собой выразительный класс слов, среди которых выделяются: непроизводные наименования, морфологически производные и семантически производные субстантивы.
Морфологически производные субстантивы, характеризующие внешность персонажей, представлены уменьшительными образованиями от названий частей тела человека и отадъективными и отсубстантивными производными, приобретающими дополнительную эмоциональноэкспрессивную коннотацию в большинстве случаев благодаря прибавлению к основам словообразующих формантов: суффиксов субъективной оценки, возникающих на базе уменьшительных суффиксов.
В качестве наиболее продуктивных словообразовательных единиц для обозначения внешности человека автор использует суффиксы: -ушк, -к(а), -як(а), -ок.
Семантические производные, отличающиеся особой выразительностью и образностью, уже по самому способу образования, представляют собой яркие в эмоциональном плане слова-характеристики лица.
В романе выделяются и словообразовательные синонимы, различающиеся оттенками лексических значений, стилистической маркированностью и частотностью употребления. Этот факт подтверждает положение о богатстве синонимических возможностей русского языка.
Имена существительные, характеризующие внутренний мир персонажей, мы разделили на следующие группы: наименования лица, образованные путем сложения основ со сложной словообразовательной структурой; наименования лица, представляющие собой сложные слова, в составе которых одна из частей - приложение, сливающееся с определяемым компонентом (приложения как нельзя ярче передают содержание субстантивных словосочетаний или композитов); производные существительные с суффиксами со значением лица, характеризующегося действием, названным мотивирующим глаголом, производные и непроизводные существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию; производные существительные со значением лица, характеризующиеся каким-либо свойством; производные существительные обозначающие лиц по их социальному положению, сословию, образованные с помощью суффиксов -ин, -ян, -к.
В рамках настоящей работы нами были проанализированы действующие учебники по русскому языку средней общеобразовательной школы. В ходе рассмотрения нами выявлены особенности организации работы в классе с учебным материалом, методы проведения уроков по русскому языку в средней школе, а также прогнозируемый результат, который формируется в ходе проведения занятий по изученным программам русского языка, в том числе по разделу словообразования.
В ходе исследования нами представлен конспект урока, в рамках которого учащиеся 9 класса изучают способы словообразования. Материалом урока стал роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». В ходе занятия мы разбираем с учащимися такие способы словообразования, как сложение основ, приставочный способ, суффиксация.
1. Алымов, В. В. Формирование имени прилагательного как части речи в русском языке Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / В. В. Алымов. Ростов, 1976. - 26с.
2. Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного исследования / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 37-68.
3. Арутюнова, Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М., 1980.-С. 156249.
4. Аскольдов (Алексеев), С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / С.А. Аскольдов. - М.: Academia, 1997. - С. 267 - 279.
5. Бабаев, Э.Г. Сюжет и композиция романа «Анна Каренина» // Сборник статей. / Э.Г. Бабаев - М., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 177.
6. Балалыкина, Э.А. Приключения слов// Э.А. Балалыкина. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.-167 с.
7. Барабаш, О. В. Языковое выражение эмоций в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / О. В. Барабаш // Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты. - М., Пенза, 2002. - С. 124 - 126.
8. Барабаш, О. В. «Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / О. В. Барабаш // Бочкаревские чтения. Материалы ХХХ Зональной конференции литературоведов Поволжья:В 4 т. Т. 2. - Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - С. 325 - 333.
9. Барабаш, О. В. Языковое проявление «Другого» как отражение собственного «Я» (На материале романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») / О. В. Барабаш // Вестник молодых ученых ПГПУ им. В. Г. Белинского. Часть II: Сборник научных статей. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2002. - С. 85 - 87.
10. Баранов, А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 1. С. 11-21.
11. Виноградова, В.Н. Стилистические средства словообразования // Стилистические исследования/ В.Н. Виноградов. М., 1972. С.24
12. Виноградова В.Н. Стилистика и словообразование. Лингвистические заметки // Русский язык в школе. 1986. № 5. С. 77 82.
13. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 361-370.
14. Вольф, Е. М. Прилагательное в тексте. («Система языка» и «картина мира») Текст. / Е. М. Вольф // Лингвистика и поэтика: сб. науч. трудов. М.: Наука, 1979. - С. 118-135.
15. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М., 1981. - 144с.
16.Закирова, О.В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / О. В. Закирова. Казань, 2007. - 27с.
17.Замалютдинова, Э. Р. Особенности употребления лексем,
характеризующих лицо, в переводах произведений Генриха Манна Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / Э.Р. Замалютдинова. Казань,
2002. - 25с.
18.Земская Е.А. Понятие производности, оформленности и членимости основ // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966. С. 11 14.
19. Катлинская Л.П. Место семантики в описании русского словообразования // Филологические науки. 1995. № 4. - С. 63 -72.
20. А. Ковалев. Средства выражения иронии и юмора в художественных произведениях Льва Толстого. Сб. «Очерки по стилистике русского языка и литературному редактированию». Изд. Московского университета, 1961. - 103-106 с.
21. Лыков А.Г. Образование имен существительных со значением лица в современном русском языке. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1959. - 25 с.
22. Мещеряков, В.П. Основы литературоведения / В.П.Мещеряков, А.С.Козлов, Н.П.Кубарева. - М., 2000. - 372 с.
23. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.- М.: Просвещение, 1981. - 254с.
24. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Н. Новгород, 1994. - С. 208-277.
25. Нестерская, Л. А. Анализ лексико-семантической группы
прилагательных как лексической микросистемы современного русского языка: (Прилагательные осязания) Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / Л. А. Нестерская. М., 1979.
26. Осипова Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксальная универбация, усечение): Дисс. д-ра филол. наук. - М., 1999. - 506 с.
27. Панин, JT. Г. О формах имени прилагательного в русском языке Текст. / Л. Г. Панин // Русский язык в школе. 1993. -№1. - С.53 - 56.
28. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке : Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова. - М. : Наука, 1998. - С. 8-70.
29. Потебня A.A. Мысль и язык // А. А. Потебня. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - С. 35-220.
30. Рахилина, Е. В. В зеркале прилагательных / Когнитивный анализ предметных имен: Семантика и сочетаемость Текст. / Е. В. Рахилина. - М., 2000. - С. 104- 194.
31. А. А. Сабуров. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. Изд. Московского университета. 1959. - С. 531 - 537
32. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Э. Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993а. С. 259-265.
33. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове//Вопросы грамматического строя. - М.,1955. - 53с.
34. Соболева П.А. Структура словообразовательного значения // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982. С. 116 133.
35. Убийко В. И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке: Функционально-когнитивный словарь / В. И. Убийко - Уфа : Башкир. ун-т, 1998. - 232 с.
36. М. В. Храпченко. Лев Толстой как художник. М., 1978, с. 215.
37. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
38. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке/ Избранные работы по русскому языку. - М.,1957. - 84 с.
Словари
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. - М.: 1966.
2. Литвинникова О.И. Толково-словообразовательный словарь субстантивов лица русского языка/ О.И. Литвинникова, Е.И. Г лавацкая - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина: 2012.
3. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов/ Т.В. Матвеева - Ростов н/Д.: 2010.
4. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. - СПб. : 2000. - 1536 с.
5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. /А.Н.Тихонов. - М.: 1985. С. 23-35.
Учебники
1. Русский язык. 9 класс / Сост. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
2. Русский язык. Теория. 5-9 классы/ Сост. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - 2-е изд. - М.: 1993. - 256с.
3. Русский язык. 6 класс/ Сост. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. - Ч 2. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.
4. Русский язык. 5 класс / Сост. Разумовская М.М., Леканта П.А. - 17-е изд. - М.: 2010. - 282 с.
5. Русский язык. 9 класс / Сост. Разумовская М.М., Львова С.И. - 13-е изд. - М.: 2011. - 267 с.