Так сложилось, что развитие пассажирского комплекса на железных дорогах долгое время находилось в зависимости от роста грузовых перевозок. В настоящее время эта установка меняется. В связи с реформой железнодорожного транспорта и созданием Федеральной Пассажирской компании, с количеством работающих 135 тысяч человек и стоимостью основных фондов свыше 100 млрд. рублей, руководство ОАО «РЖД» поставило задачу предпринять все необходимые меры, чтобы добиться безубыточности пассажирских перевозок, что возможно лишь при изучении данного рынка транспортных услуг, пассажиропотока, правильном распределении подвижного состава по направлениям и повышении эффективности его использования.
В 2004году пассажиропоток ОАО «РЖД» в дальних перевозках составил 115 млрд.пасс/км, или 25% от общего объёма пассажирооборота России. Процент покрытия доходов расходами составляет 65%, что на 8% больше, чем в 2003 году.
Рентабельность вагонов СВ составляет 13% при населённости с начальных пунктов – до 80%, а в пути следования – 45%. В 2004 году доходы от эксплуатации вагонов составили 2,8 млрд.руб., расходы – 205 млрд.
Основные факторы убыточности пассажирских перевозок ОАО «РЖД» в дальнем следовании таковы: 75% всех убытков составляет поддержание низких тарифов в вагонах «открытого типа», которые в среднем в поездах составляют 60%. Поддержание социально значимых поездов составляет 7% убыточности. Выпадающие доходы от перевозки льготных категорий пассажиров – 6% и железнодорожников – 12%.
На Западно-Сибирской Железной дороге с начала 2005 года динамика пассажирооборота несколько замедлилась. Однако доходы от перевозок возросли. Специалисты Западно-Сибирской объективно считают это последствием монетизации льгот в стране. По итогам трёх первых месяцев 2005 года пассажирооборот в дальнем сообщении составил лишь 94,4% к плану и 95,3% к уровню прошлого года, что ниже среднесетевых показателей. Однако в пригородном сообщении пассажирооборот возрос почти на 2% к запланированным показателям и на 8,5% - к факту прошлого года. По мнению аналитиков, это можно считать результатом грамотной маркетинговой стратегии и работы по повышению качества обслуживания пассажиров. Сопоставляя цену, качество и удобство при перевозках между городами региона, всё больше пассажиров делают выбор в пользу железнодорожного транспорта: пассажирооборот ускоренных электропоездов вырос в первом квартале на 49,1 млн. пас./км. В результате выручка от перевозки пассажиров в целом возросла – на 8,1% в 2004-м и на 10,5% по итогам первого квартала 2005 года к аналогичному отчётному периоду предыдущего года.
В 1998-м ОАО «Экспресс-пригород» было выделено в самостоятельную организацию при ЗСЖД. В 2003 году впервые удалось выйти на безубыточный уровень, а по итогам 2004-го организация получила прибыль в размере 0,9 млн. рублей. Количество пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении Новосибирской области за это время увеличилось на 28%. В результате этого населённость вагона значительно выросла. Это связано прежде всего с тем, что был разработан более удобный график движения для пассажиров, открыты новые остановочные платформы в Новосибирске, благодаря которым компания вышла на рынок городских пассажирских перевозок, проведена работа по расширению спектра услуг пассажирам на вокзалах.
Однако помимо решения задачи по достижению безубыточности пассажирского транспорта существует проблема износа основных фондов пассажирского комплекса ОАО «РЖД», который достигает 55%, в том числе вагонов – свыше 60%. Необходимо модернизировать и закупать новые вагоны для обеспечения процесса перевозки, но средств для этого пока нет.