Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика
|
Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Молодежь как группа риска 16
1.3 Профилактика аддиктивного поведения 26
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у
молодежи 48
2.1 Организация и ход исследования 48
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 67
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Молодежь как группа риска 16
1.3 Профилактика аддиктивного поведения 26
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у
молодежи 48
2.1 Организация и ход исследования 48
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 52
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 67
Особенную актуальность в последнее время обретают задачи здорового образа жизни молодого поколения. В минувшие десятилетия в особенности критически стала трудность, аддиктивного действия молодого поколения, сопряженного с потреблением различных психоактивных элементов и никак не дотягивающего вплоть до стадии психологической и физиологической связи от них.
Отсутствие специализированных познаний и способностей здорового образа жизни, а кроме того своевременных общественно адаптационных стратегий действия у зрелой доли жителей - отца с матерью, преподавателей - никак не дает возможность им проявлять продуктивное воспитательский процесс, психологическую и социальную поддержку.
Быстрый рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из главных в современной психолого-педагогической литературе.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь - это наше будущее. На сегодняшний день молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции во всех сферах общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной на данный момент, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.
История возникновения аддиктивного поведения молодежи берет свое начало во французской социологической школы Э. Дюркгейма,который впервые предложил социологическое объяснение сущности девиации как явления, неотъемлемо сопутствующего аномии.
В научных работах А.В. Гоголевой, М.Д. Гриффитса, В.А. Лоскутовой, И. Маркса, В.Д. Менделевича, Т. Такера рассматривается сущность аддиктивного поведения, его характеристика, классификация, признаки и различные методы выявления.
Большое количество концептуальных подходов к определению профилактики выделяет современная наука: социологический (В.Т. Курбатов, Е.И. Холостова), криминологический (Г.А. Аванесов, А.Г. Лекарь, П.П. Михайленко), социально-педагогический (М.М. Ведищева, В.П. Кащенко).
Также в изучение аддиктивного поведения вложен вклад и отечественными психологами (С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А. П. Горбачева, И.И. Кауненко) и педагогами (Б.Н. Алмазов, В.П. Кащенко, И.А. Невский, В.А. Попов, Л.Н. Рыбакова) проведены психолого-педагогические исследования ранней профилактики алкоголизации и табакокурения у подростков.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.
Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.
Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.
Целью нашего исследования состоит в выявлении склонности к аддиктивному поведению у молодежи, в составлении программы по профилактике употребления психоактивных веществ.
Гипотеза 1: Для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.
Гипотеза 2: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:
• включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры.
• направлена на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;
• направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Экспериментальная база: МОУ СОШ № 4 г. Казань, ул. Аделя Кутуя д.4 а.
Выборкой стали учащиеся 9 "А" класса в возрасте 15-16 лет.
Отсутствие специализированных познаний и способностей здорового образа жизни, а кроме того своевременных общественно адаптационных стратегий действия у зрелой доли жителей - отца с матерью, преподавателей - никак не дает возможность им проявлять продуктивное воспитательский процесс, психологическую и социальную поддержку.
Быстрый рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из главных в современной психолого-педагогической литературе.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь - это наше будущее. На сегодняшний день молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции во всех сферах общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной на данный момент, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.
История возникновения аддиктивного поведения молодежи берет свое начало во французской социологической школы Э. Дюркгейма,который впервые предложил социологическое объяснение сущности девиации как явления, неотъемлемо сопутствующего аномии.
В научных работах А.В. Гоголевой, М.Д. Гриффитса, В.А. Лоскутовой, И. Маркса, В.Д. Менделевича, Т. Такера рассматривается сущность аддиктивного поведения, его характеристика, классификация, признаки и различные методы выявления.
Большое количество концептуальных подходов к определению профилактики выделяет современная наука: социологический (В.Т. Курбатов, Е.И. Холостова), криминологический (Г.А. Аванесов, А.Г. Лекарь, П.П. Михайленко), социально-педагогический (М.М. Ведищева, В.П. Кащенко).
Также в изучение аддиктивного поведения вложен вклад и отечественными психологами (С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А. П. Горбачева, И.И. Кауненко) и педагогами (Б.Н. Алмазов, В.П. Кащенко, И.А. Невский, В.А. Попов, Л.Н. Рыбакова) проведены психолого-педагогические исследования ранней профилактики алкоголизации и табакокурения у подростков.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.
Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.
Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.
Целью нашего исследования состоит в выявлении склонности к аддиктивному поведению у молодежи, в составлении программы по профилактике употребления психоактивных веществ.
Гипотеза 1: Для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.
Гипотеза 2: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:
• включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры.
• направлена на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;
• направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.
В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Экспериментальная база: МОУ СОШ № 4 г. Казань, ул. Аделя Кутуя д.4 а.
Выборкой стали учащиеся 9 "А" класса в возрасте 15-16 лет.
Профилактика — это система сложных государственных и социальных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, нацеленных на предотвращение заболеваний, на максимальное укрепление здоровья.
Объектом работы преподавателей, педагогов, общественных сотрудников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; присутствие хорошо обдуманной методологии их выполнения устранение преждевременной наркотизации ребенка и молодых людей вполне реально.
Первичная профилактика — это совокупность предупредительных событий, нацеленных на устранение употребления психоактивных элементов. Данная модель профилактики учитывает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически действующих веществ. Второстепенная профилактика нацелена на категорию риска. Её задача - предельно уменьшить длительность влияния ПАВ на лица, ограничить степень вреда, причиняемого злоупотреблением ПАВ, избежать развитие хронического заболевания.
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость - школа предполагает собою неповторимую и весьма немаловажную "площадку" для принятия мер по профилактике. Профилактическая работа, как принцип, строится на комплексной базе и поддерживается общими действиями педагогов, преподавателей, специалистов по психологии, врачей, общественных сотрудников, работников правоохранительных организаций.
Именно учебные заведения обладают перспективой воспитать детям навыки здорового образа жизни, проявить воздействие на степень притязаний и самооценку обучающегося.
В нашем исследовании мы выдвинули соответствующую гипотезу: для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении спиртной, так и наркотической связей.
Для проверки этой гипотезы мы провели экспериментально¬эмпирическое исследование на базе МОУ СОШ № 4 г. Казань, ул. Аделя Кутуя д.4а.
Выборка исследования - ученики 9 "а" класса в количестве 20 человек (12 юношей и 8 девушек) и в возрасте 15-16 лет.
Подводя итог, можем еще раз заметить, что почти половина респондентов (10) обладает склонность к зависимому поведению, что потребует соответствующей профилактики аддиктивного поведения. У другой половины респондентов не выявлено, либо выявлена небольшая возможность начала употребления психоактивных веществ, однако все же необходимо выделить интерес основной профилактике, отдавая преимущество информированию этой категории и предоставляя объективную информацию о ПАВ.
Мы обнаружили стремление к аддиктивному действию учащейся молодого поколения, вероятность начала аддиктивного действия, связанного с огромным риском в отношении спиртной и наркотической связей. Проблемы нашего изучения решены, гипотеза доказана.
Исходя из результатов исследования, была составлена программа по профилактике использования психоактивных элементов обучающейся молодыми людьми, на основе которой мы будем находить доказательство последующей нашей гипотезы: предупреждение аддиктивного действия у молодых людей станет более эффективной, в случае если:
- включает выявление информативного блока согласно вопросу через подобные способы как разговора, обсуждения вопроса, способ мозгового штурма, ролевые игры;
- имеет нацеленность на развитие и формирование способностей, предотвращающих потребление психоактивных элементов;
- ориентирована на формирование мотивационной области учеников в отношении здорового образа жизни.
Цель этой программы профилактики аддиктивного действия молодого поколения в образовательной среде: увеличить степень информированности молодых людей согласно вопросам, связанным с ПАВ; выработать и сформировать способности, предотвращающие употребление психоактивных элементов; формирование мотивации в ЗОЖ без психоактивных веществ.
Упражнения, которые включены в программу профилактики, ориентированы на развитие и понимание ресурсов личности (понимание о себе, чувство собственного достоинства, самоэффективность, когнитивные процессы - представление и понимание; ответственность за свою жизнь; способность осознавать окружающих и сопереживать им, понимание и предоставление общественной помощи).
Также примеры ориентированы на формирование здорового жизненного стиля, дозволяющего личности результативно справляться жизненные проблемы, преодолевать со стрессом без злоупотребления спиртным и наркотиками.
Ожидаемые итоги:
1) Увеличение информативности и компетентности учащейся молодого поколения согласно проблемам злоупотребления психоактивными элементами;
2) Формирование способностей и индивидуальных ресурсов обучающейся молодого поколения, с целью противостояния употребления ПАВ;
3) Сокращение степени предрасположенности к аддиктивному действию (в частности, употребления ПАВ) учащейся молодежью.
Объектом работы преподавателей, педагогов, общественных сотрудников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; присутствие хорошо обдуманной методологии их выполнения устранение преждевременной наркотизации ребенка и молодых людей вполне реально.
Первичная профилактика — это совокупность предупредительных событий, нацеленных на устранение употребления психоактивных элементов. Данная модель профилактики учитывает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически действующих веществ. Второстепенная профилактика нацелена на категорию риска. Её задача - предельно уменьшить длительность влияния ПАВ на лица, ограничить степень вреда, причиняемого злоупотреблением ПАВ, избежать развитие хронического заболевания.
Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость - школа предполагает собою неповторимую и весьма немаловажную "площадку" для принятия мер по профилактике. Профилактическая работа, как принцип, строится на комплексной базе и поддерживается общими действиями педагогов, преподавателей, специалистов по психологии, врачей, общественных сотрудников, работников правоохранительных организаций.
Именно учебные заведения обладают перспективой воспитать детям навыки здорового образа жизни, проявить воздействие на степень притязаний и самооценку обучающегося.
В нашем исследовании мы выдвинули соответствующую гипотезу: для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении спиртной, так и наркотической связей.
Для проверки этой гипотезы мы провели экспериментально¬эмпирическое исследование на базе МОУ СОШ № 4 г. Казань, ул. Аделя Кутуя д.4а.
Выборка исследования - ученики 9 "а" класса в количестве 20 человек (12 юношей и 8 девушек) и в возрасте 15-16 лет.
Подводя итог, можем еще раз заметить, что почти половина респондентов (10) обладает склонность к зависимому поведению, что потребует соответствующей профилактики аддиктивного поведения. У другой половины респондентов не выявлено, либо выявлена небольшая возможность начала употребления психоактивных веществ, однако все же необходимо выделить интерес основной профилактике, отдавая преимущество информированию этой категории и предоставляя объективную информацию о ПАВ.
Мы обнаружили стремление к аддиктивному действию учащейся молодого поколения, вероятность начала аддиктивного действия, связанного с огромным риском в отношении спиртной и наркотической связей. Проблемы нашего изучения решены, гипотеза доказана.
Исходя из результатов исследования, была составлена программа по профилактике использования психоактивных элементов обучающейся молодыми людьми, на основе которой мы будем находить доказательство последующей нашей гипотезы: предупреждение аддиктивного действия у молодых людей станет более эффективной, в случае если:
- включает выявление информативного блока согласно вопросу через подобные способы как разговора, обсуждения вопроса, способ мозгового штурма, ролевые игры;
- имеет нацеленность на развитие и формирование способностей, предотвращающих потребление психоактивных элементов;
- ориентирована на формирование мотивационной области учеников в отношении здорового образа жизни.
Цель этой программы профилактики аддиктивного действия молодого поколения в образовательной среде: увеличить степень информированности молодых людей согласно вопросам, связанным с ПАВ; выработать и сформировать способности, предотвращающие употребление психоактивных элементов; формирование мотивации в ЗОЖ без психоактивных веществ.
Упражнения, которые включены в программу профилактики, ориентированы на развитие и понимание ресурсов личности (понимание о себе, чувство собственного достоинства, самоэффективность, когнитивные процессы - представление и понимание; ответственность за свою жизнь; способность осознавать окружающих и сопереживать им, понимание и предоставление общественной помощи).
Также примеры ориентированы на формирование здорового жизненного стиля, дозволяющего личности результативно справляться жизненные проблемы, преодолевать со стрессом без злоупотребления спиртным и наркотиками.
Ожидаемые итоги:
1) Увеличение информативности и компетентности учащейся молодого поколения согласно проблемам злоупотребления психоактивными элементами;
2) Формирование способностей и индивидуальных ресурсов обучающейся молодого поколения, с целью противостояния употребления ПАВ;
3) Сокращение степени предрасположенности к аддиктивному действию (в частности, употребления ПАВ) учащейся молодежью.
Подобные работы
- Социальная профилактика аддиктивного поведения молодежи (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Социально- психологический анализ аддиктивного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2014 - Создание веб - сайта «Аддиктивное поведение в подростковом возрасте»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МОЛОДЁЖИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



