ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И УКРАИНОЙ (1991-2016)
|
Введение 3
Глава I. Становление двусторонних отношений Европейского союза и Украины в 1991¬2004 гг. 6
1.1. Предпосылки становления и эволюция двусторонних отношений Украины и ЕС в
начале 1990-х гг. 6
1.2. Развитие концептуальных основ евроинтеграции Украины в 1994-2004 гг. 17
Глава II. Отношения между Европейским союзом и Украиной в 2004-2013 гг.: от Европейской политики соседства к Восточному партнерству 27
2.1. Особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при
Президенте В. Ющенко (2005-2010 гг.) 27
2.2. Особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при
Президенте В. Януковиче (2010-2014 гг.) 41
Глава III. Современный этап развития отношений между Европейским союзом и Украиной (конец 2013 — середина 2016 гг.) 48
3.1. Участие Европейского союза в урегулировании политического кризиса на Украине и
вооруженного конфликта на юго-востоке страны 48
3.2. Развитие отношений между Украиной и ЕС в 2014-2016 гг.: перспективы
имплементации Соглашения об ассоциации и евроинтеграции Украины 61
Заключение 69
Источники и литература 72
Глава I. Становление двусторонних отношений Европейского союза и Украины в 1991¬2004 гг. 6
1.1. Предпосылки становления и эволюция двусторонних отношений Украины и ЕС в
начале 1990-х гг. 6
1.2. Развитие концептуальных основ евроинтеграции Украины в 1994-2004 гг. 17
Глава II. Отношения между Европейским союзом и Украиной в 2004-2013 гг.: от Европейской политики соседства к Восточному партнерству 27
2.1. Особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при
Президенте В. Ющенко (2005-2010 гг.) 27
2.2. Особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при
Президенте В. Януковиче (2010-2014 гг.) 41
Глава III. Современный этап развития отношений между Европейским союзом и Украиной (конец 2013 — середина 2016 гг.) 48
3.1. Участие Европейского союза в урегулировании политического кризиса на Украине и
вооруженного конфликта на юго-востоке страны 48
3.2. Развитие отношений между Украиной и ЕС в 2014-2016 гг.: перспективы
имплементации Соглашения об ассоциации и евроинтеграции Украины 61
Заключение 69
Источники и литература 72
После принятия «Акта провозглашения независимости Украины» 24 августа 1991 г. у нового на политической карте мира государства — Украины — появилась возможность самостоятельно определяться с основными направлениями внешней политики. Позднее, 2 июля 1993 г., постановлением Верховной Рады Украины был принят документ «Об основных направлениях внутренней и внешней политики», в котором впервые утверждался приоритет европейского вектора развития, а также подчеркивалось стремление вступления в Европейский союз. На настоящий момент очевидна преемственность внешнеполитического вектора развития страны при всех пяти президентах, и возможно утверждать, что уже с начала 1990-х гг. украинским руководством было принято решение открыто придерживаться стратегической цели сближения с объединённой Европой. В свою очередь, Европейский Союз с середины 1990-х начал выстраивать собственные отношения с Украиной как независимым актором системы международных отношений.
На протяжении всей истории развития сотрудничества между Украиной и ЕС наблюдается обоюдное движение навстречу друг другу. Со стороны европейских институтов с 1991 г. принимаются специальные документы, способствующие качественному развитию отношений. В частности, в 1991 г. появилась Декларация Европейских сообществ по Украине, в 1994 г. Евросоюзом была принята Общая позиция по Украине, а в 1996 г. — План действий по Украине; в 1999 г. принята Коллективная стратегия ЕС в отношении Украины. С 2003-2004 г. взаимное сотрудничество получило дальнейшее развитие в рамках Европейской политики соседства, которое было дополнено инициативой ЕС «Восточное партнерство» в 2008-2009гг. С 2007 г. велись переговоры об ассоциации Украины и ЕС. Наконец, в 2014 г. руководство Украины и Европейского союза подписали Соглашение об ассоциации, пришедшее на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1994 г., вступило в силу в 1998 г. и действовало до 2008 г. Украинским руководством с начала 1990-х принимались внутренние документы, провозглашающие сближение с Европой основной внешнеполитической целью: постановление Верховной Рады «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» от 1993 г., закон «Об основах внутренней и внешней политики» от 2010 г.
Особенно интересной представляется эволюция двусторонних отношений после «Евромайдана»: европейские политики незамедлительно отреагировали на ноябрьские события 2013 г. в Киеве, когда отказ В. Януковича на Вильнюсском саммите европейской программы «Восточное партнерство» подписать Соглашение об ассоциации спровоцировал длительные массовые протесты в центре столицы, а впоследствии — вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Страна столкнулась с углубляющимся социальным, экономическим и политическим кризисом, в разрешении которого ЕС и его ведущие страны-участницы принимали и продолжают принимать активное участие, в частности, в урегулировании вооруженного конфликта на юго-востоке страны в рамках нескольких переговорных форматов.
В контексте описанных событий по двустороннему сближению Украины и ЕС представляется необходимым изучение эволюции европейского внешнеполитического выбора Украины, и, на основании этого, — объяснение причин выбранного европейского вектора внешней политики, проблем и перспектив его дальнейшего развития. Также небезынтересны шаги по сближению с Украиной со стороны Европейского Союза.
Для понимания современного положения двусторонних отношений и перспектив дальнейшего «европейского» пути развития Украины необходим комплексный анализ внутриполитических и внешнеполитических факторов на протяжении всей истории развития отношений между ЕС и Украиной, начиная с 1991 г. Современные исследования не имеют достаточного отражения обозначенной проблематики, что свидетельствует не только об актуальности темы исследования, но и о ее теоретической и практической значимости.
Объект исследования в выпускной бакалаврской работе — это развитие двусторонних отношений между Европейским Союзом и Украиной в период с 1991 г. до середины 2016 г. Предметом исследования являются определенные инициативы по обоюдному сближению европейской и украинской стороны на протяжении заявленного хронологического периода.
Цель исследования состоит в определении особенностей развития взаимоотношений Украины и ЕС в период с 1991 г. до середины 2016 г.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Обозначить предпосылки становления и эволюции двусторонних отношений Украины и ЕС в начале 1990-х гг.;
2. Раскрыть основные этапы развития концептуальных основ «европейского» внешнеполитического вектора Украины в 1994-2004 гг.;
3. Выявить особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при Президенте В. Ющенко и при Президенте В. Януковиче;
4. Дать характеристику Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС;
5. Определить роль институтов Европейского союза в урегулировании политического кризиса на Украине, в также их роль в разрешении вооруженного конфликта на юго-востоке Украины;
6. Оценить перспективу имплементации для Украины Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Исследование осуществлено с использованием следующих методов: метод системного анализа, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, метод прогнозирования. Все эти методы позволили на основе тщательного изучения источников, академической литературы, прессы государств ЕС, Украины, России и других стран всесторонне изучить выбранную научную проблему.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. до середины 2016 гг.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы Украины и институтов Европейского союза, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и ЕС в рамках Европейской политики соседства и программы «Восточное партнерство» и других форматов отношений. Также исследование опирается на научные труды российских, украинских, европейских исследователей в изучаемой области, материалы информационных агентств и периодической печати.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основе широкого круга источников, их критического анализа, всесторонне изучаются украино-европейские отношения с 1991 по 2016 гг. Рассмотрены основные цели, преследуемые официальным Киевом, странами-участницами ЕС и европейскими институтами при обозначении основных приоритетов сотрудничества, а также методы их достижения.
Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру настоящего исследования: выпускная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
На протяжении всей истории развития сотрудничества между Украиной и ЕС наблюдается обоюдное движение навстречу друг другу. Со стороны европейских институтов с 1991 г. принимаются специальные документы, способствующие качественному развитию отношений. В частности, в 1991 г. появилась Декларация Европейских сообществ по Украине, в 1994 г. Евросоюзом была принята Общая позиция по Украине, а в 1996 г. — План действий по Украине; в 1999 г. принята Коллективная стратегия ЕС в отношении Украины. С 2003-2004 г. взаимное сотрудничество получило дальнейшее развитие в рамках Европейской политики соседства, которое было дополнено инициативой ЕС «Восточное партнерство» в 2008-2009гг. С 2007 г. велись переговоры об ассоциации Украины и ЕС. Наконец, в 2014 г. руководство Украины и Европейского союза подписали Соглашение об ассоциации, пришедшее на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1994 г., вступило в силу в 1998 г. и действовало до 2008 г. Украинским руководством с начала 1990-х принимались внутренние документы, провозглашающие сближение с Европой основной внешнеполитической целью: постановление Верховной Рады «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» от 1993 г., закон «Об основах внутренней и внешней политики» от 2010 г.
Особенно интересной представляется эволюция двусторонних отношений после «Евромайдана»: европейские политики незамедлительно отреагировали на ноябрьские события 2013 г. в Киеве, когда отказ В. Януковича на Вильнюсском саммите европейской программы «Восточное партнерство» подписать Соглашение об ассоциации спровоцировал длительные массовые протесты в центре столицы, а впоследствии — вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Страна столкнулась с углубляющимся социальным, экономическим и политическим кризисом, в разрешении которого ЕС и его ведущие страны-участницы принимали и продолжают принимать активное участие, в частности, в урегулировании вооруженного конфликта на юго-востоке страны в рамках нескольких переговорных форматов.
В контексте описанных событий по двустороннему сближению Украины и ЕС представляется необходимым изучение эволюции европейского внешнеполитического выбора Украины, и, на основании этого, — объяснение причин выбранного европейского вектора внешней политики, проблем и перспектив его дальнейшего развития. Также небезынтересны шаги по сближению с Украиной со стороны Европейского Союза.
Для понимания современного положения двусторонних отношений и перспектив дальнейшего «европейского» пути развития Украины необходим комплексный анализ внутриполитических и внешнеполитических факторов на протяжении всей истории развития отношений между ЕС и Украиной, начиная с 1991 г. Современные исследования не имеют достаточного отражения обозначенной проблематики, что свидетельствует не только об актуальности темы исследования, но и о ее теоретической и практической значимости.
Объект исследования в выпускной бакалаврской работе — это развитие двусторонних отношений между Европейским Союзом и Украиной в период с 1991 г. до середины 2016 г. Предметом исследования являются определенные инициативы по обоюдному сближению европейской и украинской стороны на протяжении заявленного хронологического периода.
Цель исследования состоит в определении особенностей развития взаимоотношений Украины и ЕС в период с 1991 г. до середины 2016 г.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Обозначить предпосылки становления и эволюции двусторонних отношений Украины и ЕС в начале 1990-х гг.;
2. Раскрыть основные этапы развития концептуальных основ «европейского» внешнеполитического вектора Украины в 1994-2004 гг.;
3. Выявить особенности развития отношений между Европейским союзом и Украиной при Президенте В. Ющенко и при Президенте В. Януковиче;
4. Дать характеристику Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС;
5. Определить роль институтов Европейского союза в урегулировании политического кризиса на Украине, в также их роль в разрешении вооруженного конфликта на юго-востоке Украины;
6. Оценить перспективу имплементации для Украины Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Исследование осуществлено с использованием следующих методов: метод системного анализа, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, метод прогнозирования. Все эти методы позволили на основе тщательного изучения источников, академической литературы, прессы государств ЕС, Украины, России и других стран всесторонне изучить выбранную научную проблему.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. до середины 2016 гг.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы Украины и институтов Европейского союза, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и ЕС в рамках Европейской политики соседства и программы «Восточное партнерство» и других форматов отношений. Также исследование опирается на научные труды российских, украинских, европейских исследователей в изучаемой области, материалы информационных агентств и периодической печати.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основе широкого круга источников, их критического анализа, всесторонне изучаются украино-европейские отношения с 1991 по 2016 гг. Рассмотрены основные цели, преследуемые официальным Киевом, странами-участницами ЕС и европейскими институтами при обозначении основных приоритетов сотрудничества, а также методы их достижения.
Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру настоящего исследования: выпускная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Практически единомоментно с обретением Украиной независимости (1991 г.), первым президентом Украины Л. Кравчуком был заявлен курс на интеграцию страны с объединенной Европой и ее институтами в долгосрочной перспективе. Впоследствии он подтверждался политикой следующих глав государства как приоритетное направление внешней политики. Однако со стороны официальных лиц Евросоюза по сей день звучат сомнения в наличии у Украины реальной перспективы членства. Европейские политики предпочитают говорить о «европейской перспективе» Украины, что подразумевает сколько угодно долгий путь «европеизации» (приведения внутриполитической системы и экономики страны в соответствие с европейскими стандартами и формальными требованиями для членства), при этом никак не гарантирует предоставление в будущем статуса даже кандидата в члены ЕС.
Официально двусторонние международно-правовые отношения сторон были оформлены в 1994 г. благодаря подписанию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между европейским сообществом и Украиной. В 2002 г. Украине был предоставлен «специальный статус соседа», а в 2004 г., после очередной волны расширения ЕС, Украина получила непосредственную границу с Евросоюзом. В этом же году Европейская комиссия приняла план действий ЕС-Украина по углублению сотрудничества, направленный на создание к 2015 г. необходимых условий для постановки вопроса о вступлении в ЕС. В 2007-2008 гг. начались официальные переговоры с Еврокомиссией о новом качестве отношений — подписании Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, а также о заключении соглашения об особом порядке экономических отношений — украинско-европейской Зоне углубленной и всесторонней свободной торговли.
В мае 2009 г. Украина стала участницей новой программы ЕС, реализуемой в рамках действующей с 2004 г. Европейской политики соседства — «Восточное партнерство» и включающей помимо Украины еще пять постсоветских государств. «Восточное партнерство» было инициировано Польшей и поддержавшей ее Швецией и предполагало углубление сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной областях, а также в вопросах энергетической безопасности. Пока что это наиболее разработанный инструмент европейского влияния на постсоветские страны Восточной Европы и Закавказья.
Киев изначально был настроен скептически в отношении этой программы. Для дела европейской интеграции Украине было крайне невыгодно включение в один проект с государствами, которые не собираются становиться членами ЕС. В Киеве предлагали ввести в рамках ВП разделение на государства, которые предпринимают усилия для интеграции с ЕС, и государства, которых интересует только сотрудничество. Не раз из Киева звучали и оценки всей программы как неэффективной. И все же Украина стала принимать в ней участие на общих основаниях.
Текст Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС готовился с 2007 г., однако был парафирован только 30 марта 2012 г., а 19 июля того же года парафирован текст Соглашения об углубленной и всесторонней зоне свободной торговли.
Первоначально А. В. Янукович и правительство «Партии регионов» развернули в стране масштабную политическую и информационную кампанию по поддержке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, и в целом о значимости европейских перспектив для Украины. Процент общественной поддержки европейского курса интеграции на протяжении 2012-2013 гг. неуклонно рос. Можно утверждать, что к осени 2013 г. сложилось господствующее общественное мнение, связывавшее решение всех основных проблем Украины с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС.
О приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, намеченного на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28-29 ноября, Украина заявила 21 ноября 2013 г. В результате в Киеве начались массовые выступления в поддержку подписания соглашения с ЕС (т н. «Евромайдан»), которые по мере обострения внутриполитической обстановки дополнились антиправительственными лозунгами, стали сопровождаться беспорядками и привели к смене власти в стране. 21 марта 2014 г. был подписан политический блок Соглашения, а экономическая часть была подписана 27 июня 2014 г., после проведения президентских выборов. Однако тяжелое положение украинской экономики и жесткость позиции России все же вынудили ЕС пойти на прежде отвергнутый формат трехсторонних переговоров. Первые такие переговоры прошли 11 июля 2014 г. в Брюсселе, а в результате вторых переговоров 12 сентября 2014 г. было принято решение об отсрочке имплементации соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС до конца 2015 г. Зона свободной торговли между Украиной и ЕС начала функционировать 1 января 2016 г.
Однако в результате неблагоприятного сценария развития событий в 2014-2015 гг. официально декларированный экономический смысл заложенных в Соглашение об ассоциации положений фактически надолго перестал быть актуальным. Украина сейчас не только не представляет собой привлекательный рынок для расширения европейской зоны свободной торговли, но и является источником социальной напряженности, требующей больших финансовых вливаний для удержания экономики и политической системы от коллапса. В Европе все чаще звучат скептические высказывания относительно «европейского» будущего Украины. Так, в частности, 27 марта 2014 г., уже после подписания политической части Соглашения, отсутствие у Украины актуальной перспективы получения членства в Союзе подтвердил глава Еврокомиссии Ж.М. Баррозу. По итогам Рижского саммита «Восточного партнерства», прошедшего 21-22 мая 2015 г., ЕС по-прежнему не обозначил перспектив членства для Украины, а также сохранил существующие положения визового режима. Консультативный референдум, прошедший 6 апреля 2016 г. в Нидерландах, еще один из фактов, подтверждающих данный вывод.
Подводя итоги, стоит отметить, что выбор «европейского» (шире — «западного») пути, по которому в настоящий момент двигается Украина, требует помимо серьезной финансовой поддержки извне и достаточно длительного времени, но также и коренной перестройки механизма государственного управления, сознания правящих элит и обычных граждан. Претензии европейских чиновников, а также формально подписанные «соглашения» не способны сами по себе обеспечить требуемые изменения. Если действующее украинское правительство выбирает в качестве пути продвижения евроинтеграционный, следует содействовать процессу реформирования таким образом, чтобы принятый курс на сближение с ЕС, его институтами и нормами оставался приоритетным и осуществляющимся не только документально, но и фактически.
Практически единомоментно с обретением Украиной независимости (1991 г.), первым президентом Украины Л. Кравчуком был заявлен курс на интеграцию страны с объединенной Европой и ее институтами в долгосрочной перспективе. Впоследствии он подтверждался политикой следующих глав государства как приоритетное направление внешней политики. Однако со стороны официальных лиц Евросоюза по сей день звучат сомнения в наличии у Украины реальной перспективы членства. Европейские политики предпочитают говорить о «европейской перспективе» Украины, что подразумевает сколько угодно долгий путь «европеизации» (приведения внутриполитической системы и экономики страны в соответствие с европейскими стандартами и формальными требованиями для членства), при этом никак не гарантирует предоставление в будущем статуса даже кандидата в члены ЕС.
Официально двусторонние международно-правовые отношения сторон были оформлены в 1994 г. благодаря подписанию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между европейским сообществом и Украиной. В 2002 г. Украине был предоставлен «специальный статус соседа», а в 2004 г., после очередной волны расширения ЕС, Украина получила непосредственную границу с Евросоюзом. В этом же году Европейская комиссия приняла план действий ЕС-Украина по углублению сотрудничества, направленный на создание к 2015 г. необходимых условий для постановки вопроса о вступлении в ЕС. В 2007-2008 гг. начались официальные переговоры с Еврокомиссией о новом качестве отношений — подписании Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, а также о заключении соглашения об особом порядке экономических отношений — украинско-европейской Зоне углубленной и всесторонней свободной торговли.
В мае 2009 г. Украина стала участницей новой программы ЕС, реализуемой в рамках действующей с 2004 г. Европейской политики соседства — «Восточное партнерство» и включающей помимо Украины еще пять постсоветских государств. «Восточное партнерство» было инициировано Польшей и поддержавшей ее Швецией и предполагало углубление сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной областях, а также в вопросах энергетической безопасности. Пока что это наиболее разработанный инструмент европейского влияния на постсоветские страны Восточной Европы и Закавказья.
Киев изначально был настроен скептически в отношении этой программы. Для дела европейской интеграции Украине было крайне невыгодно включение в один проект с государствами, которые не собираются становиться членами ЕС. В Киеве предлагали ввести в рамках ВП разделение на государства, которые предпринимают усилия для интеграции с ЕС, и государства, которых интересует только сотрудничество. Не раз из Киева звучали и оценки всей программы как неэффективной. И все же Украина стала принимать в ней участие на общих основаниях.
Текст Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС готовился с 2007 г., однако был парафирован только 30 марта 2012 г., а 19 июля того же года парафирован текст Соглашения об углубленной и всесторонней зоне свободной торговли.
Первоначально А. В. Янукович и правительство «Партии регионов» развернули в стране масштабную политическую и информационную кампанию по поддержке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, и в целом о значимости европейских перспектив для Украины. Процент общественной поддержки европейского курса интеграции на протяжении 2012-2013 гг. неуклонно рос. Можно утверждать, что к осени 2013 г. сложилось господствующее общественное мнение, связывавшее решение всех основных проблем Украины с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС.
О приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, намеченного на саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе 28-29 ноября, Украина заявила 21 ноября 2013 г. В результате в Киеве начались массовые выступления в поддержку подписания соглашения с ЕС (т н. «Евромайдан»), которые по мере обострения внутриполитической обстановки дополнились антиправительственными лозунгами, стали сопровождаться беспорядками и привели к смене власти в стране. 21 марта 2014 г. был подписан политический блок Соглашения, а экономическая часть была подписана 27 июня 2014 г., после проведения президентских выборов. Однако тяжелое положение украинской экономики и жесткость позиции России все же вынудили ЕС пойти на прежде отвергнутый формат трехсторонних переговоров. Первые такие переговоры прошли 11 июля 2014 г. в Брюсселе, а в результате вторых переговоров 12 сентября 2014 г. было принято решение об отсрочке имплементации соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС до конца 2015 г. Зона свободной торговли между Украиной и ЕС начала функционировать 1 января 2016 г.
Однако в результате неблагоприятного сценария развития событий в 2014-2015 гг. официально декларированный экономический смысл заложенных в Соглашение об ассоциации положений фактически надолго перестал быть актуальным. Украина сейчас не только не представляет собой привлекательный рынок для расширения европейской зоны свободной торговли, но и является источником социальной напряженности, требующей больших финансовых вливаний для удержания экономики и политической системы от коллапса. В Европе все чаще звучат скептические высказывания относительно «европейского» будущего Украины. Так, в частности, 27 марта 2014 г., уже после подписания политической части Соглашения, отсутствие у Украины актуальной перспективы получения членства в Союзе подтвердил глава Еврокомиссии Ж.М. Баррозу. По итогам Рижского саммита «Восточного партнерства», прошедшего 21-22 мая 2015 г., ЕС по-прежнему не обозначил перспектив членства для Украины, а также сохранил существующие положения визового режима. Консультативный референдум, прошедший 6 апреля 2016 г. в Нидерландах, еще один из фактов, подтверждающих данный вывод.
Подводя итоги, стоит отметить, что выбор «европейского» (шире — «западного») пути, по которому в настоящий момент двигается Украина, требует помимо серьезной финансовой поддержки извне и достаточно длительного времени, но также и коренной перестройки механизма государственного управления, сознания правящих элит и обычных граждан. Претензии европейских чиновников, а также формально подписанные «соглашения» не способны сами по себе обеспечить требуемые изменения. Если действующее украинское правительство выбирает в качестве пути продвижения евроинтеграционный, следует содействовать процессу реформирования таким образом, чтобы принятый курс на сближение с ЕС, его институтами и нормами оставался приоритетным и осуществляющимся не только документально, но и фактически.
Подобные работы
- Влияние отношений между Европейским союзом и Республикой Молдова на урегулирование приднестровского конфликта
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Охрана интеллектуальной собственности в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВ Д. КЭМЕРОНА И Т. МЭЙ (2010 – 2017)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Ассоциация между Украиной и Европейским Союзом: Проблема внедрения технических стандартов
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Внешняя политика Германии в отношении Европейского Союза в период канцлерства А. Меркель (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - История советско-польских отношений в период 1919-1939 гг. в отечественной и зарубежной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЯ И СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ:
ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



