Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №61701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
466
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. Когнитивная система человека в условиях
информационных перегрузок 6
1.2. Социально-психологическое содержание категории качества жизни 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 25
2.1. Программа эмпирического исследования влияния
когнитивных перегрузок на качество жизни старшеклассников 25
2.2. Анализ результатов исследования влияния когнитивных
перегрузок на качество жизни старшеклассников 29
2.3. Психологические рекомендации по снижению когнитивных перегрузок и оптимизации качества жизни старшеклассников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема перехода к информационному обществу особенно интенсивно проявилась в XXI веке. Массовое использование информационных технологий повлекло серьёзнейшее последствие, такое как когнитивные перегрузки. Особенную актуальность влияния информации на когнитивную сферу можно отметить у детей старшего школьного возраста.
Прежде всего, учебные нагрузки старшеклассников возрастают под влиянием необходимости сдачи экзаменов, однако, помимо этого аспекта существует такой нюанс глобализации как сеть интернет, где получение разнообразной информации происходит массово и зачастую неосознанно. Количество поступающей информации увеличивается в разы и превосходит возможность её восприятия.
Так, с одной стороны, свободный доступ к информации способствуют развитию когнитивной сферы, а с другой, при невозможности фильтрации получаемой информации, может привести к когнитивным перегрузкам, что является сильным стрессом для организма и может стать причиной снижения качества жизни.
Проблему когнитивных перегрузок и качества жизни изучали многие отечественные (Б.М. Величковский, К.В. Анохин, В.П. Зинченко, А.Д. Еляков, П.В. Ткаченко, И.И. Бобынцев и др.) и зарубежные (Э. Тоффлер, С. Биркетс, Д. Люис, Б. Мильтон, Ф. Хейлиген, М. Хилл, Р. Оуэн, М. Айзенберг и др.) исследователи. Особенно полно теорию когнитивных перегрузок раскрывает подход Э. Тоффлера, в котором он впервые описал социально-психологические эффекты информатизации в негативной окраске и обосновал симптомы информационного стресса. Автор утверждает, что не только количество, но и качество получаемой информации может подвергнуть человека болезни, которую Э. Тоффлер называет «future shock», а именно реакцию индивида на чрезмерную стимуляцию информацией. Следовательно, для усвоения избытка информации человеку требуется новый уровень адаптивности.
Цель исследования: выявить влияние когнитивных перегрузок на качество жизни старшеклассников.
Объект исследования: когнитивные перегрузки старшеклассников.
Предмет исследования: влияние когнитивных перегрузок на качество жизни старшеклассников.
Гипотеза исследования: на качество жизни оказывают влияние такие виды когнитивных перегрузок как утомление, монотония, пресыщение и стресс.
Задачи исследования:
1. проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей, изучающих влияние когнитивных перегрузок на качество жизни старшеклассников;
2. провести исследование когнитивных перегрузок и качества жизни у обучающихся старших классов;
3. установить наличие или отсутствие влияния когнитивных перегрузок на качество жизни у старшеклассников, сформулировать психолого-педагогические рекомендации по снижению когнитивных перегрузок и оптимизации качества жизни.
Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе психолого-педагогических исследований по проблеме влияния когнитивных перегрузок на качество жизни старшеклассников.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного исследования сформулированы психолого-педагогические рекомендации по снижению когнитивных перегрузок и оптимизации качества жизни.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: проведение диагностических методик;
- методы качественной и количественной обработки данных.
Методики:
1. Методика ДОРС - модификация немецкого теста BMSII
Х. Пласа и Р. Рихтера в адаптации А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской (направлена на дифференцированную оценку состояний сниженной работоспособности).
2. Методика Всемирной организации здравоохранения КЖ-26 «WHOQOL-BREF» (направлена на оценку качества жизни).
Данная методика валидизирована на базе широкомасштабного (>5000 человек) многоэтапного международного научного проекта, в котором принимали участие 15 исследовательских центров Европы, Австралии, Азии, Африки, Северной и Центральной Америки, в странах с различным экономическим уровнем и разными культурными традициями. Разработка и апробация русской версии опросника проводилась на базе отделения психопрофилактики и внебольничной психиатрии Санкт- Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, имеющего статус регионального исследовательского центра ВОЗ.
Более чем из 1500 вопросов, составленных в начале работы над опросником, выбрано 100 лучших. В сокращенную версию вошло 26 вопросов, касающихся собственных ощущений относительно общих и частных характеристик физических, психических и материальных компонентов своего состояния и окружающей среды.
База исследования: МБОУ г. Мурманска. СОШ № 42 им. Е.В. Шовского; в связи с пандемией COVID-19 исследование проходило на основе данных методов при помощи Google forms.
Выборка: в исследовании принимали участие 61 обучающийся 9 - 11-х классов, 22 юноши и 39 девушек. Возраст испытуемых - 15-18 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Когнитивные перегрузки - это воздействие множества социальных стимулов, превышающее возможность человека адекватно на них реагировать» [С. Милграм, 1974]. В данном определении отражены главные свойства информационных перегрузок. Можно утверждать, что они, во многом, имеют воздействие на различные аспекты качества жизни.
Период старшего школьного возраста - это период масштабных когнитивных нагрузок как в рамках образовательного процесса, так и в контексте технического прогресса, а именно - использования ресурса интернет.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературе по проблеме исследования и результатах, полученных при проведении исследования влияния когнитивных перегрузок на качество жизни, удалось выявить и обобщить негативные последствия когнитивной перегрузки:
1. Пресыщение информации имеет воздействие на мозг, а именно мозг перестаёт адекватно воспринимать поступающую информацию, что ослабляет способность думать и снижает творческий потенциал. Мозг привыкает к низким нагрузкам и отказывается работать в полную силу, что мешает эффективной деятельности человека.
2. Информационные перегрузки притупляют эмоциональные реакции человека, в результате он утрачивает способность к сопереживанию.
3. Перегрузка мозга информацией замедляет интеллектуальные возможности человека, что мешает его продуктивности.
4. Когнитивные перегрузки являются фактором, способствующим формированию физических и психических заболеваний.
5. Перенасыщение информацией приводит к дефициту времени, так как реакция замедляется и человеком затрачивается больше времени на анализ поставленных задач.
6. Частое нахождение человека в информационном поле вызывает зависимость человека от информации и призывает к уходу от личных проблем через виртуальное пространство.
Существенными, при изучении влияния когнитивных перегрузок на качество жизни, являются вопросы, связанные с тем, какие показатели качества жизни человек считает первостепенными, а также какое влияние оказывают на них когнитивные перегрузки. Знание этих показателей необходимо для снижения чрезмерных нагрузок, улучшения продуктивности учебных и рабочих моментов, а также для предотвращения ухудшения показателей качества жизни.
На основании проведенного исследования по методике ДОРС было выявлено, что среди старшеклассников, высокий показатель выраженности сниженной работоспособности наблюдается у таких критериев когнитивной перегрузки как монотомия, пресыщение и стресс.
Выраженный показатель наблюдается у всех критериев когнитивной перегрузки.
Доминирующей среди выборки является умеренная степень выраженности. Это может свидетельствовать о том, в период дистанционного обучения снизилось психологическое давление со стороны преподавателей, стабилизировался эмоциональный фон.
Проведение методики на определение субъективных показателей качества жизни ВОЗ КЖ-26 позволило утверждать, что у испытуемых, в основном, был выявлен высокий и средний уровень качества жизни по критериям:
- физическое и психическое благополучие
- самовосприятие
- микросоциальная поддержка
- социальное благополучие.
Пониженный и низкий показатели в выборки были проявлены незначительно. Это позволяет нам предположить, что в период самоизоляции укрепляются семейные контакты, у старшеклассников увеличивается время на личные интересы.
Так же исследование выявило корреляционную связь среди показателей в каждой из методик.
Такими показателями в методике ВОЗ КЖ-26 стали:
- самовосприятие - физическое и психическое благополучие (p<0,01);
- социальное благополучие - микросоциальная поддержка (p<0,01);
- микросоциальная поддержка - самовосприятие (p<0,05);
- социальное благополучие - физическое и
психическое благополучие (p<0,01);
В методике ДОРС корреляционная связь была выявлена между следующими показателями:
— монотомия - утомление (p<0,01);
— пресыщение - утомление (p<0,01);
— пресыщение - монотомия (p<0,01);
— стресс - утомление (p<0,01);
— стресс - монотомия (p<0,01);
Сопоставление результатов тестов через корреляционный анализ показало, что:
1) утомление как вид когнитивной перегрузки имеет влияние на такие показатели качества жизни как:
— самовосприятие;
— физическое и психическое благополучие.
2) монотомия связана с такими критериями как:
— микросоциальная поддержка;
— физическое и психическое благополучие;
— самовосприятие;
3) пресыщение демонстрирует связь с показателями:
— микросоциальная поддержка;
— физическое и психическое благополучие;
— самовосприятие.
4) стресс связан с показателями:
— самовосприятие;
— социальное благополучие.
Таким образом, гипотеза исследования доказана.
Однако стоит учитывать, что время исследования совпало с проведением обязательной самоизоляции во время пандемии COVID-19, что затронуло многие аспекты жизни людей.
Обучение старшеклассников проходило в нестандартных рамках дистанционной работы, что могло способствовать улучшению психо-эмоционального фона, так как ежедневное очное напоминание преподавателей о государственных экзаменах сменилось привычной для подростков электронной формой, что убрало тревожный эмоциональный оттенок данным высказываниям.
Невозможность осуществлять прогулки на свежем воздухе усугубили ситуацию, так как недостаток кислорода в помещении, вызывает физические недомогания по типу головных болей, головокружений, слабости. При этом, стоит учитывать, что в городской среде кислорода меньше, чем за городом.
Кислородное голодание - процесс, при котором кислород в недостаточном объёме поступает в мозг. Снижаются адаптивные возможности по борьбе со стрессом, что так актуально для детей старшего школьного возраста.
Вдобавок ко всему вышесказанному, прогулки на свежем воздухе способствуют снятию зрительного и аудиального напряжения, предотвращают различного вида заболевания физического характера. Однако в условиях пандемии, которая выпала на период активной подготовки к сдаче экзаменов, данный вид разгрузки оказался невозможен.
Так же произошло сплочение внутрисемейного строя, что могло повлечь за собой как ситуацию социального напряжения, так и улучшение взаимоотношений.
Психоэмоциональный фон старшеклассников в контексте самоизоляции и пандемии находится в нестабильном положении, что, несомненно, внесло свой вклад в данное исследование.
Возможно, результаты исследования могли иметь совершенно иные показатели, будь оно проведено в другой период времени.



1. Абдуллина, Г. И. Синдром хронической усталости у школьников: факторы риска [Текст] / Г. И. Абдуллина, В. Н. Габдрафиков, М. Р. Чумарин // European Scientific Conference : сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2019. - С. 250-252.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. П. Авдулова. - Москва : Академия, 2012. - С. 240.
3. Андреева, И. Г. Информатизационные риски здоровья в образовательном процессе [Текст] /И. Г. Андреева// Педагогика. - 2016. - № 8. - С. 73-77.
4. Антипьев, К. А. Информационные перегрузки в системе
образования [Электронный ресурс] / К. А. Антипьев, М.
В. Антипьева // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2014. - Т. 1. - С. 210-213. - Режим доступа:
https://elibrary. ru/download/elibrary 21819045 31796548.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
5. Аршинская, Е. Л. Влияние учебной нагрузки на
эмоциональное состояние школьников [Электронный ресурс] / Е. Л. Аршинская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5 (146). - С. 58-64. - Режим доступа:
https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/arshinskaya e.l.58 64 5 146 2014.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 20.12.2019).
6. Аршинская, Е. Л. Время учащегося и педагога: как повысить эффективность организации [Текст] // Народное образование. - 2018. - № 8-9. - С. 111-117.
7. Аршинская, Е. Л. Как помочь ученику продуктивно использовать время? [Текст] // Народное образование. - 2018. - № 1-2. - С. 64-70.
8. Аршинская, Е. Л. Как снизить перегрузки учащихся? [Текст] // Народное образование. - 2017. - № 6/7. - С. 89¬95.
9. Багнетова, Е. А. Качество жизни и психоэмоциональное состояние старшеклассников [Электронный ресурс] / Е.
А. Багнетова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 12, ч. 3. - С. 14-16. - Режим доступа:http://elibrary.ru,доступ после регистрации (Дата обращения: 19.12.2019).
10. Белова, Е. А. Изучение учебного стресса современных старшеклассников как препятствия на пути их развития [Электронный ресурс] / Е. А. Белова // Научный поиск. - 2013. - № 4. - С. 22-25. - Режим доступа:http://elibrary.ru,доступ после регистрации (Дата обращения: 19.12.2019).
11. Бирюкова, А.В. Понятие «Качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи [Электронный ресурс] / А.В. Бирюкова // - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kachestvo-zhizni-struktura-pokazateley-dlya-podrostkovoy-
molodezhi/viewer,свободный доступ (Дата обращения
19.12.2019) .
12. Бодров, В. А. Информационный стресс [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров // - М. : ПЕР СЭ, 2000. - 351 с. - Библиогр.: С. 326-349.
13. Васюра, С. А. Проблемы чтения и общения современного подростка с позиций киберпсихологии [Текст] // Издательское дело в регионах России: традиции и новации : сборник трудов конференции (Ижевск, 16 апреля 2016 г.) - Ижевск, 2016. - С. 78-83.
14. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста [Текст] : учебник / Б. С. Волков// - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2016. - С. 266.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова // - М. : Педагогическое общество России, 2004. - С. 511.
16. Горюшко, С. М. Средства оценки уровня когнитивной нагрузки в процессе обучения [Текст] / С. М. Горюшко, А. В. Самочадин // Компьютерные инструменты в образовании. - 2018. - № 4. - С. 35-44.
17. Грецов, А.Г. Практическая психология для
подростков и родителей [Текст] / А. Г. Грецов // - СПб. : Питер, 2006. - С. 214.
18. Даначева, М. Н. Оценка влияния средовых факторов на когнитивные функции и состояние психического здоровья учащихся средней школы г. Москвы [Текст] // Экология, здоровье и образование в XXI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий : материалы III Кавк. экол. форума / отв. ред. Р. А. Кутуев. - Грозный, 2017. - С. 129-133.
19. Даниленко, А. В. Особенности здоровья, образа и качества жизни старшеклассников, пользующихся интернетом [Электронный ресурс] / А. В. Даниленко, С.
С. Даниленко // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы II-й Международной научно-практической конференции (Красноярск, 27-28 ноября 2015 г.) - Красноярск, 2015. - С. 28-34. - Режим доступа:http://elibrary.ru,доступ после регистрации (Дата обращения: 19.12.2019).
20. Еляков, А. Д. Информационная перегрузка людей [Текст] / А. Д. Еляков // Социологические исследования. -2005. - № 5. - С. 114-121.
21. Ермолова, О. Е. Технологии разноуровневого обучения в работе с одаренными детьми [Текст] / О. Е. Ермолова // Исследовательская работа школьников. - 2018. - № 3. - С. 34-38.
22. Зазнобова, Т. В. Показатели школьной тревожности
у подростков, обучающихся в школах разного типа [Электронный ресурс] / Т. В. Зазнобова, М. В. Дудкина, Т.
В. Ремезова // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - № 4. - С. 29-31. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-shkolnoy-trevozhnosti-u-podrostkov-obuchayuschihsya-v-shkolah-raznogo-tipa,свободный доступ (Дата обращения
19.12.2019) .
23. Зверев, А. О. Столько, сколько у нас, детям не задают на дом нигде [Текст] / А. О. Зверев // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 206-212.
24. Зотова, О. М. Функциональные состояния организма
в условиях информационных перегрузок: к определению теоретико-методологических основ исследования [Электронный ресурс] / О. М. Зотова, В. В. Зотов, В. В. Юшин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. - 2018. - № 4 (29). - С. 104-111. - Режим доступа:
https://elibrary. ru/download/elibrary 36901822 68478524.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
25. Зотова, Ф. Р. Деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения [Текст] / Ф. Р. Зотова // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 2. - С. 42-44.
26. Зотова, Ф. Р. Переутомление учащихся и его предупреждение в условиях современной школы [Текст] / Ф. Р. Зотова //- Казань, 2004. - С. 188.
27. Ивлева, Н. В. Диета для мозга [Текст] / Н. В. Ивлева // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2014. - № 6. - С. 35-40.
28. Ковтунович, М. Г. Информационный стресс [Текст] / М. Г. Ковтунович, К. Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - C. 83-91.
29. Коленкова, Н. Ю. Когнитивная перегрузка в цифровом мире [Электронный ресурс] / Н. Ю. Коленкова // Весенние психолого-педагогические чтения
: материалы III Региональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А. В. Буровой. - Астрахань, 2019. - С. 65-68. - Режим доступа:
https://elibrary. ru/download/elibrary 39269698 63737924.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
30. Котова, Е. Е. Когнитивно-стилевая дифференциация студентов в основе показателя обучаемости [Текст] / Е. Е. Котова // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2013. - Т. 2. - С. 9-10.
31. Кочуров, Б.И. Качество жизни населения [Текст] / Б.И. Кочуров // География и экология в школе XXI века. - 2016. - № 1. - С. 18-34.
32. Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение
[Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования, обучающихся по медицинским специальностям / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - Изд. 11-е, доп. и перераб. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2013. - С. 474.
33. Кулакова, А. А. Основные проблемы перегрузки
информацией [Электронный ресурс] / А. А. Кулакова // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - Т. 3. - С. 290-293. - Режим доступа:
https://elibrary. ru/download/elibrary 41063147 81338021.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
34. Кучма, В. Р. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде [Текст] / В.Р. Кучма, Л. М. Сухарева, П. И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № 8 (281). - С. 4-7.
35. Лабутин, Н. Ю. Влияние информационной нагрузки различной интенсивности на развитие индивидуальных способностей учащихся [Текст] / Н. Ю. Лабутин, И. А. Преминин, Е. Н. Тодорова, О. С. Преминина // Экология человека. - 2006. - № 3. - С. 22-24.
36. Логинова, Л.Г. К оцениванию качества деятельности и результатов детей и подростков в дополнительном образовании детей [Текст] / Л.Г. Логинова // Методист. - 2019. - № 5. - С. 28-32.
37. Медведева, М. В. Умственная работоспособность учащихся [Текст] / М. В. Медведева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 48-50.
38. Минасян, С. М. Влияние умственно-эмоционального напряжения на содержание электролитов в слюне старшеклассников [Текст]/ С. М. Минасян, Э. С. Геворкян, А. В. Даян [и др.] // Гигиена и санитария. -2004. - № 4. - С. 46-48.
39. Онишина, В. В. Информационный стресс / В. В. Онишина // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 2 - С. 72-78.
40. Панова, Е. А. Отличники начинают, троечники выигрывают [Текст] / Е. А. Панова // Здоровье школьника. - 2012. - № 5. - С. 44-47.
41. Параничева, Т. М. Учебная, внеучебная и общая
нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной
интенсивности [Электронный ресурс] / Т. М.
Параничева, Л. В. Макарова, Г. Н. Лукьянец, Г. Н. Лезжова [и др.] // Новые исследования. - 2016. - № 4. - С. 71-84. - Режим доступа:
https://elibrary. ru/download/elibrary 32323244 25182778.pdf,свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
42. Преснякова-Осипова, И. В. Образ и качество жизни семьи [Текст] / И. В. Преснякова-Осипова // Власть. - 2013. - № 5. - С. 105.
43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин // - Санкт- Петербург [и др.] : Питер, 2010. - С. 812.
44. Савостьянов, А. И. Психическое здоровье школьника [Текст] : учебно-практическое пособие / А.И. Савостьянов // - М. : Педагогическое общество России,
2006. - С. 64.
45. Садыкова, К. Л. К вопросу о проблеме учебных перегрузок современных школьников [Электронный ресурс] / К. Л. Садыкова, Е. В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : сборник статей. - Екатеринбург, 2019. - С. 106-110. - Режим доступа: https://elibrary.rU/download/elibrary_24319762_53944985.p df, свободный доступ (Дата обращения: 19.12.2019).
46. Стрекалова, Н. Б. Вдияние информационных технологий на качество учебного процесса [Электронный ресурс]/Н. Б. Стрекалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С. 48-53. - Режим gocTyna:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-tehnologiy-na-kachestvo-uchebnogo-protsessa,свободный доступ (Дата обращения:
19.12.2019) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ