Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по исследуемой проблеме.
1.1. Современное состояние проблем нарушения интеллекта 8
1.2. Причины нарушения интеллекта. Классификация нарушений 16
1.3. Особенности развития физических качеств у лиц с нарушением интеллекта 21
1.4. Гидрореабилитацияи её характеристика 28
1.5. Гидрореабилитация при психоневрологических нарушениях 33
Глава 2. Методы и организация и исследования
2.1. Методы исследования 41
2.2. Организация исследований 43
2.3. Описание экспериментальной методики 46
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Сравнение результатов физического тестирования групп №1 и №2 49
3.2. Сравнительный анализ выполнения тестов участниками исследования в
соответствии с нормативами ВФСК ГТО 52
3.3. Эффективность развития физических качеств посредством
гидрореабилитации 54
Выводы 58
Практические рекомендации 60
Список использованной литературы 61
Приложение 65
Актуальность. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1 миллиарда людей в мире (почти 15 % населения) имеют какую- либо форму инвалидности. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности жизнедеятельности. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья (Евсеев С.П.,2006).
По сравнению с другими нозологическими формами ограничений возможностей здоровья, чаще всего диагностируются интеллектуальные нарушения, одним из видов которых является умственная отсталость. Умственная отсталость - это стойкое выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения ЦНС.
В мире насчитывается более 300 миллионов людей с интеллектуальной недостаточностью. Умственная отсталость встречается в 9 раз чаще церебрального паралича, в 15 раз чаще полной слепоты, в 35 раз чаще мышечной дистрофии. Более 70% от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Российской Федерации составляют дети с нарушением интеллекта (Маринчева Г.С., 2003). Инвалидность лиц с нарушением интеллекта - это взаимодействие с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение общества, недоступность транспорта и общественных зданий, ограниченная социальная поддержка).
На современном этапе социально-экономических преобразований в России важнейшими в системе комплексной реабилитации и социальной защиты лиц с отклонениями в состоянии здоровья становятся ее активные формы - адаптивное физическое воспитание и спорт инвалидов. Спорт и физическая культура как направление физической реабилитации обладают огромным потенциалом в сфере социальной интеграции и повышения уровня качества жизни инвалидов.
Развитие системы адаптивной физической культуры и спорта на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях РФ требует нового содержания, направленного на личностно ориентированное отношение к людям с нарушением интеллекта разного возраста, имеющим различные группы инвалидности. Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Свидетельством о повышении интереса к привлечению лиц с нарушением интеллекта является признание Международным Паралимпийским комитетом спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), включение его в программу XIV Паралимпийских игр 2012 г. в Лондоне, а также организация научного исследования Министерством спорта Российской Федерации целью которого является предоставление возможности инвалидам сдавать ВФСК ГТО, что придало новый импульс развитию этого направления адаптивного спорта.
Интеграция инвалидов в обществе может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества и, в первую очередь, изменению отношения к этой группе населения.
Одним из наиболее эффективных видов адаптивной физической культуры является гидрореабилитация, которая способствует формированию качественно нового более высокого от исходного уровня физической и общественной активности человека с отклонением в состоянии здоровья.
Гидрореабилитация имеет многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере. (Пузанов Б.П., 2008).
В настоящее время противоречие заключается в возрастающем количестве лиц с той или иной степенью нарушения интеллекта и недостаточной разработанностью научно-методической базы для организации физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией населения.
Проблема исследования базируется на необходимости максимальной социализации лиц с нарушениями интеллекта, что может быть осуществлено с помощью повышения их двигательной активности и гармоничного развития физических качеств. Однако на настоящий момент недостаточно разработаны организационные и методические подходы для привлечения лиц с данной нозологией к активным занятиям физической культурой и спортом.
Теоретико-методологической базой исследования являются разработка теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта базирующаяся на работах: Л. С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Б.И. Пинского, М. С. Певзнер. У истоков олигофренопедагогики стояли врачи- физиологи В.М. Бехтерев, П.Ф. Лестгафт, Г. И. Россолимо. В настоящее время наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Б.А. Ашмарина, М.А. Година, Б.В. Сермеева С.П. Евсеева, О.В Евсеевой, Л.В. Шапковой, Д.Ф. Мосунова.
Цель исследования - оценить уровень физических качеств и эффективность их развития при гидрореабилитации у лиц с нарушениями интеллекта (ЛИН).
Объект исследования- процесс физической подготовки ЛИН 18-24 лет.
Предмет исследования - методика гидрореабилитации для лиц с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по исследуемой проблеме и обобщить опыт физкультурно-оздоровительных мероприятий с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения.
2. Оценить развитие физических качеств у лиц с нарушениями интеллекта.
3. Применить плавание как вид гидрореабилитации к лицам с нарушением интеллекта.
4. Оценить эффективность гидрореабилитации.
5. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования - предполагалось, что физические качества лиц с интеллектуальными нарушениями будут эффективно развиваться при применении педагогической технологии гидрореабилитации.
Практическая значимость исследования: Для практической деятельности педагога и тренера в процессе занятия с ЛИН важно знать эффективность развития физических качеств посредством гидрореабилитации.
Элемент научной новизны - оценено влияние гидрореабилитации на эффективность развития физических качеств лиц с интеллектуальными нарушениями.
Для решения поставленных задач в ходе исследования, были применены следующие методы:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование уровня развития физических качеств;
- методы математической статистики.
Апробация материалов исследования, была осуществлена на совещаниях ГБУ «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области»
Материалы исследования подтверждены актом о внедрении и опубликованной научной работой:
1.Малышев Д.С., Климова В.К., Луговикова Е.В., Стрижакова Е.В. Оценка уровня развития физических качеств у лиц с нарушениями интеллекта.сб. статей XII Междунар. науч. конф. «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях», Белгор. гос. технол. ун-т. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. — с. 198-203.
Результаты данного исследования были представлены;
- на XII Международной научной конференции. «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях», Белгород, 19-20 апреля 2016 г.
- на пленарном заседании научной конференции ФФК в рамках «Недели науки» БелГУ-2016. (19 апреля 2016г.)
1. На основании анализа литературных источников установлено, что для успешного проведения тренировочных занятий по плаванию и тестирования физических качеств у инвалидов с интеллектуальными нарушениями требуется особый методический подход и подготовленный персонал. Люди с интеллектуальными нарушениями легкой степени способны успешно проходить процедуру тестирования уровня развития физических качеств и полученные результаты поддаются математико-статистической обработке.
2. Наиболее выраженное негативное влияние интеллектуальных нарушений на уровень развития физических качеств у инвалидов относительно участников группы №2 (без отклонений в состоянии здоровья) отмечалось по следующим показателям:
- у мужчин статистически достоверное уменьшение результатов тестирования силовых и скоростно-силовых качеств, в то время как не обнаружено различий в показателях результатов, определяющих гибкость и скоростные сложно координационные качества.
- у женщин по результатам проведенных тестов в показателях трех тестов установлены статистически достоверное снижение результатов скоростно-силовых качеств и гибкости. Результаты тестирования скоростных и силовых качеств статистически достоверно не отличались.
3. В результате исследования установлено, что 20 дисциплин у мужчин и 6 дисциплин у женщин группы №2 выполнены на золотой знак, в то время как у представителей группы №1 нет результатов, соответствующих этому уровню.
Серебряному знаку отличия исследуемых группы №2 у мужчин соответствовали 5 дисциплин, у женщин 4 дисциплины. У представителей 1 группы 7 мужчин и не одной девушки добились положительного результата.
Бронзовому знаку отличия исследуемых группы №2 у мужчин соответствовали 2 дисциплин, у женщин 5 дисциплин. У представителей 2 группы 2 мужчин и 4 девушки добились положительного результата.
В целом средний показатель мужчин и женщин инвалидов уступает результату лиц, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, на 39,4 %.
4. На основании полученных результатов тестирования можно сделать вывод, что лица с данной нозологией могут участвовать в физкультурных мероприятиях по сдаче норм ВФСК ГТО, однако нормы и правила проведения тестирования должны быть скорректированы с учетом особенностей физического развития при интеллектуальных нарушениях.
5. По результатам исследования, направленного на определение эффективности развития физических качеств посредством гидрореабилитации у лиц с нарушениями интеллекта (ЛИН), установлена положительная тенденция развития исследуемых физических качеств (средний приростом результатов в течении года равен 19,8%).
6. Самый значительный прирост результата был зафиксирован в тесте преодоления максимальной дистанции (м.) в/с который направлен на оценку общей выносливости (39% от исходного показателя в начале года).
В тесте на определение скоростно-силовых качеств (подтягивание) прирост составил 27%, улучшение в показателях гибкости (выкрут прямых рук) составило 9%, в тесте на определение анаэробной выносливости показатель вырос на 19%. Выше перечисленные тесты имеют статистически достоверное различие показателей.
Меньший прирост и статистически недостоверными оказались различия в результатах теста на преодоление 25 м. в/с., который предназначен для определения скоростных способностей. Однако его результат имеет положительный прирост 5% по отношению к результату в начале года.
1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического функционального состояния дошкольника учебное пособие. [Текст]/ - Мурманск: МГПИ, 1998. - 114 с.
2. Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]/ Амасьянц Р.А., - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
3. Бадалян Л. О. Руководство по неврологии раннего возраста [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволская. - Киев :, 1980. - 176 с.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология [Текст]/ Л. О. Бадалян. - М., 1993. - 130 с.
5. Белопольская Н. Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : , 1974. - 80 с.
6. Бернштейн Н.А. «Физиология движений и активность» [Текст] / Бернштейн Н.А. - М.:, 1998 187 с.
7. Ботажнокова И. МКоррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта [Текст] / Ботажнокова И. М. - М. : , 1995. - 80 с.
8. Брязгунов И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей [Текст] / Брязгунов И. П., Касатикова. - М. : , 2002. - 79 с.
9. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
10. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Вайзман Н.П. - М., 1997. 142 с.
11. Воробьев С.А. Анализ федеральных стандартов спортивной подготовки адаптивного спорта в спортивных дисциплинах, представленных в нормативах ВФСК ГТО /А.А. Баряев, И.Н. Ворошин// Адаптивная физическая культура №1(65), 2016. 32-33с.
12. Выготский Л. С. Умственно отсталый ребенок [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : , 1935. -60c.
13. Гайдукевич, С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: [Текст] /учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. - Мн.: БГПУ, 2009. - 276 с.
14. Горбач И. Н. Неврологические расстройства. Формы, стадии, синдромы, течение [Текст] / И. Н. Горбач. - Минск : , 1995. - 80 с.
15. Гузева В. И. Руководство по детской неврологии [Текст] / В. И. Гузева. - СПб., 1998. -113с.
16. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика, часть вторая: Методика исследования моторики. М.; Л., 1930
17. Гусев Е. И. Нервные болезни, нейрохирургия [Текст] / Е. И. Гусев, А. С. Никифоров, А. Н. Коновалов. - М. : , 2001. - 207 с.
18. Евсеев С.П. Адаптивный спорт [Текст] / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. - М.: Сов.спорт, 2010. - 316 с.
19. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы. Журнал «Адаптивная физическая культура» № 4, 2006. 35 с.
20. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами [Текст] / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 57.
21. Заваденко Н. Н. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей [Текст] / Н. Н. Заваденко. - М. : ,2001.- 210 с.
22. Зенков Л. Р. Функциональная диагностика нервных болезней [Текст] / Л. Р. Зенков, М. Н. Ронкин. - М. : , 1991. - 98с.
23. Казанская, А.А Гидрореабилитация детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Потапчук, И.В. Юрков. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2012. - 48 с.
24. Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] / Е. А. Калмыкова. - Курск : гос. ун-т, 2007. - 121 с.
25. Карлов, В. А. Терапия нервных болезней [Текст] / В. А. Карлов. - М. : , 1996. - 36 с.
26. Леонович А. Л. Невропатология. Справочное пособие [Текст] / А.Л. Леонович, О. В. Казакова. - Минск : , 1996. - 184 с.
27. Лихтерман Л. Б. Черепно - мозговая травма: прогноз течения и исходов / Л. Б. Лихтерман В. Н. Корниенко. - М. : , 1993. -203 с.
28. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. [Текст] / - СПб: Питер, 2013. - 288 с.
29. Мосунов Д.Ф. Гидропедагогика - основа гидрореабилитации. [Текст] /[Электронный ресурс] / Д.Ф. Мосунов // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2006. - № 20. - С. 37-49.
30. Мосунова, М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида: на примере эпилепсии: автореферат. [Текст] /канд. пед. наук: 13.00.04 /- СПб., 2005. - 24 с.
31. Машковский Е.В. Пара-ГТО-адаптация испытаний ВФСК ГТО для лиц с функциональными, анатомическими особенностями и инвалидностью/
К.А. Предатко, А.У. Магомедова //Спортивная медицина: наука и практика
2016. 112-121с.
32. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта- Министерство спорта Российской Федерации.
33. Назаренко Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание [Электронный ресурс] / Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета им.
П.Ф.Лесгафта. - 2010. - № 4(44). - С. 9-10.
34. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) [Текст] / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин. - М. : «Академия», 2008. - 272 с.
35. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по «Дефектология» [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - М. : 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
36. Сандригайло Л. И. Анатомо-клинический атлас по неврологии [Текст] / Л. И. Сандригайло. - Минск : , 1988. - 236 с.
37. Темина П.А. Наследственные нарушения нервно-психического развития детей / А. Темина. П., З. Казанцевой. Л.. - М. : , 2001. - 44 с.
38. Тупаногов Б. К. Коррекционно - педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития [Текст] / Б. К. Тупаногов. - СПб. : , 1994. - 185 с.
39. Шанько Г. Г. Неврология детского возраста [Текст] / Г. Г. Шанько,
Е. С. Бондаренко. - Минск , 1990. -55 с.
40. Шипицына Л. МКомплексное сопровождение развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына. - СПб. :Реч, 2003. - 124 с.
41. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательных школ [Текст] / Шиф. Ж.И.. - М. : , 1965. - 134с.
42. Э.П. Бебриш Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся [Текст] /, 1976 с. 29