Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ДРАМЫ Ж.-П. САРТРА «МУХИ»

Работа №61686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Философские и эстетические взгляды Ж.-П. Сартра 12
Глава 2 Интеллектуальный театр Сартра как «арена» художественной
реализации философско-эстетических идей 27
Глава З Трансформация античного мифа об Оресте в драме «Мухи» .. 50
3.1. Миф об Оресте как основа «Орестейи» Эсхила 50
3.2. Образ Ореста как воплощение сартровской философии свободы 60
3.3. Трагедия свободы Ореста 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Библиографический список использованной литературы 74
Приложение

После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми: «Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь делал я это не по своей воле. У меня был приказ, и я его выполнял». Тогда в сознании многих философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован? Неужели же он находится во власти определенных ситуаций, которые диктуют ему поступки не по внутреннему, глубинному убеждению, а по существующим законам?
Так в 1950-е годы получил свое рождение экзистенциализм - философское направление, появление которого связано, прежде всего, с серьезными изменениями в общественном сознании. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Либерально-оптимистические настроения, которые были свойственны предыдущей эпохе, пришли в противоречие с реальными фактами: две мировые и множество локальных войн, кровавые революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря. В обществе распространялись настроения неуверенности, тревоги, подавленности.
Центральные вопросы экзистенциализма - судьба человека в этом мире, смысл человеческой жизни, проблемы самого факта человеческого существования и онтологический статус личности, проблема открытости и «событийности истории» и мира - находятся и в центре творчества одного из зачинателей французского экзистенциализма, философа и писателя Ж.-П. Сартра.
Философскому наследию Ж-П. Сартра (1905-1980) посвящено достаточно много научных трудов - книг, монографий, брошюр, статей - как за рубежом, так и в России. Из французских исследователей (а творчество Сартра наиболее полно было изучено во Франции) следует отметить Л. Ганьеби и Ф.Жансона. К сожалению, их работы, посвященные Сартру, переведены на русский язык не были, а известны в России только благодаря книге Л.Г. Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век», в которой он выборочно цитирует данные монографии. Поэтому остановимся на отечественных исследователях философии Сартра, труды которых будут использованы нами в данной работе.
Философское и литературное наследие Ж.-П. Сартра было открыто русскому интеллектуальному читателю еще в 1960-70-е годы. В это время некоторые советские ученые посвятили французскому философу ряд работ. Прежде всего, речь идет о монографиях М.А.Кисселя «Философская эволюция Ж.-П.Сартра» (1976) и В.Н. Кузнецова «Жан-Поль Сартр и экзистенциализм» (1970), в которых дается довольно подробная характеристика творчества Сартра.
В 1962 г. появилась статья Т. Бачелис «Интеллектуальные драмы Сартра». Исследователь рассматривает драматургию Сартра исходя из оценки экзистенциального героя - центрального персонажа, который в пьесах «одинок и противостоит миру». Анализируя социальную позицию этого героя, Т. Бачелис критикует индивидуализм и приходит к выводу о его непродуктивности. Пьесы Сартра кажутся Т.Бачелис во многом механическими, не живыми, они описываются как «лабораторные опыты». Эволюцию драматурга Т.Бачелис видит в движении от «воспевания» экзистенциального героя (в «Мухах»), который ошибочно называется исследователем «ницшеанским типом», к развенчанию этого типа в столкновении с иным (крепко стоящим на земле практиком, забывшем об индивидуализме борце за светлое будущее своего народа).
Позиция Т.Бачелис по отношению к Сартру-драматургу уточняется в статье «Интеллектуальный театр», где пьесы Сартра рассматриваются в контексте интеллектуальной драмы. Здесь рационалистичность и ясная логика индивида представляются как антитеза фашизму с его культом национального инстинкта, методами психологического воздействия на людей, «растворённых» в человеческой массе. То есть здесь индивидуализм сартровских героев кажется исследователю исторически обоснованным. Противоречие, послужившее основой для интеллектуальной драмы, рассматривается как «конфликт человеческого разума с трагической и абсурдной, катастрофической действительностью». Сартр предстаёт обвинителем обывательской массы, верящим в силу выбора личности. А выбор этот определяет политическую и общественную функцию, не затрагивая «глубокую личностную субъективность». Целью такого театра становится «пробуждение в зрителях волевого импульса к реализации того, что, всесторонне осознав ситуацию, подсказывает разум». Это замечание достаточно точно соответствует характеру сартровских деклараций, но не всегда - практике его драматургии. Если в ситуации сороковых годов творчество Сартра оценивается исследователем как актуальное, то «Затворники Альтоны» (1959г.) называются: «анахронизмом на общеевропейском фоне новых направлений» [Бачелис 1962:168].
Во многом схожую позицию обосновывает в своей статье «Путь Сартра-драматурга» С.И.Великовский (впервые она опубликована в 1967 г.). Схожесть проявляется в том, что отправной точкой опять же является оценка социальной позиции экзистенциального героя. Стоит также обратить внимание на то, что и Т.Бачелис и С.И.Великовский рассматривают драматургию Сартра хронологически, в то время как западные исследователи предлагают и другие варианты. Например, в монографии Дороти МакКолл «Театр Жана-Поля Сартра» пьесы делятся на группы по типу действия, которое выявляет исследователь («Действие во спасение» - «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог», «Действие как проклятие» - «За закрытыми дверями» и «Затворники Альтоны» и т.д.). Данный хронологический порядок позволяет авторам отслеживать эволюцию социальной позиции Сартра (через его авторского экзистенциального героя) в историческом контексте, чему и посвящена большая часть самих текстов. В случае с Сартром, эта концентрация на гражданской позиции художника, с одной стороны, вполне продуктивна, но с другой, его драматургия оценивается как сугубо злободневная и только. То есть публицистический уровень оказывается вскрыт и подробно описан, есть какие-то попытки аналогий с философской позицией автора, но эстетика этой драматургии рассматривается точечно или вскользь. С. Беликовский, также как и Т. Бачелис, настаивает на схематизме ситуаций и упрощённости героев, которые даже в поздних пьесах называются им «эскизами социальных моделей» [Бачелис 1962: 392].
Попытку рассмотреть театральную систему Сартра, основываясь на его теории, предпринимает С.А.Исаев. Б своей статье «Экзистенциальная концепция Жана-Поля Сартра» (1986) исследователь называет писателя самым крупным и авторитетным представителем экзистенциалистской концепции театра. С.А.Исаев подробнее своих предшественников рассматривает философскую позицию Сартра, и его суждения о театральной теории, сделанные на этом основании, более глубоки. Исаев пишет о том, что экзистенциальный герой «разделяет ответственность за то, чтобы у Истории было истинное человеческое лицо» [Исаев 1986:163]. Этот герой одинок потому, что единственное, на что он может опереться, это его собственная нравственная высота, но ответственность, лежащая на нём, всеобща - это «лицо истории». Сартр не верит в возможность «спасения в одиночку», но для возможности «всеобщего спасения» требуется, чтобы каждая отдельная личность в каждой отдельной ситуации осуществляла свободный выбор. Парадокс теории Сартра, по мнению С.А.Исаева, заключается в том, что подобная личность является не исключением из правил, а каждым человеком. Действительно, пафос Сартра направлен на то, что за страшное и абсурдное лицо истории ответственен каждый человек. Но в этом нет ничего парадоксального, так как экзистенциализм говорит не об избранных, а о любом человеке и в любой ситуации. Б пьесе же всегда демонстрируется предельная ситуация, как осуществляющая нужное Сартру воздействие на зрителя (подробнее об этом пойдёт речь позже). Б жизни же ситуация может быть разной - она лишь обстоятельство человеческой свободы.
Итак, исследователи сходятся на важности общественной функции театра Сартра, хотя оценивают и определяют её по-разному. И эта позиция укоренена в истории обращения Сартра к театру. Драматическое «письмо» привлекло его в определённый момент и именно как возможность воздействия на людей со сцены театра (Сартр признавал, что если бы «Мухи» не были поставлены, он не стал бы далее писать пьесы). Рождение театра Сартра было обусловлено определённой исторической ситуацией. Подробнейшее описание того, что привело Францию к этой ситуации, принадлежит, в частности, и самому Сартру - это его тетради, изданные под общим названием «Дневники странной войны».
Потом в течение некоторого времени в Советском Союзе о Сартре говорили и писали мало. Интерес к его творчеству вновь возник в 1990-е годы, когда в России сложилась похожая ситуация, которая в свое время привела к возникновению экзистенциализма в Европе: война на Кавказе, разруха, полуголодное существование большинства населения, переоценка жизненных ценностей.
Прежде всего, следует отметить тот факт, что о французском мыслителе стали чаще упоминать в учебниках по философии. Так, появилась краткая информация о его жизни и творчестве в пособиях, авторами которых являются А.Г.Спиркин, П.С.Гуревич, В.А.Канке. Творчество Сартра с точки зрения эстетики было рассмотрено на страницах книги К.М.Долгова «От Киркьегора до Камю».
В 2005 году вышли две книги под названием «История философии», одна из которых является трудом российского ученого В.В.Ильина, а вторая имеет группу авторов (В.В.Васильев, А.А.Кротов, Д.В.Бугай). В этих учебных пособиях достаточно подробно разбирается философская концепция Сартра, даются оценки его творчества.
В философии экзистенциализма ситуация экзистенциального выбора рассматривалась как чрезвычайная. Широко известен фиксирующий это положение дел термин К.Ясперса «пограничные ситуации»
[Ясперс 1986:157]. Кроме того, умонастроение времени, когда разворачивалась философия экзистенциализма (годы перед второй мировой войной и непосредственно после нее) способствовало трактовке этих ситуаций как безнадежных. Философам казалось, что человек может попасть в ситуацию экзистенциального выбора только при условии, когда обыденное отношение к реальности становится невозможным из-за чрезвычайных внешних обстоятельств. Но при этом, поскольку ситуация не имеет реального выхода, выбрать-то и нечего. К.Ясперс писал: «Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть: я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным» [Исаев 1986 75:163].
Что такое «экзистенциальная ситуация», однозначно ответить нельзя, она интуитивна, каждый понимает ее по-своему. Однако, существуют категории, которыми она измеряется, наиглавнейшей из которых, по Ж-П. Сартру, является свобода.
Человек свободен в поисках самого себя, в выборе самого себя, своего предметного мира. Но этот выбор всегда происходит в «критических» ситуациях. Свобода, по Сартру, единична для каждой конкретной ситуации. «Свобода есть выбор своего бытия», но только по отношению к данной ситуации [Исаев 1986 159:171].
Следует отметить, что философское кредо Сартра нашло свое отражение в его литературном творчестве, поскольку все художественные произведения Сартра и есть воплощение на практике экзистенциальных ситуаций. Ситуации экзистенциального выбора стоят в центре большинства всех драматургических произведений философа и писателя.
В данной работе в контексте философских идей Сартра мы рассмотрим случаи проявления экзистенциальных ситуаций на примере его драматургических произведений «Мухи», «За закрытой дверью», «Мертвые без погребения», «Дьявол и Господь Бог».
Почему наш выбор пал именно на эти произведения? Ведь перу Сартра принадлежит восемь пьес. На наш взгляд, именно в этих пьесах преломляется вся сартровская философия, основным стержнем которой является труд «Бытие и Ничто». Еще М.А.Киссель отмечал, что персонажи этих сартровских драм разыгрывают темы «Бытия и Ничто»[Киссель 1976:102].
Актуальность темы, выбранной нами для исследования, заключается в том, что, несмотря на многочисленные работы и научные статьи, посвященные философским воззрениям Сартра, практически мало кто из литературоведов в должной мере занимался проблемой преломления идей сартровского экзистенциализма (в том числе и экзистенциальными ситуациями) в его художественном творчестве. Исключением являются исследования С.И. Великовского и Л. Г. Андреева. С.И.Великовский в труде «Путь Сартра-драматурга» рассматривает драматургию французского мыслителя именно с точки зрения философии экзистенциальной ситуации. Л.Г. Андреев в своей книге «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век» также уделяет внимание преломлению философских воззрений Сартра (свободы и экзистенциальной ситуации) в пьесе «Мухи». На труды этих исследователей мы и будем опираться в данной работе.
Объектом исследования является интеллектуальный театр Сартра с акцентом на его самой известной пьесе - «Мухи».
Предмет исследования - художественное осмысление Сартром проблемы модернизации мифа на примере мифа об Оресте в драме «Мухи».
Цель данной дипломной работы - осознание художественной трансформации античного сюжета, его модернизации для выражения идей философии экзистенциализма.
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- рассмотреть истоки становления экзистенциализма как философского направления;
- исследовать художественную проблематику интеллектуального театра Сартра;
- раскрыть основные идеи экзистенциализма, художественно воплощенные в «Мухах»;
- проанализировать пьесу с точки зрения проявления в ней экзистенциалистской ситуации, сравнить с «Орестеей» Эсхила;
- охарактеризовать Ореста как воплощение сартровской философии свободы;
- истолковать символику образа мух в одноименной метафизической пьесе-притче; - разработать методические материалы в помощь учителю - словеснику, работающему в школах с углубленным изучением французского языка, по изученной теме.
Методологическую основу исследования составил синтез историко-литературного, сравнительно-сопоставительного и структурно-типологического методов.
Теоретической базой данной работы послужили исследования таких философов, как К.М. Долгов, В.В. Ильин, М.А. Киссель, В.Н. Кузнецов, А.Г. Спиркин, Л.И. Филиппов, М. Хайдеггер, и отечественных литературоведов Л.Г. Андреева, С.И. Великовского, Т. Бачелиса, Н.Т. Пахсарьян, Т.Б. Проскурниковой, И. Шкунаевой.
Научная новизна исследования состоит в попытке увидеть в пьесе «Мухи» соединение иносказательно-политического смысла с философским мифом, разрушение классической трагедийной коллизии, устранение формы и стиля высокой трагедии.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 76 наименований.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов дипломной работы в учебной и внеучебной деятельности учителя школ с углубленным изучением французского языка.
Апробация. Концепция работы, результаты наблюдений над текстом пьесы Сартра и сделанные выводы апробировались в докладе на научной студенческой конференции в НИУ “БелГУ” ( апрель 2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жан-Поль Сартр, глава французских экзистенциалистов, был не только философом, но и автором целого ряда художественных произведений (романов, пьес) и литературно-критических эссе. В них он бился над разрешением проблемы противоречия между свободой и необходимостью. Он не доверял природе. Природное начало виделось ему неинтересным и несвободным. Лишь человеческое сознание привносит в мир некое подобие системы. Это сознание одиночки. Истории Сартр тоже не доверял. Для него история - разрушительный процесс, калечащий людские души, делающий жертву палачом, а палача жертвой. Об этом свидетельствует драматургия Сартра, ставшая средоточием его философских идей, выраженных в остро полемической форме.
В многочисленных диспутах, которые ведут герои его интеллектуального театра, постоянно варьируется главный вопрос - «быть или не быть», взбунтоваться или принять мир таким, каков он есть. Но любой тезис содержит у Сартра антитезис, что требует от зрителя постоянной работы собственной мысли, внутренней отстраненности от персонажа.
В пьесе «Мухи», написанной в 1940 году в немецком лагере, свой главный экзистенциалистский тезис о свободе как свободе выбора Сартр решает на мифологической ситуации и мифологических образах, используя их для трактовки современных проблем. Так поступали и другие французские писатели - Жан Ануй в «Антигоне» и Альбер Камю в «Калигуле».
Во французском театре 1940-х годов определились новые тенденции: «театр характеров» уступил место «театру ситуаций». В своей работе «Театр ситуаций» Сартр писал: «Мы ощущаем потребность вынести на сцену определенные ситуации, которые высвечивают важнейшие аспекты бытия человеческого и побуждают зрителя к свободному выбору, который человек совершает в этих ситуациях» [цит. по: Андреев 1994:311].
Драма «Мухи» - протест Сартра, участника Сопротивления, против немецкой оккупации Франции. «Создавая пьесу, - писал он,- я хотел своими собственными, очень слабыми средствами, содействовать искоренению болезни раскаяния <...> Нужно было тогда поднять французский народ, вернуть ему мужество. Пьеса была прекрасно понята <...> всеми теми, кто намерен был восстать против нацистов». Действительно, поставленная в 1943 году в Париже, она была воспринята как пьеса антифашистская.
В «Мухах» была предпринята автором попытка «противопоставить разум и нравственный императив иррационализму и мистике, к которым прибегла фашистская идеология. Однако, хотя пьеса имела антифашистский подтекст, она расходилась с пониманием сопротивления как народного и массового организованного протеста. По словам французского поэта Луи Арагона, «мифологическая драма при всем ее антифашизме экзистенциалистична, ищет выход для «одинокого человека», наполняет смыслом борьбы его бытие, игнорируя при этом народ и саму возможность массового сопротивления» [Арагон 1976:192].
Образ Ореста стал у Сартра воплощением его философии свободы, по которой человек обречен на гордое одиночество «вне природы, против природы, без оправданий, без какой бы то ни было опоры, кроме самого себя». Трагедия его свободы была построена Сартром путем разрушения классической трагедийной коллизии, устранения формы и стиля высокой трагедии. Цель Сартра - выявление неразрешимых противоречий и «отчаянных крайностей» такой свободы.



1. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и ХХ век. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1994. - 536 с.
2. Андреев Л. Г. Экзистенциализм // Заруб. литература XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высшая шк., 2003. - С. 139-149.
3. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 511 - 517.
4. Анпеткова-Шарова Г. Г., Дуров В. С. Античная литература. - М.: СПб: Academia, 2005. - С. 118-128.
5. Арагон Л. Избранное. - М.: Худ. лит., 1976. - 208 с.
6. Бачелис Т. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная
зарубежная драма. - М.: Искусство, 1962. - С.132-218.
7. Бачелис Т. Жан-Поль Сартр и его драматургия // Современная
литература за рубежом. - М.: Искусство, 1962. - С. 370-450.
8. Бергеза Д. Очерки истории французской литературы / Под ред. Д. Бергеза.- М.: Академия, 2003.- С. 376-378.
9. Берже Д. История французской литературы: Краткий курс.- М.: Академия, 2007.- С.194-217.
10. Великовский С. И. В поисках утраченного смысла. - М.: Высшая школа, 1979.- 432 с.
11. Великовский С. И. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. - М.: СПб: Университетская книга, 1998. - С.168-249.
12. Гаевский В. Сартр и развитие современной французской драмы // Театр.- 1959. - № 9. - С. 176-183.
13. Гребенщикова Н. С. Зарубежная литература. XX век. - М.: ВЛАДОС,
1999. - 128 с.
14. Гринцер Н. П. Орестейя // Энциклопедия литературных героев / Под ред. С. В. Стахорского. - М.: Вагриус, 1998. - С. 335-336.
15. Гришунина М. Пьеса Ж.-П. Сартра «Мухи» как модель
экзистенциальной драмы// Балт. филолог. курьер.- Калининград, 2000.- №1.- С. 16-18.
16. Гуревич П.С. Основы философии. - М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
17. Гуревич П. С. Философская антропология Сартра// Филос. науки, - 1989.-№3. - С. 26-35.
18. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии.- М.: Молодая гвардия, 1989.- С. 134-178.
19. Долгов К. М. От Киркъегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.
20. Долгов К. М. Эстетическая концепция Жана-Поля Сартра // Критика
основных направлений современной буржуазной эстетики. - М.:
Искусство, 1968. - С.143-179.
21. Егоров Н.С. Программы факультативов для школ с углубленным изучением французского языка. - СПб: Образование, 2012.-37с.
22. Еремеев Л. А. Французский литературный модернизм. - Киев: Наукова думка, 1991.- С. 57-97.
23. Ерофеев В.В. Жан-Поль Сартр. Французская литература. 1945-1990./ Отв. Ред. Н. И. Балашов. - М.: Наследие, 1995.- С. 70-87.
24.Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Н. С. Павловой. - М.: АСТ, 1998. - 688с.
25.Зарубин А. Г. Философия экзистенциализма (проблема времени). - М.: Феникс, 1989.- 396 с.
26.Зенкин С. Н. Человек в осаде. / Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1992. - С. 6-11.
27.Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 237, 293 - 300.
28.Ильин В. В. История философии. - СПб: Питер, 2005.-732 с.
29. Ильичев Н. М. о некоторых особенностях иррационализма Ж.-П. Сартра // Рациональное и иррациональное в современной философии. - Иваново: Изд-во ИГУ, 1999.-Ч. 1. - 356 с.
30. Исаев С. А. Экзистенциальная концепция Жана-Поля Сартра // Философские проблемы культуры и искусства. - М.: ГИТИС, 1986. - С. 159 - 171.
31. Исаев С. А. Предисловие к статьям Сартра «Миф и реальность театра» и «К театру ситуаций» //Театральная жизнь. -М., 1990.- С. 20-29.
32. Ионенко И. Р., Пахотный А. Ф. Проблема свободы и ответственности в творчестве Ж.-П. Сартра // Вестник Харьковского университета. - 1991. - № 354. - С. 81-86.
33. История зарубежной литературы после Октябрьской революции. - Ч. 2. (1945-1970) // Под ред. Л. Г. Андреева. - М., Изд-во Московского ун-та, 1970. - С. 47-59.
34. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический проект, 2005. - 680 с.
35. Колпакова А.В. Человек - всемогущее ничто; «разжеванный» мир Ж.- П. Сартра //Социокультурные исследования. 1997.- Новосибирск, 1997. - С. 78-79.
36. Колядко в. И. Предисловие // Сартр Ж.-П. Бытие и ничто.- М.: Наследие, 2000. - С. 5-27.
37. Королева Л. Н. Античное наследие в заруб литературе. - Л.: ЛГПИ, 1981. - 66 с.
38. Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы. - М.: Просвещение, 1991. - С. 143-148.
39. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л.: Лениздат, 1976. -178 с.
40. Кузнецов В. Н. Ж.-П. Сартр и экзистенциализм. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. - 184 с.
41. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. -М.: Республика, 1996. - С. 378.
42. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима // Под ред. А. А. Нейхардт. - М.: Правда, 1988. - С. 444-455.
43. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - С. 5 - 216.
44. Лосев А. Ф. Эсхил // Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: Просвещение, 1973. - С. 103-120.
45. Михальская Н. П. Жан-Поль Сартр//Зарубежная литература. XX век / Под ред. Н. П. Михальской. - М.: Дрофа, 2003. - С. 41-45.
46. Монова Е. «Вся истина не стоит такой цены.»: В. Быков, Ж.-П. Сартр и традиция Ф. М. Достоевского // Неман.- Минск, 1999. - № 7. - С. 33¬39.
47. Мотрошилова Н. В. Экзистенциализм // История философии: Запад - Россия - Восток: Философия XX века / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. - М.: Канон, 2000. - С. 134-156.
48. Пахсарьян Н. Т. Французкий экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю // Зарубежная литература ХХ века / Под ред. В. М. Толмачева. - М.: Академия, 2003.- С. 337-357.
49. Перов Ю.В. Проект философской истории философии К. Ясперса // Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. - СПб: Наука,
2000. - С. 5 - 50.
50. Полторацкая Н. И. Меланхолия мандаринов. Экзистенциалистская критика в контексте французской культуры. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.
51. Проскурникова Т. Б. Театр Франции: Судьбы и образы. - СПб: Алетейя, 2002.- С. 245-248.
52. Редис Б. Кто есть кто в античном мире. - М.: ТЦ МАДПР, 1993. -320 с.
53. Рыбина П. Ю. Западная драматургия XX века // Зарубежная литература XX века / Под ред. В. М. Толмачева. - М.: ИЦ Академия, 2003. - С. 376-378.
54. Сартр Ж.-П. Пьесы: Пер. с фр. / Под ред. С. Великовского. - М.: Изд-во Гудьял-Пресс, 1967 -560 с.
55. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
56. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.
57. Сартр Ж.-П. Критика диалектического разума. - М.: Республика, 2000. - 467 с.
58. Сартр Ж.-П. Дневники странной войны: Сентябрь 1939 - март 1940.- СПб.: Владимир Даль, 2002. - 816 с.
59. Сартр Ж.-П. К театру ситуаций // Как всегда - об авангарде:
Антология французского театрального авангарда.- М.: ТПФ
«Союзтеатр», 1992.
60. Сартр Ж.-П. Кузнецы мифов // Ситуации. - М.: Ладомир, 1998.- С. 336¬345.
61. Сартр Ж.-П. Миф и реальность театра // Как всегда - об авангарде:
Антология французского театрального авангарда. - М.: ТПФ
«Союзтеатр», 1992.
62. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М.: Политиздат, 1991. - С. 286-346.
63. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 1999. - 816 с.
64. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. - СПб: Лань, 2000. - 192 с.
65. Травина Е. Жан-Поль Сартр. Закованный в свободу. - Дело. - 2003. - 6 октября. - С. 4.
66. Трыков В. Сартр, Жан-Поль // Зарубежные писатели.
Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 1997. - С. 229-231.
67. Филиппов Л. Эстетические воззрения и литературная концепция Ж.-П. Сартра // Вопросы литературы. - 1973. - № 10. - С. 94-129.
68. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.
69. Финкелстайн С. Экзистенциализм и ответственность художника перед обществом. Камю и Сартр // Экзистенциализм в зарубежной литературе. - М.: Прогресс, 1967. - С. 129-151.
70. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: AD MARGINEM, 1997. - 452 с.
71.Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.-П. Сартра / Рос. акад. гос. служба при През. РФ. Каф. философии.- М., 1994.
72. Шервашидзе В. В. «Бытие и ничто» // Энциклопедия литературных героев / Под ред. С. В. Стахорского. - М.: Вагриус, 1998. - С. 63-64.
73. Шкунаева И. Современная французская литература. - М.: ИМО, 1961.¬272 с.
74. Якимович Т. К. Драматургия и театр современной Франции. - Киев, Наукова думка, 1968. - 303 с.
75. Якубовский А. А. Французский театр. Драматургия // История зарубежного театра: В 4 ч. / Под ред. А. Г. Образцовой, К. А. Кладышевой.- ч.4.- М.: Просвещение, 1987. - с. 266-269.
76. Ясперс К. Философия. - М.: Книжный дом, 1986. - С. 141-185.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ