Разработка программы математического кружка для учащихся старших классов (Методика обучения математики, Алтайский государственный педагогический университет)
Есть приложения (Программа внеурочной деятельности объемом и методические материалы).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты разработки программы математического кружка по комбинаторике для учащихся общеобразовательной школы 6
1.1 Развитие математических способностей учащихся 6
1.2 Методические аспекты обучения комбинаторике и теории вероятностей 8
Глава 2 Описание практической работы по разработке программы математического кружка по комбинаторике «КуБиК-РуБиК» для учащихся старших классов 19
2.1 Методические принципы разработки программ по развитию математических способностей учащихся во внеурочной деятельности 19
2.2 Описание программы математического кружка «КуБиК-РуБиК» для учащихся старших классов как средства развития математических способностей учащихся 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 1 37
Приложение 2 45
Современная российская действительность предъявляет особые требования к комбинаторному мышлению подрастающего поколения, в том числе к их возможностям предвидеть, рассчитывать вероятность наступления того или иного события. Введение в школе основ комбинаторики и теории вероятностей в качестве одной из своих задач ставит развитие именно такого мышления [17].
Проблема исследования заключается в необходимости разработки эффективных подходов к развитию математических способностей учащихся в кружковой деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования – разработка и апробация программы математического кружка как средства развития учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.
Объект исследования – методика обучения математике.
Предмет исследования – разработка программы математического кружка для учащихся старших классов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) подборка, разработка и систематизация методического материала по развитию математических способностей учащихся;
3) анализ современных нормативно-методических требований, предъявляемых к программам дополнительного образования;
4) разработка и апробация программы по организации математического кружка «КуБиК-РуБиК» в условиях общеобразовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы математического кружка «КуБиК-РуБиК» для учащихся старших классов, направленной на развитие математических способностей школьников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, исследовательский метод, диагностические методы (тестирование, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, спискаиспользованных источников, приложений.
На основании изложенного материала можно заключить, что математические способности относят к специальным способностям. Процесс развития математических способностей – очень сложный процесс. Ученик, обладая какими-то общими способностями и задатками, развиваясь, развивает их. С другой стороны, так как каждый ученик изучает математику и развивается при этом, то он развивает некоторые общие математические способности, которые в определенной мере присущи всем или почти всем. В процессе обучения математике при определенных задатках у части учащихся развиваются специальные способности к математике. При этом каждый из перечисленных видов способностей у каждого человека развивается индивидуально. Каждый ученик обладает в определенной мере математическими способностями. Оценить и развить эти способности – задача педагогов. Внеклассная работа – это «необязательная» часть работы учителя с учениками, но работа, без которой трудно себе представить преподавание математики. Её задача повысить интерес учащихся к предмету активизировать их деятельность поддержать и развить пусть пока небольшие творческие взлёты, расширить знания.
В настоящее время теория вероятности входит в качестве обязательной дисциплины в учебные планы подготовки специалистов практически всех естественно – научных, технических и гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности учащихся, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.
Во второй главе – практической части нашей работы мы рассмотрели общие требования к составлению дополнительной образовательной программы. Программа должна включать следующие структурные элементы: 1) Титульный лист. 2) Пояснительную записку. 3) Учебно-тематический план. 4) Содержание изучаемого курса. 5) Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6)Список литературы. Во втором параграфе дано описание программы математического кружка «КуБиК-РуБиК» для учащихся старших классов, программа состоит из пояснительной записки, сформулированы цели и задачи, подробно описаны принципы построения программы и предполагаемые результаты. Также по итогам реализации программы был проведен анализ работы кружка методистом и получены положительные отзывы, педагогами отмечено повышение успеваемости школьников, посещающих данный кружок.
1. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. – 2018. – №4. – С. 45-47.
2. Антонов, Д. А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. [Текст] / Д. А. Антонов // Математика в школе. – 1980. – №3. – С.7-10.
3. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст] / В. П. Беспалько. – Воронеж, 2017. – 320с.
4. Блонский, П. П. Память и мышление. [Текст] / П. П. Блонский. –СПб.: Нева, 2017. – 400с.
5. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В. К. Буряк – М.: Профит, 2016. –360 с.
6. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст] // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2017. – С.71-73.
7. Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С.76.
8. Демидова, Т. Е. Моя математика [Текст] / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – М.: Баласс, 2015. – 420 с.
9. Дзанагова, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] / Р. М. Дзанагова // Начальная школа. – 2017. – №6 . – С. 91-100.
10. Иванов, Г. Готовим юных исследователей [Текст] / Г. Иванов // Народное образование. – 2019. – № 6. – С.56-63.
11. Ивашова, О. А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] / О.А. Ивашова // «Культ-Информ-Пресс», 2016. – С. 93-118.
12. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение наоснове исследования [Текст] / М.В. Кларин. – Рига, «Эксперимент», 2018. – 31с.
13. Концепция развития российского математическогообразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.math.ru/conc/vers/conc-3003.html(датаобращения 19.11.2020).
14. Кордемский, Б. А. Математическая смекалка. [Текст] / Б.А. Кордемский. – М.: Наука, 2015. – 120с.
15. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий.– Воронеж,2018. – 210с.
16. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы / С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин. – Киров, издательство «АСА», 1994. –272 с.
17. Лебедев, В. В. Эффективное обучение комбинаторике и теории вероятностей [Текст] /В. В. Лебедев // Школа будущего– 2019. – №7. – С.45.
18. Магомедов, Н. Г. Некоторые упражнения по усвоению элементов математической логики [Текст] /Н. Г. Магомедв //Школа будущего.– 2017. – № 3. -С. 54-55.
19. Рубинштейн, С.Л. О математическом мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1968. – 147 с.
20. Семёнова, Н. А. Развитие математических способностей учащихся [Текст] /Н. А. Семенов // Школа будущего.– 2016. – №2. – С.21-26.
21. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Юрайт, 2016. – 512с.
22. Смирнова, А. А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения качества знаний учащихся: Дис. ... канд. пед. наук[Текст] / А. А. Смирнов. – СПб., 2007.
23. Смолкина, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средствореализации личности в общеобразовательном пространстве [Текст] / Е. В. Смолкина // Школа будущего.– 2017. – №2. – С. 28-31.
24. Тимофеева, В. П. Исследовательская работа в школе [Текст] / В. П. Тимофеева // Школа будущего.– 2018. – №2. – С. 78-81.
25. Тупичкина, Е.А., Виды самостоятельных работ на уроках математики [Текст] / Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. // Школа будущего.– 2016. – № 5. – С. 39-42.
26. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/(дата обращения 19.11.2020).
27. Ямалтдинова, Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст] /Д.Г.Ямалтдинова// Школа будущего. – 2018. – №2. –С. 43-45.