Специфика формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников (Методика обучения иностранному языку, Алтайский государственный педагогический университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 6
1.1. Понятие иноязычной социокультурной компетенции 6
1.2. Компоненты иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 11
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Методические аспекты формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка 21
2.1. Возможности формирования социокультурной компетенции в современных учебно-методических комплексах по английскому языку 21
2.2. Приемы формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников 24
Выводы по Главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 38
Проблема исследования: как формировать социокультурную компетентность младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников на уроках иностранного языка социокультурной компетентности.
Предмет исследования – условия и принципы формирования у младших школьников на уроках иностранного языка социокультурной компетентности.
Цель исследования – теоретически обосновать и подобрать для практического использования приемы и методы формирования у младших школьников на уроках иностранного языка социокультурной компетентности.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка в школе должно строиться с учетом комплекса мероприятий, которые включают в себя выделенные методы (рассказ, беседа страноведческого характера, демонстрация кинофильмов, видеофильмов, сюжетно-ролевые игры, «метод письма»); приемы (Link Lists – сопоставительная таблица, составление диалогов и монологов), средства (контекст «диалог культур», страноведческие материалы).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие иноязычной социокультурной компетенции.
2. Охарактеризовать компоненты иноязычной социокультурной компетенции младших школьников.
3. Выявить возможности формирования социокультурной компетенции в современных учебно-методических комплексах по английскому языку.
4. Подобрать приемы формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; практические – анализ УМК, подбор приемов и методов для формирования социокультурной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «социокультурная компетентность» – Н.Г. Муравьева, И.А. Орехова, А.Н. Щукин и др.;
- подходы к выделению компонентов социокультурной компетенции младших школьников применительно к урокам иностранного языка – О.В. Павлова, Т.В. Починок, Н.М. Романова и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка по формированию социокультурной компетенции младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.
Проведенный анализ научных источников показал, что социокультурная компетентность является одним из главных ресурсов развития человека в условиях глобализации общественных отношений. Социокультурная компетентность представляет собой это интегративное свойство личности, в основе которого лежит толерантное отношение к представителям различных культур, теоретическая (знания личности об особенностях национальной и чужой культуры) и практическая (конкретные действия толерантного / интолерантного реагирования) готовность к социокультурной деятельности.
Для успешного ведения речевого общения на иностранном языке недостаточно овладеть лишь навыками говорения, письма и чтения. Процесс овладения иностранным языком обязательно должен включать в себя социокультурную составляющую. В противном случае взаимодействие с представителями других культур может быть осложнено культурными барьерами, которые связанны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга традициям, привычкам, нормам, стилю жизни. Именно по этой причина на уроках иностранного языка развитию социокультурной компетенции отводится важная роль.
Анализ УМК Spotlight и УМК Raindow English по проблеме формирования социокультурной компетенции младших школьников, позволил заключить, что проанализированные УМК обладают материалом, представляющим культуру, традиции страны изучаемого языка, но этот материал содержится в малом количестве.
Предложенный комплекс мероприятий по формированию социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка направлен на овладение учениками различных умений и приемов, необходимых для межкультурного общения. В частности, комплекс направлен на повышение уровня культурной осведомленности, развитие умений правильно воспринимать информацию, вычленять основную мысль, анализировать полученную информацию, давать ей оценку, выстраивать свое поведение, контролируя эмоциональные реакции, относительно ситуации, что повышает способность ребенка строить межкультурное общение на основе взаимоуважения. При этом разработанный комплекс мероприятий следует рассматривать как неотъемлемый элемент «общешкольной программы» по формированию социокультурной компетентности у учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены.
1. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 2 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 99 с.
2. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 3 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 125 с.
3. Афанасьева, О. В. Rainbow English. 4 класс / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – Москва: Дрофа, 2015. – 139 с.
4. Быкова, Н. И. Английский язык. 2 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 87 с.
5. Быкова, Н. И. Английский язык. 3 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 112 с.
6. Быкова, Н. И. Английский язык. 4 класс. Spotlight 2 / Н. И. Быкова. – Москва: Просвещение, 2010. – 147 с.
7. Вишневская, Е. М. К вопросу о межкультурной коммуникации в условиях социального взаимодействия / Е. М. Вишневская // Гуманитарные технологии в современном мире: сб.науч. ст. по материалам VI Международ. научно-практ. конф. /Отв. ред. Л.М. Гончарова. – Калининград: Западный филиал РАНХиГС. – 2018. – С. 177-179.
8. Димиденко, Т. А. Формирование социокультурной компетенции с применением технологий деятельностного обучения / Т. А. Димиденко // Современная образовательная среда: теория и практика. – Чебоксары: Интерактив плюс. – 2018. – №1. – С. 65-69.
9. Зайцева, А. В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам / А. В. Зайцева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 208-210.
10. Карташова, В. Н. Работа с аутентичными текстами социокультурной направленности / В. Н. Карташова, Е. А. Исаев // Иностранные языки в школе. 2011. – №9. – С. 32 – 36.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия. 2010. – 745 с.
12. Кулахметова, Н. Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе / Н. Н. Кулахметова // Иностранные языки в школе. 2005. – №5. – С. 49 – 57.
13. Куклина, С. С. Диалог культур становится реальностью / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе 2002. – №6. – С .82.
14. Латухина, М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку / М. В. Латухина // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 725-727.
15. Маякова, Е. В. Цели и задачи раннего обучения иностранным языкам (проблемный контекст) / Е. В. Маякова // Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых: Материалы XVI Московской межд. конф. / Отв. ред. Е. В. Ковалевская. – Москва: Спутник +. – 2017. – С. 101–103.
16. Митина, А. В. Социокультурный подход в обучении иностранному языку / А. В. Митина // Человек и общество в системе современных научных парадигм. – 2015. –№1 (1). – С. 50-53.
17. Миролюбов, А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 2001. – №5. – С. 11.
18. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 136-143.
19. Никитенко, З. Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников / З. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе. 1994. – №5. – С.4 – 7.
20. Никитина, Ю. А. Критерии отбора и технология работы с текстами лингвокультурного и социокультурного содержания на английском языке / Ю. А. Никитина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – №1. – С. 1-11.
21. Орехова, И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И. А. Орехова // Иностранные языки в школе. 2004. – №5. – С. 28 – 30.
22. Ощепкова, В. В. Страноведческий материал на уроке иностранного языка / В. В. Ощепкова // Иностранные языки в школе. 1998. – №1. – С. 77-83.
23. Павлова, О. В. Воспитание толерантности на уроках иностранного языка в контексте диалога культур / О. В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9. – С. 133-136.
24. Поспелова, Н. В. Лингвокультуроведческий подход к изучению иностранных языков (на материале детских стишков и клерихью) / Н. В. Поспелова // Иностранные языки в школе. 2005. – №1. – С. 9-14.
25. Починок, Т. В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции / Т. В. Починок // Иностранные языки в школе. 2011. – №7. – С. 18-24.
26. Починок, Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения / Т. В. Починок // Иностранные языки в школе. 2007. – №7. – С. 2-6.
27. Романова, Н. М. Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка / Н. М. Романова // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 31-34.
28. Русинова, Л. П. учебное пособие «Педагогический словарь по темам» [Электронный ресурс] / Л. П. Русинова // Глубинная психология [сайт]. [2018]. URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s181.htm (дата обращения: 07.11.2020).
29. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / А. П. Садохин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. Том X. – № 1. – С. 125-139.
30. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. – №3. – С. 17.
31. Сафонова, В. В. Социокультурный подход: ретроспектива и перспективы / В. В. Сафонова // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – №4. – С. 53-72.
32. Тарасова, Н. М. Социокультурный компонент в преподавании иностранного языка / Н. М. Тарасова // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – С. 346-348.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.
34. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. –2-ое изд., испр. и доп. / А. Н. Щукин. – Москва: Филоматис, 2018. – 480 с.