Введение
Глава 1. Истоки и исторические предпосылки культурного подъема татар на рубеже XIX-XX веков
1.1. Социокультурная роль ислама в татарском обществе конца 19 начала
20 века
1.2. Джадидизм как особое явление в духовной жизни татар
Глава 2. Изменения, произошедшие в духовной жизни татарского народа в начале 20 века (1900-1918 года)
2.1. Образование и просвещение
2.2. Периодическая печать и публицистика
2.3 Литература
2.4. Зарождение театра
Глава 3. «Татарский ренессанс» в экспозициях музеев Казани
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Рассуждая о «возрождении» татарской культуры на рубеже XIX - XX веков, можно охарактеризовать данное явление, как культурный подъем после сравнительно долгого периода упадка или застоя. И оно напрямую связано с процессом формирования светской культуры и гуманистического сознания в обществе.
После завоевания Казанского государства Иваном Грозным в 1552 году, для татар за сравнительно короткое время полностью поменялись исторические декорации - в широком масштабе они превратились из государствообразующего этноса в подчиненных русского царя, что не могло качественным образом не изменить экономическую, социальную, политическую жизнь татар и их этническую психологию . Этот период адаптации к новым российским условиям для татар стал серьезнейшей исторической трагедией, так в упадок пришла культура, религия, общественная жизнь. Однако не смотря на такое давление в экономической, социальной, политической и духовной сферах на протяжении ХУП-ХУШ вв., татары сумели выстоять и боле того создать уникальную своеобразную культуру. Во многом это заслуга ислама. как консолидирующего фактора народа. С конца 19 века, именно с реформы ислама и движения джадидизма начинается «культурный ренессанс». И уже к началу XX века татары сумели создать многие общественные и культурные структуры: систему образования, периодическую печать, политические партии, литературу, театр и собственную («мусульманскую») фракцию в Государственной Думе.
Однако, официально признанного термина «татарский культурный ренессанс» пока нет, но проанализировав все, можно сказать, что это есть период в истории татар на рубеже XIX - XX веков, когда произошел расцвет национальной литературы, искусства, научной мысли и приобщение к ценностям европейской и мировой цивилизации. Возрождение стало качественно новым этапом развития в культуре татар, поставив во главу угла светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес, прежде всего, к
-5
человеку и его деятельности) .
Актуальность темы. Исходя из сложившейся на сегодня тенденции переоценки ценностей прошлого и активного обращения к идеям предшествующих поколений в татарском обществе, тема татарского «культурного ренессанса» является весьма актуальной.
В начале нового XXI века, татарское общество вновь столкнулось с проблемой самоидентификации в условиях новой политики и государственного строя, которое сложилось после распада СССР. Такая же ситуация происходила в начале XX века, когда после первой русской революцией 1905 года, в условиях изменения политических условий культура татар протерпела небывалый рост и развитие. Именно поэтому обращение к достижениям прошлого очень важно и необходимо.
Важным элементом в получении и передачи информации в данном случае являются музеи города Казани, в которых подробно отражена эпоха «татарского культурного ренессанса». Экспозиции Национального музея РТ, Национального культурного Центра Казань и Музея Исламской культуры наглядно показывают эти достижения культуры рубежа XIX-XX веков.
Объектом данной исследовательской работы является культурная и общественная жизнь татарского общества в конце XIX-начале XX века.
Предмет исследования - социокультурные изменения в жизни татарского общества конца XIX-начала XX века.
Целью моей исследовательской работы является рассмотрение процесса возрождения татарской национальной культуры в Казанской губернии на рубеже XIX-XX веков, и последующая его репрезентация в экспозициях современных казанских музеев. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
во-первых, необходимо рассмотреть исторические предпосылки, приведшие к изменениям в религиозном мировоззрении татар и к их национальному культурному возрождению на рубеже XIX-XX веков;
во-вторых, следует обозначить основные нововведения и изменения, произошедшие в результате духовного реформаторства;
в-третьих, проанализировать экспозиции современных казанских музеев, в которых отражена проблема возрождения культуры татар на рубеже XIX-XX веков.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века по 1917 год, а так же начало XXI века.
Территориальные рамки исследования охватывают Казанскую губернию.
Методы исследования представлены общенаучными и специальными методами. К общенаучным методам следует отнести анализ и синтез, индукция и дедукция. Метод анализа позволяет разделить изучаемый объект на логические составляющие и изучить его основные характеристики. Метод синтеза способствует соединению частных исторических моментов в единую систему. Одним из преобладающих методов в исследовании была индукция, на основе обобщения единичных исторических фактов удавалось вывести общие положения, выводы. Метод дедукции позволяет из общих утверждений прийти к частным суждениям.
К специальным методам исследования относятся проблемнохронологический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы. Проблемно-хронологический метод помог расположить изучаемый материал в соответствии с выдвинутыми проблемами и в хронологической последовательности.
Преобладающим методом в исследовании является сравнительноисторический метод, который позволяет выявить общие черты в развитии разных элементов национальной культуры татарского народа.
Историко-генетический метод использовался для объяснения причин появления тех или иных исторических фактов, особенностей их закономерного развития, и обозначение влияния на последующие события.
Научная новизна исследования представлена в формировании единого, общего источника для изучения проблемы «татарского культурного ренессанса», а также в анализе отражения данной темы в материальном виде в музеях Казани.
В процессе работы над исследованием были изучены материалы из библиотеки Казанского Федерльного Университета и Национальной библиотеки РТ; труды и работы просветителей разных периодов, посвященных данной тематике; татарская печатная продукция (газеты и журналы); интернет библиотека института истории им. Ш.Марджани АН РТ.
Источниками для написания работы послужили, во-первых,
периодическая печать на татарском языке 20 века это газеты «Баянуль-Хак», «Тарджеман», «Вакыт» и др. Во-вторых работы просветителей, исателей и ученых начала 20 века. Это труды И.Гаспринского, Г.Тукая, С.Рамеева, Г.Исхаки, Я.Д.Коблова и др.
В третьих это законы и указы российского правительства из XLV тома полного собрание законов Российской империи .
Исследования реформы татарского национального образования в конце XIX-XX века были использованы работы Я. Д Коблова, которые написаны в начале XX века, наиболее близко к времени событий, и поэтому подробно и правильно отражающие уровень культуры и образования татарского народа. Яков Дмитриевич Коблов выдающейся российский церковно-общественный и педагогический деятель, в 1901-1907 годах служил в должности казанского
епархиального миссионера. В данном случае, изучение его трудов важно для понимания отношения к татарам их жизни со стороны представителя другой религии и нации.
Процесс изучения элементов «татарского культурного наследия» в литературе в целом может быть условно подразделен на три периода:
Первым этапом можно условно назвать период первой трети XX века, здесь работы Я.Д. Коблова по мусульманскому оборазованию татар. Второй этап с 30-х годов по 60-е гг. Здесь представлены работы по изучению истории образования татар «Очерки истории образованности и литературы татар» Дж. Валидова . Так же С. Губайдуллина и Г.Н.Ахмеова.
Третий период с 60-х г. о наши ни. Здесь раоты прдставлены уе намого больше. Исследованиями татарского образования уже на современном этапе, занимались Р.Амирханов «Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования» , Р.Валиуллин «Учебники для татарских мектебе и медресе и их роль в развитии национального
п
образования» и, И. З. Нафиков «Формирование системы мусульманского образования в России».
Тема национального татарского движения «джадидизм» исследована И.К.
о
Загидуллиным в работе «Татарское национальное движение в 1860-1905 гг.» , здесь содержится информация об участии различных социальных слоев - дворян, купцов, духовенства и крестьян - в национальном движении по защите и развитию религиозно-культурной автономии, рассматриваются причины, предпосылки, формы его проявления. Я.Г. Абдуллин в своей работе
«Джадидизм, его социальная природа и эволюция» , подчеркивали, что джадидизм является движением, выступавшем против наследия “феодального прошлого”, за создание условий для буржуазно-демократических
преобразований. А так же Р. Мухаметшином и Р.Р.Фахрутдиновым. Сторонники этого подхода.
Большой вклад в разработку проблем, связанных с деятельностью просветителей и развития просвещения, а так же литературы внесли исторические, филологические исследования татарских ученых Г.Ибрагимова, Р.Амирханова, Абдуллина, Мухаметшина и тд
Структура работы представлена введением, в котором раскрываются основные направления исследования, основная часть состоит из трех глав, которые соответствуют поставленным во введении задачам. Первая глава - истоки и исторические предпосылки культурного подъема татар на рубеже XIX-XX веков. Вторая глава - изменения, произошедшие в духовной жизни татарского народа в начале XX века. Третья глава - «татарский ренессанс» в экспозициях музеев Казани. В заключении приводятся выводы, полученные исследователем в процессе достижения цели.
Начало ХХ столетия в истории татарского народа стало периодом духовного и культурного ренессанса. В это время шло складывание современной, отвечающей потребностям времени нации, становление и расцвет таких отраслей культуры, как образование, пресса, театр и литература. Это те элементы без которых сложно представить нацию сегодня. Нужно сказать что, на развитие татарского этноса и его культуры большое влияние оказало именно принадлежность к мусульманскому миру, а так же нахождение в подданстве Российской империи.
Большой период времени, после падения Казани, татарский народ жил в условиях ограничений, но стремясь к развитию прогрессу. Так называемое избавление от оков произошло лишь с первой российской революцией, когда всем народам была дана ограниченная, но все же свобода. Это особый этап в развитии татарской культуры, благодаря которой были открыты на татарском языке газеты и журналы, медресе и мектебы, издавались книги. Татарский народ приобщился к прогрессу запада и русского общества.
Но во всем этом сыграло важную роль не только революция, но и процесс религиозного реформаторства. Именно начало духовного ренессанса в итоге привело к ренессансу культурному. Ведь, без обновления идеи и самого
мировоззрения невозможно изменить материальную составляющую. Татары активно трудились в просветительской и образовательной деятельности, что в итог привело к переосмыслению роли и места ислама в жизни общества. Наличие единой системы религиозного образования и традиции исламских институтов способствовали формированию общетатарского религиозного менталитета и самобытной повседневной культуры, в которой синтезировались
71
нормы ислама и народные традиции.
Делая вывод, я бы хотела выразить, что период духовного ренессанса 1905-1917 годов, был периодом взлета интеллектуальной мысли мусульманского духовенства и интеллигенции, развитием религиозного образования на базе синтеза богословия и светских знаний, обновлением российского и зарубежного ислама в целом. События 1905-1907 гг. дали толчок ускоренному развитию татарской культуры, приведшему к феномену «ренессанса» национальной культуры. Предоставление татарам невиданных доселе демократических свобод, демократические перемены в российском обществе и атмосфера свободомыслия способствовали высокой гражданской активности, вели к сплочению вокруг идеи развития татарской нации. Татары и мусульмане России заняли свою нишу в партийном строительстве и в политическом развитии страны. Так начался новый этап - этап широкой европеизации татарского сообщества. Однако все эти перемены были подготовлены социальными процессами, протекавшими в татарском сообществе в XIX в.
1. Баянуль-Хак («Глашатай правды») Общественно-политическая и литературная газета. Казань, 1906-1914.
2. Гаспринский И. Русское мусульманство (мысли, заметки и наблюдения)/ И.Гаспринский. Симферополь, 1991.- 219с
3. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар.-М., 1923. -154 с.
4. Волжский вестник 1900г. -№ 181.
5. Исхаки Г. Идель-Урал: Политическая история татар. -Набережные Челны: Газ. кн. изд-во КамАЗ, 1993. 63 с.
6. Исхаки Г. Идель-Урал / Г.Исхаки- Казань: Тат.кн.издат, 1991.- 64 с. Коблов Я.Д. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. Казань, 1908. - 20 с.
7. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. -Казань, 1916. - 119 с.
8. Полное собрание законов Российской империи. T.XLV. СПб.: 1874. -С.319
9. Терджиман: Общественно-политическая крымо-татарская газета.
Бахчесарай, 1892.
10. Эль-Ислах («Реформа») Еженедельная газета татарской учащейся молодежи. Казань, 1906-1914.
11. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844. - 131 с.
12. XLVII. СПб.: 1875.-С.348-351.1. Периодическая печать:1. На русском языке:
Литература
1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань: Иман, 1998. -41с.
2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. - Казань, 1976. -249 с.
3. Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция //Из истории татарской общественной мысли. -Казань, 1979. -с.97,104; История Татарской АССР. -Казань, 1980. -с.79-81
4. Абдуллин Я.Г. Великий просветитель-учёный-демократ К.Насыри. - «Ватаным Татарстан», 1995, 14 февраля
5. Амирханов Р.У. Татарская демократическая периодическая печать в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Дисс. канд. истор. наук/ АН СССР. Казан, филиал Ин-т яз. лит. и истории. -Казань, 1978. -193 с.
6. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток- Запад». - Казань, 2002. -240 с.
7. Амирханов Р. Из истории татарских нелегальных изданий в дореволюционный период // Гасырлар авазы- Эхо веков,- 2005. -№ 1.-С. 136
8. Амирхан Р. Мехэммэдия мэдрэсэсе. - «Мирас», 1992. № 11
9. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской Империи. Москва: Академкнига, 2001. -
16 с
10. Аршаруни А. и Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Общество исслед. Средней Азии. -Лондон, 1990. -189 с.
11. Атлас истории Татарстана и татарского народа / Отв. ред. Р.Г.Фахрутдинов. Казань-М.: Изд-во Дом «Дрофа», 1999. - 65 с.
12. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. Казань, 1966. - 435 с.
13. Гайнуллин М. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар. - Казань, 1956. -с. 12-13.
14. Гарипова З.Г. Развитие культуры в Татарии: Указат. литер, на рус. и татар, язык., 1917-1975 гг. М., 1978. - 296 с.
15. Гаспринский И. русское мусульманство. Симферополь, 1981. -219 с.
16. Губайдуллин Г.С. История татар.-М.: Московский лицей, 1994. -197 с.
17. Габдрафикова Л.Р. Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX - начала XX века. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - 384 с
18. Еналиев З.Х. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли 19 -нач. 20 веков: Дис. канд. ист. наук/ Казанск. государ. ун-т. Казань, 1998. -187 с.
19. Исханов Д. Становление национального самосознания татар. - «Татарстан», 1993, №6
20. Илялова И.И. Межнациональные связи татарского театра. Монография. Казань: Тат. книж. изд-во, 1985. - 240 с.
21. Илялова И.И. Театр им Камала: очерки истории.- Казань,1986.- С. 31
22. История татар. Том VI. Формирование татарской нации. XIX - начало XX
в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - 348 с
23. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Мастер Лайн, 2002. - 131-133 с
24. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997. - 248 с
25. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к
социокультурному осмыслению. Казань: Иман, 1997. - 80 с.
26. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги: от начала возникновения до 60 гг. XIX в.(2 издание) / А.Г.Каримуллин.- Казань, 1992.- 249с.
27. Каримуллин А.Г. Татарская книга нач. XX века. Казань, 1974. -319 с.
28. Марджани Ш. Жыентык («Сборник»). Казань, 1968. -258 с.
29. Михайлова С. М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861). -Казань 1972 г.
30. Мухаметшин Р. Джадидизм: время поиска новых подходов. -
«Татарстан», 1995, №9-10
31. Мухаметшин Р. Исламский фактор в общественном сознании татар. - «Татарстан», 1994, №3-4. - с. 123
32. Мухаметшин Фанис Мухаметгалиевич. Языковые особенностигазеты «Ну
р». 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации
(татарский язык) Автореферат
33. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Сборник статей. Казань: ИЯДИ им.Г.Ибрагимова КНЦ РАН, 1992. - 148 с.
34. Насыри К. Сайланма эсэрлэр (изб. соч.). Казань, 1953. - 418 б.
35. Насыри К. Избранные произведения. Казань, 1977. - 255 с.
36. Нафигов Р.И. История формирования и развития татарской передовой общественно-политической мысли на третьем этапе освободительного движения в России (1895-1917). Докт. дисс. -Казань, 1963. 360 с.
37. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (Очерк истории 1895-1917 гг.) / Р.И.Нафигов. Казань: Изд-во КГУ, 1964.- 446 с.
38. Салихова А.Р. Истоки жанровых и стилевых особенностей дореволюционного татарского театра // Культура и образование. - Октябрь 2014. - № 10
39. Сэгди А. Татар эдэбият тарихы. -Казань, 1926
40. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX в.). Казань, 1999. - 468 с.
41. Татарский энциклопедический словарь. Институт Татарской энциклопедии АН РТ. - Казань, 1999. - 690 с.
42. Усманова ДМ. Вопросы национально-государственного самоопределения на страницах татарской периодической печати (1917- апр. 1918 гг.). Дис . канд. ист.наук /Казан.ун-т. -Казань, 1994. 274 с.
43. Фахрутдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX начале XX вв.: Идеология и политическая программа: Дис. канд. ист. наук / Казан, ун-т. -Казань, 1996.-214 с.
44. Фэхретдинов Р.Г. Татар тарихы: (Кыскача басма). -Казан: Мэгариф, 1999. 111 б.
45. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана / Р.Г.Фахрутдинов. Казань: Магариф, 2000.-111с.
46. Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX началоХХ вв. (Очерки политической истории) / Р.Р.Фахрутдинов,- Казань, 1998.- 127 с.
47. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань, 1977. -328 с.
48. Хасанов Х.Х. Революция 1905-1907 гг. в Татарии /XX. Хасанов.- М., 1965153с.
49. Хафизов Г.Г. Культуртрегерская деятельность татарской интеллигенции в XIX -первой четверти XX вв. Казань: Изд-во КГУ, 2003.-281 с.
50. Юзеев А. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX вв.. -«Гасырлар авазы. - Эхо веков». - 2001. - № 1/2. - С. 38
Электроны ресурсы:
51. Э Кулиев, М. Муртазин и др. Исламоведение [Электронное издание] //
Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/88145/e-kuliev-islamovedenie-
96. php- свободный. Дата обращения: 10.05.2016.
52. Зайни Р.Л. Татарские печатные календари: становление и развитие
[Электронное издание] // Режим доступа:
http://kpfu.rU/docs/F214605195/4.PDF - свободный. Дата обращения:
15.05.2016.
53. Шагеева Р.Г., Мингазова И.З. Музей национальной культуры - всетатарская сокровищница. [Электронное издание] // Режим доступа: http://www.vatanym.ru/?an=vs412 mn4 - свободно. Дата обращения:
2.03.2016.
54. Национальный музей Республики Татарстан [Офиц. сайт] // Режим
доступа: http://tatmuseum.ru/nacionalnvi-muzei-respubliki-tatarstan-prinval-
uchastie-v-vi-mezhregionalnom-forume-musulmanskoj-kulturv/ - свободный. Дата обращения: 15.05.2016.
55. Татарский Государственный Академический Театр Имени Галиаскара
Камала [Офиц. сайт] // Режим доступа:
http://kamalteatr.ru/histories?locale=ru - свободный. Дата обращения:
15.05.2016.
56. МУК Национальный Культурный Центр Казань [Офиц. сайт] // Режим доступа: http://horriyat.ru/ - свободный. Дата обращения: 15.05.2016.
57. Габидуллина Ф.И. ИЗ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО РОМАНА [Электронное издание] // Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer26/134.pdf - свободный. Дата обращения: 15.05.2016
58. Музей-заповедник «Казанский Кремль» [Офиц. сайт] // Режим доступа: http: //www.kazan-kremlin.ru/mzkk/1 /- свободный. Дата обращения:
15.05.2016.