ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ «ЖИЗНЬ», «СМЕРТЬ» И «БЕССМЕРТИЕ»
1.1 Понятие концепта в современных лингвистических парадигмах
1.2 Художественный концепт
1.3 Индивидуально-авторская концептуальная картина мира
1.4 Экзистенциальные традиции в готической литературе
1.5 Экзистенциальные проблемы в серии романов «Вампирские хроники» Энн Райс
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 НОМИНАЦИИ ВЕРБАЛИЗИРУЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ В СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Критерии отбора лексических средств репрезентирующих концепты «LIFE», «DEATH», «IMMORTALITY»
2.1.1. Обоснование выбора исследуемого материала
2.1.2 Номинации репрезентирующие значения жизнь, смерть и бессмертие в английском языке
2.1.3 Стилистические средства реализации концептов «LIFE», «DEATH», «IMMORTALITY»
2.2 Классификация средств вербализирующих концепты «LIFE», «DEATH» И «IMMORTALITY»
2.2.1 Прототипы концептов «LIFE», «DEATH» И «IMMORTALITY»
2.2.2 Лексико-семантические поля концептов «LIFE», «DEATH» И «IMMORTALITY»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность настоящего работы обусловлена тем, что сегодня как никогда актуально исследование концепта, его сущности, отличие от смежных понятий в когнитивной лингвистике. Когнитивная деятельность человека не что иное, как умение ориентироваться в окружающем мире посредством отождествления и дифференцирования объектов, и как следствие рождаются концепты для осуществления таких операций. Поэтому можно утверждать наличие связи формирования концептов с познанием мира и с формированием представлений о нем.
Новизна настоящей работы заключается в том, что темой для исследований выбраны концепты экзистенциального значения, такие как жизнь, смерть и бессмертие на базе художественного текста в его оригинальной версии. Выявлена частотность и специфика номинаций репрезентующие данные концепты, а также рассмотрены составы и структуры полей вербализаторов данных концептов.
Целью нашей работы является выявить и проанализировать номинации вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие на примере произведения Энн Райс «Интервью с вампиром» в оригинале.
Объект исследования - концепты жизнь, смерть и бессмертие.
Предмет исследования - номинации вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие.
Задачи исследования:
- определить базовые понятия лингвокультурологии;
- определить понятие концепта и концептуального анализа в лингвокультурологии
- выявить и провести анализ номинаций вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие;
- построить семантические поля концептов жизнь, смерть и бессмертие
- сделать вывод об особенностях номинаций вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие.
Гипотеза исследования заключается в том, что номинации вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие в анализируемом тексте существенно отличаются от привычных общепринятых лексем, дающие возможность описать разные детали, нюансы, признаки концептов жизнь, смерть и бессмертие, присущие авторскому видению.
Предполагается, что номинации вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие могут иметь самые разнообразные смысловые концепты, отражая субъективное мировоззрение писателя. Кроме того, автор как носитель английского языка раскрывает характерные особенности картины мира своей культуры, которые должны быть воплощены в языке.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предприняты следующие методы и приемы лингвистического анализа: метод теоретического анализа, лексико-семантический анализ текста, классификация, метод концептуального анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализируя картину мира другой культуры в русле лингвокультурологии, мы можем обнаружить отличительные особенности между нашей и иной культурами, рассмотреть взаимосвязь культуры и языка. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения специфики номинаций вербализирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие .
Положения, выносимые на защиту:
1. Наибольшее количество номинаций раскрывающие авторские концепты жизнь, смерть и бессмертие будут встречены в стилистических приемах.
2. Семантические поля жизни и смерти будут фактически дублировать друг друга в силу специфики жанра отобранного материала.
Целью настоящей работы являлся анализ номинаций репрезентирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие, на примере произведения американской писательницы Энн Райс. В процессе работы в первой главе были проанализированы базовые понятия лингвокультурологии в основе, которой стоит концепт и его исследование.
Вторая глава состоит из комплексного анализа номинаций репрезентирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие. Рассмотрены их ключевые слова life, death, immortality. Большинство номинаций репрезентирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие выделены в стилистических приемах. Выявлена частотность лексем. Наиболее частотной в концепте жизнь оказалась лексема life, в концепте смерть лексемы vampire и death, в концепте бессмертие лексема immortality.
Автор дает негативную оценку жизни, смерти и бессмертию из-за поведения и пристрастий людей и вампиров. Поэтому лексико-семантические поля жизни и смерти имеют сходные структуры. В обоих обнаруживается наличие существ, в обоих полях обнаруживается связь со словосочетанием conscious life (сознательная жизнь), развивая мысль, что в романе индивиды, теряя жизненность тела, становясь вампирами, остаются теми же личностями и также бесцельно расходуют свою бессмертную жизнь исходя из опыта смертной жизни.
Проведенный анализ материала интересен тем, что специфические особенности видения автора мира живых и бессмертных позволили существенно раздвинуть языковые рамки с точки зрения использования номинаций репрезентирующие концепты жизнь, смерть и бессмертие, позволяющие обнаружить скрытые и порой невидимые признаки концептов жизнь, смерть и бессмертие.
1. Алефиренко Н. Ф. Язык, познание и культура: когнитивно- семиологическая синергетика слова: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 228 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 386 с.
3. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова: Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко. М.: Academia, 2002.
4. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов: концепция и типы информации. // Новый объяснительный словарь синонимов руссского языка. Проспект. М., 1995. С. 7 - 118.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология.1997. С. 250-281.
6. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник, практикум для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. - 3-е изд., испр. - М. : Флинта, 2005 ; Наука. - 496 с. - ISBN 5-89349- 402-4 [Гриф МО].
7. Болдырев Н. Н. Когнитивная лингвистика: Курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Изд.-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 123 с.
8. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5¬85270-160-2; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. — С. 1408. — ISBN 5-7711-0004-8.
9. Володина, Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения [Текст] / Н. В. Володина. - М., 2010.
10. Воркачев С.Г. Концепт счастье: понятийный и образный компоненты
/ С.Г. Воркачев // Изв. АН. Серия: литература и язык. - 2001. - Т.60.- №6. - С.47-48.
11. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.
12. Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестник СПбГУ Сер. 2. 1992. Вып. З (16). С. З0-40.
13. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецких и русских лингвокультурах. Монография. Научный редактор: доктор филологических наук, профессор В.И. Карасик Волгоград: Перемена, 2001. — 495 с.
14. КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С.Кубряковой. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997.
15. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: ИЯ РАН, 1997. 331 с.
16. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
17. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 4-38.
18. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Маслова. - М.: Тетра Системс, 2004. - 256 с.
19.Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. Изд-е 2-е, дополн. М.: Эдитус, 2013. 282 с.
20. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. — Воронеж, 2006. — С. 24.
21. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2003. 193 с.
22. Слышкин Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики // Социальная власть языка: Сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 87-90.
23. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. — С. 40—76.
24. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю. С. Степанов. - М., 1997.
25. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект, 2001 - 590 с.
26. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 200З.
27. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа: «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
28. Фрумкина P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / Р.М. фрумкина Научно-техническая информация. Сер, 2. 1992.- №3.- с. 3-29.
29. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград: Волг. гос. пед. ун-т, 1996. - C. 80-96.
30. Anne Rice Interview with the vampire. New York, N.Y.: Ballantine Books, 2009, c1976. Ballantine Books mass market ed. 342 p. doi 9780345337665 0345337662
31. Jackendoff, Ray. 1992. Languages of the Mind. Cambridge, MA: MIT Press.
32. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. //Chicago - L., 1980.
33. Langacker R. Foundations of cognitive grammar. - V.1. Theoretical pre-requisites. Stanford, 1987.
СЛОВАРИ
1. http://dictionary.cambridge.org
2. http://www.etymonline.com
3. http: //www. macmillandictionary.com
4. ABBYY Lingvo x5 Профессиональная версия для Windows