ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ
ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ТЕХНОЛОГИИ РОСПИСИ ТКАНИ (НА ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ХОЛОДНЫЙ БАТИК)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ХОЛОДНЫЙ БАТИК 6
1.1 Критерии сформированности практических умений у учащихся детской
художественной школы в процессе изучения техники холодный батик 6
1.2 Специфика обучения учащихся детской художественной школы технике
холодный батик 10
1.3 Методические рекомендации по проведению занятий по изучению
техники батик 14
1.4 Разработка конспекта занятия «Художественная роспись по
ткани» 17
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БАТИК 30
2.1 Эволюция росписи ткани в технике батик 31
2.2 Особенности техники батик 34
2.3 Использование техники холодный батик в современном интерьере 39
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ
ХОЛОДНЫЙ БАТИК 45
3.1 Разработка эскизов декоративного панно в технике холодный
батик 45
3.2 Технологическая последовательность выполнения декоративного панно в
технике холодный батик 49
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема практических умений была и остается одной из ключевых проблем педагогики. Передача знаний, умений и навыков - важный факт существования и развития общества. Они являются формой существования и передачи опыта, который накапливается человечеством в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Формирование умений и навыков - это специальная педагогическая задача. Современный педагог должен помимо классического образования быть восприимчивым к инновациям, отслеживать и применять новые нестандартные формы работы, использовать обмен опытом для проведения учебных занятий по росписи ткани взамен однообразия и пустого времяпровождения учащихся.
Проблема формирования практических умений давно привлекает внимание ученых-исследователей. Формированием практических умений занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Л.М. Фридман и другие.
Авторы, исследовавшие эту тему, дают различные определения понятию практические умения. В пособии по дидактике под редакцией М.А. Данилова и М.Н. Скаткина говорится о том, что практические умения - способность выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. В одних случаях умения определены как готовность к практическим действиям, которые выполнены сознательно на основе приобретенных знаний. В других - как практическое действие, осознанной интеллектуальной деятельности. Это говорит о том, что единого подхода к данному вопросу нет.
Исследования, касающиеся формирования практических умений на занятиях по художественной росписи ткани, недостаточно полно раскрыты, поэтому мы решили исследовать тему «Формирование практических умений у учащихся детской художественной школы на занятиях по технологии росписи ткани».
Цель исследования: определить методические условия формирования практических умений у учащихся детских художественных школ на занятиях по технологии росписи ткани.
Объект исследования: процесс формирования практических умений у учащихся детской художественной школы на занятиях по технологии росписи ткани.
Предмет исследования: методические условия формирования
практических умений у учащихся детской художественной школы на занятиях по технологии росписи ткани.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по теме исследования.
2) Раскрыть содержания понятия практические умения и определить методы формирования практических умений у учащихся детской художественной школы.
3) Исследовать дидактические возможности занятий по технологии росписи ткани по формированию практических умений у учащихся детской художественной школы.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психологопедагогическим, методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (программ, концепций);
• эмпирические - тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные исследования проблемы формирования практических умений (С.Л. Рубинштейн, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Е.А. Климов и др.);
• теоретические исследования по методике формирования практических навыков на занятиях по декоративно-прикладному искусству (Гильман Р. А., Сокольникова Н. М., Ермолаева Ю. А., Синеглазова М. О.).
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть рекомендован участникам образовательного процесса в детской художественной школе на занятиях по изобразительному
искусству.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Перед написанием дипломной работы мной была поставлена цель: Определить методические условия формирования практических умений у учащихся детских художественных школ на занятиях по технологии росписи ткани, также были поставлены следующие задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования
2) Раскрыть содержания понятия практических умения и определить дидактические возможности занятия по технологии росписи ткани в их формировании.
3) Исследовать дидактические возможности занятия в детской художественно школе по формированию практических умений на занятиях по технологии росписи ткани.
Формирование практически умений - это сложная педагогическая задача.
Процесс формирования практических умений по росписи ткани является очень многогранным. От грамотного подхода педагога зависит организация практических умений. Для формирования практических умений у обучающихся, следует учитывать многие факторы, очень важно обратить внимание на возрастные и психофизиологические особенности.
В ходе работы было составлено три конспекта занятий по разделу «Холодный батик» для младших школьников. Каждое занятие имеет свою тему, определенные цели и задачи. Для помощи проведении занятия были созданы две презентации.
С помощью этих конспектов, мы провели апробацию в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Детская художественная школа № 1 имени И.И. Шишкина Елабужского
муниципального района".
Подведя итог, хочу отметить, что формирование умений на занятии по технологии росписи ткани играет важную роль в формировании творческой активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.
1. Аллахвердова, Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашние. Рукоделие. - М.:
АСТ: Астрель, 2004. - 79 с.
2. Ачкасова, Л.Ф. Интерьер и дизайн вашего дома / Л.Ф. Ачкасова. - СПб.: Питер, 2011. - 322 с.
3. Бурмакова, О.П. Современный дизайн. Полное руководство / О.П. Бур- макова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 199 с.
4. Вайткявичене, РВ. Первоосновы техники батика / Р В. Вайткявичене // Школа и производство. - 2007. - №2 8. - C. 6 - 8.
5. Гамаюнова, О.Л. Роспись ткани: холодный батик / О.Л. Гамаюнова. -
М.: ВЛАДОС, 2011. - 120 с.
6. Гильбух, Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Гильбух. - М.: Просвещение,
2000. - 108 с.
7. Гильман, РА. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов. - Магнитогорск: АРС-Экспресс, 2006. - 206 с.
8. Горшкова, Л.А. Батик на уроках изобразительного искусства в школе / Л. А. Горшкова // Искусство в школе. - 2008. - №2 6. - С. 56 - 57.
9. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя / Н. А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. - 413 с.
10. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография: пособие для педагогов / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2006. - 80 с.
11. Давыдов, С. М. Батик / С. М. Давыдов. - М.: АСТ-пресс, 2005. - 183 с.
12. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2009. - 321 с.
13. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - 20016. - N°2. - С. 18 - 23.
14. История батика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA, свободный.
15. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей / В. С. Кузин. - М.: Просвещение, 2007. - 170 с
16. Кузьмина, Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда / Н. А. Кузьмина // Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. - 13 - 16.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М.: Высшая школа, 2010. - 176 с.
18. Макаренко, А.С. Возрастная психология / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 321 с.
19. Материалы для батика [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika 2506 39, свободный.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: ACADEMIA, 2013. - 242 с.
21. Навыки и умения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://5psy.ru/osnovnie-ponyatiya/naviki-iumeniya.html, свободный.
22. Орлов, В.И. Знания, умения и навыки учащихся / В.И. Орлов // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 33- 39.
23. Педагогические условия художественно - эстетического развития младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru, свободный.
24. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе / Н. Н.Ростовцев.
- М.: Просвещение, 2009. - 253 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Наука. - 2005. - № 6. - С. 94 - 98.
26. Синеглазова, М.О. Распишем ткань сами / М.О. Синеглазова. - М.: Про- физдат, 2008. - 93 с.
27. Сокольникова, М.Н. Изобразительное искусство: учебник для 5 - 8 классов / М. Н. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2003. - 180 с.
28. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 236 с.
29. Торчинский, О. Сказки батика: о технологии батика / О. Торчинский // Юный художник. - 2008. - № 3. - С. 41- 45.
30. Третьяков, Н.Н. Образ в искусстве: основы композиции / Н. Н. Третьяков. - Козельск: Свято-Введенская Пустынь, 2011. - 274 с.
31. Учебные умения и навыки [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://psvera.ru/obshcheuchebnveumeniva-i-navvki-i-ih- formirovanie 9653.htm, свободный.
32. Фридман, Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.И. Фридман. - М.: Ин-т практической психологии,
2004. - 287 с.
33. Хансен, Б.Н. Роспись по шелку / Б. Н. Хансен. - М.: Арт-Родник, 2006.
- 125 с.
34. Холмянский, Л.М. Дизайн / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. - М.: Просвещение, 2005. - 241 с.
35. Холодный и горячий батик [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.batik-design.ru/. свободный.
36. Холодный и горячий батик [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.batik-design.ru/, свободный.
37. Чарнецкий, Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня / Я.Я. Чарнецкий. - М.: Просвещение, 2010. - 150 с.
38. Шипилов, А. Дизайна 21 века / А. Шипилов. - СПб.: Астрель, 2009. - 192 с.
39. Эм, А. Батик / А. Эм. - Минск: Харвест, 2009. - 320 с.
40. Эренгросс, Б. А. Искусство вокруг нас / Б.А. Эренгросс. - М.: Детская литература, 2008. - 180 с.
41. Эрл К. Роспись по шелку. Основы мастерства. - М.: Арт-Родник, 2005. - 111 с.