РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений....
1.1. Сущность и особенности развития мышления детей шестого года жизни
1.2. Формирование математических представлений у детей шестого года жизни
1.3. Педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Глава 2. Практическая работа по развитию мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
2.1. Диагностика уровня развития мышления детей старшей группы
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений....
1.1. Сущность и особенности развития мышления детей шестого года жизни
1.2. Формирование математических представлений у детей шестого года жизни
1.3. Педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Глава 2. Практическая работа по развитию мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
2.1. Диагностика уровня развития мышления детей старшей группы
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Мышление ребенка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития, так как в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще недоступны.
Старший дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. В будущем это может серьезно осложнить процесс обучения в школе, снизить его эффективность.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте, поскольку развитие мышления в настоящее время рассматривается как показатель общего уровня психического ребенка и показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Теоретические основы развития мышления широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.З. Зак, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Р.С. Немов, В.Ф. Паламарчук, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л., Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.).
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др.) показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством развития мышления дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. В нашем исследовании оно определяется как целенаправленный, организованный процесс передачи и усвоения математических знаний, умений, навыков умственной деятельности, положительно воспринятых в эмоциональном плане и осознанных субъектом в развитии образовательно-воспитательного процесса, который закладывает основу будущих математических способностей (Т.И. Иванова).
Проблема развития мышления у дошкольников отражена в исследовании условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е.В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова).
Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в дошкольных образовательных организациях, недостаточно ориентирована на развитие мышления детей в процессе формирования математических представлений, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
Как отмечает Т.И. Иванова, в связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных организациях не проводится целенаправленная работа по развитию мышления у дошкольников в процессе формирования математических представлений, не уделяется внимание формированию логических структур мышления, связи математического образования с практическим опытом детей, что не соответствует социальному заказу современной школы. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными. В связи с чем мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений будет эффективным, при создании следующих условий:
• обогащение предметно-развивающей среды, представленной разнообразными дидактическими играми, математическими моделями, занимательным математическим материалом;
• использование дидактических игр с математическим содержанием;
• осуществление сотрудничества детского сада и семьи в развитии мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
• Рассмотреть формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить уровень развития мышления детей шестого года жизни.
• Разработать методические рекомендации по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, беседа; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Ивня» Ивнянского района Белгородской области ,СП «Детский сад»
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Старший дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. В будущем это может серьезно осложнить процесс обучения в школе, снизить его эффективность.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте, поскольку развитие мышления в настоящее время рассматривается как показатель общего уровня психического ребенка и показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Теоретические основы развития мышления широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.З. Зак, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Р.С. Немов, В.Ф. Паламарчук, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л., Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.).
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др.) показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Формирование математических представлений является мощным средством развития мышления дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. В нашем исследовании оно определяется как целенаправленный, организованный процесс передачи и усвоения математических знаний, умений, навыков умственной деятельности, положительно воспринятых в эмоциональном плане и осознанных субъектом в развитии образовательно-воспитательного процесса, который закладывает основу будущих математических способностей (Т.И. Иванова).
Проблема развития мышления у дошкольников отражена в исследовании условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е.В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), а также в исследовании проблемы становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова).
Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в дошкольных образовательных организациях, недостаточно ориентирована на развитие мышления детей в процессе формирования математических представлений, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
Как отмечает Т.И. Иванова, в связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных организациях не проводится целенаправленная работа по развитию мышления у дошкольников в процессе формирования математических представлений, не уделяется внимание формированию логических структур мышления, связи математического образования с практическим опытом детей, что не соответствует социальному заказу современной школы. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными. В связи с чем мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: процесс развития мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений будет эффективным, при создании следующих условий:
• обогащение предметно-развивающей среды, представленной разнообразными дидактическими играми, математическими моделями, занимательным математическим материалом;
• использование дидактических игр с математическим содержанием;
• осуществление сотрудничества детского сада и семьи в развитии мышления детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
• Рассмотреть формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить уровень развития мышления детей шестого года жизни.
• Разработать методические рекомендации по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, беседа; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Ивня» Ивнянского района Белгородской области ,СП «Детский сад»
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
• старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое;
• с учётом развития поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;
• мышление ребёнка связано с его знаниями. В современном дошкольном образовании знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Значение имеет не то, какой фактический материал дается детям, а то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем развития мышления, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;
• старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация.
Математические представления у дошкольников включает в себя понятие о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
Изучение развития мышления у детей шестого года жизни проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «СОШ №2 п . Ивня» Белгородской области. В исследовании принимали участие 16 ребенка разновозрастной группы.
Констатирующий этап эксперимента позволил нам выявить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что высокий уровень развития мышления имеют 31,2% (5) дошкольников, у 18,8% (3) дошкольников мы выявили средний уровень развития мышления. 50% (8) детей шестого года жизни имеют низкий уровень развития мышления.
Мы разработали методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены.
• старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое;
• с учётом развития поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;
• мышление ребёнка связано с его знаниями. В современном дошкольном образовании знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Значение имеет не то, какой фактический материал дается детям, а то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем развития мышления, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;
• старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация.
Математические представления у дошкольников включает в себя понятие о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
Изучение развития мышления у детей шестого года жизни проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «СОШ №2 п . Ивня» Белгородской области. В исследовании принимали участие 16 ребенка разновозрастной группы.
Констатирующий этап эксперимента позволил нам выявить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Исследование показало, что высокий уровень развития мышления имеют 31,2% (5) дошкольников, у 18,8% (3) дошкольников мы выявили средний уровень развития мышления. 50% (8) детей шестого года жизни имеют низкий уровень развития мышления.
Мы разработали методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей шестого года жизни в процессе формирования математических представлений.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методы и приёмы формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Логико-матиметическое развитие детей 7-го года жизни посредством флеш-игр
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС
РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



