БРИТАНСКИЙ ЮМОР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе 9
Особенности формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы 9
Принципы коммуникативного обучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школы 21
Британский юмор как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы 26
Выводы по Главе 1
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе 35
Реализация системы использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе 35
Комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции 48
Выводы по Главе 2
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Приложение 7 77
Приложение 8 78
Приложение 9 79
Приложение 10 80
Приложение 11 81
Приложение 12
Глава 1 Теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе 9
Особенности формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы 9
Принципы коммуникативного обучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школы 21
Британский юмор как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы 26
Выводы по Главе 1
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе 35
Реализация системы использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе 35
Комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции 48
Выводы по Главе 2
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 74
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Приложение 7 77
Приложение 8 78
Приложение 9 79
Приложение 10 80
Приложение 11 81
Приложение 12
На протяжении многих столетий каждая нация старалась определить собственный культурный характер посредством создания уникального способа выражения и восприятия комизма в самых различных его проявлениях: исторические события, особенности географического положения, стереотипы, традиции, обычаи и нормы поведения той или иной этнической общности. Англичанам, как народу с утонченным интеллектуальным юмором, требовалось создание более точной модели национального характера, чтобы избежать коммуникативных трудностей, вызванных непониманием английского (британского) юмора. Данный факт категорически важен не только для лингвистического аспекта английского языка, но и для установления корректного межкультурного общения. При этом одним из наиболее сложных вопросов является учёт социокультурного компонента в общении с носителями языка. Данный аспект межкультурного диалога рассматривается в ФГОС как социокультурная компетенция обучающихся, которая играет важную роль в достижении адекватного коммуникативно-достаточного уровня владения иностранным языком, его оптимального использования во всех видах речевой деятельности.
В современной школе при обучении иностранным языкам развитие социокультурной компетенции осуществляется на основе разных средств, среди которых особое место занимают аудиотексты, включающие в себя речь носителей языка в реальных ситуациях, а также видеоматериалов, виртуального пространства сети Интернет и других компьютерных технологий [Щукин А.Н., 2006: 256].
Задачей учителя является создание атмосферы и модели реального общения таким образом, чтобы у обучающихся возникло желание и осознание необходимости взаимодействия с собеседником, поиска выхода из ситуации, мышления на языке носителя. Дать обучающимся наглядное представление о языковых реалиях и традициях страны изучаемого языка могут англоязычные видеофильмы. Их использование на уроке английского языка создаёт условия, приближенные к реальному межкультурному общению с носителем языка, а владение знаниями социокультурного характера способствует формированию более высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции [Gilbert M., 2011: 29-30].
В используемый учителем английского языка багаж форм урочной и внеурочной работы входят деловые, ролевые, ситуационные игры, посещение мероприятий на иностранном языке, тематические вечера, концерты, шоу-программы, реальные и моделируемые встречи с представителями англоязычной культуры. На наш взгляд интересной современной практикой обучения является использование британского юмора на уроках английского языка в средней образовательной школе.
Исходя из вышесказанного, тема дипломной работы «Британский юмор на уроке английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся 9 классов средней образовательной школе» является актуальной.
Цель работы – выявить и обосновать структуру и содержание урока английского языка в девятых классах средней школы интегрированного c британским юмором; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
На основе цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе.
2. Определить технологии реализации использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе.
3. Разработать комплекс упражнений по использованию по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку обучающихся 9 классов в средней общеобразовательной школе.
Предметом является британский юмор как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования – формирование социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы будет эффективным при условии, если:
1) будут выявлены технологии использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе;
2) будет разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Методологическая основа исследования базируется на: теоретические положения методики обучения иностранным языкам в школе (И.Л.Бим, Н.Д. Гапьскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, Ю.В. Еремин, Я.М. Колкер, Р.П. Мильруд, A.A. Миролюбов, Е.В. Мусницкая, Е.И.Пассов, Е.С. Полат, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, E.H. Соловова, Э.И. Соловцова, Е.С. Устинова, С.К. Фоломкина, И.И. Халеева, С.Ф. Шатилов, Л.В. Щерба, А.Н. Щукин, М. Parrott, W.M.Rivers, P.Ur); теории культуроведческих подходов: социокультурного (Н.Е. Булапкипа, В.В. Сафонова, С.Г. М. Byram), лингвострановедческого (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахин и др.), личностно-ориентированного (Г.А. Китайгородская,Т.М. Комарова, И.С. Якиманская и др.) к изучению педагогических явлений, процессов, объектов; - теория межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, В.Г.Костомаров, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова и др.); концепция диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган и др.), культурно- языковой личности (Ю.Е. Прохоров и др.), субъекта диалога культур (И.Л. Ним,В.П. Фурманова и др.); концепция содержания социокультурного компонента обучения иностранному языку (Д.С. Мельникова, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, И.Э. Риске, П.В. Сысоев, A.B. Хрипко); работы по психологии (Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, A.A. Леонтьев, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) общенаучный (анализ, синтез, умозаключение, категоризация). Используя этот метод, мы анализируем изученность проблемы и выявляем ее области, которые мало исследованы, формулируем выводы и результаты исследования;
2) обобщение опыта преподавателей английского языка в девятых классах средней образовательной школе
2) частнолингвистический. Данный метод представляет собой выборку на материале художественных произведений и киноиндустрии.
Научная новизна работы состоит в том, что:
1) определены пути реализации системы использования британского юмора на уроках английского языка у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе,
2) разработан комплекс упражнений по использованию по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Теоретическая значимость усматривается в систематизации и углублении сведений об использовании британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка будет способствовать формированию социокультурной компетенции обучающихся средней образовательной школы. Основные теоретические положения и выводы по проведенному исследованию могут быть использованы в практике преподавания английского языка средней образовательной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения. В теоретической части нами определена особенность формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы и определены особенности британского юмора, как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы.
В практической части дипломной работы представлены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе.
В современной школе при обучении иностранным языкам развитие социокультурной компетенции осуществляется на основе разных средств, среди которых особое место занимают аудиотексты, включающие в себя речь носителей языка в реальных ситуациях, а также видеоматериалов, виртуального пространства сети Интернет и других компьютерных технологий [Щукин А.Н., 2006: 256].
Задачей учителя является создание атмосферы и модели реального общения таким образом, чтобы у обучающихся возникло желание и осознание необходимости взаимодействия с собеседником, поиска выхода из ситуации, мышления на языке носителя. Дать обучающимся наглядное представление о языковых реалиях и традициях страны изучаемого языка могут англоязычные видеофильмы. Их использование на уроке английского языка создаёт условия, приближенные к реальному межкультурному общению с носителем языка, а владение знаниями социокультурного характера способствует формированию более высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции [Gilbert M., 2011: 29-30].
В используемый учителем английского языка багаж форм урочной и внеурочной работы входят деловые, ролевые, ситуационные игры, посещение мероприятий на иностранном языке, тематические вечера, концерты, шоу-программы, реальные и моделируемые встречи с представителями англоязычной культуры. На наш взгляд интересной современной практикой обучения является использование британского юмора на уроках английского языка в средней образовательной школе.
Исходя из вышесказанного, тема дипломной работы «Британский юмор на уроке английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся 9 классов средней образовательной школе» является актуальной.
Цель работы – выявить и обосновать структуру и содержание урока английского языка в девятых классах средней школы интегрированного c британским юмором; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
На основе цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе.
2. Определить технологии реализации использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе.
3. Разработать комплекс упражнений по использованию по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку обучающихся 9 классов в средней общеобразовательной школе.
Предметом является британский юмор как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования – формирование социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы будет эффективным при условии, если:
1) будут выявлены технологии использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе;
2) будет разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Методологическая основа исследования базируется на: теоретические положения методики обучения иностранным языкам в школе (И.Л.Бим, Н.Д. Гапьскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, Ю.В. Еремин, Я.М. Колкер, Р.П. Мильруд, A.A. Миролюбов, Е.В. Мусницкая, Е.И.Пассов, Е.С. Полат, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, E.H. Соловова, Э.И. Соловцова, Е.С. Устинова, С.К. Фоломкина, И.И. Халеева, С.Ф. Шатилов, Л.В. Щерба, А.Н. Щукин, М. Parrott, W.M.Rivers, P.Ur); теории культуроведческих подходов: социокультурного (Н.Е. Булапкипа, В.В. Сафонова, С.Г. М. Byram), лингвострановедческого (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахин и др.), личностно-ориентированного (Г.А. Китайгородская,Т.М. Комарова, И.С. Якиманская и др.) к изучению педагогических явлений, процессов, объектов; - теория межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, В.Г.Костомаров, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова и др.); концепция диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган и др.), культурно- языковой личности (Ю.Е. Прохоров и др.), субъекта диалога культур (И.Л. Ним,В.П. Фурманова и др.); концепция содержания социокультурного компонента обучения иностранному языку (Д.С. Мельникова, Р.П. Мильруд, З.Н. Никитенко, И.Э. Риске, П.В. Сысоев, A.B. Хрипко); работы по психологии (Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, A.A. Леонтьев, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) общенаучный (анализ, синтез, умозаключение, категоризация). Используя этот метод, мы анализируем изученность проблемы и выявляем ее области, которые мало исследованы, формулируем выводы и результаты исследования;
2) обобщение опыта преподавателей английского языка в девятых классах средней образовательной школе
2) частнолингвистический. Данный метод представляет собой выборку на материале художественных произведений и киноиндустрии.
Научная новизна работы состоит в том, что:
1) определены пути реализации системы использования британского юмора на уроках английского языка у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе,
2) разработан комплекс упражнений по использованию по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Теоретическая значимость усматривается в систематизации и углублении сведений об использовании британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся в девятых классах средней образовательной школе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка будет способствовать формированию социокультурной компетенции обучающихся средней образовательной школы. Основные теоретические положения и выводы по проведенному исследованию могут быть использованы в практике преподавания английского языка средней образовательной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения. В теоретической части нами определена особенность формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы и определены особенности британского юмора, как средство развития социокультурной компетенции обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы.
В практической части дипломной работы представлены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов средней образовательной школе.
В выпускной квалификационной работе рассматривается такой аспект межкультурного диалога ФГОС, как социокультурная компетенция обучающихся, которая играет важную роль в достижении адекватного коммуникативно-достаточного уровня владения иностранным языком, его оптимального использования во всех видах речевой деятельности. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что британский юмор является эффективным приемом формирования социокультурной компетенции. А также использование британского юмора с легкостью может быть связан с какой-либо определенной темой, что позволяет разнообразить учебный процесс, совмещая обучение основному материалу наряду с формированием социокультурной компетенции через юмор. Однако при этом необходимо учитывать, что британский юмор по своей природе может быть не сразу понятен обучающимся и вызвать их смех, так как произнесенная игра слов предполагает знание литературы, истории, традиций. Поэтому, важно, чтобы английские шутки сопровождались комментариями, пояснениями особенностей страны изучаемого языка, вводя учеников в атмосферу, приближенную к пониманию анекдота.
Целью нашей работы являлось выявление и обоснование структуры и содержания урока английского языка, в девятых классах СОШ интегрированного британским юмором и теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Для достижения выше указанной цели были изучены теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов СОШ; определены технологии реализации использования британского юмора на уроках и разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
В нашей работе мы опирались на труды И.Л.Бим, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.И.Пассова, М. Parrott, W.M.Rivers, P.Ur, В.В. Сафоновой, С.Г. М. Byram, Е.М. Верещагина, B.C. Библер, и многих других исследователей и ученый, работы которых раскрывают проблемы по исследуемой теме. Проведя анализ литературы теме исследования, нами сделан вывод о том, что если при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка систематически использовать британский юмор, то процесс развития данной компетенции будет более эффективным.
В процессе работы по теме исследования нами были использованы следующие методы:
1) -общенаучный метод, который использовался при анализе изученности проблемы и выявления ее областей, которые мало исследованы;
2) обобщение теоретического материала по изучаемой теме, формулирования выводов и результатов исследования;
3) обобщение опыта преподавателей английского языка в девятых классах СОШ.
На занятиях иностранного языка в зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные виды представления британского юмора, они могут предлагаться для введения нового материала, в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи обучающихся.
В целях формирования социокультурной компетенции на наш взгляд, присутствие британского юмора на уроках обучения иностранному языку желательно, так как благодаря ему обучающийся намного легче усваивает учебный материал.
В ходе выполнения работы нами проведен опрос среди обучающихся 9 классов средних образовательных школ города Казани, цель которого заключалась в выявлении осведомленности обучающихся о британском юморе и его использовании, как в жизни, так и на уроках иностранного языка. Результаты опроса показали, обучающиеся не всегда понимают британский юмор, в частности причиной тому является их не осведомленность о британских комиках и юмористах, о способах и методах использования юмора.
В результате исследования нами были выявлены технологии использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов СОШ. А также был разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора в учебном процессе.
Результаты выполненной работы по теме исследования доказывают что, выдвинутая нами гипотеза о формировании социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы посредствам британского юмора полностью подтвердилась.
Работа содержит приложения, где предлагается содержание разработанного комплекса упражнений для обучения британскому юмору в соответствии с уровнем его владения, который можно использовать на разных этапах обучения английскому языку. Они способствуют развитию внимания обучающихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.
Целью нашей работы являлось выявление и обоснование структуры и содержания урока английского языка, в девятых классах СОШ интегрированного британским юмором и теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
Для достижения выше указанной цели были изучены теоретические основы использования британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции, обучающихся девятых классов СОШ; определены технологии реализации использования британского юмора на уроках и разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции.
В нашей работе мы опирались на труды И.Л.Бим, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.И.Пассова, М. Parrott, W.M.Rivers, P.Ur, В.В. Сафоновой, С.Г. М. Byram, Е.М. Верещагина, B.C. Библер, и многих других исследователей и ученый, работы которых раскрывают проблемы по исследуемой теме. Проведя анализ литературы теме исследования, нами сделан вывод о том, что если при формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка систематически использовать британский юмор, то процесс развития данной компетенции будет более эффективным.
В процессе работы по теме исследования нами были использованы следующие методы:
1) -общенаучный метод, который использовался при анализе изученности проблемы и выявления ее областей, которые мало исследованы;
2) обобщение теоретического материала по изучаемой теме, формулирования выводов и результатов исследования;
3) обобщение опыта преподавателей английского языка в девятых классах СОШ.
На занятиях иностранного языка в зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные виды представления британского юмора, они могут предлагаться для введения нового материала, в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи обучающихся.
В целях формирования социокультурной компетенции на наш взгляд, присутствие британского юмора на уроках обучения иностранному языку желательно, так как благодаря ему обучающийся намного легче усваивает учебный материал.
В ходе выполнения работы нами проведен опрос среди обучающихся 9 классов средних образовательных школ города Казани, цель которого заключалась в выявлении осведомленности обучающихся о британском юморе и его использовании, как в жизни, так и на уроках иностранного языка. Результаты опроса показали, обучающиеся не всегда понимают британский юмор, в частности причиной тому является их не осведомленность о британских комиках и юмористах, о способах и методах использования юмора.
В результате исследования нами были выявлены технологии использования британского юмора на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов СОШ. А также был разработан комплекс упражнений по использованию британского юмора в учебном процессе.
Результаты выполненной работы по теме исследования доказывают что, выдвинутая нами гипотеза о формировании социокультурной компетенции у обучающихся девятых классов средней общеобразовательной школы посредствам британского юмора полностью подтвердилась.
Работа содержит приложения, где предлагается содержание разработанного комплекса упражнений для обучения британскому юмору в соответствии с уровнем его владения, который можно использовать на разных этапах обучения английскому языку. Они способствуют развитию внимания обучающихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.
Подобные работы
- Единицы малого поэтического жанра и их применение в школе (на материале лимериков и клерихью)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017



