Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные технологии обучения истории в современной школе

Работа №61577

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы интерактивного обучения 12
1.1. Сущностные характеристики интерактивного обучения 12
1.2. Модели интерактивного обучения: дискуссионные, игровые,
тренинговые 18
1.3. Понятие интерактивной технологии 24
Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке истории средствами интерактивных технологий 30
2.1. Методические особенности урока формирования критического мышления
учащихся 30
2.2. Технологическая карта урока как условие реализации интерактивного
обучения 37
Глава 3. Интерактивные технологии во внеурочной деятельности учащихся по истории 42
3.1. Внеурочная воспитательная работа - путь формирования
«индивидуального портрета выпускника средней школы» 42
3.2. Игровые технологии на внеурочных воспитательных мероприятиях по
истории 50
Заключение 61
Список литературы


Модернизация современного российского школьного образования неразрывно связывается с внедрением в школьную практику интерактивных технологий. Как показывает массовый опыт, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. В этой связи введение ФГОС второго поколения создает
необходимую нормативную базу - ориентир движения школы в направлении ее инновационных преобразований. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения, нацеленные на реализацию в образовательной практике системно-деятельностного подхода,
настоятельно диктуют необходимость применения, в том числе и на уроках истории, современных образовательных технологий.
Актуальность темы исследования связана с необходимостью формирования у учащихся предметных, метапредметных, личностных результатов в образовательном процессе. Методология стандартов второго поколения, меняет образовательную парадигму школьного образования. От парадигмы «знаниевой» школа переходит к парадигме «деятельностной». Научить школьника учиться всю жизнь - цель, которую следует решать учителю истории . Цели и задачи изучения истории в школе на ступени
основного и общего среднего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества и государства ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте . Задача современного учителя состоит в овладении всей совокупностью интерактивных технологий,
складывающейся в передовой практике и умелом их применении.
Обзор литературы. При написании выпускной квалификационной работы мы опирались на материалы ФГОС второго поколения1. Они коренным образом меняют деятельность современной российской школы в плане усиления системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Важным государственным документом, определившим программу духовного воспитания школьной молодежи также является «Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», содержащая современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный подход, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»2.
Проблема активизация познавательного процесса школьника всегда оставалась актуальной. На разных этапах развития школы теоретиками педагогики и учительством разрабатывались и предлагались определенные приемы и средства формирования положительной мотивации и интереса у учащихся к обучению. Данная проблема получила разработку в трудах отечественных психологов, педагогов и методистов - историков. Актуальное значение имеют работы, посвященные методике формирования у учащихся универсальных учебных действий, в том числе и средствами интерактивных технологий. В работе А.Г.Асмолова приводятся типы и виды заданий, направленные на развитие и оценку личностных познавательных, коммуникативных и других универсальных учебных действий. При характеристике сущности интерактивного обучения, его целях и функциях
мы опирались на исследования В.А.Беловолова1, В.С.Грехнева , Л.Н. Вавиловой, Т.С. Паниной , Н.В. Самоукина . Виды интерактивных форм обучения рассмотрены в работе Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой. Они делят интерактивные формы на три группы: дискуссионные, игровые и тренинговые .
Становление и развитие интерактивных форм обучения преимущественно проходило в педагогическом опыте, как передовом, так и массовом, по пути совместного использования фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы учащихся на уроке. К примеру, широкое распространение в массовой практике игровых форм, как модели интерактивного обучения, становится особенно актуальным в 1990-е годы . Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких исследователей, как Н. П. Аникеев, И. Г. Абрамова , Л. Г. Борисова , А. А. Вербицкий, В. Я. Платов , А. М. Смолкин, Кавтарадзе Д. Н. , М.В.Короткова11. Так М.В. Короткова, разрабатывая типологию исторических игр, останавливается на
характеристике деловой и ретроспективной игры. Первая из них включает игру-обсуждение и игру-исследование, вторая делится на ролевые и не
ролевые. Автор характеризует этапы игры как технологии интерактивного обучения. Освещение игровых технологий в данной работе основано также на работах известных российских методистов - историков Кучерук И.В.1 и Борзовой Л.П. .
Научно-методические основы интерактивных технологий раскрыты достаточно полно в работах отечественных педагогов и методистов. Одно из первых в отечественной педагогике толкование понятия «технология обучения» получило в работах Беспалько В.П.. Особо здесь следует отметить работу «Слагаемые педагогической технологии» .
Казанские исследователи Мочалова Н.М. и Мочалова О.В.4 также посвятили свою работу исследованию современных технологий обучения.
Работы данных исследователей дают представление о первых шагах разработки данной проблемы еще в 1990-х годах. Все педагоги еще в тот период связывали обновление отечественной школы с разработкой и применением обоснованных, глубоко продуманных технологий обучения и воспитания.
Особо следует отметить совместную работу С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинской посвященную исследованию путей формирования критического мышления учащихся. В работе охарактеризованы признаки критического мышления, структура урока по его формированию, основанная на системно-деятельностном подходе, включающая в качестве обязательных такие его этапы, как «вызов», «осмысление», «рефлексия». В работе охарактеризованы типичные методические приемы организации отельных
этапов урока данного типа, обеспечивающие эффективность в работе учителя и продуктивность в усвоении компетенций учащимися.
Инновационный опыт применения в массовой практике интерактивных моделей обучения, в том числе и игровых технологий, раскрывается в пособии для учителя истории, подготовленном Е.Е. Вяземским и О.Ю. Стреловой1. Работа содержит описание интерактивных форм учебных занятий по истории. Исследования видных отечественных методистов - историков Е.Е.Вяземского и О.Ю.Стреловой раскрывают сущностные характеристики интерактивных форм учебных занятий по истории. Предложены сценарии интерактивных занятий по истории, даны обстоятельные научно-методические комментарии.
Теоретические основы и первый опыт применения в опыте российских учителей истории технологической карты, как теоретической модели урока по формированию критического теоретического мышления учащихся, содержатся в исследовании башкирского ученого Рахимова А. З.3. Здесь же приведен опыт учителя истории г. Набережные Челны РТ Заитовой Э.А.. Дано описание одного из уроков педагога, построенного на деятельностном подходе. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. в своей работе «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения» поднимают актуальные вопросы разработки краеведческих вопросов наряду с формированием критического мышления учащихся4.
Внедрение интерактивных технологий обучения предполагает организацию на уроке групповой формы обучения. Рудестам К. Р. в своей
1Как сегодня преподавать историю в школе. Пособие для учителя. 2-е издание - М.: Просвещение, 2000. - С.11.
работе раскрывает проблемы и методические пути реализации групповой психотерапии и организации психокоррекционных групп 1.
Основные направления и особенности внеурочной воспитательной работы в современных условиях получили отражение в методическом пособии под редакцией Л. Г. Петерсон . Характеризуя пути перехода школы к реализации ФГОС второго поколения, авторы пособия делают акцент на образовательной системе деятельностного метода обучения.
Образ будущей школы в качестве важнейшего элемента единого педагогического процесса включает внеурочную воспитательную работу. В ходе написания работы мы опирались на методическое пособие Д.В. Григорьева . Методические рекомендации автора характеризуют такие формы организации внеурочной деятельности, как познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, игровая, туристско-краеведческая, художественное творчество и др. Содержательное значение истории как школьного предмета в плане их организации велико.
Важное место в плане рассмотрения возможности применения игровых технологий во внеурочной воспитательной работе по истории занимает работа елабужских ученых «История Елабуги в документах и материалах (с древнейших времен до начала ХХ века)», подготовленная исследователями Елабужского института КФУ, в числе И.Е. Крапоткиной, И.В. Масловой, А.З. Нигамаева . В электронном приложении к данному сборнику содержатся авторские методические разработки внеурочных воспитательных
мероприятий по истории, подготовленные Котловой Л.А., апробированные
нами в опыте Тихоновской средней школы Менделеевского района Республики Татарстан.
Предложенные рекомендации по организации внеурочных воспитательных мероприятий, с использованием документов и материалов, основаны на применении современных образовательных технологий: проектной, игровой (познавательно-дидактические и сюжетно-ролевые игры), информационно-коммуникационных технологий и позволяют добиваться как предметных результатов в обучении, так и сформировать метапредметные (универсальные учебные действия) и целый комплекс компетенций учащихся (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, личностной, ИКТ-компетенции и др.). Современные образовательные технологии воспитательной работы позволят обучающимся в интерактивном режиме осваивать материалы сборника и тем самым познавать историю края. В сборник включены викторины (игра - воображаемое путешествие «Вновь я посетил... Елабугу в 1900 г.» и «Узнай историческую личность»); исследовательские проекты «Седая старина Елабуги» и «Я - молодой елабужанин конца XIX - начала XX в.». Перечень воспитательных мероприятий включает сюжетно-ролевые игры
«Исторические хроники о древней и средневековой Елабуге» и «На Спасской ярмарке в Елабуге в 1880г.». Следует подчеркнуть аксиологический потенциал предложенных форм работы, нацеленных на формирование гражданственности, национальной идентичности молодежи, уважения и гордости за елабужан-земляков, оставивших значительный след в истории края1.
В статье Котловой Л.А.2 мы находим обоснование актуальности применения образовательных технологий, построенных на национально-
региональном компоненте. В этом плане реализация методических рекомендаций ученого-методиста будет способствовать формированию гражданских качеств старшеклассников.
Объектом исследования является интерактивная технология
обучения в современной школе, как методическая модель реализации
системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по истории.
Предмет исследования - типы интерактивных технологий обучения истории современной школе.
Инновационные поиски современных российских учителей ведут к прогрессу в образовательной сфере и связаны с нововведениями. С
увеличением объема информации дидактическая функция учителя основывается уже не просто на формировании знаний школьника, а на формировании его компетенций - готовности использовать знания в любой ситуации - учебной и социальной практике.
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов
обучения на уроках истории в основной школе способствует более высокому уровню усвоения материала и развитию критического мышления учащихся.
Цель исследования - выявление методических путей достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении истории средствами интерактивных технологий.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущностные признаки интерактивного обучения.
2. Выявить типы интерактивных технологий, обеспечивающих формирование у учащихся личностных, предметных и метапредметных результатов в обучении истории.
прошлое, настоящее, будущее г. Елабуга, 22-23ноября 2013г. Материалы конференции. - Елабуга, 2013. - С.78- 80.
3. Определить возможности потенциала технологической карты в проведении учебных занятий и внеурочных воспитательных мероприятий по истории.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ литературы и школьной документации;
- эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение;
Научная новизна исследования состоит в комплексном
рассмотрении интерактивных технологий, как средства достижения учащимся личностных, предметных, метапредметных результатов в образовательном процессе по истории.
Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе по истории в школе. Предложенные методические рекомендации могут стать предметом дальнейших теоретических обобщений в педагогической науке, а также помогут учителю истории в разработке и проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование, посвященное характеристике
интерактивных технологий обучения истории в современной школе позволяет сделать следующие выводы. Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения нацеливают современную школу на применение современных образовательных технологий. В соответствии со стандартами, в школе формируются такие ключевые компетентности, как информационная, коммуникативная,
коммуникационная, личностная и др.
интерактивных методов обучения (дискуссионных, тренинговых, игровых) на уроках истории в основной и средней школе способствует более высокому уровню усвоения материала и развитию критического мышления учащихся. Данный вывод следует из теоретических материалов, изученных нами в ходе выполнения исследования, подтверждающих влияний интерактивных технологий на формирование критического мышления учащихся. Опыт проведения уроков доказал эффективность проблемного обучения. Именно оно лежит в основе системно-деятельностного подхода.
Все рассмотренные нами технологии основаны на системно-деятельностном подходе: игровые технологии, технологическя карта урока, дискуссионные технологии, проектные технологии и т.д. Выполненное исследование наглядно показало, что применение интерактивных образовательных технологий приводит к высоким образовательным результатам, удовлетворенности своей деятельностью, как учителя, так и учеников, повышению социального статуса обучающихся и росту их коммуникативных способностей. В том случае, если ученик легко и мотивированно выполняет свою работу, проявляет заинтересованность в своей деятельности, удовлетворен ее результатами, то и мотивация к изучению такого предмета у него значительно вырастает, повышается качество знаний и умений. Поэтому одним из актуальных способов повышения мотивации к изучению истории является применение интерактивных методов и технологий обучения.
Рассмотрение возможностей технологической карты урока позволило выявить положительные черты в данной методической модели. Применение интерактивных технологий в процессе внеурочной воспитательной работы по истории позволяет сделать вывод необходимости их использования. Наш опыт показал, что применение технологий игры, организация проектной деятельности способствуют формированию ключевых компетенций, помогают в решении задач воспитания и развития учащихся.
Формирование чувств гуманизма и патриотизма происходит более интенсивно и успешно, если учащийся включен в деятельность, приносящую ему эмоциональные переживания, преодоление трудностей, умение работать в команде. Интерактивное обучение помогает общению учащихся, посредством передачи накопленного опыта, получения новых знаний, оценки поступков, правильного восприятии человеческих правил и норм поведения.
Интерактивное обучение - это своего рода рефлексия всего коллектива, присутствующего на уроке, поскольку помогает переключиться, уйти в свободную атмосферу, снять напряжение нагрузки.
Работу нельзя считать законченной. Дальнейшее изучение возможностей применения интерактивных технологий обучения истории, на наш взгляд стоит сконцентрировать на роли технологической карты урока как способа конструирования урока.



1. Аникеев Н.П., Абрамова И.Г. Деловые игры. Теория и организация - М.: Просвещение, 2001. - 215с.
2. Беловолов В.А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных
методов в учебный процесс [Текст] / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов. -
Новосибирск, 1997.
3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии» - М, 1989. - 192 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/ В. П. Беспалько. - М., 1989. - 336 с.
5. Богатенкова Л. Г. и Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения» - СПб: СПб ГУПМ, 2001. - 213с.
6. Борисова Н.В. «Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации» - М., 1987.
7. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. - 160с.
8. Борзова Л.П. Тренинг на начальном этапе обучения истории
[Текст]//Преподавание истории и обществознания в школе, 2005. - № 4.
9. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. Книга для учителя [Текст]/ В. С. Грехнев - М., 1990. - 144 с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2013. - С.16-115.
11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с.
12.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
13.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
14.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке - пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: просвещение, 2011. - 223 с.
15. История Елабуги в документах и материалах с древнейших времен до начала ХХ века / Авт.-сост. И.Е. Крапоткина, И.В. Маслова, А.З. Нигамаев. - Казань: Изд-во К(П)ФУ, 2012. — 229 с.
16. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2009.
- 176с.
17. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
18. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000...». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон - М.: АПК 111 ПРО, ЦУМС «Школа 2000.», 2010. - С.37.
19. Кларин, М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - №7.
20. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]/ А. К. Колеченко. - СПб, 2004. - 367 с.
21. Котлова Л.А. Историческое краеведение как путь реализации компетентностного подхода в обучении истории (из опыта работы) // VI Международные Стахеевские чтения: малые и средние города России: прошлое, настоящее, будущее (22-23ноября 2013г.). Материалы конференции
- Елабуга, 2013. - С.78- 80.
22. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории
- М.: Изд-во Владос-Пресс, 20001. - 256 с.
23. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 271с.
24. Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества) И.В. Кучерук.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 157с.
25. Мочалова Н.М. и Мочалова О.В. Психологический подход в обучении школьников - Казань, 1997. - 255 с.
26. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб: СПб ГУПМ, 2003.
27. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н.Вавилова. - М., 2006. - 176 с.
28. Педагогические технологии [Текст]/Под редакцией В. С. Кукушина. - М. - Ростов-на-Дону, 2006. - 319 с.
29. Рахимов А. З. Психодидактика. Педагогическая акмеология.
Педагогическая технология творческого развития - Изд-во «Творчество», Уфа, 1996. - 191 с.
30. Рудестам К. Р. Групповая психотератия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст]/ К. Р. Рудестам. - М., 1998.
31. Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст]/ Н. В. Самоукина. - М., 1996. - 112 с.
32. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений - М, Просвещение, 2012. - 192 с.
33. Жебровская О. О. Игровой комплекс (начальный курс физической географии, VI класс) [Текст] // География в школе, - №6. - 1996. - C.24-28.
34. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ