Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №61576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Характеристика и определение понятия «психоэмоциональный комфорт
детей дошкольного возраста» 7
1.2. Особенности психоэмоционального развития детей в период
дошкольного детства 12
1.3. Педагогическое обеспечение психоэмоционального комфорта для детей с
ограниченными возможностями здоровья 17
1.4. Обоснование педагогических условий создания психоэмоционального
комфорта в дошкольной организации 22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Анализ педагогических условий и результатов исследования
психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья 29
2.2. Методические рекомендации по педагогическому обеспечению
психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях дошкольной организации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ


В дошкольном возрасте в структуре эмоциональной сферы ребёнка происходят значительные изменения, ее усложнение, происходит интегрирование эмоций и интеллекта, расширение ряда эмоциональных реакций, ведь именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.
Психоэмоциональный комфорт - это благоустроенность пространства в дошкольной образовательной организации и создание положительного эмоционального фона. Успех социализации ребенка во многом зависит именно от психоэмоционального комфорта.
Психоэмоциональный комфорт дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание атмосфера психологического комфорта, которая одновременно является развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной, что обеспечивает комфортное пребывание дошкольника в группе дошкольной образовательной организации.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом. Большинство специалистов считают, что эта цифра в 2 раза больше имеющейся. Исходя из этих данных, психоэмоциональный комфорт ребенка в детском саду складывается из положительного эмоционального фона и удобства развивающего пространства, отсутствия напряжения физиологических и психических функций организма.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Эта проблема является одной из актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии. Это подтверждается тем фактом, что проблемы психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья являются темой современных исследований.
Важность проблемы психоэмоционального комфорта дошкольников с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как именно в период дошкольного детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
У ребенка дошкольного возраста психика характеризуется лёгкой истощаемостью и повышенной ранимостью. Почти все воздействия окружающего мира могут оказаться для неё сильными и явиться причиной нервных расстройств и нервных реакций, что в конечном результате отрицательно сказывается на здоровье дошкольника.
Особенно ранима психика у детей, которые физически ослаблены от рождения, часто болеющих и легко истощаемых. По данным В.И.Гарбузова психическое здоровье у таких дошкольников уже изначально нарушено, стартовые возможности снижены, не достаточно сформирована эмоциональная сфера. Это обуславливает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально - психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Актуальность создания психоэмоционального комфорта и в дошкольных образовательных учреждениях с привлечением для этого психологов, педагогов и родителей подчёркивается в работах Е.Ю. Сергиенко, Ю.З. Гильбух, В.П. Гапонова.
Проблема исследования: какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для психоэмоционального комфорта ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: обосновать педагогические условия психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.
Объект исследования: педагогическое обеспечение психоэмоционального комфорта в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.
Гипотеза исследования: педагогическое обеспечение психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации будет успешным при следующих педагогических условиях:
- осуществление личностно-ориентированного педагогического
процесса, направленного на удовлетворение потребности ребёнка в общении
- координация и ориентация на индивидуальные особенности
развития ребёнка, его медико-психологического и педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации;
- создание благоприятного группового климата с помощью специальных педагогических средств (тренинги, игровые ситуации, релаксации), направленных на удовлетворение потребностей ребёнка в общении и совместной деятельности со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «психоэмоциональный комфорт».
2. Выявить состояние проблемы педагогического обеспечения психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в научно-методической литературе.
3. Оценить педагогические условия создания психоэмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольной организации.
4. Разработать методические рекомендации по обеспечению психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольной организации.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» г. Белгорода (МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» г. Белгорода), старшая группа компенсирующей направленности.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования, мы дали определение понятию «психоэмоциональный комфорт детей дошкольного возраста». Изучение литературы позволило нам выявить, что психоэмоциональный комфорт в дошкольной образовательной организации предполагает благоустроенность пространства в дошкольной образовательной организации и создание положительного эмоционального фона. Для поддержания психоэмоционального здоровья детей необходимо создание психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория, имеющая свои образовательные потребности и требующая индивидуального подхода со стороны педагогов детского сада.
Психоэмоциональный комфорт дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание атмосфера психологического комфорта, которая одновременно является развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной, что обеспечивает комфортное пребывание дошкольника в группе дошкольной образовательной организации.
Также, мы выявили состояние проблемы педагогического обеспечения психоэмоционального комфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в научно-методической литературе.
В МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» разработана и реализуется модель медико- психолого - педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе. В системе (2 раза в год по каждой возрастной группе) проводятся медико - психолого-педагогические консилиумы.
Содержание сопровождения ребенка в образовательном процессе состоит из нескольких блоков:
• Педагогический блок: воспитатели, учитель-дефектолог,
руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководители дополнительных образовательных услуг;
• Медицинский блок: старшая медицинская сестра, диетсестра, врач, фельдшер;
• Психолого-педагогический блок: педагог-психолог.
Деятельность службы медико-психолого-педагогического сопровождения способствует своевременному и полноценному психическому развитию ребенка, создаются воспитательно-образовательные отношения, основанные на личностно-ориентированном подходе.
Также, в МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» внедряется опыт воспитателя Водяницкой JI.E. по созданию психоэмоционального комфорта.
В ходе проведённого изучения педагогических условий создания психоэмоционального комфорта в МАДОУ д/с № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» г. Белгорода, было выявлено, что созданы все условия для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями, разработана и реализуется модель медико- психолого - педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Нами было предложено включение в планы воспитателей систему занятий, способствующих обеспечению психоэмоционального комфорта, ряд психоэмоциональных технологий, таких как психогимнастика, релаксация и оздоровительные паузы, система игр, направленных на психоэмоциональное развитие и коррекцию поведения и эмоций дошкольников.
Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать более эффективной работе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечит более комфортное пребывание таких детей в детском саду.



1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. -М: Айрис-Пресс, 2010.-136с.
2. Алиева М.А.,Гришанович Т.В.,Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Программа психологического содействия успешной адаптации - СПб.: Издательство «Речь»,2007. - 224 с.
3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А. Истоки диалога: Книга для воспитателей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2003. - 216 с.
4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей// Прикладная психология, № 2, 2002. - С. 32-44
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., 2004.
6. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. - Екатеринбург, 2001. - 120 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. - 144 с.
8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
9. Буртонова И.Б. Теоретические основы процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья//Вестник Бурятского государственного университета, № 5, 2011. - с. 278-285.
10. Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника-путь к школьной успешности //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2008.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М., 2003
12. Гарбузов В.И. Физически слабые, болезненные дети и их нервность, "трудность". - М., 2012. - 351 с.
13. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
14. Гроза О.И. Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья методами песочной терапии//Евразийский Союз Учёных, № 10-1 (19), 2015. - с. 138-140.
15. Грознова О.А. Инклюзивная практика в системе дошкольного образования//Вестник науки и образования, № 2 (4), 2015.
16. Данилова Е.В. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога //Молодой учёный, № 5 (40), 2012. - с. 524-528.
17. Дементева Н.Ф. Социальная работа с семей ребенка с
ограниченными возможностями. - М.: Институт социальной работы, 1996.
18. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально¬
педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2008.
19. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребёнок. - Уч.пос.: хрестоматия. СПб, 2007. - 400 с.
20. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
21. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб. метод. пособие в 2 ч. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
22. Емельянова И.Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве// Вестник Брянского государственного университета, № 1, 2014.
23. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Изд. «Гиппократ», 1995. - 128 с.
24. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: «Издательство Союз», 2004. - 448 с.
25. Зрелова Т.А., Мещанинова В.Н., Шейфер С.Д. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.//Инновационные проекты и программы в образовании, № 4, 2010. с. 6-12.
26. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб, 2005. - 400 с.
27. Калишенко В.Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников//Вестник славянских культур, № XXV, том 3, 2012. - с.121-126.
28. Карабанова O.A. Социальная ситуация развития ребенка (Структура, динамика, принципы коррекции): Автореф. дис. д.пс.н. М., 2002.
29. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2005. - 320 с.
30. Кипина О.А. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 7-2, 2014.
31. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
32. Корзунин В. А. , Шашко Л. В. Роль эмоционального состояния ребенка раннего возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения// Universum: психология и образование, № 7 (7) , 2014.
33. Коровникова Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения//Гаудеамус, № 1 (21), 2013. - с. 137-144.
34. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка. - № 2-3, 2000. - с.25-38.
35. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2002.
36. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
37. Куртанова Ю.Е. Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями. Автореф.дисс.к.пс.н. - М., 2004.
38. Лавренюк Н.В. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности с нарушениями речи//Вестник науки и образования, № 7 (9), 2015. - с. 6-7.
39. Лавринец К.Ю. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития//Научные проблемы гуманитарных исследований, № 12,
2011. - с. 142-150.
40. Лагута О.А. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду. - М., 2010.
41. Магонова Е.А. Создание эмоционального комфорта как условия общего психического развития дошкольника //Использование передовых технологий обучения в учреждениях образования. Материалы III республиканской научно-практической конференции - с. 97- 100.
42. Максимова Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста. Автореф.дисс.к.пс.н. - Екатеринбург, 2007.
43. Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды //Педагогическое образование в России, № 4, 2013. с. 108-112.
44. Малоземова И. И., Фрайфельд И. В. Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста как условие достижения эмоционального благополучия//Современные проблемы науки и образования, № 3, 2012.
45. Одинаева О.Н, Тепаева Л.Г. Комплексное психолого¬педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения//Современные наукоёмкие технологии, № 5, 2011. - с. 103-104.
46. Пазухина И. А. Давай знакомиться! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мила дошкольников 4-6 лет. - СПб: Издательство «Детство-Пресс», 2004.
47. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, 2015.
48. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование, № 2, 2002. - с. 11-17.
49. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
50. Рябченко И. В. Система педагогической поддержки художественно- творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 4 (24) , 2012.
51. Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2010. - 40 с.
52. Терентьев А. Е., Фрайфельд И. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, № 4, том 15, 2011.
53. Устав Всемирной организации здравоохранения. - 1946.
54. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - C. 45-50.
55. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб. 2005. - 173 с.
56. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
57. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
58. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург, 1996. - 320 с.
59. Эльконин Д.Б., Введение в психологию развития. - М., 1994. - 168 с.
60. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2008. - 50 с.
61. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ