Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №61574

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и значение понятия «информационной грамотности» 8
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
информационной грамотности учащихся начальных классов 14
1.3. Содержание работы по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 36
2.1. Диагностика уровня сформированное информационной
грамотности у младших школьников 36
2.2. Проектирование работы по формированию
информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 41
Заключение 55
Библиографический список

В современных условиях актуальное значение для общества приобретает информатизация образования, вызванная рядом факторов: изменением характера социально-экономического развития современного общества; интенсивным развитием информационной техники и технологий; осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Стандарт второго поколения (ФГОС НОО) ориентирует на развитие информационной грамотности учащихся. В процессе обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть умениями: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей.
Детальное изучение понятия «информационная грамотность» проведено Н.И. Гендиной (2009). Вопросами информационной грамотности и информационной культуры занимались Д.В. Зарецкий (2010), Ю.А. Первин (2010), А.Г. Кушниренко (2009).
Изучала понятие «информационная культура» Т.Е. Соколова (2011), считавшая, что это понятие следует рассматривать как совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне.
Т.П. Хиленко разработала пособие, предназначенное для совместной работы ученика и учителя, которое содержит типовые задачи для учеников 1,2,3,4 классов по формированию умений работать с информацией, а также методические рекомендации для педагогов, реализующих в своей практике 5 требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС (ФГОС НОО, 2010).
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса.
Проведенный анализ философской, психолого-педагогической, методической и учебной литературы позволил констатировать, что различные аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались исследователями Н.И. Гендиной (2008), А.А. Журиным (2008), К.К. Колиным (2009), М.П. Лапчиком (2011), Н.В. Макаровой (2008), А.В. Могилевым (2007), И.Г. Семакиным (2009), А.П. Тряпицыной (2011), Е.К. Хеннером (2009), С.Б. Цымбаленко (2011), М.С. Чвановой (2012), A. Н. Шляго (2011), А.В. Шариковым (2012), А.В. Щегловой (2007), Е.А. Якушиной (2007), однако вопросы формирования информационной грамотности младшего школьника изучены в гораздо меньшей степени. Здесь можно отметить работы С.А. Бешенкова (2013), А.В. Горячева (2009),
B. В. Дубининой (2013), А.А. Дуванова (2006), Н.Л. Королевой (2007), А.Л. Матвеевой (2004), М.А. Плаксина (2009), Ю.А. Первина (2012), А.Л. Семенова (2010), С.Н. Тур (2007), Е.Н. Челак (2014). Синтез теоретического и эмпирического материала, изучение и обобщение передового педагогического опыта по формированию информационной грамотности в обучении младшего школьника показали сложность и неоднозначность взглядов на содержание и методику подготовки детей этого возраста и позволили заключить, что вопросы интеграции информационных умений в начальную школу в контексте формирования информационной грамотности еще недостаточно разработаны.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, тема проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету «Окружающий мир». Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную информацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование информационной грамотности на уроке «Окружающий мир» предполагает: активизировать познавательную деятельность школьников младших классов; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, формирование информационной грамотности в учебно-воспитательном ходе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Опыт показывает, уроки «Окружающего мира», расширяют возможности творчества, как учителя, так и школьников младших классов, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому формирование информационной грамотности должно быть правильно организовано и стать помощником в ходе обучения и воспитания.
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования информационной грамотности в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
1) будут использоваться различные типы заданий и упражнений;
2) будет чередоваться групповая и индивидуальная формы работы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «информационной грамотности».
2. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты формирования информационной грамотности учащихся начальных классов.
3. Выделить и описать содержание работы по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности информационной грамотности у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия по формированию
информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость: впервые на уроках «Окружающего мира» был реализован комплекс педагогических условий, позволяющий повысить уровень информационной грамотности у учащихся начальных классов.
Базой исследования является МБОУ СОШ № 32, города Белгорода, класс 4 «Б» (28 учеников).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» раскрыта сущность и значение понятия «информационной грамотности», охарактеризованы психолого-педагогические аспекты формирования информационной грамотности учащихся начальных классов. Описано содержание работы по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» представлены результаты диагностики сформированности уровня информационной грамотности у учащихся начальных классов. Затем описаны особенности формирования информационной грамотности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Список литературы включает 36 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ специальной литературы позволяет отметить достаточно выраженную согласованность точек зрения отечественных и зарубежных исследователей на феномен «информационная грамотность». Отличия в трактовке сущности и структуры информационной грамотности отражаются во включенности в структуру рефлексивно-оценочного компонента, позволяющего способствовать переходу информационной грамотности на новый уровень в ее динамическом развитии. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие этого компонента в структуре информационной грамотности, который включает в социальный аспект информационной грамотности не только умения успешного выполнения действий в цифровой среде, но и способность рефлексировать по поводу собственного цифрового развития. Принимая к сведению сказанное выше, считаем необходимым обогащение общепринятой структуры информационной компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты) личностным компонентом с учетом обоснованных рекомендаций зарубежных ученых. Выявленная сущность и структура информационной компетентности позволяет проектировать содержание дисциплины информационного цикла учебного плана, ориентированных на формирование, как отдельных ее компонент, так и интегративного качества личности для продуктивной жизнедеятельности в современном цифровом обществе.
Уроки «Окружающего мира», направленные на формирование информационной грамотности не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
При правильной организации деятельности по формированию информационной грамотности на уроках «Окружающего мира» у младших школьников формируются следующие УУД:
-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);
-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы)
-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);
-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).
На основе выделенных критериев была проведена работа, в которой приняли участие, учащихся начальной школы, был подобран комплекс диагностических методик и проведена первичная диагностика уровня развития исследуемой грамотности.
Экспериментальная работа показала, что разработанные нами педагогические условия формирования информационная грамотность у младших школьников будет эффективной. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных классов использовать в ходе изучения предмета «Окружающий мир» следующие положения для повышения уровня сформированное™ информационной грамотности у младших школьников, если:
1) будут использоваться различные типы заданий и упражнений;
3) будет чередоваться групповая и индивидуальная формы работы.
Проведённая работа подтвердила основные положения выдвинутой нами гипотезы.



1. Абросимова Е.Е. Комплексные задания к текстам/ Е.Е. Абросимова, И.А. Мурашкина, С.В. Сучкова, Л.В. Коротченкова.- Саратов: Лицей, 2012. - 132с.
2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе/Г.И. Бондаренко//Начальная школа до и после. - №8. - 2012. - С.25-27.
3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. - URL : www.school2100.ru
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: «Баласс», 2013. - 122 с.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2014. - 240 с.
6. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное/Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2009. - 122 с.
7. Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики/ Н.В. Гафурова//Начальная школа. - №8. - 2012. - С.31¬
33.
8. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности:
теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленков. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. - 211 с.
9. Горобец О.А. Возможности урока окружающего мира для
формирования информационной грамотности младшего
школьника/О.А. Горобец// Образование. - 2013. - №5. - С. 67-69.
10. Демочко Т.В. Русский язык. 2 класс. Промежуточная аттестация/Т.В. Демочко. - Саратов: Лицей, 2015. - 32 с.
11. Демочко Т.В. Русский язык. 3 класс. Промежуточная аттестация / Т.В. Демочко. - Саратов: Лицей, 2015. - 32 с.
12. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват.
организаций. В 2 ч.. Ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горнцкий. -М:
Просвещение, 2017. - 160 с.
13. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват.
организаций. В 2 ч.. Ч.2/В.П. Канакина, В.Г. Горнцкий.- М:
Просвещение, 2013. - 160 с.
14. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват.
организаций. В 2 ч.. Ч.1/Л.Ф. Климова, Т.В. Бабушкина. - М.:
Просвещение, 2014. - 160 с.
15. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч.. Ч.2/ Л.Ф. Климова, Т.В. Бабушкина. - М.:
Просвещение, 2014. - 211 с.
16. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни/Х. Лау. - Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО,
2012. - 211 с.
17. Межуева Ю.В. Информационная компетенция младших школьников современном образовании/Ю.В. Межуева. - Саратов: Лицей, 2015.¬32с.
18. Мишакина Т.Л. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира/Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.:Просвещение, 2016. - 211 с.
19. Мишакина Т.Л. Тренажер для учащихся 2 класса. Формирование универсальных учебных действий/Т.Л. Мишакина, С.Б. Чижикова. - М.: Ювента, 2015.- 32 с.
20. Наволенко Г.Я. Работа с научно-популярными текстами
(Формирование осознанного чтения)/ Г.Я. Наволенко// Начальная школа до и после. - №8. - 2012. - С.25-27.
21.Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования/С.И. Осипова//Педагогика. - 2016. - №6. - С. 34-37.
22. Планируемые результаты начального общего образования/
Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 120 с.
23. Примерная ООП НОО (одобрена 8апреля 2015г) [Электронный ресурс].
- URL : http://15a2013g.jimdo.com
24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 29 с.
25. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.. Ч.2/ В.П. Канакина, В.Г. Горнцкий.- М: Просвещение, 2016. - 144 с.
26. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.1/ В.П. Канакина, В.Г. Горнцкий.- М: Просвещение, 2016 . - 148 с.
27. Узорова О.В., Нефедорова Е.А. Русский язык: правила и упражнения: 1-4-й кл/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова.- М.: АСТ: Астрель, 2013. - 271 с.
28. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку : 1-2 классы/О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова. - Москва : АСТ: Астрель, 2015. - 254 с.
29. Федорова Т.Л. Обучающие и контрольные диктанты для начальной школы. Русский язык УМК 1-4 ФГОС/ Т.Л. Федорова. - М. ЛадКом. 2015. - 128с.
30. Федорова Т.Л. Проверочные и контрольные диктанты. Все виды изложений. Для 1-4 классов/Т.Л. Федорова. - М. ООО»Стандарт», 2015. - 288с.
31. Хиленко Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников/ Т.П. Хиленко//Начальная школа плюс: До и После. - 2013. - № 3. - С.61-65.
32. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.П. Хиленко. - М.:
Просвещение, 2012. - 80с.
33. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий. Работа с информацией. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.П. Хиленко. - М.: Просвещение, 2013.-95с.
34. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий. Работа с информацией. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. П. Хиленко. - М.:
Просвещение, 2015. - 96с.
35. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика/Е.Г. Шатова. - М.: Дрофа, 2012. - 211 с.
36. Шмелева О.И. Исследовательско - методическая деятельность в работе по формированию информационной компетенции/О.И. Шмелева// Педагогические чтения. - М.:Просвещение, 2014. - 211 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ