ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1 Организация охраны здоровья граждан: сущность,
субъекты государственной политики и их полномочия 6
1.2 Система нормативно - правового обеспечения сферы
здравоохранения в РФ 17
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНИНЕЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Система государственной политики в сфере
здравоохранения на территории Омской области: правовое регулирование, программно-целевое планирование, субъекты управления и их полномочия 27
2.2 Анализ количественных и качественных показателей по
реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области) 38
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) 69
3.1 Основные проблемы деятельности органов
государственной власти по реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области) 69
3.2 Практические рекомендации по преодолению проблем, сдерживающих эффективность реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области) 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 100
Сферу здравоохранения можно назвать важнейшей сферой жизнедеятельности человека, поскольку именно от нее зависит удовлетворенность населения уровнем и качеством жизни.
Деятельность органов государственной власти в сфере здравоохранения направлена на формирование благоприятных условий, при которых будут возможными достижения в эффективной профилактике заболеваний населения, оказании медицинской помощи гражданам, в своевременном и актуальном информировании, просвещении граждан в вопросах охраны здоровья, проведении научных исследований в соответствующей области, подготовке квалифицированных кадров, а также в развитии материально-технической базы здравоохранения.
Актуальность совершенствования деятельности органов власти в сфере здравоохранения обусловлена тем, что сфера охраны здоровья регулируется не только деятельностью медицинского персонала, но и субъектом управления данной сферой. В связи с чем возникает необходимость в грамотной разработке и постоянном совершенствовании государственной политики для обеспечения благоприятных условий развития медицины в целом и сохранения, улучшения здоровья населения.
Система здравоохранения в настоящее время находится в стадии постоянного изменения: принимаются проекты, программы, но как часть общественной целостности деятельность государственных органов в данном вопросе имеет ряд характерных особенностей, анализ и особое внимание к которым являются базовым условием для эффективности и получения результатов от государственной политики в сфере здравоохранения.
Несмотря на то, что ситуация в сфере здравоохранения в последние годы начала улучшаться, осознанность существующих проблем требует вмешательства органов власти.
Таким образом, теоретическое обоснование необходимости совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере здравоохранения выступает как актуальная научная тема, отличающаяся новизной и повышенной практической значимостью.
Степень научной разработанности проблемы. Анализу современной роли и состояния системы здравоохранения, диагностике ключевых проблем ее развития посвящены работы многих отечественных исследователей: И Араповой, Г Бесстремянной, Е Дмитриевой, Н Земцовой, Ю Лисициной, А Тарановой, В Стародубовой, В Флека, и др.
Также особую важность имеют труды Ю Григорьева, А Заборовского, А Пидде, А Тихомирова, В Чернеца, С Шишкина, в которых подробно описаны механизмы управления здравоохранением, а также векторы его развития как на федеральном, так и региональном уровнях.
Целью данного исследования является выявление основных проблем и определение путей их решения, совершенствование деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области).
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:
- определить субъекты управления сферой здравоохранения;
- выявить полномочия субъектов управления;
- проанализировать нормативно-правовую базу в сфере здравоохранения;
- проанализировать состояние сферы
здравоохранения в Омской области;
- выявить основные проблемы и определить пути совершенствования деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере здравоохранения Омской области.
Объектом исследования является исследование деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области).
Предметом служат пути совершенствования деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере здравоохранения (на примере Омской области).
Теоретико-методологической базой исследования послужили нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, а также статистические и аналитические данные, внутренние регламенты деятельности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе: обобщение нормативных и практических материалов, опросы и наблюдения, статистический и сравнительный анализ, графические приемы визуализации данных. В результате проведенного исследования были найдены проблемы, влияющие на эффективность сферы здравоохранения и предложены пути совершенствования данной деятельности.
Одна из деятельности охраны как физического, так и - одна из деятельности власти реализуется медицины в необходимым: оборудованием, высококвалифицированных специалистов посредством программ, для регулирования
Как в первой политика в - это совокупность принципов, и мероприятий, и реализуются власти для и качества помощи и граждан . целью политики - РФ - является условий для помощи чем был создан программно-целевого - от 26 декабря № 1640 « ».
Во главе был реализации в в сфере области, нормативно-правовой и сферы в в целом.
В области внимание в охраны и первичной ведется по граждан для медицинской , на повышение государственных Омской условия для Омской и учреждений высококвалифицированными , которой Правительства от 31 июля № 137-рп «О санитарной в области до ». Создаются , способствующие охраны , как:
- Развитие Омской , создание оказания детям;
- цифрового в на основе информационной (Омская );
- с сердечно-сосудистыми ;
- с онкологическими
образом, государственной в здравоохранения мер для естественного, а также уровня граждан. направлений здравоохранения в показывает, что по развитию в долгосрочной создание не правовой, а целого, способствующих их. В Омской комплекс способствующих в регионе. Но, ряд проблем в региона, с неблагоприятной повышением продуктов квалифицированных финансированием .
В главе проблемы области и их решения перекликается с уровня и в рамках РФ: недостаток , недостаток проработанность , бюрократизация, условия что на здоровье уже сейчас ряд мер, способствующих системы области.
Для был разработан ряд :
- в здравоохранении можно с проведения по улиц и учета, и утилизации строгого за охраны ;
- требуется базы, бы проблемы Омской ;
- , а затем охраны избавиться от здравоохранения, что на качества , а также их ;
- создание биологической и уполномоченного , вопросы в компетенции;
- увеличение с 4,3% ВВП до 8% для реализации программ .
образом, в сфере Омской комплексного . При необходимо единой в регионе в с и федеральными здоровья и граждан.
На выделяют спектр и на которые внимание при в области в образованиях. из направлений неразрывно с другом и экономическими, механизмами и позволят подход к и системы Федерации.
мероприятий в позволит предоставляемых населению могут для совершенствования государственной в здравоохранения .
1. Российской ( всенародным 12.12.1993)// законодательства РФ. - № 31. - .4398. (дата
2. Устав () организации ( ) от 22.07.1946 - URL.: /901977493 - ( обращения
3. закон от г. № 323- «Об основах граждан в » - URL.: www.consultant.ru- ( 27.04.2020).
4. Российской от
№ 224-ФЗ «О , муниципально-частном в Федерации и в отдельные Российской » - URL: - (дата
5. Федеральный « поликлиника» - URL.: /561183958 - ( обращения
6. Президента РФ от № 254 «О развития в Федерации на до года» - URL.: /72164534/ - ( обращения
7. Президента РФ от № 511 «О правовых » - URL.: - (дата
8. Указ Федерации от года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» на территории Омской области в период 2013 - 2018 годов» - URL.:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/35262/- (дата обращения 17.05.2020).
9. Постановление Законодательного Собрания Омской области от 26.12.1995 № 193 «Устав (Основной закон) Омской области» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/943011093- (дата обращения 05.05.2020).
10. Закон Омской области от 07.07.2007 № 1450-ОЗ «Об охране здоровья населения Омской области» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/943049547- (дата обращения 07.05.2020).
11. Закон Омской области от 19.12.2019 № 2219-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/561665786- (дата обращения 05.05.2020).
12. Постановление Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» - URL.:
http://docs.cntd.ru/document/556183184- (дата обращения 03.05.2020).
13. Постановление Правительства от 07.12.2019 года № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» - URL.: www.consultant.ru- (дата обращения 07.06.2020).
14. Указ Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133
«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Омской области» - URL.: http://docs.cntd.ru/ document/943025004 - (дата обращения 04.05.2020).
15. Указ Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133
«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Омской области» - URL.: http://docs.cntd.ru/ document/943025004 - (дата обращения 06.05.2020).
16. Указ Губернатора Омской области от 24.07.2014 №
88 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 13.11.2007
№ 133» - URL.:
https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2226028943025004- (дата обращения 06.05.2020).
17. Указ Губернатора Омской области от 27.06.2019 № 93
«О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 13.11.2007
№ 133» - URL.: https://ipbd.ru/doc/5500201906270004- (дата обращения 06.05.2020).
18. Указ Губернатора Омской области от 24.04.2013 № 93
«О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/467304053 - (дата обращения 08.05.2020).
19. Указ Губернатора Омской области от 10.12.2018 №
145 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 13.11.2007
№ 133» - URL.: http://publication.pravo.gov.ru- (дата обращения 06.05.2020).
20. Постановление Правительства Омской области от 16.10.2013
№ 265-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие здравоохранения Омской области»
- URL.: http://docs.cntd.ru/document/467309145- (дата обращения 07.05.2020).
21. Приказ Министерства Здравоохранения Российской
Федерации от 30.09.2013 № 677 «Об утверждении
Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» - URL.: www.consultant.ru- (дата обращения 28.04.2020).
22. Паспорт национального проекта № 16 от 24.12.2018 «Здравоохранение» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам) - URL.: https://base.garant.ru/72185920/- (дата обращения 07.05.2020).
23. Сводный годовой доклад от 20.06.2019 «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2018 год». - С. 5-8. - (дата обращения 07.05.2020).
24. Паспорт приоритетного проекта РФ от 25.12.2016 №
9 «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/555908635- (дата
обращения 08.05.2020).
25. Паспорт регионального проекта от 14.12.2018 «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (Омская область) - URL.: http://tara.omskportal.ru- (дата обращения 08.05.2020).
26. Распоряжение Правительства Омской области от 27.06.2019 года № 114-рп «О региональной программе Омской области «Развитие детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/561421113- (дата обращения 10.05.2020).
27. Распоряжение Правительства Омской области от 31.07.2019
№ 137-рп «О Стратегии развития санитарной авиации в Омской области до 2024 года» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/561493406 - (дата обращения 15.05.2020).
28. Распоряжение Правительства Омской области от 27.06.2019
№ 113-рп «О региональной программе Омской области «Борьба с
сердечно-сосудистыми заболеваниями» на 2019 - 2024 годы»
- URL.: http://docs.cntd.ru/document/561421112- (дата обращения 18.05.2020).
29. Распоряжение Правительства Омской области от 27.06.2019
№ 112-рп «О региональной программе Омской области «Борьба с онкологическими заболеваниями» на 2019 - 2024 годы» - URL.: http://docs.cntd.ru/document/553378788- (дата обращения 18.05.2020).
Научная литература:
1. Балашов П. Ю. Кадровые процессы в системе здравоохранения Российской Федерации // Вестник всероссийского общества специалистов по медико¬социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2014. - №2. - С. 10-15. - (дата обращения 29.05.2020).
2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Ильин А. Г. Основные пути снижения младенческой смертности в Российской Федерации // Справочник педиатра. - 2006. - С. 136. - (дата обращения 22.05.2020).
3. Васильева А. А. Особенности экономического анализа деятельности учреждения здравоохранения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2017. - С. 50-52. - (дата обращения 25.05.2020).
4. Вялков А. И // Управление и экономика здравоохранения: учеб.пособие. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР- Медиа.- 2013. - С 664. - (дата обращения 21.05.2020).
5. Герасименко Н. Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях//Управление здравоохранением. - 2009. - № 3. - С.8. - (дата обращения 30.04.2020).
6. Гурылева М. Э., Журавлева М. В., Алеева Г. Н. Критерии качества жизни в медицине и кардиологии // РМЖ (Русский медицинский журнал). - 2006. - № 10. - С. 761-765. - (дата обращения 09.05.2020).
7. Жданович Т. Г., Михеева Е. А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный). М.: Юстицинформ. - 2003. - С.5. - (дата обращения 01.05.2020).
8. Зюкин Д. А Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. - № 1-2. - С. 218-221. - (дата обращения 29.05.2020).
9. Левкевич М. М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения // Сибирская финансовая школа. - 2012. - №1. - С.20. - (дата обращения 30.04.2020).
10. Лисицын Ю. П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья // Общественные науки и здравоохранение. - 1992. - С. 416 - 435. - (дата обращения 29.04.2020).
11. Миланченко Н. Б. Анализ ресурсного обеспечения // Экономика здравоохранения. - 2011. - № 7-8. - С. 45. . - (дата обращения 26.05.2020).
12. Мокосеева М. А. Проблемы юридического обеспечения права человека на жизнь // Юридический мир. - 2015. - № 8. - С. 32 - 35. - (дата обращения 30.04.2020).
13. Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: Организационно-правовые аспекты. М.: Классик-Консалтинг. - 1999. - С. 46 - 54. - (дата обращения 01.05.2020).
14. Николаенко М. Ю. Источники финансирования здравоохранения // Молодой ученый. - 2018. - № 16. - С. 163¬165. - (дата обращения 23.05.2020).
15. Пиддэ А. Л. Организационно-правовые и экономические основы модернизации здравоохранения в современной России: проблемы и возможности. // Здравоохранение сегодня. - . 2010. - Т.1. - С. 39. - (дата обращения 21.05.2020).
16. Плотникова, Т. Н. Управление региональной системой здравоохранения // Экономика и менеджмент: проблемы и тенденции развития: междунар. заоч. науч.- практ. конф. - Новосибирск: НП «Сибак», 2011. - С. 52. - (дата обращения 26.05.2020).
17. Сергеев Ю. Д., Милушин М. И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении//Медицинское право. - 2005. - № 3. - С. 5. - (дата обращения 02.05.2020).
18. Улумбекова Г. Э., Гиноян А. Б., Калашникова А.В. Эффективность региональных систем здравоохранения России // Оргздрав: новости, мнения, обучение. - 2017. - № 3. - С. 35-42. - (дата обращения 10.05.2020).
19. Черненко Э.М., Лебедева И.С., Лебедев П.В. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и направления его развития // Российское предпринимательство. - 2018. - №12. - С. 27. - (дата обращения 21.05.2020).
20. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г., Ясюкевич Ю. В. Анализ факторов, определяющих демографическую ситуацию в Сибирском федеральном округе // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2013. - №3. - С. 131-135. - (дата обращения 23.05.2020).
21. Mardianti N. I., Hakim A., Hariswanto A. The importance of bureaucracy structure factor in the implementation of minimum standard of health service in central java province, Indonesia // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - С. 191. (дата обращения 22.05.2020).
22. Kharisma Bayu. Setting local government priorities in healthcare infrastructure using the analytical hierarchy process approach: the cases of local governments in west java province // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2019. - С. 155. - (дата обращения 24.05.2020).
Электронные ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/- (дата обращения 01.05.2020).
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения Омской области. - URL: http://mzdr.omskportal.ru/oiv/mzdr- (дата обращения 15.05.2020).
3. Регионы России. Социально-экономические
показатели. 2018: Р32 Статистический сборник // Росстат. — М., 2018. - С. 1162 - URL:
https://www.gks.ru/storage/mediabank/Reg-pok18- (дата обращения 16.05.2020).
4. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2019: Стат. справочник/ Минздрав России. - М., 2019. - С. 254 - URL: https://www.rosminzdrav.ru- (дата обращения 16.05.2020).
5. Здравоохранение в России. 2019. Стат. Сб. Росстат. - М., 2019. - С. 170. - URL: https://resursor.ru/statisticheskij- sbornik-zdravooxranenie-v-rossii-2019- (дата обращения 16.05.2020).
6. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Ч. 1,2,3 (Медицинские кадры). Стат. Сб. Росстат. - М., 2019. - С. 280. - URL: https://org.gnicpm.ru/wp- content- (дата обращения 17.05.2020).
7. Отчет о работе территориального фонда
обязательного медицинского страхования Омской области (ТФОМС Омской области) 2019. - URL: http://www.omsomsk.ru/blog/article/pokazateli-deyatelnosti- tfoms-omskoy-oblasti - (дата обращения 15.05.2020).
8. Социально значимые заболевания населения России. Статистические материалы. М., 2019. - С. 83. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/- (дата обращения 17.05.2020).
9. Омский областной статистический ежегодник «2019»: Крат. стат. сб./Омскстат. - Омск, 2019. - 43 с. - URL.: https://omsk.gks.ru/- (дата обращения 11.05.2020).
10. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) // Электрон. журн. - URL.: http://www.who.int/topics/ru- (дата обращения 17.05.2020).
11. Результаты социологического исследования //
Актуальные проблемы здравоохранения в оценках пациентских НКО. - 2019 - URL.:
https://vspru.ru/media/835653/otchet-opros-vsp-nko-2019-12- (дата обращения 25.05.2020).