Введение………………………………………………………...............................3
Глава I. Коммуникативные умения. Понятие. Виды.
1.1. Сущность и основные понятия коммуникативных умений младших школьников………………………………………………………………………..6
1.2. Виды коммуникативных умений………………………………….......... 10
1.3. Главные виды коммуникативных умений, реализуемые в работе с младшими школьниками……………………………………..…………............14
Список использованной литературы….…………………………………......... 27
Актуальность темы исследования вызвана тем, что на протяжении долгого времени происходят постоянные изменения в нашем обществе, и они требуют небольшой реформации. Изменений требует сфера образования главная проблема – это определение иных целей образования, учитывающих как государственные, общественные, так и личностные потребности и интересы.
В 80-е годы система образования направлена на человека, на его личностные характеристики. Делаются небольшие попытки поставить интересы психологического, личностного, общекультурного развития выше проблемы подготовки к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. Такая полезная практика организовывалась в экспериментальных школах учеными, в том числе, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Эти школы стали оплотами творчества в образовательном процессе: разговоров о переносе данной практики на всю систему образования тогда не было.
На современном этапе развития российского общества очевидным становится тот факт, что требования к качеству и уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ по конкретным учебным предметам не являются гарантией успешной социализации после окончания образовательного учреждения, способности строить отношения с людьми, работать в разных группах и коллективах, быть патриотом и гражданином своей страны. Поэтому и возникла концепция школы, как системы подготовки человека для решения задач взрослой жизни. При таком подходе акцент ставится на компетенции как на возможности формирования определенных обобщенных способов и приемов деятельности.
Современному выпускнику школы, когда объём получаемой информации удваивается каждый год, постоянно модернизируется и расширяется, становится особенно актуальным освоить универсальные учебные действия, которые в будущем дадут возможность самостоятельно добывать новые знания, умения, а не только усваивать или запоминать некий объём, сумму знаний. Как обобщённые действия, универсальные учебные действия предоставляют учащимся общеобразовательных учреждений возможность адаптации и в самой учебной деятельности, и в различных предметных областях сферы образования.
Сейчас школа должна не только давать знания, но и готовить человека к дальнейшей жизни. И делать это надо не в одиннадцатом классе, когда личность уже практически зрелая, а с момента самого поступления в образовательное учреждения. Пока личность не окрепшая, из нее можно сотворить социально адаптированного человека.
Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных умений известны из научных трудов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако в научных исследованиях не освещаются вопросы формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения. Вот именно здесь мы можем обнаружить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников коммуникативных умений и отсутствием необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию в какой–то конкретной предметной области, в нашем примере, на уроках литературного чтения.
Все вышеизложенное определяет формулировку темы исследования: «Групповая работа на уроках литературного чтения как средства развития коммуникативных умений младших школьников».
Цель исследования: разработать и научно обосновать эффективность комплекса заданий для уроков литературного чтения, формирующих у младших школьников коммуникативные умения.
Объект исследования: коммуникативные умения и процесс их формирования.
Предмет исследования: способы успешного формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования определены его основные задачи:
1. Необходимо провести анализ литературных источников по проблеме исследования для выявления теоретических основ формирования коммуникативных умений у младших школьников.
2. Определить условия успешного формирования коммуникативных умений у младших школьников.
3. На этой основе разработать комплекс заданий, направленных на реализацию этих условий.
4. Проверить эффективность разработанных заданий экспериментально.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений младших школьников будет осуществлено в том случае, если преподаватель на уроках литературного чтения использует специальные задания для управления коммуникацией, планирования учебного сотрудничества.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
2) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.