Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития эмпатии в учреждениях дополнительного образования у детей младшего школьного возраста.
1.1. Теоретический анализ понятия «эмпатия», структурная характеристика эмпатии как свойство личности 13
1.2. Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования в развитии эмпатии у детей младшего школьного возраста 22
1.3. Педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного
возраста в учреждении дополнительного образования 26
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование процесса развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень развития эмпатии у детей
младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 33
2.2. Научно-практическое обоснование педагогических условий развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного
образования 43
2.3. Организация, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 50
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение
Актуальность темы исследования. В век высоких технологий сообщество нуждается в гуманных людях, понимающих высшие цели человеческого существования, стремящихся к утверждению гармонии межличностных отношений во всех сферах жизни. Культура межличностного взаимодействия становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, способного к восприятию эмоциональных проявлений других людей и адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих.
Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. (Е.В. Бондаревская) [11].
Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает - установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В.Абраменкова, Л.П. Стрелкова) [1; 61].
В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям младшего школьного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Учреждения дополнительного образования могут выступать фактором формирования эмпатии младшего школьника за счет своего педагогического потенциала. Он включает в себя ряд конструктов, среди которых наиболее значимы следующие:
• возможность расширения воспитательного пространства, прежде всего на основе принципа детоцетризма в дополнительном образовании, где создается своеобразная общность учащихся и взрослых в лице педагогов, ученых-психологов, специалистов-практиков;
• организация образовательного процесса в качестве вариативного, с нестандартной, не регламентированной тематикой, временными рамками и формами учебно-воспитательной работы с выбором отдельных образовательных тем, изучение которых может идти с разной скоростью усвоения;
• реализация индивидуального подхода, предпосылки которого заложены в принципе добровольности участия детей в деятельности учреждений;
• создание доверительного пространства конструктивного
взаимодействия на основе сотрудничества, сотворчества и партнерства субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся);
• реализация в деятельности учреждений дополнительного образования не только компенсаторной и комплементарной функции, но также формирующей, связанной с развитием эмпатических качеств воспитанников и соответствующего им поведения младших школьников в условиях эмоционально-психологического комфорта;
• учет принципов педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования (корпоративности, доверительности, диалогичности, добровольности), необходимых для поэтапного формирования эмпатии младших школьников.
В связи с этим дополнительное образование приобретает чрезвычайно высокий статус. Оно характеризуется менее формализованной учебновоспитательной системой, более свободным общением педагогов и воспитанников, большей субъектностью учащихся.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проблема развития эмоциональных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях JI. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, [14; 24; 39; 69] которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте.
В психолого-педагогической литературе также нашли отражения особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников (Н.И. Бабич) [5], особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и школе) (Н.И. Алексеева) [3], о нравственном развитии и воспитании детей (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова) [9], личность и ее формирование в детском возрасте. (Л.И. Божович) [8], формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. (В.П. Кузьмина) [13], Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. (В.В. Абраменкова) [2], эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. (Г.М. Бреслав) [37].
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И.М.Юсупов, К. Роджерс) [7; 19; 55; 69] и эмпатии как процесса (А. Маслоу,
К. Роджерс, В. Франкл и др.) [42; 57; 63], уровням ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, С.А. Козлова) [19; 35], этапам становления (Л.П. Стрелкова, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов) [61; 69], механизмам формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет лишь выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают ее сущность. развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны педагогические условия в учреждениях дополнительного образования и представлены конкретные технологии.
В исследованиях отечественных педагогов и психологов проблема формирования эмоциональных качеств представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко) [54], сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П.Стрелкова) [61], положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э.Шишлова, С.А.Козлова) [35], коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова, Е.В. Субботский) [62] и др. Нравственное отношение есть отражение связи «человек - общество», «человек - другой человек», «человек - люди». В основе нравственных отношений, таким образом, лежат субъективные связи, т.к. там, где нет объекта отношения, нет и самого отношения (М.С. Коган, В.Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн) [47; 57].
Психологи обозначают нравственные отношения как побудители поведения человека, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.В. Петровский) [15; 18; 39; 46; 49].
Система дополнительного образования России находится в развитии: появляются новые типы и виды учреждений на различных уровнях данной системы, новые публикации научной и учебной литературы по проблемам дополнительного образования (В.И. Андреев, В.А. Березина, В.В. Белова, Л.Н. Буйлова, В.А. Горский, А.В. Золотарева, З.А. Каргина, М.Р. Катунова, Е.А. Леванова, Н.А. Морозова, А.В. Мудрик, Н.А. Чернова и др.) [6; 7; 13; 20; 26; 33; 44; 45] научные публикации, касающиеся особенностей организации дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, Л.И. Васеха, Е.Б. Евладова, Л.Г. Зенкова, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Н.Ф. Трубицын, М.О. Чеков, Д.Е. Яковлев и др.) [4; 22; 38; 64], подготовки педагога дополнительного образования в вузе (М.А. Валеева, Л.Г. Диханова, Л.В. Иванова, Е.В. Мещерякова, Н.Л. Плетнева, О.В. Савкова, А.И. Щетинская и др.) [28; 47].
Концептуальные положения теории всестороннего развития личности в учреждениях дополнительного образоваия (В.А. Горский, А.Я. Журкина, М.Б. Коваль, Л.Г. Лебедев, С.В. Сальцева, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская и др.) [20; 23; 38; 58].
Современные тенденции развития теории и методики учреждений дополнительного образования свидетельствуют, что развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социальнонравственного воспитания.
Таким образом, младший школьный возраст является важнейшим периодом для развития эмпатии и воспитания человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека и от того, насколько будет развита нравственная сфера младшего школьника, зависит его будущее.
Обращение исследователей к эмпатии, с одной стороны, и недостаточная изученность такого важного для межличностного взаимодействия феномена, с другой, определили область исследования нашей диссертации.
Возникает определенное противоречие между требованиями,
складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии, а именно:
• объективной потребностью общества в людях, ориентированных на проявления эмпатии в межличностных отношениях, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
• необходимостью развития эмпатии младших школьников и фрагментарной изученностью этого процесса в теоретическом и методическом планах;
• современной установкой дополнительного образования на эмпатическое взаимодействие его субъектов и неразработаннастью педагогических условий развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, каковы педагогические условия развития эмпатии младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Выявленные противоречия и проблему обусловили выбор темы исследования: «Развитие эмпатии младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Объект: процесс развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования
Предмет: педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: процесс развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования будет более успешным, если:
• в организации этого процесса опираться на структурные компоненты эмпатии;
• использовать педагогический потенциал учреждения дополнительного образования как фактор развития эмпатии у младшего школьного возраста;
• разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и структуру эмпатии как свойства личности, рассмотреть особенности развития эмпатии у детей в младшем школьном возрасте.
2. Изучить особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста и возможности учреждения дополнительного образования в ее развитии.
3. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанных педагогических условий развития эмпатии у младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Теоретико-методическую основу исследования. Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние. В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П.
Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И.М.Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.), уровням ее развития (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапам становления (Стрелкова Л.П., Штейнмец А.Э., Юсупов И.М.), механизмам формирования (Осухова И.Г. и др.). отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П.Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э.Шишлова, С.А.Козлова), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова, Е.В. Субботский) и др. Нравственное отношение есть отражение связи «человек -общество», «человек - другой человек», «человек - люди». В основе нравственных отношений, таким образом, лежат субъективные связи, т.к. там, где нет объекта отношения, нет и самого отношения (М.С. Коган, В.Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн). (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.В. Петровский).
Методы исследования:
- теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогической, психологической литературы, анализ передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
анкетирование, сравнительный анализ; диагностическое тестирование с использованием таких методик как: экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова адаптирован к младшему школьному возрасту, опросник диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиена, Н.Эпштейна) адаптирован к младшему школьному возрасту.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детский (подростковый) центр «Молодость» Приволжского района» г. Казани, выборку составили 24 человека.
Этапы исследования: Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с 2014 по 2015 гг.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, педагогические условия, разрабатывалась программа формирования эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, а также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающим (с 2015 по 2016 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
• Выделены и содержательно описаны уровни, показаны этапы развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
• Выявлен педагогический потенциал учреждения дополнительного
образования в развитии эмпатии у детей младшего школьного возраста, включающий: вариативность и нестандартность содержания и форм
организации занятий и видов деятельности детей; совместная деятельность и участие детей в творческих объединениях.
• Обоснованы педагогические условия развития структурных компонентов эмпатии: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Теоретическая значимость заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории личностно-ориентированного образования через разработанную и экспериментально проверенную педагогических условий развития эмпатии детей в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке, позволяющей сформировать эмпатию у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретическим анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачи исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня эмпатии у младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p<0.05 и p<0.01.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления, эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека.
Таким образом, постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям, было определено в нашем исследовании, как эмпатия.
Анализ педагогической, психологической и этической литературы по вопросу о формировании эмоционально - нравственного развития детей дает сегодня немного материала, прямо относящегося к данной проблеме. Следует назвать работы, связанные с эмоциональной сферы (Л.И.Божович, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.М.Якобсон и др.), концепции целенаправленного эмоционально - нравственного воспитания зарубежных авторов (Г.Дж.Браун, Д.Мейерс, Ч.Патерсон, К.Роджерс). Освоение новой социальной роли «Я - ученик» сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями, новым положением среди сверстников и взрослых.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил нам определить эмпатию как сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков и способностей человека и дают нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
На констатирующем этапе нашего исследования мы выявили, у 37% школьников низкий уровень эмпатийных тенденций, и у 45,8% младших школьников низкий уровень способностей к эмпатии.
Формирующий эксперимент заключался в апробации педагогических условий целью которых является стимулирование проявление эмпатии у детей младшего школьного возраста. Во время проведения эксперимента ребята показали свою активность, раскрылись, с удовольствием участвовали в играх, в дискуссиях.
На констатирующем этапе нашего эксперимента преобладал низкий уровень эмпатийных тенденций 37%, 42% школьников со среднем уровнем, 21% школьников с высоким уровнем эмпатийных тенденций.
С помощью контрольного этапа было выявлено, что педагогические условия оказали положительное влияние на младших школьников. Повысился уровень эмпатийного потенциала и уровень способностей к эмпатии у детей.
Для того чтобы узнать есть ли существенные отличия между показателями «до» и «после» эксперимента мы применили математикостатистический анализ полученных данных по t-критериям Стьюдента. На основе анализа в соответствии с параметрическим критерием можно гипотеза И! = повышения уровня эмпатийных тенденций после проведения
формирующего эксперимента не является случайным.
Для нашей группы ^=4,5 при уровне достоверности p=0,01.
Таким образом, выдвинутая гипотеза об эффективности педагогических условий развития эмпатии у детей младшего школьного возраста подтвердилась.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК», 2006.-416 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд. дис. М., 1987.- 112 с.
4. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник. — 1997. — № 9. — С. 6-8.
5. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников / Н.И. Бабич // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. - 1990 . - №2 март-апрель 1990. - С. 57-62.
6. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
8. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии: издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1975. - №1 январь-февраль 1975. - С. 8090.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.,1996 Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996. С 79-83.
10. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно — ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.-352 с
11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М:. Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М:. «Сентябрь», 2005. - 86 с
13. Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4. М.: Педагогика, 2009г
14. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопросы психологии. -1968.-№2. С. 149-156.
15. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 2007. - № З.-С. 125-134.
16. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. — № 2. - С. 147-156.
17. Гальперин П.Я. Лекции по психологии Учебное пособие для студентов вузов. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
18. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. - М.: Вопросы психологии, 2004. - С. 37-45.
19. Горский В.А. [и др.] Мониторинг социального заказа на образовательные услуги системы дополнительного образования туристского профиля // Дополнительное образование. - 2005. - № 2. - С. 57-63
20. Горский В.А.Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования / В.А. Горский, Г.Н. Попова. - М.: Изд-во «Витязь», 2003. - 88с.
21. Дополнительное образование: некоторые вопросы
программирования: методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающего над авторской программой / сост. В.В. Белова. - Издание 6-е, дополненное. - Москва: Центр развития творчества детей и юношества им.А.В.Косарева, 2004. - 23 с.
22. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 236с.
23. Журкина А.Я. [и др.] Контроль и оценка качества в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей: из опыта работы МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» Щёлковского муниципального района Московской области // Внешкольник. - 2012. - №№ 1, 2.
24. Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1971г.
25. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2009. - С. 23-29
26. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. / А.В. Золотарева. - Ярославль : Академия развития, 2004. - 304 с.
27. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия
социального становления детей в многопрофильном учреждении
дополнительного образования. Ярославль. Волгарь., 2007.-312 с.
28. Иванова Е.В. Методики результативности обучения по программе «Юный экскурсовод» // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 45-76
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2012. - С.365-370.
30. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
31. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений /М.С. Каган. М., 1998 - 136с.
32. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. - 2006. - № 11 .- С. 65-70
33. Каргина, З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей / З.А. Каргина. // Внешкольник.- 2006.- №9.- С. 14-18
34. Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке / А. В. Ковалевская // Психология. -2011. - № 2. - С. 10-24.
35. Козлова С. А. «Я - Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М: Просвещение, 1996.- 324 с.
36. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру ./С. А. Козлова. Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. - М.: «ЛИНКА - Пресс», 2000. -224 с.
37. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 1999. -273 с.
38. Лебедев О.Е. Развитие социальных функций системы дополнительного образования детей//Дополнительное образование детей. 2000.
39. Леонтьев А.М. Потребности, мотивы эмоции. - М., 2010. - 354 с.
40. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения -
М.: «Просвещение», 2014.- С. 87-90.
41. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998. - 236 с.
42. Маслоу А. Мотивация и личность. В кн. Курс практической психологии. Сост. P.P. Кашапов. Ижевск, 1995. - 257 с.
43. Мид Д. Культура и мир детства. - М., 1988. - 214 с.
44. Морозов, В.П. Невербальный слух и эмпатия /В.П.Морозов, А.Г.Васильева // Тр. Ин-та психологии РАН. Т. 1. - кн. 2 - М., 1995.- С. 253260.
45. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников /А.В.Мудрик. М.: Педагогика, 1984. - 111с.
46. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - с.370
47. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как к проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. -Л., 2012.-39 с.
48. Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н.Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. - 368с.
49. Петровский, В.А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления /В.А.Петровский //К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. - С. 69-78.
50. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением
интеллекта //Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической
конференции. - Спб., 1998.-С. 199-200.
51. Пономарева, М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском
возрасте в процессе изучения художественной литературы: автореф.
дис...канд. психол. наук: 19.00.07 / М. А. Пономарева; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск, 2013. - 20 с.
52. Пономарева, М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы: дис...канд. психол. наук: 19.00.07 / М. А. Пономарева. - Минск, 2013. - 172 с.
53. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
54. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3-4.-С. 10-14.
55. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: М., 2012. С. 234 - 238.
56. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /К.Р.Роджерс; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И.Исениной -М.: Прогресс, Универс., 1994. 480с.
57. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 381с.
58. Сальцева СВ. Профессиональное самоопределение школы в учреждении дополнительного образования. М., 2000.
59. Смит, А. Теория нравственных чувств / Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. - М.: Республика, 2011. - 350 с.
60. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. Пер. с англ. / Г. Спенсер - Минск: Современный литератор, 2013. - 407 с.
61. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1987.
62. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М., 2014.
63. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: тексты - М., 1982.
64. Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции: Учебно-методическое пособие. - Самара: Изд.-во :Сам. ГПУ, 2011. - 33 с.
65. Шацкий, С.Т.: работа для будущего: Докум. повествование: кн. для учителя /С.Т. Шацкий; сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. -М.: Просвещение, 1989. 222с.
66. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова и А. П. Скрипника. - М.: Республика, 2012. - 448 с.
67. Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов- психологов / Н. А. Щербакова. - М.: МОДЭК, 2006. - 236 с.
68. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. М.: Педагогика, 1978. - 290с
69. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. Психол. Наук. С. - Петерб. Гос. Ун-т. СПб, 2010. 252 с.