Введение 3
Глава I. Ретроспективный анализ применения телевидения в современной
средней школе и его теоретические
основания 8
1.1 История применения телевидения в процессе обучения
школьников 8
1.2 Теоретические основания применения телевидения в современной
средней школе 21
Выводы по главе I 36
Глава II. Применение телевидения в средней школе на современном
этапе 37
2.1 Информационные и технические особенности применения телевидения
в школе 37
2.2 Практическое применение телевидения в процессе обучения
школьников иностранному языку на примере телеканала English Club TV 50
Выводы по главе II 63
Заключение 64
Список использованной литературы
Современное общество свои надежды на будущее все больше связывает с образованием и просвещением, масштабы и глубина этих задач во многом зависят от участия массовых средств информации — в особенности телевидения - в распространении знаний.
Основной подход к разработке и созданию учебных аудиовизуальных сообщений может быть выражен следующим образом. В построении этих сообщений одновременно учитываются основные закономерности обучения, выразительные возможности экранного искусства и особенности коммуникационного канала, по которому транслируется материал (эфирная передача, кабельная сеть, непосредственное предъявление в аудитории). Все это требует специальной подготовленности педагогов-разработчиков учебных сообщений для аудиовизуальных технологий обучения в области психологических особенностей воздействия аудиовизуальных сообщений, выразительных средств экранных искусств, а также в частно-методических подходах преподавания конкретной дисциплины с опорой на аудиовизуальный язык сообщений.
Телевизионная коммуникация благодаря своей сущности емкого и оперативного канала информации способна с успехом обеспечить потребности образовательного процесса во всех его фазах. Применение телевидения в образовательной среде предоставляет возможность интенсифицировать труд учителя, дифференцировать обучение, применить дистанционное образование. Телевидение может выполнять роль наглядных пособий, средств моделирования, тестирования и поддержки учебного эксперимента.
Однако, являясь вполне сложившейся системой, образовательное телевидение претерпевает ныне перемены одновременно с развитием и изменением самой системы образования и под влиянием технического прогресса, поэтому и учителям, и создателям телепередач необходимо знать о том, с какими на сегодняшний день проблемами сталкиваются учащиеся при работе с телепередачами и каковы условия эффективного применения телевидения в образовательном процессе.
Эта проблема является достаточно актуальной ввиду того, что телевидение на определенных этапах процесса обучения школьника может оказать существенную помощь в организации учебного процесса. Следовательно, поиск оптимальных путей применения телевидения в общеобразовательной школе - важнейшая задача.
Степень изученности темы
Проблема эффективного применения телевидения в образовательном процессе изучена достаточно полно. Многие аспекты применения телевидения в системе образования рассмотрены в различных источниках с разной степенью обобщения и научного осмысления. Однако имеются пробелы в изучении истории применения телевидения в процессе обучения, как в России, так и за рубежом, невысока также степень изученности проблемы влияния технического прогресса, а именно появления Интернета, на конкурентоспособность телевидения.
Объект исследования - процесс использования телевидения в обучении школьников в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия использования телевидения в средней школе.
Предположение исследования заключается в том, что эффективность учебно-познавательного процесса школьников повышается при моделировании процесса обучения, при котором сочетается управление учебной деятельностью школьников с помощью учителя и телевидения.
Целью данного исследования является анализ организационно-педагогических условий и практических примеров использования телевидения в средней школе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
- провести исторический анализ проблемы;
- изучить теоретические основания применения телевидения в современном учебном процессе;
- проанализировать организационно-педагогические условия
эффективного применения телевидения;
- изучить условия эффективного применения телевидения в процессе обучения школьников иностранному языку на примере конкретного учебного телеканала.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследований, как
- сбор информации, изучение и анализ литературы по данной теме;
- обобщение теоретического и практического опыта;
- метод историзма;
- метод рейтинга (выбор наиболее эффективного и удобного в применении на уроках телевизионного канала по изучению иностранного языка).
Для исследования заявленной темы, были привлечены работы многих авторов, занимающихся изучением различных аспектов использования телевещания в системе образования. Среди них особую значимость представляют работы В.Ефимова, Л.Зазнобиной, Л.Прессмана, Д.Мальцева, Т.Гдалиной, Г.Карпова. В этих работах отражены практические вопросы применения телевидения в высшей и средней школах.
В диссертациях Д.Разумного и О.Самарцева наиболее полно изучены организационные и информационные проблемы эффективного применения телевидения, проблемы взаимодействия телевидения и учителя, особенности функционирования телевидения в системе образования, а также определены пути повышения эффективности образовательного телевидения.
Изучение вопроса истории применения телевидения в образовательном процессе возможно благодаря трудам А.Федорова и В.Урвалова.
Большое место исследуемой теме отводит В.В.Егоров, работы которого охватывают широкий диапазон применения учебного и образовательного телевидения.
В работах В.М. Кузнецова отражены тенденции внедрения телевидения в практику школьного образования. Особую значимость представляет рассмотрение в его работах вопроса организации эффективной обратной связи с аудиторией.
Характеристика психологических и социальных основ телевидения, находящего применение в системе образования, отражена в работах Л.Баженовой, А.Степанова, Б.Величковской, А.Лейнбок и др.
Для наиболее полного изучения вопроса были привлечены также работы зарубежных авторов. Среди них особую значимость представляют труды W.B.Mitchell, W.L.Schramm, E.M. Stack.
Научная новизна работы заключается в определении функций и задач образовательного телевидения в современных условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированные основные организационно-педагогические условия эффективного применения телевидения могут служить базой для дальнейшей разработки теории и методики применения телевидения в учебном процессе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике построения учебно-прикладной деятельности школьников с применением телевидения.
Апробация работы
Данная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского Федерального университета (14 апреля 2017 года) в секции «Современные образовательные технологии в средней и высшей школе». Работа вызвала определенный интерес, тезисы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно - практической конференции студентов Казанского Федерального университета.
Состояние телекоммуникации на современном этапе отличается от того, каким оно было на этапе зарождения телевидения, как самостоятельной коммуникативной системы. За несколько десятилетий телевидение стало многоуровневой информационной средой с широким диапазоном применения. Телевидение внедрилось во все сферы жизни. Это не только вид искусства, средство связи, но и инструмент научного познания, средство обучения.
С возникновением динамического искусства кино дидактика обогатилась принципиально новым методом обучения, который сделал информацию видимой, зримой, позволил расширить горизонты преподавания и создать первые программы народного образования, основанные на богатейшем художественном и изобразительном потенциале кинематографа.
В ходе проведенного исследования, в соответствии с заданной целью, были решены следующие задачи:
- проведен исторический анализ проблемы;
- изучены теоретические основания применения телевидения в современном учебном процессе;
- проанализированы организационно-педагогические условия
эффективного применения телевидения;
- изучены условия эффективного применения телевидения в процессе обучения школьников иностранному языку на примере конкретного учебного телеканала.
Телевидение является наиболее универсальным средством, которое способно синтезировать все виды научной популяризации. Это позволяет открывать широкие возможности обучения, развивать творческое мышление и активность, а также познавательные способности обучающихся.
Теоретическими основания применения телевидения являются две составляющие: когнитивная, включающая в себя знание основных положений когнитивной психологии о познавательном процессе и факторах, влияющих на его эффективность; и информационная, включающая в себя знания основных понятий, методов и средств использования телевидения.
Телевидение активизирует образовательный процесс, помогает приобретать, дополнять, систематизировать и закреплять знания. Применение телевидения в учебном процессе увеличивает значение живой коммуникации учителя с обучающимися, оно служит способом убеждения, воздействия на сознание и чувства учеников, стремится расширять функции информации и воспитания.
Выявленные в ходе исследования недостатки применения телевидения, компенсируется при использовании телевидения в комплексе с другими техническими средствами обучения.
Относительно проблемы конкурентоспособности телевидения можно сделать вывод, что на основе достижений новых информационных технологий, использования Интернета, видеозаписи и компьютерной техники, наоборот, обогащаются творческие возможности научно-популярного телевидения.
Однако для эффективного применения телевидения на уроке, и учителям, и создателям телепередач необходимо знать о том, с какими проблемами сталкиваются учащиеся при работе с телепередачами.
В ходе исследования было выяснено, что всю совокупность проблем и условий применения телевидения можно разбить на две большие группы: информационную и организационную.
К информационным вопросам относятся следующие:
- учет информационной насыщенности учебного материала (темп изложения материала при подготовке учебных телевизионных передач следует снижать на 10%);
- осуществление обратной связи (учитель текущими вопросами должен проверять понимание и уровень освоения нового материала: ученик может задавать вопросы, переспрашивать, получать похвалу, одобрение или замечание);
- расшифровка экранной информации (образный материал, объединенный в телепередаче, копирует действительность, служит моделью, экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, поэтому при создании учебных экранных пособий необходимо учитывать проблему отождествления масштаба изображения включением в кадр известных объектов).
К организационным условиям относятся также:
- привлечение и сохранение внимания (должна осуществляться смена видов учебной деятельности);
- управление учебной деятельностью школьника (важно применять разнообразные управляющие воздействия: промежуточные и заключительные обобщения, вопросы и задания);
- осуществление обратной связи;
- следование санитарно-гигиеническим нормам использования телевизоров в обучении.
Только учитывая все перечисленные условия применения телевидения, можно добиться наибольшей эффективности.
Что касается применения телевидения в процессе обучения иностранным языкам, то здесь телевидение обладает самыми широкими возможностями. При
помощи телевидения становится возможной имитация естественной языковой среды, отражение изменений, происходящих в структуре и семантике языковых явлений. Телевидение демонстрирует социальную составляющую общества, особенности менталитета, стереотипное мышление, благодаря чему
телепередачи могут служить источником информации при изучении современного культурного фона других стран в учебной коммуникации.
Изучение телеканала English Club TV позволило сделать вывод о том, что применение телепередач на уроках иностранного языка помогают развивать навыки понимания на слух, чтения и говорения и помогают зрителям преодолевать языковой барьер.
Таким образом, учебное телевидение по своей технической природе и возможностям является одним из наиболее перспективных технических средств обучения, обладающих большой оперативностью и гибкостью применения.
Результаты, полученные в ходе решения поставленных задач, подтвердили обозначенную гипотезу: эффективность учебно-познавательного процесса школьников повышается при моделировании процесса обучения, при котором сочетается управление учебной деятельностью школьников с помощью учителя и телевидения.
1. Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении: дис. д. пед. наук: 13.00.02 / Н.С. Анисимова. - Санкт-Петербург, 2002. - 330 с.
2. Багиров Э.Г. Очерки истории телевидения / Э.Г. Багиров. - М.:
Искусство, 1978. - 151 с.
3. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками / Л.М. Баженова // Начальная школа. - 1995. - №11. - 71 с.
4. Барменкова О.И. Использование кинофрагментов на уроках английского языка / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 1987. -№ 5. - С. 90.
5. Бернштейн А.Я. Художественные фильмы на уроках литературы / А.Я. Бернштейн // Вечерняя средняя школа. - 1967. - № 1. - С. 60.
6. Бремшмидт Л.С. Кинофрагменты в обучении французскому языку / Л.С. Бремшмидт. - М.: Просвещение, 1987. - 93 с.
7. Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях перестройки / И.В. Вайсфельд. - М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. - 121 с.
8. Ванюшина Н. П. Телепередачи на уроке физики: дис. канд. пед. наук / Н.П. Ванюшина. -Л., 1970. - 273 с.
9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология/ Б.М. Величковский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 336 с.
10. Волкова Г. Пути интенсификации обучения иностранным языкам в вузах неязыкового профиля / Г. Волкова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/12564, дата обращения 05.01.2017.
11. Гдалина Т. Г. Вариативность использования аудиовизуальных средств обучения в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. канд. пед. наук / Т.Г. Гдалина. - Санкт-Петербург, 1996. - 187 с.
12. Глушкова Е. К. Гигиена учебных занятий с использованием технических средств обучения / Е.К. Глушкова. - М.: ЦНИИСП, 1984. - 27 с.
13. Голембо М. Кино в преподавании географии / М. Голембо // География в школе. - М., 1949. - №1. - 453 с. - С. 77.
14. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / К.М.Гуревич. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
15. Егоров В. В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения / В.В. Егоров. - М.: Педагогика, 1982. - 144 с.
16. Егоров В.В. Главная редакция учебного и научно-популярного телевидения / В.В. Егоров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=85 , дата обращения 25.11.2016
17. Егоров В.В. Развитие и стагнация советского телевидения (1970-1985 гг.) / В.В. Егоров, В.Кисунько [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://megapredmet.ru/2-17964.html , дата обращения 17.02.2017
18. Ефимов Э.О. Учебное телевидение: проблемы и перспективы / Э.О. Ефимов. -М.: Искусство, 1997. - 114 с.
19. Жаманкарин М. М. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства / М.М. Жаманкарин, Д.Н. Иманбаева // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - 671 с. - С. 173-175.
20. Зазнобина Л. С. Использование видеозаписи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Л.С. Зазнобина // Эфирное телевидение и видеозапись в школе и вузе. - 1982. - С. 63-71.
21. Згуриди А. Экран, наука, жизнь / А.Згуриди. - М.: Искусство, 1983. - 166 с.
22. Знаменский Ю.П. Экранизация в преподавании истории / Ю.П. Знаменский //Преподавание истории в школе. - 1957. - № 3. - С. 67-71.
23. Казанцева Л. П. Экранно-звуковые пособия по физике как средство организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке: дис. канд. пед. наук / Л.П. Казанцева. - Л., 1984. - 235 с.
24. Карпов Г.В. Применение экранных пособий в начальной школе / Г.В.Карпов, Р.Д. Кеймана, В.А. Романин. - М.: Учпедгиз, 1962. - 200 с.
25. Качалов Н.А. Особенности использования видеодокументов в обучении
иностранному языку / Н.А. Качалов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/291/image/291 221 -227.pdf ,
дата обращения: 13.02.2017
26. Киселев И.А. Кино в учебной и внеклассной работе школы / И.А. Киселев, М.М. Полонский. - М.: НИИ школ НКП, 1940. - 44 с.
27. Кравченко Е.В. Телевидение в процессе обучения иностранным языкам студентов технических специальностей / Е.В. Кравченко [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://refdb.ru/look/1031114.html , дата обращения: 03.03.2017
28. Кравченя Э.М. Технические средства обучения и методика их применения / Э.М. Кравченя. - Минск: БНТУ, 2011. - 54 с.
29. Кузнецов В.М. Учебное телевидение / В.М. Кузнецов . - М.: Высшая школа, 1990. - 183 с.
30. Лейнбок А. П. Психологические основы применения технических средств обучения. / А.П. Лейнбок // Применение ТСО. - Таллин: НИИ Педагогики, 1979. - 96 с. - С. 67.
31. Лукин А.Г. Использование экранно-звуковых средств обучения на уроках физики (методические рекомендации) / А.Г. Лукин. - Воронеж, 1984. - 29 с.
32. Мальцев Д. В. Об учебном кино в 1930-80-ые годы по материалам газеты «Правда» / Д.В. Мальцев // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - 2011. — С. 46-49.
33. Менжинская Ю.И. Ближайшие задачи в области кино для детей / Ю.И. Менжинская // На путях к новой школе. - 1927. - № 1. - С. 5-14.
34. Пашков Н.В. Кино на уроках физики/ Н.В. Пашков //Физика в школе. - 1953. - № 4. - С. 38-41.
35. Полат Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат. - М.: Владос, 1998. - 192 с.
36. Прасалов Р. Телевидение и обучение / Р. Прасалов. - М.: Искусство,
1972. - 97 с.
37. Прессман Л.П. Телевидение в школьном образовании / Л.П. Прессман // Современное радио и телевидение. - 1964. - № 6. - 191 с. - С.76.
38. Прессман Л.П. Экранно-звуковые средства обучения в школе / Л.П. Прессман // Сов.педагогика. - 1985. - № 2. - 141 с. - С. 53-55.
39. Прессман Л.П. Видеозапись в школе / Л.П. Прессман Л. П. - М.: Искусство, 1993. - 248 с.
40. Прудской В. И. Средства телевидения и вычислительной техники в системе демонстрационного эксперимента по физике в средней школе: дис. канд. пед. наук / В.И. Прудской. - Киев, 1992. - 118 с.
41. Рабинович Ю.М. Роль кино в воспитании школьников / Ю.М. Рабинович.
- Курган: Советское Зауралье, 1969. - 26 с.
42. Разумный Д.В. Организационно-педагогические условия эффективного использования современных технических средств обучения в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Д.В. Разумный. - М., 2001. - 191 с.
43. Самарцев О.Р. Телевидение в системе образования: дис. канд. фил. наук: 10.01.10 / О.Р. Самарцев. - М., 1995. - 125 с.
44. Соловьева Е.Е. Учебные фильмы по биологии и их применение на уроке / Е.Е. Соловьева. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 64 с.
45. Степанов А.А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения / А.А. Степанов. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. - 128 с.
46. Столяров С. Есть ли будущее у учебного телевидения? / С. Столяров, Е.
Абелюк, О. Панофф [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //echo .msk.ru/pro grams/assembly/937216-echo/ , дата обращения:
12.11.2016
47. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения / В.А.Урвалов. - М.: Наука, 1980. - 216 с.
48. Усов Ю.Н. Методика использования искусства кино в учебно¬
воспитательном процессе / Ю.Н. Усов, В.М. Рудалев. - М.: Просвещение, 1983. - 125 с.
49. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория / А.В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.
50. Федоров А.В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А.В. Федоров, И.В. Челышева. - Таганрог: Познание, 2002. - 266 c.
51. Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. - 68 с.
52. Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа / А.В. Федоров. - М.: ВБПК, 1987. - 66 с.
53. Шаповленко С.Г. Требования к отдельным видам учебного оборудования / С.Г. Шаповаленко. - М.: Наука, 1970. - 60 с.
54. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе / Н.М. Шахмаев. - М.: Педагогика,
1973. - 268 с.
55. Щербина Л.Д. Учебное телевидение на занятиях по иностранному языку
в неязыковом вузе / Л.Д. Щербина, В.И. Белякова, А.Ю. Войкина [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved= 0ahUKEwjchKbzsrjUAhXsAJoKHQwnBNsQFggnMAA&url=http%3A%2F% 2Ft21.rgups.ru%2Farchive2012%2Fupload%2Ffiles%2FStatya%2520RGYPS
%25202013-2013-01-29-19-07-
29.doc&usg=AFQjCNGzE8z 3PV3FhI hRZznHY5RqDJoQ&sig2=Y1lmvU7 nPt0GNXqw9g2VDQ&cad=rjt, дата обращения: 07.03.2017.
56. Экк А. Задачи, система и методы внешкольной киноработы с детьми в 1933/34 учебном году / А. Экк, А.П. Сокольский. - Л.: Лен. гор. отдел народ. образования, 1933. - 31 с.
57. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия/ Е.В. Якушина // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 45-62.
58. Bazalgette C. Media education worldwide / C. Bazalgette. - UNESCO, 1992. - 256 p.
59. Chustians С. Homo Video Systems: a revolution? / C. Chustians // Jurnal of Broadcasting. - 1973. - 231 p.
60. English Club TV [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://english- club.tv/channels/english-club-tv/ , дата обращения: 07.10.2016.
61. Mitchell W.B. Television in the secondary school. In Instruction television: bold new ventyre / Wanda B. Mitchell. - Bloomington, 1971. - P. 23-37.
62. Schramm W. L. The people look at education television / W.L. Schramm. - Calif.: Stanford University press., 1963. - 209 p.
63. Stack E. M. The Language Laboratory and Modern Language Teaching / E.M.
Stack [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://refdb.ru/look/1031114.html , дата обращения: 11.10.2016.