Введение 3
Глава I. Состояние проблемы по данным литературных
источников 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические
особенности юношей 15 - 16 лет 6
1.2. Общая характеристика удара головой 13
1.3. Особенности совершенствования
ударов по мячу головой 19
Глава II. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Глава III. Анализ эффективности экспериментальной
методики совершенствования техники удара
головой футболистами 15 - 16 лет 28
3.1. Характеристика экспериментальной методики 28
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 30
Выводы 36
Практические рекомендации 38
Библиографический список 39
Приложения
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных требует внедрения в практику новых, научно обоснованных подходов к построению тренировки игроков начиная с начальных этапов многолетней подготовки (К.Д. Качалин, 1974; Г.С. Зонин, 1974; А.А. Сучилин, 1978; В.И. Колосков, 1980; К.Ч. Джанузаков, 1982; В.Л. Решитько, 1994; В.В. Суворов, 1996).
Своевременное овладение рациональной техникой игры является важным методическим требованием современного учебно-тренировочного процесса. Как показали последние крупные международные турниры по футболу (чемпионат мира в США, чемпионат Европы в Англии), в условиях значительно возросшего атлетизма игры, увеличения количества единоборств за мяч приоритетное значение имеет высокий уровень индивидуальной технической оснащенности спортсменов.
Немаловажное значение в техническом арсенале футболистов должен занимать и удар по мячу головой. Данный технический прием является важным средством ведения игры, применяется в соревновательной деятельности как завершающий удар по воротам, а также для передач мяча партнерам. В настоящее время значительно возросла доля вклада приемов игры головой в число других технико-тактических действий, количество использования которых определяет класс команды. Не секрет, что зачастую исход матча решается благодаря точно нанесенному удару головой в створ ворот либо эффективной передаче головой. Необходимо отметить, что отличительной чертой сильнейших команд Британского континента, занимающих одни из ведущих позиций как в европейском, так и в мировом футбольных рейтингах, является использование большего, по сравнению с другими командами, количества приемов игры “на втором этаже” (в среднем 70-90 ТТД за матч против 40-60 действий) (Максименко И.Г., 2004). Таким образом, современный футбол в числе многих предъявляет требование ко всем полевым игрокам и вратарю:
качественно владеть широким арсеналом приемов игры головой.
Анализ содержания действующих учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу показывает, что, будучи основными документами, регламентирующими содержание процесса многолетней подготовки юных спортсменов от этапа начального обучения до спортивного совершенствования, они не учитывают целого ряда особенностей, которые выдвигает современная практика, что в конечном итоге образует достаточно обширный комплекс нерешенных вопросов и затрудняет дифференцировку содержательной стороны процесса подготовки в целом.
Цель работы состояла в разработке и экспериментальном обосновании методики совершенствования техники удара головой футболистами 15¬16 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс
Предмет исследования: методика совершенствования техники удара головой футболистами 15-16 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать по данным литературных источников состояние проблемы совершенствования техники удара по мячу головой.
2. Разработать методику совершенствования техники удара головой футболистами 15-16 лет.
3. Выявить эффективность разработанной методики.
4. Разработать практические рекомендации для совершенствования техники удара головой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что эффективность экспериментальной методики совершенствования техники удара головой футболистами 15 - 16 лет будет выявлена, если:
- в учебно-тренировочном процессе для совершенствования техники удара головой будет использоваться широкий арсенал средств и методов;
- физические качества, необходимые для выполнения удара по мячу головой будут на высоком уровне.
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании средств и методов совершенствования техники удара головой футболистами 15 - 16 лет и развития специальных физических качеств, необходимых для выполнения данного технического элемента.
Практическая значимость работы основана на том, что:
во-первых, использование методики совершенствования техники удара головой в тренировочном процессе повысит эффективность подготовки юных футболистов;
во-вторых, разработанную методику можно использовать в учебно-тренировочном процессе (для повышения его действенности) с юными и квалифицированными футболистами, с учащимися общеобразовательных школ на уроках физической культуры и в секционной работе.
Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Одним из путей достижения высоких результатов у юных футболистов является совершенствование исполнения технических элементов, среди которых значимое место занимает удар головой мяча. В то же время в специальной литературе совершенствованию удару головой мяча не уделяется достаточного внимания. В особенности это характерно для тренировочного процесса юных футболистов.
2. Разработанная нами методика совершенствования удара головой мяча у юных футболистов заключается в комплексном использовании средств и методов совершенствования техники удара головой футболистами и развития специальных физических качеств, необходимых для выполнения данного технического элемента.
3. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанной нами методики на совершенствование удара головой мяча у юных футболистов. По двум тестам (удар футбольного мяча на дальность и точность удара головой мяча) футболисты экспериментальной группы имели достоверный прирост результатов (Р< 0,05). В контрольной группе в данных тестах также выявлена положительная динамика, но достоверный прирост не обнаружен (Р > 0,05).
4. Следует отметить, что положительная динамика нами выявлена в достоверном приросте показателей скоростно-силовых и силовых качеств в экспериментальной группе. В контрольной группе выявлен не-достоверный прирост показателей по данным тестам.
5. Использование разработанной нами методики совершенствования вбрасывания мяча в учебно-тренировочном процессе с юными футболистами позволила увеличить дальность удара головой мяча и точность попадания, что свидетельствует об ее эффективности и возможности
применения.
1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебн. пос. для слушателей ВШТ. М.: 1980. - 128 с.
2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: «Здоров'я», 1987. - 223 с.
3. Бернштейн В.К. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1996. - 168 с.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
5. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев: Здоровье, 1984. - 180 с.
6. Голомазов С.В. Теория и практика футбола. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
7. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Совершенствование техники игры головой в штрафной площади //Теория и практика футбола. - 2001. -№1. С. 10¬12.
8. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники. Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск 1. - М., РГАФК, 1997. - 86 с.
9. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Основы и организация тренировки точности технических приемов. Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск 7. - М., РГАФК, 1998. - 96 с.
10. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Перенос тренированности в точности выполнения технических приемов. Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск 5. - М., РГАФК, 1998 - 64 с..
11. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Техника, тактика и тренировка вбрасывания мяча из-за боковой линии. Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск 11. - М., РГАФК, 1999. - 84 с.
12. Голомазов С.В., Зациорский В.М. Точность двигательных действий. Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 120 с.
13. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2000. - 94 с.
14. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. - М.: СпортАкадемПресс,2001.- 86 с.
15. Гриндлер К., Пальке X., Хемо X. Техническая и тактическая под-готовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 252 с.
16. Зациорский В.М., Голомазов С.В., Казиев М.Х. Успешность приема мячей в зависимости от скорости, направления и длительности полета /Теория и практика физической культуры. -1984. - №8. - С. 24-25.
17. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1997. - 24 с.
18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
19. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н.М. Люкшинова - М.: Советский спорт, 2003. - 416 с.
20. Казаков П.Н. Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.
21. Качалин Г.Д., Горский Л.П. Тренировка футболистов. - Киев: Здоров'я, 1995. - 148 с.
22. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
24. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2002. - 864 с.
25. Осташов П.В. Прогнозирование способностей футболиста. - М.:
Физкультура и спорт, 1982. - 96 с.
26. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
27. Подготовка молодого футболиста (пер. с венг.) / Под ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 216 с.
28. Подготовка футболистов / Под общ. ред. В.И. Козловского. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 173 с.
29. Рогальский Н., Дегель Э.-Г. Футбол для юношей (пер. с нем.). - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 144 с.
30. Романенко А.Н., Джус О.П., Догадин М.Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоров'я, 1988.
31. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 68 с.
32. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. - Киев: Здоровь’я, 1990. - 146 с.
33. Симаков В.И. Футбол: голы из стандартных положений. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 96 с.
34. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека. - Тула: РИО ТППО, 1997. - 201 с.
35. Футбол. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах / Под общ. ред. Хомутского В.С. - М.: Российский футбольный союз, 1996. - 96 с.
36. Футбол. Учебник для физ. ин-тов / Под ред. Казакова П.Н. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.
37. Хеддерготт К.-Х. Новая футбольная школа. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 239 с.
38. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.
39. Чанади А. Футбол. Тренировка (пер. с венг.). - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.
40. Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов (пер. с нем.). - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 272 с.