ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ 7
1.1. Экономические основания экологической политики на
муниципальном уровне 7
1.2. Основные принципы природоохранной деятельности
муниципалитетов 11
1.3. Особенности природоохранной деятельности муниципалитета
крупного промышленного города 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая оценка деятельности Нижнекамского муниципального
образования 28
2.2. Анализ системы управления состоянием окружающей среды в
Нижнекамском муниципальном образовании 35
2.3. Оценка эффективности системы управления природоохранной
деятельности Нижнекамского муниципального образования 39
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НИЖНЕКАМСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 53
3.1. Основные задачи и механизмы совершенствования системы
управления состоянием окружающей среды 53
3.2. Мероприятия по повышению экологической безопасности города в
Нижнекамском муниципальном районе 61
3.3 Социально-экономический эффект от предполагаемых мероприятий 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Экологическая политика властей различного уровня является важным явлением современности. Состояние экологии городов, сёл и других населённых пунктов зависит от природоохранной политики муниципалитетов, и в особенности от тех конкретных мероприятий, которые способствуют улучшению и оптимизации использования природных ресурсов в производстве продуктов жизнеобеспечения человека. Актуальность данного исследования обусловлена так же тем, что современная экономическая теория всё больше втягивает в свой понятийный аппарат терминов и категорий, выражающих значимость и приоритет экологических факторов в хозяйственной деятельности.
Важным остаётся вопрос внедрения природоохранных технологий в производстве. При этом возникают новые способы сохранения природной среды, которые оформляются в правовой и экономической сфере деятельности местных властей. Одним из важнейших моментов остаётся определение способов взаимодействия различных сфер жизни общества и отраслей хозяйственной деятельности.
Развитие хозяйственной деятельности, фундаментальная зависимость экономики от природного фактора - сырья главным образом, а так же от природно-климатических условий - влияет на административно-управленческую сферу общества. Это в свою очередь формирует природоохранные решения и ресурсосберегающие технологии. Огромное значение имеет в первую очередь управление деятельностью в области охраны природы на местных, муниципальных уровнях. Именно на муниципальном уровне происходит непосредственное взаимодействие властей с объектом хозяйства, то есть с непосредственными участниками хозяйственной деятельности.
Нижнекамский муниципальный район имеет в своей структуре «Отдел по охране окружающей среды», который входит в состав ИК НМР РТ, возглавляемый Федотовым Владимиром Васильевичем. Кроме этого на территории Нижнекамского муниципального образования находятся крупные заводы химической промышленности, имеющие огромное значение для экономики России в целом.
Актуальность исследования обуславливает объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования - определить значимость и перспективы развития экологической политики на муниципальном уровне на примере Нижнекамского муниципального района.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки природоохранной деятельности нижнекамского муниципалитета.
2. Проанализировать практическую деятельность Нижнекамского муниципального образования в области природоохранной деятельности.
3. Определить перспективы развития природоохранной деятельности муниципалитетов и сформулировать соответствующие рекомендации на основе изучения природоохранной деятельности Нижнекамского муниципалитета.
4. Дать общую оценку деятельности Нижнекамского муниципального образования путём изучения соответствующих источников и литературы.
5. Проанализировать систему управления состояния окружающей среды в Нижнекамском муниципальном образовании и дать оценку эффективности системы управления природоохранной деятельности данного региона.
6. На основании изучения материала данной работы определить механизмы совершенствования системы управления состоянием окружающей среды в Нижнекамском муниципальном образовании.
7. Определить необходимые меры совершенствования системы управления природоохранной деятельности выявить социально-экономический эффект от предполагаемых мероприятий в Нижнекамском муниципальном образовании.
муниципальное управление состоянием
окружающей среды.
Предмет исследования - особенности управления состоянием окружающей среды в Нижнекамском муниципалитете.
Данная проблема рассмотрена в работах Велихова Л.А., Виханского О.С., Наумова А.И., Гирусова, Э.В., Глухова В.В., Горемыкина В.А. (Стратегия развития предприятия), Елизарова Ю.Ф. (Экономика организации), Занадворовой В.С.( Экономика города), Зотова В.Б., Макашева З.М., Кокотова А.Н., Хотунцева Ю.Л. (Экология и экологическая безопасность), Чапек, В.Н. (Экономика природопользования).
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок в области управления муниципальным образованием, специальные методы статистического и экономического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке системы управления природоохранной деятельностью Исполнительного комитета НМР, что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы, приложения.
В первой главе «Теоретические предпосылки природоохранной деятельности муниципалитетов» рассматриваются экологическая обусловленность и экономическая целесообразность природоохранной деятельности на муниципальном уровне. Муниципалитет является низшим звеном в систему управления, при этом его значимость в непосредственном контакте с теми, кто осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе воздействуя непосредственно на природную среду.
Во второй главе «Анализ и оценка природоохранной деятельности Нижнекамского муниципального образования» анализируется природоохранная деятельность Нижнекамского муниципального образования в как одно из значимых направлений деятельности муниципалитета. Результативность деятельности муниципалитета оценивается по нескольким критериям, важнейшими из которых являются соответствие экологическим нормативам деятельности предприятий города, граждан, своевременная уборка мусора, а так же своевременное реагирование на жалобы жителей города и района.
В третьей главе «Совершенствование системы управления состоянием окружающей среды в Нижнекамском муниципальном образовании» на основе рассмотренного выше материала, делаются выводы и даются рекомендации для совершенствования системы управления природоохранной деятельностью муниципального образования.
Не смотря на всю значимость данного исследования, оно не
претендует на всю полноту отражения экологической безопасности Нижнекамского муниципального региона. НМО при всей своей экономической значимости и обеспеченности, тем не менее, не может считаться экологически благополучным городом. Имеются различные данные о неблагополучной экологической обстановке в городе. Всё это говорит о недостаточной обеспеченности экологической политики экономическими и политическими ресурсами. При всей значимости природоохранных действий в НМО остаются не решёнными многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
В данном исследовании были проанализированы:
1. Общие вопросы деятельности муниципалитетов, местных властей и органов государственной власти в области природоохранной деятельности. Значимость муниципалитетов в природоохранной деятельности высока, это обусловлено тем, что они непосредственно взаимодействуют с промышленными предприятиями на местах и могут повлиять на их деятельность непосредственно. Муниципальная власть в рамках собственных полномочий не всегда заинтересована исполнять постановления сверху. Это обусловлено тем, что местные власти желают извлечь максимум прибыли из подвластных им предприятий и вопросы экологии им не интересны, так как это дополнительные налоговые затраты и производственные ограничения. Однако есть необходимость отчётности перед федеральными властями и это вынуждает муниципалитет следовать экологическим постановлениям, распоряжениям и программам. НМР весьма обеспеченный регион и поэтому не возникает особых трудностей для организации парков отдыха горожан и гостей города, площадок для спортивных занятий. Кроме этого, город имеет возможность частично тратить деньги на совершенствование производства и установку очистительных сооружений.
2. Экономическая эффективность экологической
муниципалитетов характеризует результативность производственно-
хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов. Социальная сфера определяется во многом теми возможностями, которые предлагает промышленность данного региона. Понятие экономическая эффективность применимо только в том случае, когда результат можно выразить экономическими показателями. Поэтому наряду с понятием экономическая эффективность применяются понятия социальная эффективность и экономическая эффективность. Под результатами эффективности в экономике понимается итог использования или применения ресурсов. Результаты проявляются в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от увеличивающегося объема производства, количество новых изделий. Они могут быть выражены в натуральной и стоимостной формах.
3. В рыночных условиях залогом выживаемости и стабильности основных положений экономического субъекта является его финансовая устойчивость. Достижение финансовой устойчивости возможно на основе повышения эффективности производства. Повышение эффективности производства достигается за счет эффективного использования всех ресурсов и снижения затрат.
4. Важную роль в реализации этой задачи дается финансового анализа уровня предприятия, позволяет разработать тип стратегии хозяйствующего субъекта по долгосрочных активов, стратегии и тактики экономического субъекта, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результаты деятельности.
5. Экономический анализ является необходимым элементом экономической эффективности каждого управления. Без точной и полной информации практически невозможно принятия оптимальных управленческих решений. Для оптимизации управления должны иметь четкое управление о тенденциях и изменениях в характере экономики, экономического субъекта. Достижение этой информации может быть основано только на экономическом анализе.
6. Роль анализа в управлении производственными растет в связи с тем, что изменение механизма управления, изменить принципы и методы управления. Процесс принятия решений требует разработки нескольких вариантов решения проблемы экономической ситуации в своих исследованиях с помощью экономического анализа, выбор лучших решений для управления вариант. Социально - экономическая устойчивость НМР - одна из характеристик соответствия структуры финансирования в структуре управления. В отличие от платежеспособности граждан, которая оценивает оборотные и краткосрочные обязательства финансовой устойчивости города и района определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов.
Важным решением НМР является участие в целевой программе развития НМР на 2013 - 2017 годы. Согласно этой программе, НМР получит на решение экологической проблемы 345млн. руб. деньги будут потрачены на благоустройство города, уборку мусора и т.д.
7. С целью повышения финансовой устойчивости компании необходимости увеличения собственного капитала и снижения доли заемного капитала; уменьшить объем запасов до оптимального уровня.
После анализа использования материальных ресурсов, мы видим, что в отчетном году объем производства снизился и материальные затраты также снизились, что свидетельствует о том, что в этой компании снизилась доля продукции с более низким расходом материала.
8. Автор предлагает ряд мер по улучшению экологической безопасности: Усилить роль экологических движений и роль экологической пропаганды. Контроль за экологическим поведением граждан возложить на волонтёров и согласовать меры по взаимодействию волонтёров с органами полиции и официальной власти. Волонтёрское движение заслуживает серьёзного внимания со стороны муниципальных властей и государства; необходимо определить экологическое воздействие на окружающую естественную среду обитания промышленных предприятий с целью установления налоговой ставки на восстановление природной среды. Природная среда определяет жизнь человека вообще, чистота воздуха и экологичность воды способствуют сохранению здоровья человека. Это в свою очередь влияет на социальное благополучие, производственное поведение, трудоспособность и т.д. все эти факторы взаимосвязаны и определяют будущее Нижнекамского муниципального района; усилить связь органов муниципалитета с научной элитой, которая занимается вопросам реорганизации и переустройства технологического процесса производства.
Таким образом, реализация предлагаемых мер в НМР будет способствовать улучшению экологического облика города, превратит его вновь в самый зелёный и цветущий город республики!
1. Конституция Российской Федерации // http: //www.constitution.ru
2. Конституция Республики Татарстан //
http://constitution.garant.ru/region/cons tatar/
3. Федеральный закон от 28.08.1995. № 154 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // http: // base.garant.ru.
4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации» от 08.01.1998. № 8 - ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1998.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 24.09.2003. № 131 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.) от 6.10.2003. № 131 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003.
7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59 - ФЗ (ред. от 24.11.2014) // http: // www.consultant.ru.
8. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8 - ФЗ // http: // www.consultant.ru
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г.
№ 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению
устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // http://www.consultant.ru.
10. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Под ред. В.И. Шкатуллы. - М.: Юстицинформ, 2016. С. 213.
11. Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан от 28.07.2004.№ 45-ЗРТ (с изменениями на 9 декабря 2013 года) // http: // docs.cntd.ru.
Учебная и методическая литература:
12. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - М.: Наука, 2009. 480 с.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - 3-е изд. - М.: «Гардарика»,
14. Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник для высших учебных заведений / Э.В. Гирусов, В.Н. Лопатин. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, Единство, 2013. - 519 с.
15. Глухов В.В. Основы менеджмента.- СПб: «Специальная литература», 2011. 327 с.
16. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия / В.А. Горемыкин, Н.А. Никифорова. - М.: Издательство «ДИС», 2014. 208с.
17. Елизаров Ю.Ф. Экономика организации / Под ред. Ю.Ф. Елизарова. - М.: Издательство «Лабиринт», 2014. 208с.
18. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс: учебное пособие / В.С. Занадворов, А.В. Занадворова. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2013. - 435 с.
19. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ- Муниципальное право. - М.: ИЦ Маркетинг, 2013.
20. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М.: Изд-во «Юристъ», Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, П.В. Передельский. - 6-е изд., доп. и перераб. - РнД.: Издательство «Феникс», 2013. - 576 с.
21. Коробова А.Н., Иванов В.В. Муниципальное управление. - М.: Инфра-М., 2009. М.: «Экзамен», 2007. 496 с.
22. Протасов, В.Ф. Экология, законодательство и охрана окружающей среды в России: учебно-справочное пособие / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 622 с.
23. Таболин, В.В. Экономика города: правовой аспект / В.В. Таболин, А.С. Емельянов, Н.Н. Черногор. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 245 с.
24. Федцов, В.Г. Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие. / В.Г. Федцов, Л.А. Дрягилев. - Издательство РДЛ, 2013 - 232 с.
25. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю.Л. Хотунцев. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
26. Чапек, В.Н. Экономика природопользования: учебное пособие. / В.Н. Чапек. - М.: «Издательство ПРИОР», 2011. - 208 с.
Периодические издания:
27. Василенко, В.А. Водные ресурсы для устойчивого развития / В.А. Василенко // Всероссийский экономический журнал. - 2006. - №2. - С. 128-142.
28. Копотилов А.Ф. Проблемы правового обеспечения развития местного самоуправления в регионе//Муниципальный мир. - 2010. - №3. С. 6.
29. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы Материалы международной научной конференции. - М., 7-9 апреля
30. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент: Участие населения в муниципального образования // Журнал российского права. - 2009. - № № 15. С. 9-15.
Интернет-ресурсы:
31. Гринология. Экологическое положение Нижнекамска
// http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/nizhnekamsk.html
Нижнекамский муниципальный район. http: //e-nkama.ru/raion/obshyaya.php
32. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей
среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы» (с изменениями на 23 декабря 2013 года) //
http://docs.cntd.ru/document/917048750
33. Структура органов власти Нижнекамского муниципального района РТ // http: //e-nkama.ru/uprava/structure/
34. ТРК НТР Нижнекамск //http: //ntrtv.ru/about company.html
35. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» //
http://www.consultant.ru/document/cons doc law 44571/
36. Эковесна. Конкурс министерства экологии РТ // http://e- nkama.ru/news/ 1411/41114/?sphrase id=31037
37. Рекомендации по оптимизации экологической среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района // http://bibliofond.ru/view.aspx?id=485391
38. Стратегия социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года // http://www.ronl.ru/diplomnyye- raboty/ekologiya/232159/
39. Встреча с прокурором в г. Нижнекамске по вопросам природоохраны // http: //e-nkama. ru/news/260/41240/? sphrase id=31765