ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Основы теории парцеллированных конструкций 6
1.1. Парцелляция как предмет лингвистического изучения 6
1.2. Сущность парцелляции 10
1.3. Структура парцеллированных конструкций 14
1.4. Экспрессивность парцеллированных конструкций в художественных
текстах 21
Выводы по ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. Роль парцелляции в художественном произведении Э. Бронте
«Грозовой перевал» 26
2.1. Особенности художественной речи Э. Бронте 26
2.2. Стилистические функции парцеллированных конструкций в тексте .. 28
2.2.1. Изобразительная функция 29
2.2.2. Характерологическая функция 33
2.2.3. Эмоционально-выделительная функция 35
2.2.4. Экспрессивно-грамматическая функция 37
2.3. Структура и значение предложений с парцеллированной
конструкцией 39
2.3.1. Парцелляция в простом предложении 39
2.3.2. Парцелляция в сложном предложении 43
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Данная исследовательская работа посвящена анализу такого явления английского разговорного синтаксиса как парцелляция.
Проблема о парцеллированных конструкций особо привлекает внимание ученых и изучается в различных научных работах. Исследованием данного явления занимались такие лингвисты, как Иванчикова Е.А., Ванников Ю.В., Щерба Л.В., Виноградов В.В., Валгина Н.С., Сковородников А.П. и другие.
Практически все ученые едины во мнении о том, что, будучи синтаксическим процессом, парцелляция получает все больше распространения, а, следовательно, ее изучение представляет собой актуальную проблему в со-временных лингвистических исследованиях. Ученые также схожи во мнении о том, что парцелляция является частью экспрессивного синтаксиса. Парцелляция как экспрессивное средство дает возможность выразить особенности, эмоциональное состояние личности, подчеркнуть индивидуальное отношение к объекту высказывания.
Основные моменты изучения парцелляции относятся к рассмотрению их структурных, семантических, функциональных характеристик, а также экспрессивных возможностей парцеллированных конструкций. Все перечисленные положения требуют развития и обогащения на основе принципов теории синтаксиса и грамматики речи.
Актуальность изучения парцелляции обусловливается недостаточной разработанностью данного приема в коммуникативном отношении, поскольку не существует конкретного определения сущности данному явлению. Поэтому в настоящее время на парцелляции сосредоточено центральное внимание в лингвистике.
Объектом данного исследования являются парцеллированные конструкции, использованные в художественном произведении «Грозовой перевал».
Предметом исследования послужили средства выражения парцелляции в рамках англоязычного художественного текста.
Целью нашей исследовательской работы является изучение структурных, семантико-синтаксических и функциональных особенностей парцеллированных конструкций английского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить статус парцелляции с учетом исследований лингвистов;
2) исследовать структурную организацию парцеллированных конструкций в английском языке;
3) определить классификацию парцелляции и средства ее реализации в тексте;
4) раскрыть экспрессивный потенциал парцеллированных конструкций в английском языке;
5) обозначить основные черты разговорной речи, способствующие возникновению парцеллированных конструкций;
6) изучить своеобразие авторского видения конкретной проблемы, а именно парцелляции;
7) выявить особенности употребления парцелляции и проанализировать данное явление на конкретном произведении.
Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных лингвистов: Акимова Г.Н., Алексеенко И.В., Апетян М.К., Борисова Е.В., Валгина Н.С., Ванников Ю.В., Выготский Л.С., Гак В.Г., Галкина-Федорук Е.М., Ефремов А.Ф., Зелепукин Р.О., Иванчикова Е.А., Кобрина Н.А., Козлова С.Л., Крючков С.Е., Кузнецов В.В., Кухаренко В.А., Максимов Л.Ю., Марышова М.А., Петрашевская Ж.Е., Поттер С., Прияткина А.Ф., Банковская Л.А., Реферовская Е.А., Розенталь Д.Э., Сербина Т.Г., Сковородников А.П., Скребнев Ю.М., Суровенкова Л.С., Филонова Н.К., Хаймурзина А.З., Ханутин М.А., Шмелев Д.Н.
Фактическим материалом исследования послужил роман «Грозовой перевал» английской писательницы Э. Бронте. Анализу подверглось около 270 примеров употребления парцеллированных конструкций, отобранных по методу сплошной выборки.
Для достижения поставленных нами задач используется ряд лингвистических методов исследования, а именно: метод сплошной выборки, описательный метод, конкретизация, анализ художественного произведения по исследуемой проблеме, обобщение, классификация.
Апробация работы была проведена в рамках ежегодной научной конференции в НИУ БелГУ, где были освещены основные положения выпускной квалифицированной работы в виде доклада и статьи по теме: «Стилистические функции парцеллированных конструкций в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал». В данной работе были освещены основные вопросы о явлении парцелляции, раскрыта ее сущность, а также выявлены особенности функционирования данного явления, подтвержденные примерами из произведения.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. Во введении дается обоснование актуальности избранной темы, описание научной проблемы, формулируются цель и задачи исследования. В первой главе раскрывается сущность приема парцелляции. Во второй главе представлено практическое обоснование теоретических данных на примере художественного произведения Э. Бронте «Грозовой перевал». В заключении освещаются результаты исследования и подводятся итоги.
В процессе анализа теоретического и практического аспектов нашей исследовательской работы, мы можем сделать ряд выводов, исходя из плана содержания.
Явление парцелляции является актуальной проблемой и рассматривается учеными достаточно широко. Мы раскрыли сущность парцелляции и изучили ее с разных сторон. Парцеллированная конструкция состоит из базовой части, являющейся структурно независимой, и парцеллята - зависимой части, имеющей присоединительное значение, передающее добавочное значение базовой части, важное с точки зрения автора. Иными словами, парцеллят - это смысловое выделение того или иного фрагмента языковой системы.
Рассмотренный нами прием парцелляции находит свое обширное применение в художественной литературе, что наиболее приближает язык к раз-говорному стилю речи.
На примере произведения Э. Бронте мы пришли к выводу о том, что парцелляция является средством передачи скрытой авторской информации, которая присуща ему. Каждая парцеллированная конструкция, приведенная нами в качестве примеров несет в себе особый смысл, применение приема парцелляции является многообразным, каждый парцеллят выполняет ту или иную функцию, а также имеет определенное значение в языковой структуре.
Главные вопросы изучения явления парцелляции относятся к рассмотрению семантических отношений внутри самой конструкции, то есть рассмотрение типов связей основной части и ее зависимой.
Мы можем утверждать, что парцелляция является средством речевой экспрессии. Коммуникативные и экспрессивные функции, выполняемые парцелляцией, раскрывают возможности ее применения в различных стилях речи. Парцелляция является средством усиления эмоционального компонента высказывания, поэтому может использоваться в речи героев, как диалогической, так и монологической.
Проведенный нами анализ парцеллированных конструкций предоставил нам возможность классифицировать их в соответствии с присущими им различных свойств:
- тип связи базовой части и парцеллята;
- количество парцеллятов, их позиция в структуре самой конструкции;
- выполняемые парцелляцией функции в предложении.
В ходе анализа примеров из произведения «Грозовой перевал» мы можем признать тот факт, что в рассмотренных конструкциях особо просматривается экспрессивность. В соответствии с результатами нашего исследования, представленные конструкции усиливают эмоциональную и смысловую нагрузку высказывания, выделяя отдельные члены конструкции и придавая им особый оттенок. Парцеллят актуализирует существенную для автора часть базового предложения, отличается своей информативностью.
Анализируя практический аспект явления парцелляции, мы пришли к выводу о том, что использование парцеллированных конструкций в художественном тексте влияет на восприятие действительности читателей, что может придать большую выразительность и окрасить речь таким образом, чтобы она стала живой и звучащей.
Наряду с вышесказанным мы установили, что парцелляции может реализовываться в простых и сложных предложениях. Роман «Грозовой перевал» Э. Бронте продемонстрировал нам то, что при расчленении простого предложения почти все парцелляты представляют собой один или несколько членов предложения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что явление парцелляции может реализовываться в сложных предложениях разных структурно - семантических типов, а именно сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.
Таким образом, основываясь на наше исследование, мы можем утверждать тот факт, что парцелляция считается неотъемлемым приемом, широко используемым в художественной литературе. Это явление обладает огромным потенциалом и способно наиболее полно передать чувства и состояние автора через высказывания героев. Главной особенностью этого приема является непринужденность, что еще раз доказывает, что парцелляция явление уникальное.