Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Работа №61466

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие основы хореографического обучения учащихся с
синдромом Дауна 8
1.1. Синдром Дауна: характеристика патологии, клинические проявления,
возрастная динамика 8-13
1.2. Основные подходы к обучению и воспитанию учащихся с синдромом
Дауна в специальной психологии и педагогике 13-20
1.3. Хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации
учащихся с синдромом Дауна 20-26
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Практический опыт обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна 28
2.1. Организационно-педагогические условия освоения современного танца
учащимися с синдромом Дауна 28-35
2.2. Хореографическая композиция «Goodforus»: от постановки до
сценического воплощения 35-46
2.3. Программа обучения современному танцу учащихся с синдромом
Дауна 46-59
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61 -63
Литература 64-69
Приложение


Актуальность. Проблемы интеграции в общество людей со специальными образовательными потребностями в последнее время широко обсуждаются учеными, психологами, учителями-практиками, родителями. По данным Росстата, в 2015 году общая численность детей-инвалидов в России составляла 604 850 человек и неуклонно продолжает расти[35]. Несмотря на это, в России еще мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им помощи в социальной, медицинской, материальной сферах.
Первое место по численности среди детей с отставанием умственного развития занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место - с нарушением интеллекта (около 20%), третье - с нарушениями речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Среди них большую группу составляют дети с синдромом Дауна, которых в России ежегодно рождается около 2500 [35].В связи с этим остро стоит вопрос о расширении возможностей обучения подобного контингента детей, их социокультурной адаптации.
В европейских странах дети с синдромом Дауна воспитываются не в специальных учреждениях вне дома, а в семьях. Некоторые из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся писать и читать. Находясь среди нормально развитых сверстников, особый ребенок получает примеры типичного, соответствующего возрасту поведения. В России тоже создаются центры педагогической помощи и предпринимаются попытки социокультурной адаптации таких детей. Это позволяет развить у них необходимые навыки для будущей самостоятельной жизни. На сегодняшний день известны случаи успешной психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда они были подготовлены к обучению в обычных школах и даже высших образовательных учреждениях. Однако работа с такими детьми требует специальных знаний, учета их познавательных способностей и специфики протекания психических процессов.
Особое внимание в учебно-воспитательном процессе детей с этой патологией уделяется творческим занятиям, развивающим воображение, фантазию, раскрывающим адаптационные возможности личности. Многие дети с синдромом Дауна отличаются хорошим чувством ритма, гибкостью, пластичностью. Нередко эти качества сочетаются с любовью к танцам. По мнению психотерапевтов, обучение хореографии детей с синдромом Дауна открывает для них возможность пережить широкий спектр чувств, осознать собственные переживания во время выполнения определенного набора движений, дает уверенность в собственных силах. В процессе исполнения танца возникают коммуникативные связи, происходит социокультурная адаптация.
Степень изученности. Вопросы образования и социализации людей с синдромом Дауна в последние годы стали привлекать внимание врачей, психологов, педагогов-дефектологов, арт-терапевтов. Изучением
психофизиологических особенностей людей с синдромом Дауна занимаются А.В. Алехина [2], С.Г. Ворсанова [7], Т.П. Есипова [11], Л.Б. Зинина [10], И.Н. Корж [19], Н.В. Месилова [28], Н.А. Семенова [39], С.Дж. Скаллерап [43]. Ведутся исследования в сфере развития личности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Среди крупных ученых следует назвать американских ученых Либби Кумин, который разработал программу по формированию навыков общения у детей с синдромом Дауна [21], К.М. Фили и Э. Джоунз [47], а также отечественных авторов: Н.Я. Семаго [26], Т.П Медведеву [19], А.В.Мерковскую и Т.П. Есипову [27]. Весомый вклад в решение проблемы двигательного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна внесли Петер Лаутеслагер [22] и его последователи Е.В Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева [15]. В диссертациях Л.Г. Матееску [25] и С.Е. Иневаткиной [16] поднимаются вопросы сопровождения семьи ребенка
с данной патологией. Появляются отдельные работы по изучению влияния искусства на развитие детей с синдромом Дауна. Однако всестороннего исследования воздействия творческой деятельности и особенно хореографии на развитие личности и социокультурную адаптацию «солнечных детей» не было осуществлено. Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Современный танец как средство
социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна»
Объект исследования - процесс хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна.
Цель исследования - рассмотреть современный танец как средство социокультурной адаптации людей с синдромом Дауна.
В соответствии с целью были поставлены задачи выпускной квалификационной работы:
1) охарактеризовать синдром Дауна как форму геномной патологии, осветить основные подходы к обучению и воспитанию данного контингента учащихся;
2) рассмотреть хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации учащихся с синдромом Дауна;
3) выявить организационно-педагогические условия и разработать программу обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна.
В решении поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ специальной медицинской и психолого-педагогической литературы, наблюдение за работой хореографов-постановщиков, сравнение и обобщение. В работе также учитывался собственный двухлетний опыт работы автора ВКР в качестве педагога-хореографа Лейсан Зариповой - девушки с синдромом Дауна, проживающей в п.г.т. Богатые Сабы. За время целенаправленного педагогического воздействия средствами современной хореографии, Лейсан Зарипова стала обладателем Гран-при Международного фестиваля «Крылья дружбы» (Тула) и Творческого интеграционного фестиваля «Космофест» (Москва); лауреатом 2 степени Международного фестиваля «Inclusive dance» (Москва); лауреатом 1 степени фестиваля художественного творчества «Возьмемся за руки, друзья» (Москва). Лейсан - участница благотворительных мероприятий в Москве и городах РТ, героиня телепередач и статей в российской и республиканской прессе [1], [6], [48]. В июне 2016 года автор данной работы вместе со своей воспитанницей побывали в Вене (Австрия) и Братиславе (Словакия) на международном фестивале «Inclusive dance», где их дуэт был удостоен званий лауреатов 1 и 2 степени в номинациях «Танцевальная импровизация» и «Танцевальное шоу» (см. Приложение). Кроме того, Лейсан получила лицензию инструктора Zumba - танцевальной фитнес-программы на основе латиноамериканских ритмов - и ежемесячно проводит занятия для всех желающих в п.г.т. Богатые Сабы. Есть у девушки с синдромом Дауна и первые опыты получения заработной платы, что говорит об успешном процессе ее социальной адаптации, поиске возможностей финансово себя обеспечивать.
База исследования - Дом культуры Сабинского района Республики Татарстан; концертные площадки Казани, Тулы, Москвы, Вены, Братиславы.
Новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены организационно-педагогические условия обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна; составлена адаптированная учебная программа, рассчитанная на 2 года.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и особенно программы при организации хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
На первом этапе изучалось современное состояние проблемы обучения, воспитания и социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна; проводился анализ медицинских, психолого-педагогических и методических материалов;
На втором этапе с учетом имеющихся научных данных и в процессе собственной педагогической деятельности выявлялись организационно- педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна, разрабатывалась программа обучения, ставилась хореографическая композиция «Goodforus»;
На третьем этапе производилось завершение оформления текста выпускной квалификационной работы; запись хореографической композиции «Goodforus»; подведение итогов исследования, сбор фото- и видеоматериалов.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении формулируются цель, задачи исследования, осуществляется обзор литературы по теме, раскрывается актуальность, практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает общие основы хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Вторая глава посвящена изложению практического опыта обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна. Она содержит ряд методических рекомендаций, программу, описание хореографической композиции, поставленной специально для Лейсан Зариповой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе была исследована одна из наиболее актуальных проблем, связанная с процессом социальной адаптации людей с синдромом Дауна. По результатам анализа физических , психологических особенностей и по проведенному опыту, можно сделать следующие выводы:
1. Синдром Дауна - вид генетических нарушений, частота возникновения которых составляет 1 к 600-800.У людей с синдромом Дауна в 21-й паре находится лишняя хромосома, До сегодняшнего дня причина этой генетической аномалии не известна. Во всех странах мира частота рождения таких детей одинакова и не зависит от уровня благосостояния или экологии. Предварительный диагноз «синдром Дауна» можно поставить по внешним признакам, окончательный - при помощи генетического анализа крови.
2. У людей с синдромом отмечается гипотония, уплощённый затылок, изогнутый мизинец, широкий промежуток между большим и вторым пальцем на стопе («сандалевидная стопа»), единственная ладонная борозда. После рождения ребенка с синдромом Дауна необходимо провести ряд диагностических исследований , направленных на выявление каких либо нарушений в коре головного мозга. При наличии каких либо дефектов, начать немедленную коррекцию. Большое количество детей рождаются пороками сердца и с болезнями пищеварительной железы. Данный фактор может способствовать уменьшению продолжительности жизни. Но при своевременном выявлении и коррекционной работе сотрудником медицины, продолжительность жизни можно заметно увеличить. В среднем , люди с синдромом Дауна живут до 50 лет.
3. Проблема социальной адаптации людей с синдромом Дауна всегда была актуальна. В последние годы появляется многочисленные работы, разрабатываются новые методики в коррекционной педагогике, которые будут способствовать формированию личности. По мнению специалистов, раннее начало целенаправленной работы по развитию детей с синдромом Дауна, позволит достигнуть хороших результатов.
В коррекционной педагогике одним из самых эффективных методов развития личности, считается использование метода танцевальной терапии. Использование движении во время танца, способствуют процессам раскрепощения личности, избавлениям от чувств страха. Приобретается уверенность в себе и в своих поступках, происходит процесс самопознания человека. Проведение групповых занятий способствует развитию коммуникабельных способностей, интеграции в общество , что является одним из важных целей коррекционной педагогики.
4. В результате проделанной работы, выяснилось, что использование современных направлении танца в работе с людьми с синдромом Дауна является наиболее эффективной. Из-за возможных вариантов использовании различных направлении танца. Деятельность которых направлены на развитие определенных частей тела. В каждом стиле используется метод импровизации. С помощью которого, можно добиться навыкам использования изученного материала с процессе свободного движения.
5. Разработанная хореографическая постановка «Goodforus» позволило подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировала умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов; прибавила уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам проделанной работы можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная работа направленная на адаптацию людей с синдромом Дауна, особенно эффективно развивается применением современной хореографии. Разработанная программа показала свою эффективность для развития социализации личности, интеграции в общество , гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью современного танца.



1. Авзалова, М.К. Кызым, без жццэргэ тиеш!/ М.К. Авзалова // Суюмбикэ.- 2016. - №3. - С 14-15.
2. Алехина, А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: автореф. дис. ...канд. мед.наук /А.В.Алехина.- Спб., 2000.¬22 с.
3. Барашнев, Ю.И. Синдром Дауна / Ю.И.Барашнев. - М.: Триада-Х, 2007. - 290 с.
4. Вашкевич, Н.Н. История хореографии/Н.Н.Вашкевич.-М.:Эксмо.- 628с.
5. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников/ Л.А.Венгер//Дошкольное воспитание. - 2002.-№5. - C. 45-49.
6. Виславская, Е.Е. «Солнечный» танец: особенная девочка стала
всероссийской звездой/ Е.Е. Виславская // Комсомольская правда. - 22 апреля 2015 г. [Электронный источник]//
URL:http://www.kazan.kp.ru/daily/26370/3251194/ (дата обращения 16.09.2015)
7. Ворсанова, С.Г. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка: данные клинических, цитогенетических и молекулярно- цитогенетических исследований / С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров, И.А.Демидова и др. // Дефектология. - 2001.- №1.- С. 2- 9.
8. Григорьев, К.И. График обследований и зоны риска /
К.И.Григорьев // Сделай шаг. - 2010. - №2.- С.21-23.
9. Задко, Т.И. Синдром Дауна в сочетании с полной формой
атриовентрикулярной коммуникации: актуальность, диагностика,
сопутствующая патология, анатомия, особенности естественного течения, результаты хирургического лечения // Детские болезни сердца и сосудов. - 2005. - № 6. -С. 10-18.
10. Зинина, Л.Б. Солнечные дети с синдромом Дауна/Л.Б.Зинина.- М.:Эксмо.-2010.-176с.
11. Есипова, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна
раннего возраста /Т.П.Есипова, Е.А.Кобякова, П.В.Мерковская [Электронный источник] //
URL:http://f.doctor.kz/news/013/000/kompleksnoe razvitie.pdf (дата обращения 16.04.2016)
12. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация/
И.Г.Есаулов.М.:Издательство Удмуртского университета.-1992.-90с.
13. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с
синдромом Дауна /П.Л.Жиянова[Электронный источникф/URL:
http://www.kidsunity.org/book/426152 2B782 zhiyanova p l socialnaya adapta ciya detey rannego vozrasta s.doc (дата обращения 15.03.2016)
14. Жиянова,П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна/П.Л.Жиянова.-М.: БФ «Даунсайд Ап»,2010. — 140 с.
15. Жиянова,П.Л. Опыт развития ребенка в условиях дома / П.Л.Жиянова.-М.: БФ «Даунсайд Ап»,2010. — 140 с.
16. Иневаткина, С.Е. Внутренняя позиция материи ребенка раннего
возраста с синдромомДауна: автореф. дис. ... канд. псих.наук / С.Е. Иневаткина. - М., 2009 [Электронный источник] // URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.downsyndrome.ru%2Ffil es%2F oogo%2FFile%2Finevatkina.doc&name=inevatkina.doc&lang=ru&c=5777a d587434 (дата обращения 15.05.16)
17. Иневаткина, С.Е. Изучение особенностей развития детей с синдромом Дауна в отечественной и зарубежной литературе/ОЕ. Иневаткина // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сб. науч.- метод. материалов / Под ред. О.Г. Литяйкиной, Э.Р. Рахманова, С.Е. Иневаткиной, Е.В. Макаровой. Вып 1. - Саранск: МО РМ, МРИО, 2006. - С.17-23.
18. Иневаткина,С.Е. Влияние службы ранней диагностики на развитие детей с синдромом Дауна // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов / Под ред. О.Г. Литяйкиной, Э.Р. Рахманова, С.Е. Иневаткиной, Е.В. Макаровой. Вып I. - Саранск: МО РМ, МРИО, 2006. - С. 31-35.
19. Корж, И.Н. Исследование памяти у детей с различными
нарушениями психических функций / И.Н.Корж. - М.: Наука, 1990. - 216с.
20. Ковалева, Е.С. Дети-инвалиды в современном обществе /Е.С. Ковалева, Е.И. Синицина. - М.: Лист-Нью, 2005.-136 с.
21. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна/Либби Кумин;пер. с англ. Н.С. Грозной. — М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012. — 280 с.
22. Лаутеслагер,П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна: проблемы и решения /П. Лаутеслагер.-М.: Монолит,2003.- 344 с.
23. Лобода, Л.В. Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна /Л.В. Лобода // Сделай шаг. - 2010. - №3. — 80-82 с.
24. Леонтьева, Е.Е. Подготовка детей с синдромом Дауна к школе / Е.Е. Леонтьева // Сделай шаг. - 2010. - №1.— С. 32-35.
25. Матееску, Л.Г. Новые подходы к проблемно-целевому обучению семей, имеющих ребенка-инвалида с синдромом Дауна, как одного из методов повышения качества реабилитации: автореф. дис. ...канд. мед.наук /Л.Г.Матееску.- Самара,2005. - 26 с.
26. Медведева,Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна/Т.П.Медведева. -М.:Монолит,2010.-80с.
27. Мерковская, А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста /А.В.Мерковская, Т.П. Есипова.- Новосибирск, 2008. - 63 с.
28. Месилова, Н.В. Анализ эффективности восстановительного лечения неврологических проявлений у детей с синдромом Дауна: дис. ... канд. мед. Наук: фрагменты / Н.В. Месилова. - М., 2006. - 128 с.
29. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии/А.Г.Московкина - М.: ВЛАДОС,2015.-262 с.
30. Никитин, В.Ю. Танец джаз-модерн. Методика./В.Ю.Никитин- М.:Гитис,2000.-414с.
31. Лобода, Л.В. Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна /Л.В. Лобода // Сделай шаг. - 2010. - №3. — 80-82 с.
32. Поле, Е.В. Синдром Дауна. Факты / Е.В. Поле. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2004. — 32 с.
33. Поле,Е.В. Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна. Пособие для специалистов / Е.В. Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева. -М.: Просвещение, 2010. - 68 с.
34. Поле, Е.В. Ребенок синдромом Дауна. После первых шагов / Е.В.Поле // Сделай шаг. - 2013. - №2. — С. 1-5.
35. Положение инвалидов в России: досье // Информационное
агентство Росси «ТАСС» [Электронный источник] //
URL: http: //tass.ru/info/2492777(дата обращения 15.01.2016)
36. Полятков, С.С. Основы современного танца/Полятков С.С.- М.:Феникс, 2005.-80с.
37. Радынова, О.П. Применение новых технологий в процессе
музыкального воспитания /О.П. Радынова[Электронный источник] // URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe- zanyatie/2012/10/28/primenenie-novykh-metodik-i-tekhnologiy-v (дата
обращения 05.03.2016)
38. Разенкова, Ю.А. Материнство: восприятие себя и ребенка // Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян,С.Е.Иневаткина и др. // Синдром Дауна. XXI век. - 2009. - № 2. - С. 10-17.
39. Семенова, Н.А. Состояние здоровья детей с синдромом Дауна: дис. ...канд. мед.наук / Н.А.Семенова.- М., 2013. - 124 с.
40. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Н.Я. Семаго //Дефектология.-2000. - №1.- C.66 -75.
41. Смит, Д.С. Медицинское сопровождение взрослых с синдромом Дауна / Д.С.Смит // Сделай шаг. - 2001.- №6. -С. 55-64.
42. Смирнова,А.А. Развитие логической памяти у детей с нарушениями интеллекта. / А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, -2006. - 256 с.
43. Скаллерап,С. Дж. Синдром Дауна: особенности
нейроанатомии/С.Дж.Скаллерап; пер. с англ. О. К. Васильевой, М. Л. Шихиревой // Сделай шаг.-2009.-№7. - С. 62-66.
44. Таточенко,В.К. Если у малыша синдром Дауна/ В.К. Таточенко// Семья и школа. -1994.- № 10.- С. 26-28.
45. Челышева, М.В. Профиль развития, как основа разработки программ раннего развития/ М.В. Челышева, Н.А. Урядницкая//Синдром Дауна XXI век.-2008.-№1.-С.10-19
46. Хавилер, Дж.С.Тело танцора/ Дж.С. Хавилер.-М.:Новое слово.- 2004.- 116с.
47. Фили, К.М. Преодоление отклоняющегося поведения детей с синдромом Дауна /К.М. Фили, Э. Джоунз.- Пер. с англ. Н.С. Грозной // Синдром Дауна. XXI век.- С.26 -33.
48. Фурсова, М.А Завершился международный благотворительный танцевальный фестиваль «INCLUSIVE DANCE» /М.А.Фурсова // Даунсайд Ап. - 24.11.2015[Электронный источник] // URL: https://downsideup.org/ru/o- fonde/novosti/zavershilsy (дата обращения 22.12.2015)
49. Шарова,Г.Ю. Среда,которая не принимает/Г.Ю. Шарова// Сделайшаг. - 2015. - №1. — С. 7-9.
50. Урунтаева, Г. А., Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ