СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
|
Введение 3
Глава 1. Общие основы хореографического обучения учащихся с
синдромом Дауна 8
1.1. Синдром Дауна: характеристика патологии, клинические проявления,
возрастная динамика 8-13
1.2. Основные подходы к обучению и воспитанию учащихся с синдромом
Дауна в специальной психологии и педагогике 13-20
1.3. Хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации
учащихся с синдромом Дауна 20-26
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Практический опыт обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна 28
2.1. Организационно-педагогические условия освоения современного танца
учащимися с синдромом Дауна 28-35
2.2. Хореографическая композиция «Goodforus»: от постановки до
сценического воплощения 35-46
2.3. Программа обучения современному танцу учащихся с синдромом
Дауна 46-59
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61 -63
Литература 64-69
Приложение
Глава 1. Общие основы хореографического обучения учащихся с
синдромом Дауна 8
1.1. Синдром Дауна: характеристика патологии, клинические проявления,
возрастная динамика 8-13
1.2. Основные подходы к обучению и воспитанию учащихся с синдромом
Дауна в специальной психологии и педагогике 13-20
1.3. Хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации
учащихся с синдромом Дауна 20-26
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Практический опыт обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна 28
2.1. Организационно-педагогические условия освоения современного танца
учащимися с синдромом Дауна 28-35
2.2. Хореографическая композиция «Goodforus»: от постановки до
сценического воплощения 35-46
2.3. Программа обучения современному танцу учащихся с синдромом
Дауна 46-59
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61 -63
Литература 64-69
Приложение
Актуальность. Проблемы интеграции в общество людей со специальными образовательными потребностями в последнее время широко обсуждаются учеными, психологами, учителями-практиками, родителями. По данным Росстата, в 2015 году общая численность детей-инвалидов в России составляла 604 850 человек и неуклонно продолжает расти[35]. Несмотря на это, в России еще мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им помощи в социальной, медицинской, материальной сферах.
Первое место по численности среди детей с отставанием умственного развития занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место - с нарушением интеллекта (около 20%), третье - с нарушениями речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Среди них большую группу составляют дети с синдромом Дауна, которых в России ежегодно рождается около 2500 [35].В связи с этим остро стоит вопрос о расширении возможностей обучения подобного контингента детей, их социокультурной адаптации.
В европейских странах дети с синдромом Дауна воспитываются не в специальных учреждениях вне дома, а в семьях. Некоторые из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся писать и читать. Находясь среди нормально развитых сверстников, особый ребенок получает примеры типичного, соответствующего возрасту поведения. В России тоже создаются центры педагогической помощи и предпринимаются попытки социокультурной адаптации таких детей. Это позволяет развить у них необходимые навыки для будущей самостоятельной жизни. На сегодняшний день известны случаи успешной психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда они были подготовлены к обучению в обычных школах и даже высших образовательных учреждениях. Однако работа с такими детьми требует специальных знаний, учета их познавательных способностей и специфики протекания психических процессов.
Особое внимание в учебно-воспитательном процессе детей с этой патологией уделяется творческим занятиям, развивающим воображение, фантазию, раскрывающим адаптационные возможности личности. Многие дети с синдромом Дауна отличаются хорошим чувством ритма, гибкостью, пластичностью. Нередко эти качества сочетаются с любовью к танцам. По мнению психотерапевтов, обучение хореографии детей с синдромом Дауна открывает для них возможность пережить широкий спектр чувств, осознать собственные переживания во время выполнения определенного набора движений, дает уверенность в собственных силах. В процессе исполнения танца возникают коммуникативные связи, происходит социокультурная адаптация.
Степень изученности. Вопросы образования и социализации людей с синдромом Дауна в последние годы стали привлекать внимание врачей, психологов, педагогов-дефектологов, арт-терапевтов. Изучением
психофизиологических особенностей людей с синдромом Дауна занимаются А.В. Алехина [2], С.Г. Ворсанова [7], Т.П. Есипова [11], Л.Б. Зинина [10], И.Н. Корж [19], Н.В. Месилова [28], Н.А. Семенова [39], С.Дж. Скаллерап [43]. Ведутся исследования в сфере развития личности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Среди крупных ученых следует назвать американских ученых Либби Кумин, который разработал программу по формированию навыков общения у детей с синдромом Дауна [21], К.М. Фили и Э. Джоунз [47], а также отечественных авторов: Н.Я. Семаго [26], Т.П Медведеву [19], А.В.Мерковскую и Т.П. Есипову [27]. Весомый вклад в решение проблемы двигательного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна внесли Петер Лаутеслагер [22] и его последователи Е.В Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева [15]. В диссертациях Л.Г. Матееску [25] и С.Е. Иневаткиной [16] поднимаются вопросы сопровождения семьи ребенка
с данной патологией. Появляются отдельные работы по изучению влияния искусства на развитие детей с синдромом Дауна. Однако всестороннего исследования воздействия творческой деятельности и особенно хореографии на развитие личности и социокультурную адаптацию «солнечных детей» не было осуществлено. Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Современный танец как средство
социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна»
Объект исследования - процесс хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна.
Цель исследования - рассмотреть современный танец как средство социокультурной адаптации людей с синдромом Дауна.
В соответствии с целью были поставлены задачи выпускной квалификационной работы:
1) охарактеризовать синдром Дауна как форму геномной патологии, осветить основные подходы к обучению и воспитанию данного контингента учащихся;
2) рассмотреть хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации учащихся с синдромом Дауна;
3) выявить организационно-педагогические условия и разработать программу обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна.
В решении поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ специальной медицинской и психолого-педагогической литературы, наблюдение за работой хореографов-постановщиков, сравнение и обобщение. В работе также учитывался собственный двухлетний опыт работы автора ВКР в качестве педагога-хореографа Лейсан Зариповой - девушки с синдромом Дауна, проживающей в п.г.т. Богатые Сабы. За время целенаправленного педагогического воздействия средствами современной хореографии, Лейсан Зарипова стала обладателем Гран-при Международного фестиваля «Крылья дружбы» (Тула) и Творческого интеграционного фестиваля «Космофест» (Москва); лауреатом 2 степени Международного фестиваля «Inclusive dance» (Москва); лауреатом 1 степени фестиваля художественного творчества «Возьмемся за руки, друзья» (Москва). Лейсан - участница благотворительных мероприятий в Москве и городах РТ, героиня телепередач и статей в российской и республиканской прессе [1], [6], [48]. В июне 2016 года автор данной работы вместе со своей воспитанницей побывали в Вене (Австрия) и Братиславе (Словакия) на международном фестивале «Inclusive dance», где их дуэт был удостоен званий лауреатов 1 и 2 степени в номинациях «Танцевальная импровизация» и «Танцевальное шоу» (см. Приложение). Кроме того, Лейсан получила лицензию инструктора Zumba - танцевальной фитнес-программы на основе латиноамериканских ритмов - и ежемесячно проводит занятия для всех желающих в п.г.т. Богатые Сабы. Есть у девушки с синдромом Дауна и первые опыты получения заработной платы, что говорит об успешном процессе ее социальной адаптации, поиске возможностей финансово себя обеспечивать.
База исследования - Дом культуры Сабинского района Республики Татарстан; концертные площадки Казани, Тулы, Москвы, Вены, Братиславы.
Новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены организационно-педагогические условия обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна; составлена адаптированная учебная программа, рассчитанная на 2 года.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и особенно программы при организации хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
На первом этапе изучалось современное состояние проблемы обучения, воспитания и социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна; проводился анализ медицинских, психолого-педагогических и методических материалов;
На втором этапе с учетом имеющихся научных данных и в процессе собственной педагогической деятельности выявлялись организационно- педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна, разрабатывалась программа обучения, ставилась хореографическая композиция «Goodforus»;
На третьем этапе производилось завершение оформления текста выпускной квалификационной работы; запись хореографической композиции «Goodforus»; подведение итогов исследования, сбор фото- и видеоматериалов.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении формулируются цель, задачи исследования, осуществляется обзор литературы по теме, раскрывается актуальность, практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает общие основы хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Вторая глава посвящена изложению практического опыта обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна. Она содержит ряд методических рекомендаций, программу, описание хореографической композиции, поставленной специально для Лейсан Зариповой.
Первое место по численности среди детей с отставанием умственного развития занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место - с нарушением интеллекта (около 20%), третье - с нарушениями речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Среди них большую группу составляют дети с синдромом Дауна, которых в России ежегодно рождается около 2500 [35].В связи с этим остро стоит вопрос о расширении возможностей обучения подобного контингента детей, их социокультурной адаптации.
В европейских странах дети с синдромом Дауна воспитываются не в специальных учреждениях вне дома, а в семьях. Некоторые из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся писать и читать. Находясь среди нормально развитых сверстников, особый ребенок получает примеры типичного, соответствующего возрасту поведения. В России тоже создаются центры педагогической помощи и предпринимаются попытки социокультурной адаптации таких детей. Это позволяет развить у них необходимые навыки для будущей самостоятельной жизни. На сегодняшний день известны случаи успешной психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда они были подготовлены к обучению в обычных школах и даже высших образовательных учреждениях. Однако работа с такими детьми требует специальных знаний, учета их познавательных способностей и специфики протекания психических процессов.
Особое внимание в учебно-воспитательном процессе детей с этой патологией уделяется творческим занятиям, развивающим воображение, фантазию, раскрывающим адаптационные возможности личности. Многие дети с синдромом Дауна отличаются хорошим чувством ритма, гибкостью, пластичностью. Нередко эти качества сочетаются с любовью к танцам. По мнению психотерапевтов, обучение хореографии детей с синдромом Дауна открывает для них возможность пережить широкий спектр чувств, осознать собственные переживания во время выполнения определенного набора движений, дает уверенность в собственных силах. В процессе исполнения танца возникают коммуникативные связи, происходит социокультурная адаптация.
Степень изученности. Вопросы образования и социализации людей с синдромом Дауна в последние годы стали привлекать внимание врачей, психологов, педагогов-дефектологов, арт-терапевтов. Изучением
психофизиологических особенностей людей с синдромом Дауна занимаются А.В. Алехина [2], С.Г. Ворсанова [7], Т.П. Есипова [11], Л.Б. Зинина [10], И.Н. Корж [19], Н.В. Месилова [28], Н.А. Семенова [39], С.Дж. Скаллерап [43]. Ведутся исследования в сфере развития личности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Среди крупных ученых следует назвать американских ученых Либби Кумин, который разработал программу по формированию навыков общения у детей с синдромом Дауна [21], К.М. Фили и Э. Джоунз [47], а также отечественных авторов: Н.Я. Семаго [26], Т.П Медведеву [19], А.В.Мерковскую и Т.П. Есипову [27]. Весомый вклад в решение проблемы двигательного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна внесли Петер Лаутеслагер [22] и его последователи Е.В Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева [15]. В диссертациях Л.Г. Матееску [25] и С.Е. Иневаткиной [16] поднимаются вопросы сопровождения семьи ребенка
с данной патологией. Появляются отдельные работы по изучению влияния искусства на развитие детей с синдромом Дауна. Однако всестороннего исследования воздействия творческой деятельности и особенно хореографии на развитие личности и социокультурную адаптацию «солнечных детей» не было осуществлено. Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Современный танец как средство
социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна»
Объект исследования - процесс хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна.
Цель исследования - рассмотреть современный танец как средство социокультурной адаптации людей с синдромом Дауна.
В соответствии с целью были поставлены задачи выпускной квалификационной работы:
1) охарактеризовать синдром Дауна как форму геномной патологии, осветить основные подходы к обучению и воспитанию данного контингента учащихся;
2) рассмотреть хореографическое обучение как средство социокультурной адаптации учащихся с синдромом Дауна;
3) выявить организационно-педагогические условия и разработать программу обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна.
В решении поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ специальной медицинской и психолого-педагогической литературы, наблюдение за работой хореографов-постановщиков, сравнение и обобщение. В работе также учитывался собственный двухлетний опыт работы автора ВКР в качестве педагога-хореографа Лейсан Зариповой - девушки с синдромом Дауна, проживающей в п.г.т. Богатые Сабы. За время целенаправленного педагогического воздействия средствами современной хореографии, Лейсан Зарипова стала обладателем Гран-при Международного фестиваля «Крылья дружбы» (Тула) и Творческого интеграционного фестиваля «Космофест» (Москва); лауреатом 2 степени Международного фестиваля «Inclusive dance» (Москва); лауреатом 1 степени фестиваля художественного творчества «Возьмемся за руки, друзья» (Москва). Лейсан - участница благотворительных мероприятий в Москве и городах РТ, героиня телепередач и статей в российской и республиканской прессе [1], [6], [48]. В июне 2016 года автор данной работы вместе со своей воспитанницей побывали в Вене (Австрия) и Братиславе (Словакия) на международном фестивале «Inclusive dance», где их дуэт был удостоен званий лауреатов 1 и 2 степени в номинациях «Танцевальная импровизация» и «Танцевальное шоу» (см. Приложение). Кроме того, Лейсан получила лицензию инструктора Zumba - танцевальной фитнес-программы на основе латиноамериканских ритмов - и ежемесячно проводит занятия для всех желающих в п.г.т. Богатые Сабы. Есть у девушки с синдромом Дауна и первые опыты получения заработной платы, что говорит об успешном процессе ее социальной адаптации, поиске возможностей финансово себя обеспечивать.
База исследования - Дом культуры Сабинского района Республики Татарстан; концертные площадки Казани, Тулы, Москвы, Вены, Братиславы.
Новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены организационно-педагогические условия обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна; составлена адаптированная учебная программа, рассчитанная на 2 года.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и особенно программы при организации хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
На первом этапе изучалось современное состояние проблемы обучения, воспитания и социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна; проводился анализ медицинских, психолого-педагогических и методических материалов;
На втором этапе с учетом имеющихся научных данных и в процессе собственной педагогической деятельности выявлялись организационно- педагогические условия освоения современного танца учащимися с синдромом Дауна, разрабатывалась программа обучения, ставилась хореографическая композиция «Goodforus»;
На третьем этапе производилось завершение оформления текста выпускной квалификационной работы; запись хореографической композиции «Goodforus»; подведение итогов исследования, сбор фото- и видеоматериалов.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении формулируются цель, задачи исследования, осуществляется обзор литературы по теме, раскрывается актуальность, практическая значимость работы.
Первая глава раскрывает общие основы хореографического обучения учащихся с синдромом Дауна.
Вторая глава посвящена изложению практического опыта обучения современному танцу учащихся с синдромом Дауна. Она содержит ряд методических рекомендаций, программу, описание хореографической композиции, поставленной специально для Лейсан Зариповой.
В данной дипломной работе была исследована одна из наиболее актуальных проблем, связанная с процессом социальной адаптации людей с синдромом Дауна. По результатам анализа физических , психологических особенностей и по проведенному опыту, можно сделать следующие выводы:
1. Синдром Дауна - вид генетических нарушений, частота возникновения которых составляет 1 к 600-800.У людей с синдромом Дауна в 21-й паре находится лишняя хромосома, До сегодняшнего дня причина этой генетической аномалии не известна. Во всех странах мира частота рождения таких детей одинакова и не зависит от уровня благосостояния или экологии. Предварительный диагноз «синдром Дауна» можно поставить по внешним признакам, окончательный - при помощи генетического анализа крови.
2. У людей с синдромом отмечается гипотония, уплощённый затылок, изогнутый мизинец, широкий промежуток между большим и вторым пальцем на стопе («сандалевидная стопа»), единственная ладонная борозда. После рождения ребенка с синдромом Дауна необходимо провести ряд диагностических исследований , направленных на выявление каких либо нарушений в коре головного мозга. При наличии каких либо дефектов, начать немедленную коррекцию. Большое количество детей рождаются пороками сердца и с болезнями пищеварительной железы. Данный фактор может способствовать уменьшению продолжительности жизни. Но при своевременном выявлении и коррекционной работе сотрудником медицины, продолжительность жизни можно заметно увеличить. В среднем , люди с синдромом Дауна живут до 50 лет.
3. Проблема социальной адаптации людей с синдромом Дауна всегда была актуальна. В последние годы появляется многочисленные работы, разрабатываются новые методики в коррекционной педагогике, которые будут способствовать формированию личности. По мнению специалистов, раннее начало целенаправленной работы по развитию детей с синдромом Дауна, позволит достигнуть хороших результатов.
В коррекционной педагогике одним из самых эффективных методов развития личности, считается использование метода танцевальной терапии. Использование движении во время танца, способствуют процессам раскрепощения личности, избавлениям от чувств страха. Приобретается уверенность в себе и в своих поступках, происходит процесс самопознания человека. Проведение групповых занятий способствует развитию коммуникабельных способностей, интеграции в общество , что является одним из важных целей коррекционной педагогики.
4. В результате проделанной работы, выяснилось, что использование современных направлении танца в работе с людьми с синдромом Дауна является наиболее эффективной. Из-за возможных вариантов использовании различных направлении танца. Деятельность которых направлены на развитие определенных частей тела. В каждом стиле используется метод импровизации. С помощью которого, можно добиться навыкам использования изученного материала с процессе свободного движения.
5. Разработанная хореографическая постановка «Goodforus» позволило подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировала умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов; прибавила уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам проделанной работы можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная работа направленная на адаптацию людей с синдромом Дауна, особенно эффективно развивается применением современной хореографии. Разработанная программа показала свою эффективность для развития социализации личности, интеграции в общество , гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью современного танца.
1. Синдром Дауна - вид генетических нарушений, частота возникновения которых составляет 1 к 600-800.У людей с синдромом Дауна в 21-й паре находится лишняя хромосома, До сегодняшнего дня причина этой генетической аномалии не известна. Во всех странах мира частота рождения таких детей одинакова и не зависит от уровня благосостояния или экологии. Предварительный диагноз «синдром Дауна» можно поставить по внешним признакам, окончательный - при помощи генетического анализа крови.
2. У людей с синдромом отмечается гипотония, уплощённый затылок, изогнутый мизинец, широкий промежуток между большим и вторым пальцем на стопе («сандалевидная стопа»), единственная ладонная борозда. После рождения ребенка с синдромом Дауна необходимо провести ряд диагностических исследований , направленных на выявление каких либо нарушений в коре головного мозга. При наличии каких либо дефектов, начать немедленную коррекцию. Большое количество детей рождаются пороками сердца и с болезнями пищеварительной железы. Данный фактор может способствовать уменьшению продолжительности жизни. Но при своевременном выявлении и коррекционной работе сотрудником медицины, продолжительность жизни можно заметно увеличить. В среднем , люди с синдромом Дауна живут до 50 лет.
3. Проблема социальной адаптации людей с синдромом Дауна всегда была актуальна. В последние годы появляется многочисленные работы, разрабатываются новые методики в коррекционной педагогике, которые будут способствовать формированию личности. По мнению специалистов, раннее начало целенаправленной работы по развитию детей с синдромом Дауна, позволит достигнуть хороших результатов.
В коррекционной педагогике одним из самых эффективных методов развития личности, считается использование метода танцевальной терапии. Использование движении во время танца, способствуют процессам раскрепощения личности, избавлениям от чувств страха. Приобретается уверенность в себе и в своих поступках, происходит процесс самопознания человека. Проведение групповых занятий способствует развитию коммуникабельных способностей, интеграции в общество , что является одним из важных целей коррекционной педагогики.
4. В результате проделанной работы, выяснилось, что использование современных направлении танца в работе с людьми с синдромом Дауна является наиболее эффективной. Из-за возможных вариантов использовании различных направлении танца. Деятельность которых направлены на развитие определенных частей тела. В каждом стиле используется метод импровизации. С помощью которого, можно добиться навыкам использования изученного материала с процессе свободного движения.
5. Разработанная хореографическая постановка «Goodforus» позволило подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировала умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов; прибавила уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам проделанной работы можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанной программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная работа направленная на адаптацию людей с синдромом Дауна, особенно эффективно развивается применением современной хореографии. Разработанная программа показала свою эффективность для развития социализации личности, интеграции в общество , гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью современного танца.



