ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 8
1.1. Особенности нравственно-волевой готовности детей к школе 8
1.2. Пути и средства формирования нравственно-волевой готовности
старших дошкольников к школе 14
1.3. Дидактические игры как средство формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе 19
Вывод по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 26
2.1. Выявление уровня сформированности нравственно-волевой
готовности старших дошкольников к школе 26
2.2. Экспериментальная работа по формированию нравственно -
волевой готовности старших дошкольников к школе с использованием дидактических игр 35
2.3. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы ... 48
Вывод по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, является одной из центральных проблем современной педагогики. Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в качестве одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое внимание, обусловленное тем, что школа и детский сад являются двумя смежными звеньями в целостной системе образования. Их взаимосвязь очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития интеллектуальной, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т.д.
Важным направлением в деятельности современных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающим преемственность
дошкольного и школьного образования, является подготовка ребёнка к школе, которая представляет собой длительный сложный процесс, в рамках которого происходит формирование физической, психологической и социальной готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными составляющими готовности ребёнка к переходу на следующую ступень образования.
Особое значение в системе компонентов, обеспечивающих готовность ребёнка к обучению в школе, имеет нравственно-волевая готовность, направленная на формирование таких качеств как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, общительность, доброжелательность и т.д.
От того, насколько эффективно ведётся работа по формированию нравственно-волевой готовности дошкольника к обучению в школе, во многом зависит не только его успешность в обучении, но и успешность социальной адаптации к новым для него условиям.
На сегодняшний день, в практике работы дошкольных образовательных учреждений по формированию нравственно -волевой готовности к школе накоплен достаточно большой «арсенал» средств и методов, позволяющих повысить эффективность данного направления деятельности. Но, пожалуй, одним из самых эффективных средств развития нравственно-волевых качеств необходимых дошкольнику для успешного обучения и социальной адаптации в условиях системного образования, выступают дидактические игры. И это вполне обосновано, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в игре происходит развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает различные способности. Особое место в системе игр занимают дидактические игры, эффективность которых в деле формирования нравственно-волевой готовности детей к обучению в школе доказана опытом зарубежных и российских педагогов и отражена в ряде работ. В ходе дидактических игр формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых. О нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, происходит развитие у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Несмотря на то, что эффективность использования дидактических игр в процессе формирования нравственно-волевой готовности к школе неоспорима, многие дошкольные педагоги не придают большого значения данному виду игры, а родители просто не знают о развивающем потенциале дидактических игр. Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между необходимостью использования дидактических игр в процессе формирования нравственно -волевой готовности к школе и недостаточным вниманием педагогов к дидактическим играм, как эффективному средству формирования нравственно -волевой готовности.
Из противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в изучении специфики организации деятельности по формированию нравственно-волевой готовности дошкольников к обучению в школе посредством дидактических игр. Наличие проблемы обуславливает актуальность исследования.
Объект исследования: процесс формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования: дидактические игры как средство
формирования нравственно-волевой готовности к школе.
Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на формирование нравственно-волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности нравственно-волевой готовности детей к школе;
2. Определить пути и средства формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе в условиях дошкольных образовательных учреждений;
3. Раскрыть возможности использования дидактических игр в процессе формирования нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школе;
4. Определить влияние дидактических игр на уровень сформированности нравственно-волевой готовности старших дошкольников к школьному обучению в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-волевой готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет эффективнее, если:
- работа педагога будет осуществляться в рамках специально разработанной системы методических мероприятий, включающей комплекс дидактических игр;
- система методических мероприятий будет разработана на основе результатов предварительной диагностики;
- в ходе работы по этой системе педагогом будет использоваться индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Изученность темы исследования: Изучению вопросов формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в целом и нравственно-волевой готовности посвящено большое количество, как научных трудов, так и трудов, основанных на результатах практических исследований. Основополагающими являются труды таких учёных как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, И.
A. Зимняя, М. Н. Ильина, Е. Н. Коскина, Е. С. Лукьянова, Н. В. Нижегородцева, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Скляр, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.
Вопросы использования дидактических игр в деле формирования нравственно-волевых качеств дошкольников необходимых для успешного обучения в школе и эффективной социализации ребёнка к новым для него условиям представлены в трудах и статьях таких теоретиков и практиков как:
B. А. Абрамова, О. В. Балыбердина, Р. Ф. Берзина, Н. В. Васильевой, А. В. Запорожец, Л. А. Пшеничных, О. Н. Расцветаева, О. А. Саввонова, Е. А. Смондаренко, Е. И. Тихеева и др.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- эксперимент;
- статистическая обработка данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» Елабужского муниципального района.
Данное исследование проходило в три этапа:
1 этап - теоретико-аналитический: на данном этапе осуществлялось изучение проблемы, был проведён анализ литературных источников, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследовательской работы. Рассмотрены особенности нравственно-волевой готовности детей к школе, пути и средства формирования нравственно-волевой готовности детей к школе, определена роль дидактических игр в этом процессе.
2 этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе были выдвинуты и сформулированы задачи, содержание, методика опытно - экспериментальной работы, проведён педагогический эксперимент.
3 этап - описательно-итоговый. На данном этапе исследования были проанализированы полученные данные, сформулированы основные выводы и рекомендации, завершено оформление работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе теоретических материалов по теме исследования; определении содержания работы по формированию нравственно-волевой готовности к школе у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов и выводов исследования в условиях современных ДОУ позволит педагогам решать вопросы, связанные с формированием нравственно-волевой готовности старших дошкольников к обучению в школе используя в воспитательно - образовательном процессе дидактические игры.
Анализ теоретических источников и опытно -экспериментальной работы позволил показать, что формирование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе на сегодняшний день является одним из важнейших направлений в работе современных дошкольных образовательных учреждений. Одним из важнейших компонентов данного направления деятельности выступает нравственно-волевая готовность дошкольника к обучению в школе. Нравственно-волевая готовность в самом общем виде представляет собой систему нравственных и волевых качеств необходимых для успешного обучения и социальной адаптации ребёнка к новым для него условиям систематического образования в школе. Ребёнок, у которого сформирована нравственно-волевая готовность к обучению в школе, перейдёт на следующую ступень образования с желанием, отнесётся к школе и учёбе как к серьёзной деятельности, что несомненно положительно скажется на уровне его успеваемости и социального взаимодействия со сверстниками и педагогами.
На сегодняшний день в практике работы дошкольных образовательных учреждений накоплен большой опыт в деле формирования нравственно¬волевой готовности к обучению в школе, разработаны пути и средства её формирования. Среди множества средств формирования нравственно - волевой готовности к обучению в школе дидактические игры занимают особое место.
В самом общем виде дидактическая игра представляет собой вид игр, обладающих высоким образовательным и воспитательным потенциалом. В дидактических играх развитие волевых и нравственных качеств личности происходит наиболее эффективно. На это есть несколько причин, во-первых, большинство дидактических игр - это игры с правилами, следуя которым у ребёнка вырабатываются определённые волевые и нравственные качества, такие как, умение следовать правилам, дисциплинированность, послушание, умение эффективно взаимодействовать в коллективе, желание помочь товарищу, который не справляется самостоятельно с заданием или настольные игры, требующие высокого уровня концентрации, усидчивости, терпения, самостоятельности и т.д.
Проведённое исследование показало, что для того чтобы деятельность, направленная на формирование нравственно-волевых качеств необходимых ребёнку для успешного обучения и социальной адаптации на следующей ступени образования посредством дидактических игр была эффективной, необходимо чтобы она имела системный подход и велась целенаправленно, например, в рамках специально разработанной системы занятий. Только в этом случае можно добиться высоких результатов в деле формирования нравственно-волевой готовности к обучению в школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Абрамова, В. А. Роль игры в обучении и развитии ребенка
дошкольника / В. А. Абрамова // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы международной научно -практической
конференции. - Барнаул : Изд-во АГПУ, 2012. - С. 21-26.
2. Балыбердина, О. В. Дидактическая игра в педагогическом процессе
детского сада / О. В. Балыбердина // Наука сегодня: теория, практика, инновации: сборник XI Международной научно-практической
конференции. - Астрахань: Олимп, 2016. - 132-135.
3. Берзина, Р. Ф. Дидактическая игра как средство воспитания дошкольников / Р. Ф. Берзина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во: Башкирского государственного университета, 2015. - С. 24-26.
4. Боголюбова, О. Н. Эмоционально-волевая готовность к школьному
обучению детей 6-7 лет / О. Н. Боголюбова, Е. В. Панферова // Научное сообщество студентов: сборник материалов VI
Международной студенческой научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 189-193.
5. Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. Л. Венгер, Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
7. Вязникова, М. В. Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования / М. В. Вязникова // Избранные вопросы современной науки. - М. : Перо, 2015. - С. 45-65.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
9. Донцов, Д. А. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка / Д. А. Донцов, С. В. Власова, О. Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50. - С. 30-41.
10. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева.- Волглград:Учитель,2009. -143с
11. Кирсанова, У. В. Труд как рычаг в становлении личности ребенка / У. В. Кирсанова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 82-88.
12. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. - М. : Педагогика,
2012. - 272 с.
13. Макаркова, Я. С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению / Я. С. Макаркова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2. - С. 904-908.
14. Морозова, О. В. Осознание и эмоциональное отношение к нравственным нормам в дошкольном возрасте / О. В. Морозова // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014. - № 2. - С. 139-142.
15. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1990. -175 с.
16. Нишеева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нишеева. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
17. Пшеничных, Л. А. Нравственное воспитание дошкольников / Л. А. Пшеничных, Н. В. Васильева // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XXII международной научно - практической конференции. - М.: Перо, 2015. - С. 115-118.
18. Расцветаева, О. Н. Воспитание и обучение дошкольников посредством дидактической игры / О. Н. Расцветаева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 170-171.
19. Саввонова, О. А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О. А. Саввонова / Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 25. - С. 39-43.
20. Сарвилина, Г. В. Психологическое консультирование родителей дошкольников по проблеме готовности к обучению в школе / Г. В. Сарвилина, Ю. Г. Грибанова // Актуальные проблемы психолого-педагогической деятельности: сборник научных статей, 2014. - С. 204-213.
21. Скляр, Н. А. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н. А. Скляр, Е. С. Лукьянова, Е. Н. Коскина. - Великие Луки, 2014. - 171 с.
22. Смондаренко, Е. А. Дидактическая игра как форма обучения дошкольника / Е. А. Смондаренко // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2. - С. 693-695.
23. Стригунова, А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному
обучению: характеристика основных понятий проблемы А. Г.
Стригунова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1296-1299.
24. Субботина, С. В. Системный подход к проблеме подготовки детей к предстоящей учебной деятельности / С. В. Субботина // Системная психология и социология. - 2015. - № 1. - С. 57-63.
25. Сухих, Ф. К. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Электронный ресурс] / Ф. К. Сухих. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534151. - (Дата обращения: 1.06.2016 г.).
26. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 272 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://273-
фз.рф/ак1у_т1поЬгпаик1_го55Й/рг1ка7-т1поЬгпаик1-г£-о1-17102013 -no¬1155.
28. Французова, Е. М. Нравственное воспитание дошкольников в совместной деятельности (на примере труда старших дошкольников) / Е. М. Французова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: материалы II международной научно-практической конференции. - М.: «Спутник +». - 2014. - С. 86-92.
29. Чепайкина, И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина // Инновационные проекты и программы в образовании. -
2013. - № 4. - С. 42-44.
30. Шанц, Е. А. К вопросу становления трудового воспитания
дошкольников в России / Е. А. Шанц // Педагогика: актуальные научные исследования. Теория, практика: сборник научных докладов. - Познань : «Diamond trading tour», 2015. - С. 18-24.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 389 с.
32. Янкина, Н. В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н. В. Янкина, О. А. Ирешева // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 511-514.