РАЗРАБОТКА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной
школе 6
1.2 Роль курсов по выбору в предпрофильном и профильном
обучении 12
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Разработка программы курса по выбору «Художественное
выпиливание лобзиком» 25
2.2 Методические рекомендации по проведению курса по выбору
«Художественное выпиливание лобзиком» 33
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной
школе 6
1.2 Роль курсов по выбору в предпрофильном и профильном
обучении 12
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Разработка программы курса по выбору «Художественное
выпиливание лобзиком» 25
2.2 Методические рекомендации по проведению курса по выбору
«Художественное выпиливание лобзиком» 33
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей”. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации должен начаться с 2006/07 уч. г., а с 2005/06 уч. г. - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории», и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются отдельные аспекты профильного обучения в общеобразовательной школе. Т.А. Афанасьева, А.В. Баранников, С.Г. Броневщук, Е.В. Воронина, С.С. Кравцов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, А.А. Пинский в своих работах рассматривают некоторые вопросы организации профильного обучения; С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, С.А. Писарев, С.Н. Чистякова, А.Н. Худин, Т.И. Шамова — проблемы управления школой на этапе перехода к профильному обучению; В.В. Гузеев, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, П.С. Лернер, И.М. Осмоловская, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской — разработку профильного содержания и развитие педагогических технологий.
Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует
эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению.
В связи с этим курсы по выбору по художественной обработке древесины приобретают особое значение.
Разработка и организация курсов по выбору это достаточно сложный и трудоемкий процесс, и не всегда у современного учителя хватает времени на разработку собственных авторских курсов. Следовательно, разработка курсов по выбору для предпрофильной подготовки и профильного обучения по технологии является достаточно актуальной проблемой.
Объект исследования: предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников.
Предмет исследования: курсы по выбору по технологии.
Цель исследования: выявить возможности курсов по выбору в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной школе.
2. Выявить роль курсов по выбору в предпрофильном и профильном обучении.
3. Разработать программу курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком».
4. Дать методические рекомендации по проведению курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком».
Методы исследования: изучение нормативных документов,
теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и сравнительный анализ учебно-методической документации (программы образовательной области «Технология», концепции технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях); педагогические наблюдение, моделирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный курс по выбору может использоваться преподавателями технологии в учебном процессе школы в рамках профильного обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории», и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются отдельные аспекты профильного обучения в общеобразовательной школе. Т.А. Афанасьева, А.В. Баранников, С.Г. Броневщук, Е.В. Воронина, С.С. Кравцов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, А.А. Пинский в своих работах рассматривают некоторые вопросы организации профильного обучения; С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, С.А. Писарев, С.Н. Чистякова, А.Н. Худин, Т.И. Шамова — проблемы управления школой на этапе перехода к профильному обучению; В.В. Гузеев, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, П.С. Лернер, И.М. Осмоловская, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской — разработку профильного содержания и развитие педагогических технологий.
Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует
эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению.
В связи с этим курсы по выбору по художественной обработке древесины приобретают особое значение.
Разработка и организация курсов по выбору это достаточно сложный и трудоемкий процесс, и не всегда у современного учителя хватает времени на разработку собственных авторских курсов. Следовательно, разработка курсов по выбору для предпрофильной подготовки и профильного обучения по технологии является достаточно актуальной проблемой.
Объект исследования: предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников.
Предмет исследования: курсы по выбору по технологии.
Цель исследования: выявить возможности курсов по выбору в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предпрофильное и профильное обучение в общеобразовательной школе.
2. Выявить роль курсов по выбору в предпрофильном и профильном обучении.
3. Разработать программу курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком».
4. Дать методические рекомендации по проведению курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком».
Методы исследования: изучение нормативных документов,
теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и сравнительный анализ учебно-методической документации (программы образовательной области «Технология», концепции технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях); педагогические наблюдение, моделирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный курс по выбору может использоваться преподавателями технологии в учебном процессе школы в рамках профильного обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена роль и место курсов по выбору в предпрофильной подготовке и профильном обучении, а также разработан курс по выбору «Художественное выпиливание лобзиком».
В первой части работы были выявлены главные особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения технологии как одной из важнейших направлений инновационной деятельности в сфере образования, выделены их основные цели и задачи. Основное внимание было уделено курсам по выбору как одному из компонентов предпрофильного обучения.
Были выявлены отличия элективных курсов от базовых общеобразовательных курсов, задачи, виды и требования, предъявленные к содержанию курсов по выбору.
Во второй главе данной работы, опираясь на теоретические результаты, был предложен самостоятельно разработанный курс по выбору на тему «Художественное выпиливание лобзиком», состоящий из пояснительной записки, основных целей и задач курса, перечня знаний и умений, необходимых для достижения запланированных целей, формы, методы и средства обучения, формы контроля, учебно-тематического плана курса, содержания программы, литературы для учащихся и учителей.
Разработанный нами курс по выбору «Художественное выпиливание лобзиком» предназначен для обучения учащихся 10 (11)-х классов школ, лицеев, гимназий на базе межшкольных учебных комбинатов. Программа рассчитана на 17 часов.
Предложены методические рекомендации по проведению курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком». Методические рекомендации предложены к каждой теме курса. Они включают теоретические сведения по выбранной тематике, комплект изображений, а также мультимедиа фильм о художественном выпиливании лобзиком.
В данном фильме наглядно представлен весь технологический процесс художественного выпиливания лобзиком.
Цели исследования достигнуты, задачи реализованы.
В первой части работы были выявлены главные особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения технологии как одной из важнейших направлений инновационной деятельности в сфере образования, выделены их основные цели и задачи. Основное внимание было уделено курсам по выбору как одному из компонентов предпрофильного обучения.
Были выявлены отличия элективных курсов от базовых общеобразовательных курсов, задачи, виды и требования, предъявленные к содержанию курсов по выбору.
Во второй главе данной работы, опираясь на теоретические результаты, был предложен самостоятельно разработанный курс по выбору на тему «Художественное выпиливание лобзиком», состоящий из пояснительной записки, основных целей и задач курса, перечня знаний и умений, необходимых для достижения запланированных целей, формы, методы и средства обучения, формы контроля, учебно-тематического плана курса, содержания программы, литературы для учащихся и учителей.
Разработанный нами курс по выбору «Художественное выпиливание лобзиком» предназначен для обучения учащихся 10 (11)-х классов школ, лицеев, гимназий на базе межшкольных учебных комбинатов. Программа рассчитана на 17 часов.
Предложены методические рекомендации по проведению курса по выбору «Художественное выпиливание лобзиком». Методические рекомендации предложены к каждой теме курса. Они включают теоретические сведения по выбранной тематике, комплект изображений, а также мультимедиа фильм о художественном выпиливании лобзиком.
В данном фильме наглядно представлен весь технологический процесс художественного выпиливания лобзиком.
Цели исследования достигнуты, задачи реализованы.
Подобные работы
- Курс по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - КУРС ПО ВЫБОРУ «ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Межпредметная интеграция в курсах по выбору для средней школы (на
примере курса по выбору «Имя собственное в художественном тексте»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Курс по выбору «Математика в жизни» в системе математической подготовки обучающихся 6 класса
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МАШИННОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Формирование межпредметного знания обучающихся 9 классов в
условиях курса по выбору «Использование систем квадратичных
уравнений и неравенств в естествознании»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Курс по выбору «Числа управляют миром» в системе математической подготовки обучающихся 6 класса
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2019 - Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - КУРС ПО ВЫБОРУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В РЕАЛЬНОМ
МИРЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



