ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ И
ЕГО РОЛЬ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Банковский внутренний контроль как функция управления .... 7
1.2. Международные принципы формирования системы
внутреннего контроля в банке 14
1.3. Эволюция экономико-правовых основ организации внутреннего контроля в коммерческих банках в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СБЕРБАНК РОССИИ»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк 29
2.2. Анализ организации внутреннего контроля в Банке 37
2.3. Направления развития процедур внутреннего контроля в
коммерческом банке 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Современные мировые тенденции надзора со стороны регуляторов за банковскими рисками, выражающиеся в смещении акцента с дистанционного внешнего надзора за отчетностью банков на риск-ориентированный надзор за системой внутреннего контроля, требуют развития внутренних банковских методов оценки величины возникающих рисков и систем управления риском в целях выявления того или иного вида риска, локализации, контроля и минимизации его влияние на текущую политику банка.
Это в свою очередь определяет необходимость повышенного внимания к организации системы внутрибанковского контроля как компонента управления банком, и особенно, если банк в условиях конкуренции развивает свою деятельность в сферах, подверженных повышенному риску.
В условиях стремительного развития и смены технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-проектов управление существенно усложняется, что обуславливает усложнение контрольных систем, в силу чего внутренний контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления банковской деятельностью.
Этим и обусловлена актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в кредитных организациях довольно широко освещены в теории банковского дела, в частности в работах таких отечественных экономистов как Лаврушина О.И., Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П., Бабаевой Р.Ф., Бадалова Л.А., Гаделии К.Д., А.Н, Емелина А.В., Шумковой К.Г., Пашкова Р.В., Попова С.Б., Раджабовой М.Г., Соколинской Н.Э.. и др.
В то же время при всей широте исследований в данной сфере и многообразии подходов к пониманию моделей выстраивания систем внутреннего контроля в отечественных банках решение задач структурной перестройки всех элементов системы банковского корпоративного управления предполагает повышение результативности и развития процедур внутреннего контроля.
Актуальность и недостаточная научная разработанность указанных вопросов определили выбор темы, цели и задачи данного исследования.
Целью исследования является определение перспективных направлений формирования эффективной системы организации банковского внутреннего контроля на основе исследования его организации в конкретном коммерческом банке.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач, определивших логику и структуру работы:
- исследовать экономическое содержание внутреннего контроля и понятия системы банковского внутреннего контроля;
- рассмотреть эволюцию экономико-правовых основ организации внутреннего контроля в коммерческих банках в Российской Федерации;
- обозначить направления мониторинга организации внутреннего контроля в коммерческом банке;
- дать оценку действующей практики внутреннего контроля в отечественных банках на примере конкретной кредитной организации;
- предложить пути совершенствования организации внутреннего контроля в коммерческом банке.
Объектом исследования является система организации внутреннего контроля в коммерческом банке.
Предметом исследования выступает система экономических и организационных отношений, возникающих между субъектами внутреннего контроля в процессе его проведения в коммерческом банке.
Работа выполнена на материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; исследование охватывает период с 2015 по 2017 год.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, монографии, учебные пособия и публикации в научно-периодической печати по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использовались статистические материалы Центрального Банка за анализируемый период, материалы официального сайта сайтов Центрального Банка и Публичного акционерного общества «Сбербанк России», внутренние методические и инструктивные материалы исследуемого Банка, данные ежегодно публикуемых ним в открытой печати годовых балансов.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания и системный подход; применялись методы системного анализа, графической интерпретации рассматриваемых процессов, группировки, сравнения и обобщения.
Практическая значимость выполненного исследования определяется актуальностью поставленных цели и задач и заключается в возможности использования предложенных практических рекомендаций по повышению действенности банковского внутреннего контроля в соответствии с современными мировыми тенденциями надзора и развития финансовых технологий.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и библиографического списка, содержащего 64 наименования.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступает внутренний контроль в коммерческом банке и его роль в современных условиях глобализации мировой экономики, роста масштабов международной деятельности банков, возникновения новых финансовых продуктов и услуг, усиления конкуренции в банковской системе.
Вторая глава является аналитическим разделом магистерской работы, в котором дается оценка отечественной практики организации внутреннего контроля в коммерческих банках на примере Публичного акционерного общества «Сбербанк России» и предложены пути совершенствования организации внутреннего контроля в отечественных коммерческих банках.
Работа изложена на 65 страницах машинописного текста, содержит расчеты, результаты которых оформлены в таблицу, рисунки и диаграммы (8 шт.). В работе делались ссылки на приложения, количество которых составило 2.
Банковский контроль - один из главных элементов в системе управления, и необходимость его обусловлена прежде всего неопределенностью деятельности банка. От организации контроля во многом зависит адекватность оценки финансового положения кредитной организации, принятие грамотных решений, реальные возможности в выполнении поставленных задач.
Внутренний контроль - это процесс, встроенный в текущую деятельность банка, осуществляемый ее руководителями и всеми сотрудниками для достижения операционных, информационных целей и целей комплаенс.
Система внутреннего контроля по определению Банка России представляет собой совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающую соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами кредитной организации.
Наличие системы внутреннего контроля в банке - это обязательное условие его успешного функционирования, поскольку она обеспечивает соблюдение действующего законодательства и нормативных актов, разработанной банком политики, внутренних правил и процедур, а также способствует снижению риска непредвиденных потерь или нанесения ущерба репутации банка
Модели внутреннего контроля в банковской сфере в России прошли определенную эволюцию и в настоящее время базируются на общепризнанных в мировой практике принципах организации внутреннего контроля и законодательно-нормативной базе, включающей основные документы, регулирующие кредитно-финансовую сферу.
В основание эффективной модели внутреннего контроля положены направленность на оптимизацию и повышение эффективности бизнес- процессов банка; индикативная модель ориентируется на анализ зависимости деятельности банка от факторов внутренней и внешней среды;
риск-ориентированная модель предполагает направленность на предупреждение возникновения рисков через настройку программного обеспечения в банке.
Система внутреннего контроля в ПАО Сбербанк организована в соответствии с требованиями федерального законодательства и Центрального банка Российской Федерации, а также в соответствии с положениями внутренних нормативных документов Банка.
Функции контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО Сбербанк осуществляют Ревизионная комиссия; внешний аудитор; органы управления Банка, а также внутренние структурные подразделения и должностные лица, на которых возложены полномочия по осуществлению внутреннего контроля.
Служба внутреннего контроля представляет собой совокупность структурных подразделений и работников Банка, осуществляющих функции Службы внутреннего контроля в соответствии с требованиями законодательства и внутренних документов Банка, а Служба внутреннего аудита представлена совокупностью структурных подразделений, на которые возложены функции проверки и оценки эффективности системы внутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности, достоверности бухгалтерского учета и отчетности, и другие контрольные функции, включающие функции контроля за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Система внутреннего контроля в Сбербанке обеспечивает формализацию всех основных банковских процессов, назначение владельцев процессов, определение ключевых показателей, создание механизма контроля и постоянного совершенствования.
Построение системы внутреннего контроля Сбербанк осуществляет, применяя модель «трех линий защиты».
В Банке начала формироваться система комплаенс-контроля, для внедрения процедур которой разработаны Политика управления комплаенс- риском, Положение о комитете Банка по комплаенс и Положение о комитете территориального банка по комплаенс. Сформированы коллегиальные органы управления для принятия решений в области комплаенс (Комитет Банка по комплаенс и Комитет территориального банка по комплаенс - подотчетны Правлению).
Частью системы управления комплаенс-риском в Сбербанке является его Политика по противодействию коррупции, устанавливающая управленческие и организационные основы предупреждения коррупционных действий.
Тем не менее, относительно высокими остаются показатели просроченной и проблемной задолженности в кредитном портфеле Сбербанка. Остается высоким показатель уровня концентрации крупных рисков - доля 20 крупнейших заемщиков в портфеле Сбербанка на начало 2017 года составила 28,7% и выросла по сравнению с началом периода весьма значительно - на 4,2 п. п. По результатам проверок кредитующих подразделений имеют место факты ослабления контроля за исполнением заемщиками обязательств по кредитным договорам. Банк неоднократно в исследуемом периоде подвергался наложению штрафов за нарушения по ПОД/ФТ (чаще всего за непредставление или несвоевременное представление необходимых данных в уполномоченные органы), о чем периодически появлялась информация на сайте Банка России без конкретизации самого нарушения.
В 2015 году Антимонопольная служба России оштрафовала ПАО Сбербанк за распространение незаконной смс-рекламы финансовых услуг.
Развитие процедур внутреннего контроля в ПАО Сбербанк должно стать одной из основных задач в построении и функционировании его бизнес-моделей. При этом акцент должен быть сделан на процедурах комплаенс, которые следует рассматривать не только с юридической, но и этической точки зрения, а именно как процедуры по управлению рисками применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации Банком в результате несоблюдения ими законов, инструкций и правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения и этических норм ведения бизнеса.
Реализация Стратегии развития и достижения ПАО Сбербанка ее целевых показателей должны осуществляться не только путем оптимизации бизнес-процессов, но и модернизации системы управления рисками и Службы внутреннего аудита. В связи с этим целесообразно усилить роль данной структуры в реализации Стратегии Банка, что предполагает ее тесное взаимодействие с другими его подразделениями как их партнера, что требует разработки стратегического плана развития внутреннего аудита в ПАО Сбербанк и соответствующих дорожных карт по его выполнению.
Поскольку в ПАО Сбербанк имеют место существенные недостатки по результатам анализа проведенных операций в целях реализации внутреннего контроля по ПОД/ФТ, необходимо повысить результативность внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
Одним из действенных направлений в повышении качества бизнес- процессов Банка может стать дальнейшее внедрение процедур стресс- тестирования в систему внутреннего контроля и корпоративного управления, поскольку стресс-тестирование является важным инструментом внутреннего контроля в сфере управления рисками
При совершенствовании организации работы Службы внутреннего аудита целесообразно взять за основу Стандарт качества организации внутреннего аудита в кредитных организациях, одобренный Советом Ассоциации российских банков в декабре 2015 года.