ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
1 Теоретические основы использования инновационных технологий в
обучении иностранным языкам 6
1.1 Использование компьютерно-информационных технологий в
обучении иностранным языкам и методы работы 6
1.2 Коммуникационные Интернет-технологии 15
1.3 Блоггинг в обучении иностранным языкам 20
Выводы по 1 главе 26
2 Особенности использования блог-технологий в обучении
иностранного языка 28
2.1 Язык блоггеров как функциональная разновидность английского
языка 28
2.2 Характеристика и анализ блогов, предназначенные для изучения
иностранного языка 30
2.3 Создание образовательного блога «Языки с полиглотом» на базе
инструмента Google Blogger. Анализ преимуществ блоггинга 39
Выводы по 2 главе 49
Заключение
Список использованной литературы
1 Теоретические основы использования инновационных технологий в
обучении иностранным языкам 6
1.1 Использование компьютерно-информационных технологий в
обучении иностранным языкам и методы работы 6
1.2 Коммуникационные Интернет-технологии 15
1.3 Блоггинг в обучении иностранным языкам 20
Выводы по 1 главе 26
2 Особенности использования блог-технологий в обучении
иностранного языка 28
2.1 Язык блоггеров как функциональная разновидность английского
языка 28
2.2 Характеристика и анализ блогов, предназначенные для изучения
иностранного языка 30
2.3 Создание образовательного блога «Языки с полиглотом» на базе
инструмента Google Blogger. Анализ преимуществ блоггинга 39
Выводы по 2 главе 49
Заключение
Список использованной литературы
Настоящее исследование посвящено использованию блог- технологий в обучении иностранному языку. Количество работ по теме к настоящему моменту увеличивается, что свидетельствует о том, что сфера деятельности является достаточно новой и недостаточно изучена в контексте ее образовательного потенциала. Исследования этого вопроса производились А.В. Филатовой, С.В. Титовой, П.В. Сысоевым, А. Кемпбеллом, Р. Фердигом. В данный момент блог в основном рассматривается как средство общения и самовыражения в глобальной сети Интернет, однако его потенциал как средства создания аутентичной языковой среды общения недостаточно рассмотрен методистами.
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема использования блог-технологий в качестве образовательно-методического ресурса требует более глубокого рассмотрения. При современном уровне развития информационных технологий очевидной становится необходимость интеграции информационно-программных ресурсов в образовательный процесс. Современные исследования затрагивают новые информационные технологии в учебном процессе, основы web- технологий, оптимизацию преподавания иностранных языков, исследования современных ресурсов сети Интернет.
Объектом исследования выступают блог-технологии в их применении в рамках классной и внеклассной деятельности в обучении иностранному языку.
Предмет исследования являются способы и принципы использования блога как средства создания аутентичной языковой среды общения и эффективного обучения иностранному языку.
Данное методическое исследование ставит цель - предложение способов и принципов использования блог-технологий в процессе обучения.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что применение блог-технологий в качестве средства обучения значительно оптимизирует развитие коммуникативной компетенции учащихся.
В связи с данной гипотезой нами выдвигается ряд задач:
- изучить основные характеристики блога, принципы его создания и функционирования;
- изучить имеющиеся теоретические исследования по данной теме;
- сформулировать методические рекомендации для преподавателя по возможностям применения блог-технологий;
- создать собственный ресурс с целью проверки функциональности блога как средства обучения на практике.
Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ имеющегося материала;
- сравнительный анализ функционирующих блогов
- систематизация полученной информации;
- создание экспериментальной модели блога и последующая его адаптация под практические нужды процесса обучения.
Методологической основой настоящего исследования являются работы, выполненные в русле:
- оптимизации преподавания иностранных языков (А.В. Филатова, М.В. Попова);
- новых информационных технологий в учебном процессе (Г.А. Кручинина),
- методики развития письменной речи посредством интернет- технологий (Т.Ю. Павельева, С.В. Титова);
- исследования современных ресурсов сети Интернет (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).
Научная новизна исследования состоит в том, что нами предлагается деятельностный подход к использованию блог-технологии в обучении иностранным языкам.
Теоретическая значимость исследования выражается в синтезе традиционных методов обучения с инновационными интернет- технологиями и внедрение их в обучение.
Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что теоретический и практических материал может быть использован для дальнейших исследований в области использования блог-технологий в преподавании иностранных языков с целью построения определенного алгоритма создания и применения блога в качестве средства обучения. Помимо того, блоги могут применяться и для расширения кругозора учащихся, что может иметь прикладную ценность для преподавания любых предметов, то есть не ограничиваться рамками уроков иностранного языка.
Материалом для настоящего исследования послужили статьи, публицистические материалы и исследования, изданные в печатной форме или опубликованные в сети Интернет.
Достоверность результатов подтверждается практическим ходом работы над созданием интернет-блога и корректировкой деятельности на промежуточном этапе.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема использования блог-технологий в качестве образовательно-методического ресурса требует более глубокого рассмотрения. При современном уровне развития информационных технологий очевидной становится необходимость интеграции информационно-программных ресурсов в образовательный процесс. Современные исследования затрагивают новые информационные технологии в учебном процессе, основы web- технологий, оптимизацию преподавания иностранных языков, исследования современных ресурсов сети Интернет.
Объектом исследования выступают блог-технологии в их применении в рамках классной и внеклассной деятельности в обучении иностранному языку.
Предмет исследования являются способы и принципы использования блога как средства создания аутентичной языковой среды общения и эффективного обучения иностранному языку.
Данное методическое исследование ставит цель - предложение способов и принципов использования блог-технологий в процессе обучения.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что применение блог-технологий в качестве средства обучения значительно оптимизирует развитие коммуникативной компетенции учащихся.
В связи с данной гипотезой нами выдвигается ряд задач:
- изучить основные характеристики блога, принципы его создания и функционирования;
- изучить имеющиеся теоретические исследования по данной теме;
- сформулировать методические рекомендации для преподавателя по возможностям применения блог-технологий;
- создать собственный ресурс с целью проверки функциональности блога как средства обучения на практике.
Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ имеющегося материала;
- сравнительный анализ функционирующих блогов
- систематизация полученной информации;
- создание экспериментальной модели блога и последующая его адаптация под практические нужды процесса обучения.
Методологической основой настоящего исследования являются работы, выполненные в русле:
- оптимизации преподавания иностранных языков (А.В. Филатова, М.В. Попова);
- новых информационных технологий в учебном процессе (Г.А. Кручинина),
- методики развития письменной речи посредством интернет- технологий (Т.Ю. Павельева, С.В. Титова);
- исследования современных ресурсов сети Интернет (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).
Научная новизна исследования состоит в том, что нами предлагается деятельностный подход к использованию блог-технологии в обучении иностранным языкам.
Теоретическая значимость исследования выражается в синтезе традиционных методов обучения с инновационными интернет- технологиями и внедрение их в обучение.
Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что теоретический и практических материал может быть использован для дальнейших исследований в области использования блог-технологий в преподавании иностранных языков с целью построения определенного алгоритма создания и применения блога в качестве средства обучения. Помимо того, блоги могут применяться и для расширения кругозора учащихся, что может иметь прикладную ценность для преподавания любых предметов, то есть не ограничиваться рамками уроков иностранного языка.
Материалом для настоящего исследования послужили статьи, публицистические материалы и исследования, изданные в печатной форме или опубликованные в сети Интернет.
Достоверность результатов подтверждается практическим ходом работы над созданием интернет-блога и корректировкой деятельности на промежуточном этапе.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глобальная сеть интернет занимает все более важное место в нашей жизни, поэтому мы не можем игнорировать необходимость сочетания инновационных технологий с классическими принципами и методиками обучения. В наши дни учащиеся все больше времени проводят перед экраном компьютера, и это время может быть из бесполезного превращено в полезное: присвоение знаний, умений и навыков. Блог-технологии по своей сути являются уникальным средством создания языковой среды общения: особый вклад осуществляется использованием аутентичных блогов на изучаемом языке, а также использование аутентичных материалов, в оригинальной или обработанной форме.
Данное исследование показывает, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применения блог-технологий на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой, однако являющихся существенными с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения общеличностного развития.
Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения. Общение может производиться и без очевидного вмешательства со стороны учителя, который может выступать в качестве строоннего наблюдателя, указывающего на ошибки. В то же время преподаватель может создать среду доверительного продуктивного общения с учениками в рамках личностно значимого общения посредством блога.
Наше исследование позволяет утверждать, что блог-технологии являются эффективным средством представления информации учащимся с целью ее последующего использования в качестве дополнительного или основного учебного материала. Кроме того, создания блога может проводится силами самих учащихся, что повысит уровень личной вовлеченности в процесс обучения и будет стимулировать творческий поиск. Таким образом, блог-технологии являются отличным средством самовыражения не только в рамках урока иностранного языка, но также и в плане самореализации личности.
Данная работа позволяет использовать блог-технологий в следующих направлениях:
- применение как средства стимуляции мотивации к учению;
- как средство организации внеклассной активности учащихся;
- стимуляция творческого поиска посредством применения современных технологий;
- как средство обучения на уроках различной предметной направленности.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза верифицируема, а значит, данное исследование можно считать завершённым.
Данное исследование показывает, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применения блог-технологий на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой, однако являющихся существенными с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения общеличностного развития.
Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения. Общение может производиться и без очевидного вмешательства со стороны учителя, который может выступать в качестве строоннего наблюдателя, указывающего на ошибки. В то же время преподаватель может создать среду доверительного продуктивного общения с учениками в рамках личностно значимого общения посредством блога.
Наше исследование позволяет утверждать, что блог-технологии являются эффективным средством представления информации учащимся с целью ее последующего использования в качестве дополнительного или основного учебного материала. Кроме того, создания блога может проводится силами самих учащихся, что повысит уровень личной вовлеченности в процесс обучения и будет стимулировать творческий поиск. Таким образом, блог-технологии являются отличным средством самовыражения не только в рамках урока иностранного языка, но также и в плане самореализации личности.
Данная работа позволяет использовать блог-технологий в следующих направлениях:
- применение как средства стимуляции мотивации к учению;
- как средство организации внеклассной активности учащихся;
- стимуляция творческого поиска посредством применения современных технологий;
- как средство обучения на уроках различной предметной направленности.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза верифицируема, а значит, данное исследование можно считать завершённым.



