Введение 3
Глава I. Теоретико- методологические основы изучения первичных выборов 8
§1. История становления первичных выборов 8
§2. Классификация первичных выборов 17
Глава II. Значение первичных выборов для функционирования политической системы США 26
§1. Государственное и партийное регулирование первичных выборов 26
§ 2. Политические последствия первичных выборов в США 35
Глава III. Институт первичных выборов в РФ 42
§1. Практика применения первичных выборов в РФ 42
§2. Проблемы применения первичных выборов в отечественной
политической практике 51
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение
Актуальность работы. Первичные выборы -политический феномен, родившийся в США и прошедший длительную эволюцию, прежде чем он стал неотъемлемой частью политической системы многих стран Запада и стал внедряться в российскую политическую почву. В современных условиях первичные выборы приковывают к себе внимание многих людей, способствуют развитию внутрипартийной демократии и являются одним из способов демократизации избирательного процесса не только в западных странах, но и в РФ, поскольку демократия предполагает, что люди должны выбирать тех, кто будет ими управлять. Первичные выборы являются демократической традицией многих стран, однако практика их применения используется не во всех современных демократических странах.
Американская избирательная система и институт первичных выборов стали одним целым, они гармонично дополняют друг друга. На сегодняшний день первичные выборы проводят такие страны, как США, Канада, Франция, страны Латинской Америки, Австралия, Россия и многие другие. В данной работе первичные выборы будут исследованы не просто как одна из стадий президентских выборов, не просто как избирательная технология для повышения рейтинга кандидата, а как самостоятельный политический институт, который имеет свои отличительные особенности, законы и правила.
Нет единого общепризнанного обозначения первичных выборов. Это не одна единая система, а наличие множества систем, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Первичные выборы можно рассматривать как вид избирательных технологий, с помощью которого создается положительный образ партии или отдельно взятого кандидата, как механизм легитимации публичной власти, как способ выдвижения кандидатов на выборные должности, и самое важное, как способ прямого волеизъявления народа. Первичные выборы делают избирательный процесс конкурентным и более прозрачным, помогают определению самых достойных кандидатов на выборные должности.
Несмотря на то, что первичные выборы в качестве самостоятельного института существуют достаточно давно, они становятся предметным полем обсуждения многих специалистов, а во время президентской гонки они широко освещаются в СМИ, в РФ этот политический феномен не институционализирован и лишь сравнительно недавно стал использоваться в качестве способа выдвижения кандидатов на выборные должности, в связи с чем возникает множество проблем его применения, поскольку первичные выборы следует рассматривать не просто как пред стадию всеобщих выборов в США, а как самостоятельный институт политической системы, который может успешно функционировать и в РФ. Актуальность так же обуславливается тем, что первичные выборы могут предрешить исход избирательной кампании , поскольку позволяют заранее выявить самых сильных кандидатов с помощью высокого уровня поддержки населения и позволяют спрогнозировать результаты будущих всеобщих выборов. РФ вслед за США внедрила данный политический институт в свою политическую систему, который на данный момент широко использует только партия власти, однако на данном этапе еще нельзя говорить о существовании именно института первичных выборов, поскольку РФ находится только на начальном этапе его становления. В то же время нужно понимать, что в американских и российских политических условиях первичные выборы ведут себя по- разному, то, что хорошо функционирует в США, может вообще не работать в РФ. Массового избирателя в США сформировали именно первичные выборы, поскольку желание американского электората участвовать в выборе кандидата в президенты сопровождалось условием обязательной партийной регистрации, что повлияло на определение партийных пристрастий граждан. Тоже самое может произойти в России. Для этого следует грамотно внедрять такие политические новшества, потому что слепое копирование первичных выборов по западному образцу может иметь крайне негативные результаты. Необходимо всестороннее изучение института первичных выборов, поскольку практика его применения может быть практически полезной для прогнозирования результатов будущих избирательных кампаний.
Степень научной разработанности. В американской научной литературе институт первичных выборов изучается как часть избирательной системы США. Во времена зарождения американских первичных выборов, отдельные их элементы изучались и описывались в работах М. Вебера , Р. Михельса, В. Парето, Г. Моски, американского прогрессиста Р. Лафоллета , идеи последнего сыграли значительную роль в становлении первичных выборов в их современном виде. Среди современных зарубежных исследователей следует выделить Д. Снайдера , Р. Рэинли , М. Леви и многих другие, которые в основном занимались изучением влияния первичных выборов на политическую систему США. В отечественной научной литературе так же многие российские исследователи обращались к этой теме, в частности В. И. Лафитский , Ю. Н. Величинская , В.В. Согрин , Р. И. Петрова и многие другие. Дополнительно изучались различные документы партий, в которых отражена информация о первичных выборах, в частности Уставы Политический партий «Единая Россия », ЛДПР , Демократической и Республиканской партий США .
Объектом исследования являются первичные выборы в США и РФ.
Предметом исследования являются механизмы и логика
функционирования института первичных выборов.
Цель исследования - выявить особенности функционирования института первичных выборов в США и РФ.
Задачи исследования:
• Установить основные факторы и особенности генезиса института первичных выборов в США;
• Определить критерии классификации и соответствующие типы первичных выборов;
• Установить роль механизмов регулирования первичных выборов на уровне государства и партий;
• Определить роль первичных выборов в политической системе США и РФ;
• Определить условия зарождения института первичных выборов в РФ;
• Выявить проблемы в современной практике применения первичных выборов в РФ.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специально- научных методов:
1. Исторический метод используется для изучения динамики явлений и процессов, которые повлияли на зарождение первичных выборов в США и РФ, а также для выявления воздействующих на эти процессы факторов. Исторический метод позволяет изучить причины и факторы появления института первичных выборов
2. Системный и структурно-функциональный анализ используется для обобщения информации и определения механизмов регулирования первичных выборов на всех уровнях, так же для определения первичных выборов в качестве незаменимого элемента всей избирательной система США.
3. Нормативно- правовой метод позволяет изучить законодательное регулирование первичных выборов, а именно регулирование первичных выборов в Уставах Партий «Единая Россия», ЛДПР, Демократической и Республиканской партий США и иных документах.
4. Неоинституционализм используется для более широкого определения правил, норм и значения института первичных выборов, его способности изменяться время от времени под воздействием внутренних факторов и внешних условий.
Научно-практическая значимость изучения первичных выборов заключается в возможности применения результатов исследования учеными для дальнейшей разработки проблематики применения первичных выборов в отечественной политической практике. Данное исследование восполняет пробел в научном изучении роли и влияния первичных выборов на политическую систему.
Исследование института первичных выборов и его влияния на политическую систему общества позволило сделать ряд важных выводов:
1. Становление первичных выборов как демократического института
происходило на протяжении двух столетий, сами первичные выборы очень сильно эволюционировали и претерпели значительную
трансформацию. Если на начальном этапе первичные выборы происходили в форме обычных собраний, на которых решались вопросы о выдвижении кандидатов, в дальнейшем произошло усиление роли партийного руководства в вопросах выдвижения кандидатов. Конечно здесь не было и речи ни о каких конкурентных выборах. В дальнейшем первичные выборы под влиянием американских прогрессистов демократизируются и в них принимают участие миллионы избирателей. Важно отметить, что в период после Первой мировой войны интерес к первичным выборам угасает и с новой силой появляется после Второй мировой воны и этот опыт начинают внедрять многие западные страны. На сегодняшний день первичные выборы являются одной из самых старых демократических традиций и является атрибутом современных демократических государств, однако его применение используется далеко не во всех демократических странах.
2. Первичные выборы являются подвижным явлением, они никогда не имеют какую- то определенную форму. Они являются весьма динамичными в силу меняющихся политических условий, в связи с чем характерно наличие множества видов первичных выборов. Наличие столь многих видов первичных выборов определяется несколькими факторами. Во- первых В США первичные выборы сильно децентрализованы, государство практически не регулирует этот процесс, в силу чего все организационные моменты и тип проводимых первичных выборов является прерогативой штатов, которые отличаются друг от друга уровнем индустриализации, культурой и историческими факторами. По этой причине крайне нецелесообразно проводить одинаковые первичные выборы по всей стране, поскольку они должны максимально отражать предпочтения избирателей. Во- вторых той или иной тип первичных выборов является некой избирательной технологией, которая позволяет кандидатам манипулировать избирательным процессом, поэтому иногда сама партия в зависимости от поставленных задач может избирать для себя тот или иной вид первичных выборов. Рекомендуемым видом первичных выборов являются открытые первичные выборы, поскольку именно они позволяют широкое участие населения в данном процессе, делают избирательный процесс более прозрачным и открывают возможности для появления реальной политической конкуренции, поскольку успех и победа кандидата будут зависеть только уровня от общественной поддержки кандидата.
3. Первичные выборы очень сильно влияют на политическую систему, поскольку могут иметь как негативные, так и положительные последствия. В своем идеальном виде первичные выборы позволяют снизить «накал страстей» между партиями в процессе перераспределения депутатских мандатов и снизить уровень конфликтности между ними, поскольку в этот процесс непосредственно включается население, которое становится своеобразным арбитром в определении кандидатов на выборные должности. Таким образом, первичные выборы, являясь механизмом легитимации органов публичной власти, поднимают уровень общественной поддержки партии, делают процедуру выборов более прозрачной, позволяют преодолеть политическое отчуждение и абсентеизм, усиливают демократические элементы, налаживают связь между избирателями и партией в период между выборами, повышают уровень внутрипартийной демократии, позволяют заранее спрогнозировать исход всеобщих выборов. В целом первичные выборы положительно влияют на политическую систему, поскольку они демократизируют выборы, повышают внутрипартийную демократию и дают больше возможностей гражданам участвовать в политической жизни своей страны. Однако с друзой стороны могут быть совершенно иные последствия, такие как разочарование во власти, еще большее политическое отчуждение и резкое разделение электората на конфликтующие лагеря, требование отмены результатов выборов.
4. Для того, чтобы первичные выборы в РФ функционировали как реальный демократический институт и выполняли свою важнейшую функцию- позволяли определять кандидатов на выборные должности должно быть пересмотрено российское избирательное
законодательство. Вследствие приведенных доводов о ценности первичных выборов как элемента демократии рекомендуется проводить первичные выборы всеми партиями, которые вправе сами выбрать вид проводимого первичного голосования при обязательном соблюдении всех демократических начал, поскольку первичные выборы поднимают политическую активность граждан и способствуют повышению внутрипартийной конкуренции.
Практика применения первичных выборов в РФ выявила наличие множества проблем. Если в США первичные выборы служат демократизации партийной жизни, помогают сделать выборы более прозрачным процессом, активизируют членов партии в преддверии выборов, то в РФ все это находится лишь на стадии зарождения и первичные выборы имеют очень слабую организацию. Для того, чтобы в РФ первичные выборы стали полноценным институтом, позволяющим демократизировать выборы нужно очень много времени, поскольку успешный опыт первичных выборов в США формировался на протяжении столетия. Использование указанных методов позволило выявить место и роль первичных выборов в политических системах США и РФ.
1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. М.: Норма, 2007. 782 с.
2. Баталов, Э. Я. Проблемы демократии в американской политической мысли ХХ века / Э. Я. Баталов. М.: Прогресс - Традиция, 2010. 375 с.
3. Большой юридический словарь / В. И. Додонов, В. Д. Ермакова, М. А Крылова. М.: Инфа- М, 2001. 790 с.
4. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 706 с.
5. Дюверже, М. политические партии / Л. А. Зимина. М.: Академический проект, 2000. 538 с.
6. Кастельс, М. Власть и коммуникации / М. Кастельс. М.: Изд. дом. ВШЭ, 2016. 591 с.
7. Климова, М. В. Президентские выборы во Франции в 2017 году / М. В. Климова, А. К. Кудрявцев, П. П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2017. 62 с.
8. Лафитский, В. И. Правовое регулирование президентских выборов в США / Я. И. Лысенко. М.: РЦОИТ, 2004. 144 с.
9. Лафитский, В. И. Соединенные Штаты Америки. Конституционные и законодательные акты / О. А. Жидкова. М.: Прогресс, 1993. 213 с.
10. Любарев, А. Е. Избирательные системы: российский и мировой опыт / А. Е. Любарев. М.: Голос, 2010. 632 с.
11. Политологический словарь - справочник / В. Е Погорелый, К. В. Филиппова, В. Ю. Фасенко. М.: Наука спектр, 2008. 318 с.
12. Римини, Р. Краткая история США / О. В. Алексанян. М.: Колибри, 2015. 479 с.
13. Согрин, В. В. Политическая история США ХХ II- XX вв. / В. В. Согрин. М.: Весь мир, 2001. 400 с.
14. Хомелева, Р.А. Политология / Р. А. Хомелева. СПб.: Издательский дом «НЕВА», 2003. 288 с.
15. Rainly, R. Choosing the Nominee: How Presidential primaries came to be and their future in American politics / R. Rainly. W.: WMU, 2013. 50 p.
16.Snyder, J. The decline of Competition in U. S. Primary elections, 1908¬2004 / J. Snyder, S. Hirano. C.: Political science, 2005. 128 p.
Статьи
17. Гельман, В. Я. От «бесформенного плюрализма» - к «доминирующей власти»? Трансформация российской партийной системы // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 46-58.
18. Графов, Д. К слову, о финансировании предвыборных кампаний // Однако. Деловой журнал. 2012. №34. С. 27-29.
19. Камалетдинова, А.И. Особенности праймериз как политической технологии в современной России // Социология. Политология. 2016. № 3. С. 355-358.
20. Митин, Г. Н. Уставы политических партий и решения их руководящих органов как источники конституционного права в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 38-41.
21. Медушевский, А. Н. Острогорский и политическая социология в ХХ веке. Часть 2 // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 98-107.
22. Назаров, И.И. Праймериз «Единой России» как механизм обновления политической элиты (2007-2016 гг.) // Pro Nunc: Современные политические процессы. 2016. № 1(16). С. 102-110.
23. Перцев, А. Н. Узнают по голосам // Коммерсантъ- власть. 2015. №35. С. 11-14.
24. Петрова, Р. И. Особенности процедуры праймериз в современной
России // Вестник Пермского научного центра. 2014. № 3. С. 70-75.
25. Цыганова, Е. Х. Демократическая ценность праймериз. Перспективы институционализации в РФ // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12(54). С. 161-164.
26. Шишкина, Н. Э. Праймериз как предстадия избирательного процесса // Сибирский юридический вестник. 2008. № 1(40). С. 30-34.
Электронные публикации
27. Величинская, Ю. Н. Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институционализации. [Электронный документ]: Исследование за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00168). Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс»
28. Вербицкий, С. Пробные выборы. URL:
http ://www.chelpress.ru/newspapers/private/store/infoural/aif/r2/122.html (дата обращения: 20.04.2017).
29. Гладышева, Н. Опыт проведения праймериз в Санкт- Петербурге. Историческая справка. URL: https://regnum.ru/news/polit/1427595.html (дата обращения: 20.04.2017).
30. Данилова, О. В. Карта нарушений: принуждение к получению
открепительных, запугивание избирателей, агитация в детсадах и школах. URL: https://www.golosinfo.org/ru/articles/106944 (дата
обращения: 08.04.2017).
31. Данные ВЦИОМ от 07.08.2011. URL:
https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=753&q_id=54086&date=07.08.2011 (дата обращения 09.03.2017).
32. Ермолаев, В. П. Особенности и характеристики агитационного
периода во время праймериз- 2016 в России. URL: http://elect-
assist.ru/osobennosti-i-xarakteristika-agitacionnogo-perioda-vo-vremya- prajmeriz-2016-v-rossii/ (дата обращения: 29.05.2017).
ЗЗ.Замахина, Т. Праймериз «Единой России» выполнили свою задачу //
Российская газета. URL: https://rg.ru/2016/06/04/viacheslav-volodin-
prajmeriz-edinoj-rossii-vypolnili-svoiu-zadachu.html (дата обращения:
комиссия города Нью- Йорк. Регистрация
голосование. 2012. С. 6-7. URL: http://docplayer.ru/36019493-
Registraciya-i-golosovanie.html (дата обращения: 05.05.2017).
35. Ковин, В. С., Любарев, А. Е. Заявление № 1. Об организации и
проведении политическими партиями предварительных
внутрипартийных выборов (праймериз) в 2016 году. URL: https://www.golosinfo.org/ru/articles/80751 (дата обращения:
07.04.2017).
36. Майкл Пинто- Душинский. Финансирование избирательных кампаний
за рубежом: правовое регулирование и политическая практика. URL: http://www.democracy.ru/library/articles/rus_1999-10.html (дата
обращения: 12.04.2017).
37. Материалы для брифинга: Выборы и организация избирательного процесса в США. Президентские выборы 7 ноября 2000 года. URL: http://www.democracy.ru/library/foreign/countries/usa/uspreselect2000/ (дата обращения: 17.05.2017).
38. Меньшиков, В. В. Вопросы политической теории. Макс Вебер о власти
// Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. С. 29. [Электронный документ]. URL: chsu.kubsu.ru/arhiv/2012_1/201_1_Menshikov.pdf
(дата обращения: 12.04.2017).
39. Перрино, П. Крайне правые на президентских выборах 2000 года во
Франции: осознанная поддержка Национального фронта или
протестное голосование? // Научно образовательный портал Высшей школы экономики. 2006. №2(64). С. 20. URL:
https://ecsocman.hse.ru/text/18961464/ (дата обращения: 08.06.2017).
40. Петров, Н. В. Праймериз как зеркало политической эволюции // Московский центр Карнеги. URL: http://camegie.ru/2011/08/16/ru-pub- 45362 (дата обращения: 23.05.2017).
41. Политический доклад. Внутрипартийные праймериз: Зачем нужен
предварительный отбор кандидатов // ЦПА. 2016. С. 3. [Электронный документ]. URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru>report (дата
обращения: 12.05.2017).
42. Регламент по организации и проведению предварительного
голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Советов депутатов муниципальных образований в городе Москве в 2017 году // Официальный сайт партии «Единая Россия». 2017. URL: https://moscow.er.ru/pg2017/pg- zelao/kriukovo/userdata/files/2017/03/07/zelao_kryukovo_06-03-2017- _prolozhenie-k-resheniyu-1voprosa-ok.docx (дата обращения:
05.05.2017).
43. Российская Федерация. Кодекс РФ об административных
правонарушениях: [Кодекс: принят Гос. Думой 20 декабря 2001г.: по состоянию на 01.06.2017 г.]. Доступ из правовой системы
«КонсультантПлюс»
44. Российская Федерация. Федеральный закон. О политических партиях: [Фед. закон: принят Гос. Думой 11 июля 2001г.: по состоянию на 06.06.2017 г.]. Доступ из правовой системы «КонсультантПлюс»
45. Слабунова, Э. Э. Институт праймериз искажен до неузнаваемости.
URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2016-06-07/15_filters.html (дата
обращения: 08.05.2017).
46. Устав Партии «Единая Россия» // Официальный сайт партии «Единая Россия». URL: http://er.ru/party/rules/ (дата обращения: 27.04.2017).
47. Устав Партии ЛДПР // Официальный сайт Либерально -
демократической партии России. URL: https://ldpr.ru/party/ustav/ (дата обращения: 27.04.2017).
48. Шилин, В. Я. Путин: праймериз нужны всем. URL:
http://www.interfax.ru/russia/204744 (дата обращения: 15.05.2017).
49. Clark Josh. How Political Primaries work. URL:
http://people.howstuffworks.com/primary5.htm (дата обращения: 16.04.2017).
50. Delegate Selection Materials for the Democratic National Convention /
DNC office of Party affairs and delegate selections, 2014. P. 8. [Electronic document]. URL: http://demrulz.org/wp-
content/files/12.15.14_2016_Delegate_Selection_Documents_Mailing_- _Rules_Call_Regs_Model_Plan_Checklist_12.15.14.pdf (дата
обращения: 03.05.2017)
51. Democratic Party Platform. [Electronic document]. URL:
http://www.presidency.ucsb.edu/papers_pdf/117717.pdf (дата обращения: 14.05.2017).
52. Federal Election Campaign Laws. Title 52. Washington D. C., 2015. [Electronic document]. URL: http://www.fec.gov/law/feca/feca.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
53. Gauja Anika. Political Parties and Elections: legislating for representative
democracy. Australia, 2010. Р. 100 . URL:
https://books.google.ru/books?id=G7sFDAAAQBAJ&pg=PA110&lpg=P A110&dq=nader+v.+shaffer#v=onepage&q=nader%20v. %20shaffer&f=fa lse (дата обращения: 09.04.2017).
54. Greenhut Steven. Top two primary limits voters’ choices // Hoover institution, 2016. URL: http://www.hoover.org/research/top-two-primary- limits-voters-choices (дата обращения: 15.05.2017).
55. Michael Levy. United States Presidential election of 1824. Encyclopedia Britannica, inc. URL: https://www.britannica.com/event/United-States- presidential-election-of-1824 (дата обращения: 02.04.2017).
56. Primary/ Caucus/ Convention glossary. URL:
http://www.thegreenpapers.com/Definitions.html (дата обращения:
11.05.2017).
57. Republican Party Platform. URL: https://www.gop.com/platform/ (дата обращения: 09.03.2017).
58.San Francisco Democratic Country Central Committee Bylaws. URL: http://www.sfdemocrats.org/bylaws (дата обращения: 03.04.2017).
59.San Francisco Democratic Patry policy and procedure manual. Article 8. Section 1. URL: http://www.sfdemocrats.org/bylaws (дата обращения: 03.04.2017)
60. Table of contents. The Republican National Committee. Rule 14.
[Electronic document]. URL: http://thebooksout.com/downloads/table-of- contents-republican-national-committee.pdf (дата обращения:
07.04.2017).
61. The charter and the bylaws of the Democratic Party of the USA. Charter 2.
Section 4 [Electronic document]. URL: http://www.demrulz.org/wp- content/files/DNC_Charter Bylaws_9.11.2009.pdf (дата обращения:
24.05.2017).
62. The official guide to the 2016 Republican nominating process. URL: https://www.gop.com/the-official-guide-to-the-2016-republican- nominating-process/ (дата обращения: 03.05.2017).
63. The charter and the bylaws of the Democratic Party of the USA. Charter 9.
Section 5. [Electronic document]. URL: http://www.demrulz.org/wp- content/files/DNC_Charter Bylaws_9.11.2009.pdf (дата обращения:
02.05.2017).