Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«профессиональная ориентация» 10
1.2. Особенности профориентационной работы с детьми младшего
школьного возраста 26
1.3. Формы, методы и средства организации профориентационной
работы с детьми младшего школьного возраста 39
Выводы по I главе 61
Глава II. Педагогическое обеспечение профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста
2.1. Исследование уровня ориентации учащихся младших классов на
будущую профессию (констатирующий этап эксперимента) 64
2.2. Реализация программы профориентационной работы с детьми
младшего школьного возраста (формирующий этап эксперимента) 81
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы....96
Выводы по II главе 114
Заключение 117
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Профориентационная работа в общеобразовательном учреждении является одним из важных направлений школьного обучения и воспитания. Основная задача данной работы заключается в формировании профессиональных интересов и склонностей учеников в соответствии с личными способностями, пригодностью к той или иной профессии. Весь школьный период проведенной профориентационной работы включает в себя развитие профессионального интереса, от желания до устойчивого намерения овладеть выбранной профессией.
В основном целенаправленная работа по профориентации учеников ведется в старшем школьном возрасте. Получается так, что младший школьный возраст остается в стороне. В связи с этим ученик, стоя на пороге школы, не успевает сделать осознанный выбор, поскольку его представления о предлагаемых профессиях недостаточны. Чтобы предотвратить данную проблему, нужно организовать целенаправленную работу по ознакомлению разными профессиями уже в рамках начальной школы.
Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста направлена на расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях, на формирование ценностного отношения к труду. В основном, реализация данной работы занимает незначительную часть школьной программы начальной школы, и ознакомление проходит только в рамках некоторых учебных предметов.
Основа выбора профессии должна закладываться именно в младшем школьном возрасте через формирование у учеников представления о мире труда и профессий. Это важно, поскольку интерес к отдельным профессиям формируется в I-IV классах общеобразовательной школы. Эффективность профориентационной работы, в основном, зависит от ее успешного осуществления в единстве с трудовым воспитанием. Профориентационная работа в начальной школе должна сочетать в себе воспитание положительного отношения к труду, показом значения труда в жизни, формированием уважения к представителям разных профессий, воспитание умений и навыков простейших трудовых операций. В связи с этим возникает необходимость использования таких форм и методов трудового воспитания, которые включают в себя возможность ознакомления учащихся с различными профессиями. Для реализации задач профориентации должны использоваться не только учебные дисциплины, но и внеклассная и внешкольная работа.
Проблема профессиональной ориентации детей младшего
школьного возраста рассмотрена в исследованиях Е. А. Климова [10], А.Д.Сазонова [16], С.Н. Чистяковой [24]. Также данную проблему в своих работах освятили А.Е. Голомшток [6] и С.К. Овсянникова [12].
Е.А. Климова и С.Н. Чистякова определяют профориентационную работу с детьми младшего школьного возраста в аспекте формирования у них интереса к профессиональной деятельности. С.Н. Чистякова рассматривает данный процесс в рамках профессионального просвещения, которое развивает конкретные знания о профессиях, способности к различным видам трудовой деятельности и положительное отношение к труду [10; 24].
По мнению А.Д. Сазонова, сформированность представлений о мире профессий зависит от максимального использования всех возможностей учебно-воспитательного процесса. В процессе профориентационной работы нужно учитывать такие особенности младшего школьного возраста, как любознательность, восприимчивость и эмоциональность [16].
С.К. Овсянникова в своей работе описывает процесс организации профориентационной работы в образовательном процессе с учетом возрастных особенностей [12].
А.Е. Голомшток важную роль в профориентационной работе отводит педагогу. Задачу педагога он видит в формировании представлений о мире профессий с учетом интересов, склонностей и индивидуальных особенностей учащихся, а также с учетом потребности общества в представителях тех или иных профессий [6].
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы было выявлено, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора определенной профессии. Данный возраст рассматривается как подготовительный, в котором должны быть заложены основы профессионального самоопределения в будущем.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью организации в начальных классах пропедевтической работы по формированию готовности к осознанному выбору профессии, по воспитанию положительного отношения к труду у учащихся, показом значения труда в жизни, формированием уважения к представителям разных профессий, воспитанием умений и навыков простейших трудовых операций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов профориентационной работы в начальной школе, с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы, методы и средства
эффективной профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм, методов и средств профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс профориентации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста будет эффективной, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия профориентационная работа;
-учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе профориентационной работы;
-выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разнообразных форм, методов и средств организации профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация».
2. Определить особенности профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
3. Выявить эффективные формы, методы и средства профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
разработанной программы профориентационной работы « Тропинка в
профессию» с детьми младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Методологическую основу исследования составили современные теории профессионального самоопределения Е.А. Климова, А.Д.Сазонова, С.Н. Чистяковой, теория профессионального развития Д. Сьюпера, теория компромисса с реальностью Гинзберга, где рассматривается сущность профориентационной работы в начальных классах.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия с. Большой Сардек» Кукморского района. Выборку составили ученики 3А класса в количестве 20 человек (экспериментальная группа) и 3Б класса в количестве 21 человек (контрольная группа).
Этапы исследования. Исследования проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы и средства профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы и средства профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов, психологами и социальными педагогами в профориентационной работе с детьми младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты дипломной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций:
1. Шарафетдинова Л.Р. Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста/III Международная научная студенческая конференция (г. Екатеринбург, 26.01.2017, заочная, сертификат участника)
2. Шарафетдинова Л.Р. Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста/Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат, III место).
3. Шарафетдинова Л.Р. К вопросу о необходимости осуществления работы по профориентации с детьми младшего школьного возраста/XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (г. Нижневартовск, 05.04.2017, заочная, сертификат участника).
Кроме того, материалы дипломной работы были апробированы в следующих публикациях:
1. Шарафетдинова Л.Р., Калацкая Н.Н. Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста//Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития.-Екатеринбург: ИМПРУВ, 2017. - С.49-52.
2. Шарафетдинова Л.Р., Калацкая Н.Н. К вопросу о
необходимости осуществления работы по профориентации с детьми младшего школьного возраста//Материалы XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета.- Нижневартовск: Изд-во
Нижневарт.гос.ун-та, 2017.
3. Шарафетдинова Л.Р., Калацкая Н.Н. Профессиональная ориентация и младший школьный возраст как пропедевтический этап// Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития.- Екатеринбург: ИМПРУВ, 2017.
4. Шарафетдинова Л.Р., Калацкая Н.Н. Профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста // Сборник студенческих статей и тезисов Казанского Федерального Университета. - Казань: Изд-во Казанского фед. ун-та, 2017.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
В связи с изменяющимися условиями современного мира профессиональная ориентация является важным этапом в формировании и развитии успешной личности. Основной задачей процесса профориентации является формирование первоначальных интересов и склонностей к определенной профессии. Часто бывает так, что ученик, стоя на пороге школы, не успевает сделать осознанный выбор, поскольку его представления о предлагаемых профессиях недостаточны. Чтобы предотвратить данную проблему, нужно организовать целенаправленную работу по профессиональной ориентации уже в рамках начальной школы. В связи с этим возникает необходимость выявления содержания, форм, методов и средств эффективной профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация».
При решении первой задачи нами были рассмотрены взгляды разных авторов на данную проблему. Профессиональная ориентация рассматривается как процесс формирования в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда в жизни человека.
2. Определить особенности профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста.
При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что младший школьный возраст является пропедевтическим этапом процесса профессиональной ориентации. Именно в младшем школьном возрасте должна закладываться основа профориентации, которая заключается в процессе ознакомления учащихся с разными профессиями, формировании положительного отношения к труду и понимании его значения в жизни. На основе этого, нами были выделены основные составляющие профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста:
1) Знакомство детей с миром профессий;
2) Формирование уважительного отношения к труду;
3) Развитие практических трудовых умений;
4) Формирование личностных качеств, необходимых в трудовой деятельности.
В соответствии с этим, правильно организованная работа по профессиональной ориентации детей школьного возраста позволяет создать необходимые условия подготовки к осознанному выбору профессии, и является хорошей основой профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Поэтому так необходима комплексная работа по профессиональной ориентации, начиная с младшего школьного возраста.
3. Выявить эффективные формы, методы и средства
профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста
При решении данной задачи нами были рассмотрены различные формы (экскурсии, профориентационные игры, встреча с интересными людьми, классные часы, викторина, конкурс, сюжетно-ролевые игры), методы (беседа, рассказ, метод положительного примера) и средства (профессиограммы и мультфильмы) профориентационной работы в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Они являются наиболее эффективными при работе с младшими школьниками и способствуют осуществлению всех направлений профориентационной работы. На основе применения данных форм, методов и средств была разработана формирующая программа «Тропинка в профессию» по профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность разработанной программы профориентационной работы «Тропинка в профессию» с детьми младшего школьного возраста, содержащая выявленные формы, методы и средства
профориентационной работы.
Для решения данной задачи в ходе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы была проведена и апробирована программа «Тропинка в профессию». Полученные результаты позволяют говорить, что с помощью формирующей программы удалось повысить уровень представлений младших школьников о мире профессий. Расчет t критерия Стьюдента показал наличие существенных различий в результатах экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе исследования, также произошли существенные изменения в показателях экспериментальной группы до и после проведения формирующей работы.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что
апробированные нами формы, методы и средства формирования представлений младших школьников о мире профессий достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?//Педагогика, 1991, №12. - С. 34-39.
2. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2012. - 340 с.
3. Бобрикова Л. Г. Организация профориентационной работы в 5 классах // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1062-1066.
4. Богуславский, М. В. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 6-18.
5. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы; под ред.С.Н. Чистяковой. - М.:ВАКО, 2009. - 160 с.
6. Голомшток А. Е. Методика изучения учащихся в целях профориентации// Школа и производство.- 2008.- №2. - С. 86 - 88.
7. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. - М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд- во КузГПА, 2006. - 135 с.
8. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. - 2002. -№ 12. - С. 40-43.
9. Капралова Е.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе повышения квалификации к работе по профессиональной ориентации школьников: Дис.к.п.н: 13.00.01. - Москва, 1990. - 200 с.
10. Климов Е.А. Как выбирать профессию// Человек и профессия. - М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
11. Лыгин С.А., Денисова К.С. Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XLII междунар. науч.-практ. Конф., № 7(42), 14 июля 2014 г.- Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 46-50.
12. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 362 с.
13. Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы Всероссийского совещания «Формирование и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в рамках региональных программ развития профессионального образования». 23-24 октября 2012, г. Москва / Составители: В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - М., 2012. Ч. II. - 171 с.
14. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш.проф.образования. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
15. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
16. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.
17. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2). - С.23-41.
18. Степаненков Н.К. Педагогика. - Минск: Издательство В. М. Скакун, 1998. - 448с.
19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 544с.
20. Сухомлинский В.А. Трудовое воспитание /Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т. 2; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. — М.: Педагогика, 1980. — 560 с..
21. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.
22. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012.- 199 с.
23. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК / Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки. - М.: Педагогика, 1985. - 112 с.
24. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие/ под ред. В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 2004. - 112 с.
25. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В.И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. - М.: Просвещение, - 2012. - 223 с.
26. Школа и выбор профессии./ Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г.Г. Агаповой. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.
27. Ginzberg Е. and Associates. Democratic Values and the Rights of Management. - New York: Columbia Press. - 1963. - 238 p.
28. Super D. E., et
al. Vocational Development: A Framework of Research. - New York: Columbia Press, 1957. - 446 p.