ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Основы формирования методической компетентности учителя химии при проведении уроков с использованием дистанционных технологий 7
1.1. Понятие и содержание методической компетентности и
компетенций учителя химии 7
1.2. Формирование ИКТ-компетентности учителя химии и
студентов, будущих учителей химии 11
1.3. Дистанционные образовательные технологии в химическом
образовании как показатель методической компетентности учителя 17
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Анализ экспериментальных данных по работе с дистанционными технологиями в области химического образования 28
2.1. Методические особенности применения учителем химии
дистанционных технологий в учебном процессе школы 28
2.2. Исследование влияния дистанционных технологий на
методическую компетентность учителя химии 33
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение
Глава 1. Основы формирования методической компетентности учителя химии при проведении уроков с использованием дистанционных технологий 7
1.1. Понятие и содержание методической компетентности и
компетенций учителя химии 7
1.2. Формирование ИКТ-компетентности учителя химии и
студентов, будущих учителей химии 11
1.3. Дистанционные образовательные технологии в химическом
образовании как показатель методической компетентности учителя 17
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Анализ экспериментальных данных по работе с дистанционными технологиями в области химического образования 28
2.1. Методические особенности применения учителем химии
дистанционных технологий в учебном процессе школы 28
2.2. Исследование влияния дистанционных технологий на
методическую компетентность учителя химии 33
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение
Целью образования является формирование и развитие интеллектуально развитой, творческой, компетентной личности, способной жить в активно развивающейся среде, готовой к саморазвитию, как в личных интересах, так и в интересах общества. Именно поэтому в современном мире учителю необходимо повышать свой уровень компетенций в соответствии с требованиями социума. Одним из средств формирования методической компетентности учителя химии служат дистанционные образовательные технологии. Так как, в настоящее время роль дистанционного образовательного обучения высока, учитель химии должен в полном объеме быть осведомленным в данной сфере и использовать их в качестве основы своей профессиональной деятельности. Актуальность также обусловлена повышением роли дистанционного образовательного обучения в деятельности современного учителя химии по требованиям ФГОС нового поколения. Но при этом во многих школах преподают учителя с недостаточно высоким уровнем компетентности в сфере информационных технологий. И не во всех вузах студенты педагогического направления обладают навыками работы в дистанционной среде. Поэтому в настоящее время ведется масштабная работа по проверке уровня компетентности учителей и студентов, будущих работников образования, и на основании данных этого контроля разрабатывает необходимые образовательные программы.
По мере повышения своей компетенций учитель химии должен научиться проводить уроки с использованием дистанционных технологий, которые включают в себя их применение на определенном этапе или на нескольких этапах урока; а также владеть вариативными формами обучения. Дистанционное обучение можно использовать как на уроке, так и вне урока (на дому, что подразумевает под собой взаимодействие между учеником и учащимися на расстоянии, дистанционно).
Для реализации такого процесса обучения у субъектов обучения (учителя химии и учащихся) должен быть в наличии стандартный набор оборудования, включающий: ПК с веб-камерой, принтер, сканер и другие приспособления для облегчения процесса. Так, например, проведение химического практикума, ученик может проходить дистанционно (если существует такая необходимость), не выходя из собственного дома.
Цель - исследование процесса формирования методической компетентности учителя химии при помощи использования дистанционных технологий.
Гипотеза исследования: при эффективном применении дистанционных технологий учителем химии совершенствуется его методическая компетентность
Объект исследования - методическая компетентность учителя химии при использовании дистанционных технологий
Предмет исследования - формирование методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать основные пути формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий.
2. Провести экспериментальное исследование по определению уровня владения дистанционными образовательными технологиями, влияющими на методическую компетентность учителей химии РТ и студентов КФУ, будущих учителей химии.
3. На основе данных экспериментальной части исследования разработать и апробировать для студентов и учителей химии Программу использования дистанционных образовательных технологии.
Для решения поставленных цели и задач в данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ научно-исследовательской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, использование нормативных документов, учебно-методической литературы;
2. применение эмпирических средств и методов познания: педагогическое наблюдение, анкетный опрос учителей химии, проходивших профессиональные курсы повышения квалификации, студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и Института фундаментальной медицины и биологии К(П)ФУ, с последующей разработкой и апробацией авторской Программы для использования дистанционных образовательных технологий учителями химии на уроке и студентами в ходе педагогической практики.
Результаты исследования были представлены:
• в выступлении на заседаниях студенческой проблемной группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» на 2015-2016 г.;
• в выступлении на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы конструирования урока химии в условиях реализации ФГОС ООО» для учителей химии РТ, издательство «ДРОФА» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (Казань, 2015 г., сертификат);
• в публикации сборника «Новые информационные технологии в науки» на заседании VII Международной научно-практической конференции 2015г. (г. Уфа, 2015 г., публикация, сертификат);
• в выступлении на VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества в Химическом институте им. А.М. Бутлерова КФУ 24-25.03.2016 и публикации в сборнике научных и научно-методических трудов «Инновации в преподавании» (сертификат №86);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2016 (диплом, публикация);
• в публикации сборника «The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia» Proceedings of the Conference (July 05, 2016), «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, Vienna, 2016 / «Пятая Международная конференция по развитию образования и психологических наук в Евразии»: Материалы конференции (05 июля 2016 года), «Восток-Запад» Ассоциации перспективных исследований и высшего образования GmbH, Вена, 2016 (сертификат);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2017 (диплом, публикация).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
По мере повышения своей компетенций учитель химии должен научиться проводить уроки с использованием дистанционных технологий, которые включают в себя их применение на определенном этапе или на нескольких этапах урока; а также владеть вариативными формами обучения. Дистанционное обучение можно использовать как на уроке, так и вне урока (на дому, что подразумевает под собой взаимодействие между учеником и учащимися на расстоянии, дистанционно).
Для реализации такого процесса обучения у субъектов обучения (учителя химии и учащихся) должен быть в наличии стандартный набор оборудования, включающий: ПК с веб-камерой, принтер, сканер и другие приспособления для облегчения процесса. Так, например, проведение химического практикума, ученик может проходить дистанционно (если существует такая необходимость), не выходя из собственного дома.
Цель - исследование процесса формирования методической компетентности учителя химии при помощи использования дистанционных технологий.
Гипотеза исследования: при эффективном применении дистанционных технологий учителем химии совершенствуется его методическая компетентность
Объект исследования - методическая компетентность учителя химии при использовании дистанционных технологий
Предмет исследования - формирование методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать основные пути формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий.
2. Провести экспериментальное исследование по определению уровня владения дистанционными образовательными технологиями, влияющими на методическую компетентность учителей химии РТ и студентов КФУ, будущих учителей химии.
3. На основе данных экспериментальной части исследования разработать и апробировать для студентов и учителей химии Программу использования дистанционных образовательных технологии.
Для решения поставленных цели и задач в данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ научно-исследовательской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, использование нормативных документов, учебно-методической литературы;
2. применение эмпирических средств и методов познания: педагогическое наблюдение, анкетный опрос учителей химии, проходивших профессиональные курсы повышения квалификации, студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и Института фундаментальной медицины и биологии К(П)ФУ, с последующей разработкой и апробацией авторской Программы для использования дистанционных образовательных технологий учителями химии на уроке и студентами в ходе педагогической практики.
Результаты исследования были представлены:
• в выступлении на заседаниях студенческой проблемной группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» на 2015-2016 г.;
• в выступлении на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы конструирования урока химии в условиях реализации ФГОС ООО» для учителей химии РТ, издательство «ДРОФА» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (Казань, 2015 г., сертификат);
• в публикации сборника «Новые информационные технологии в науки» на заседании VII Международной научно-практической конференции 2015г. (г. Уфа, 2015 г., публикация, сертификат);
• в выступлении на VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества в Химическом институте им. А.М. Бутлерова КФУ 24-25.03.2016 и публикации в сборнике научных и научно-методических трудов «Инновации в преподавании» (сертификат №86);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2016 (диплом, публикация);
• в публикации сборника «The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia» Proceedings of the Conference (July 05, 2016), «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, Vienna, 2016 / «Пятая Международная конференция по развитию образования и психологических наук в Евразии»: Материалы конференции (05 июля 2016 года), «Восток-Запад» Ассоциации перспективных исследований и высшего образования GmbH, Вена, 2016 (сертификат);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2017 (диплом, публикация).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
1. В научно-методической литературе представлен ряд подходов к формированию методической компетентности учителя химии, в том числе и с помощью дистанционных технологий. В России разрабатываются множество программ, происходит обновление стандартов общего образования, касательно электронного обучения в образовательных учреждениях, в том числе и в перечне профессиональных компетенций учителей;
2. Метод обучения, который на настоящее время включает в себя дистанционные технологии и является одним из самых часто используемых и удобным для преподавания химии, - это метод дистанционного обучения, так как сейчас общество выдвигает определенные требования ко всем учащимся. Использование такой формы имеет свои преимущества (обучение экономит время, облегчает поиск информации и решение различных задач), так и недостатки (неполноценный контроль деятельности учащихся, не всегда может быть доступ к интернету, отсутствие личного контакта с учителем);
3. При этом дистанционное обучение возможно не только для обучения учащихся, но и сами учителя могут проходить дистанционные курсы повышения квалификации через различные виртуальные электронные системы. При проведении анкетирования мы выяснили, что все из опрошенных учителей имеют опыт работы в данных системах, и при этом могут их использовать для пополнения своих методических знаний, так как кроме курсов, электронные дистанционные площадки имеют в своем разделе пособия, различные планы, программы, что в дальнейшем позволяет использовать эти знания в своей работе;
4. Мы считаем, что современный учитель химии должен применять свои компетентности, а также учитывать современные требования и возможности рационального сочетания реального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с одаренными детьми с применением дистанционного обучения. При этом такой метод обучения имеет свои направления в работе учителя;
Дистанционное обучение для школьников имеет следующие направления:
• дополнительное образование, вне школьной программы;
• использование информационных ресурсов для подготовки в ЕГЭ, ОГЭ;
• получение учащимися дополнительной информации для углубленного изучения темы;
• прохождение определенных этапов олимпиад в заочной форме;
• обучение учащихся, которые не могут посещать уроки по каким- либо причинам (сюда же могут входить дети с ОВЗ);
• организация дистанционно внеклассной деятельности с другими школами (что способстует развитию коммуникативных навыков у учащихся);
• создание дистанционных мероприятий по интересам;
5. Экспериментальная часть исследования по изучению формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий включает следующие этапы педагогического эксперимента (188 человек) на базовых площадках:
• Студенты по направлению педагогическое образование (84 респондента): Химический институт (1-4-е курсы) и Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (4-5 курсы);
• учителя химии, слушатели профессиональных курсов повышения квалификации Республики Татарстан (15 человек)
• учащиеся лицея №177 Ново-Савиновского района г.Казани (85 респондентов);
6. Мы разработали собственный сайт https://himiya8-11 .jimdo.com/ с целью исследования влияния дистанционных технологий на формирование методической компетентности учителя химии, использовали его на одном из этапов эксперимента;
7. Результаты эксперимента оказались следующими: среди учеников 10А 65 % сделали на отметку «5», на оценку «4» - 31%,остальные на отметку «3». В сравнении с 10А, ученики 10Б по профилю химия- биология справились лучше, выполнили задание на следующие оценки: «5» - более половины, остальные справились на оценку «4»;
8. Результаты анализа анкетирования на этапе формирующего эксперимента:
• Ровно половина студентов проголосовало за то, что в их вузе они сталкиваются с виртуальной обучающей средой, они осведомлены в этом вопросе, но у 7% были трудности в использовании дистанционных технологий;
• Больше половины студентов используют электронную литературу, в том числе пособия, методики, лишь только по необходимости, 32% постоянно и 7% никогда не использовали их в своей работе;
• Большинство учителей начали использовать дистанционные технологии лишь во время своей педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, при этом 73 % имеют свой персональный сайт, 20% же учителей химии еще только строят в планах персональную веб-страницу;
• Из всех проголосовавших учителей химии практически 30% не проходили дистанционные курсы повышения квалификации, остальные 70% проходили их на различных Интернет-площадках;
• При исследовании того, как учителя химии и студенты понимают определение «дистанционные технологии», голоса распределились следующим образом: 69% студентов выбрали самое подходящее для данного понятия определение, также ответили и половина учителей;
• 19% от общего числа опрошенных (в том числе и те, кто еще не проходили практику) постоянно используют дистанционные технологии в своей педагогической практике, и примерно столько же используют чаще 1 раза в месяц, остальные 59% студентов пока не проходили педагогическую практику. 40% учителей химии хорошо осведомлены в работе с дистанционными технологиями, но 13% не используют данный тип технологий;
• И учителя химии, и студенты КФУ (87% и 58.3%, соответственно) выбрали комбинированные технологии как наиболее влияющие на компетентность учителя;
9. На итоговом контролирующем этапе мы провели разработку и апробацию комплекса заданий в формате фрагмента открытого интегрированного урока (химия-математика) в двух класса: 9б (профиль: биология-химия) и 9д (профиль: гуманитарный), на которых было использовано разработанное нами задание как один из этапов данного урока
10. Разработка и применение программы с использованием дистанционных образовательных технологий поможет учителю не только экономить время и совершенствовать работу, но и проявить себя как профессиональная личность с хорошей ориентацией в вариативных педагогических компетенциях.
11. Мы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу, что дистанционные образовательные технологии влияют на формирования методической компетентности учителя химии, и поэтому их необходимо больше внедрять в вузовское обучение, чтобы выпускники педагогических направления вступали в сферу своей профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС нового поколения.
2. Метод обучения, который на настоящее время включает в себя дистанционные технологии и является одним из самых часто используемых и удобным для преподавания химии, - это метод дистанционного обучения, так как сейчас общество выдвигает определенные требования ко всем учащимся. Использование такой формы имеет свои преимущества (обучение экономит время, облегчает поиск информации и решение различных задач), так и недостатки (неполноценный контроль деятельности учащихся, не всегда может быть доступ к интернету, отсутствие личного контакта с учителем);
3. При этом дистанционное обучение возможно не только для обучения учащихся, но и сами учителя могут проходить дистанционные курсы повышения квалификации через различные виртуальные электронные системы. При проведении анкетирования мы выяснили, что все из опрошенных учителей имеют опыт работы в данных системах, и при этом могут их использовать для пополнения своих методических знаний, так как кроме курсов, электронные дистанционные площадки имеют в своем разделе пособия, различные планы, программы, что в дальнейшем позволяет использовать эти знания в своей работе;
4. Мы считаем, что современный учитель химии должен применять свои компетентности, а также учитывать современные требования и возможности рационального сочетания реального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с одаренными детьми с применением дистанционного обучения. При этом такой метод обучения имеет свои направления в работе учителя;
Дистанционное обучение для школьников имеет следующие направления:
• дополнительное образование, вне школьной программы;
• использование информационных ресурсов для подготовки в ЕГЭ, ОГЭ;
• получение учащимися дополнительной информации для углубленного изучения темы;
• прохождение определенных этапов олимпиад в заочной форме;
• обучение учащихся, которые не могут посещать уроки по каким- либо причинам (сюда же могут входить дети с ОВЗ);
• организация дистанционно внеклассной деятельности с другими школами (что способстует развитию коммуникативных навыков у учащихся);
• создание дистанционных мероприятий по интересам;
5. Экспериментальная часть исследования по изучению формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий включает следующие этапы педагогического эксперимента (188 человек) на базовых площадках:
• Студенты по направлению педагогическое образование (84 респондента): Химический институт (1-4-е курсы) и Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (4-5 курсы);
• учителя химии, слушатели профессиональных курсов повышения квалификации Республики Татарстан (15 человек)
• учащиеся лицея №177 Ново-Савиновского района г.Казани (85 респондентов);
6. Мы разработали собственный сайт https://himiya8-11 .jimdo.com/ с целью исследования влияния дистанционных технологий на формирование методической компетентности учителя химии, использовали его на одном из этапов эксперимента;
7. Результаты эксперимента оказались следующими: среди учеников 10А 65 % сделали на отметку «5», на оценку «4» - 31%,остальные на отметку «3». В сравнении с 10А, ученики 10Б по профилю химия- биология справились лучше, выполнили задание на следующие оценки: «5» - более половины, остальные справились на оценку «4»;
8. Результаты анализа анкетирования на этапе формирующего эксперимента:
• Ровно половина студентов проголосовало за то, что в их вузе они сталкиваются с виртуальной обучающей средой, они осведомлены в этом вопросе, но у 7% были трудности в использовании дистанционных технологий;
• Больше половины студентов используют электронную литературу, в том числе пособия, методики, лишь только по необходимости, 32% постоянно и 7% никогда не использовали их в своей работе;
• Большинство учителей начали использовать дистанционные технологии лишь во время своей педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, при этом 73 % имеют свой персональный сайт, 20% же учителей химии еще только строят в планах персональную веб-страницу;
• Из всех проголосовавших учителей химии практически 30% не проходили дистанционные курсы повышения квалификации, остальные 70% проходили их на различных Интернет-площадках;
• При исследовании того, как учителя химии и студенты понимают определение «дистанционные технологии», голоса распределились следующим образом: 69% студентов выбрали самое подходящее для данного понятия определение, также ответили и половина учителей;
• 19% от общего числа опрошенных (в том числе и те, кто еще не проходили практику) постоянно используют дистанционные технологии в своей педагогической практике, и примерно столько же используют чаще 1 раза в месяц, остальные 59% студентов пока не проходили педагогическую практику. 40% учителей химии хорошо осведомлены в работе с дистанционными технологиями, но 13% не используют данный тип технологий;
• И учителя химии, и студенты КФУ (87% и 58.3%, соответственно) выбрали комбинированные технологии как наиболее влияющие на компетентность учителя;
9. На итоговом контролирующем этапе мы провели разработку и апробацию комплекса заданий в формате фрагмента открытого интегрированного урока (химия-математика) в двух класса: 9б (профиль: биология-химия) и 9д (профиль: гуманитарный), на которых было использовано разработанное нами задание как один из этапов данного урока
10. Разработка и применение программы с использованием дистанционных образовательных технологий поможет учителю не только экономить время и совершенствовать работу, но и проявить себя как профессиональная личность с хорошей ориентацией в вариативных педагогических компетенциях.
11. Мы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу, что дистанционные образовательные технологии влияют на формирования методической компетентности учителя химии, и поэтому их необходимо больше внедрять в вузовское обучение, чтобы выпускники педагогических направления вступали в сферу своей профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС нового поколения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы создания и использования дистанционного курса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК КОМПОНЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Электронный образовательный ресурс как структурный компонент методического обеспечения образовательного процесса СПО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



