Введение 3
Глава 1. Основы формирования методической компетентности учителя химии при проведении уроков с использованием дистанционных технологий 7
1.1. Понятие и содержание методической компетентности и
компетенций учителя химии 7
1.2. Формирование ИКТ-компетентности учителя химии и
студентов, будущих учителей химии 11
1.3. Дистанционные образовательные технологии в химическом
образовании как показатель методической компетентности учителя 17
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Анализ экспериментальных данных по работе с дистанционными технологиями в области химического образования 28
2.1. Методические особенности применения учителем химии
дистанционных технологий в учебном процессе школы 28
2.2. Исследование влияния дистанционных технологий на
методическую компетентность учителя химии 33
Выводы по главе 2 47
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение
Целью образования является формирование и развитие интеллектуально развитой, творческой, компетентной личности, способной жить в активно развивающейся среде, готовой к саморазвитию, как в личных интересах, так и в интересах общества. Именно поэтому в современном мире учителю необходимо повышать свой уровень компетенций в соответствии с требованиями социума. Одним из средств формирования методической компетентности учителя химии служат дистанционные образовательные технологии. Так как, в настоящее время роль дистанционного образовательного обучения высока, учитель химии должен в полном объеме быть осведомленным в данной сфере и использовать их в качестве основы своей профессиональной деятельности. Актуальность также обусловлена повышением роли дистанционного образовательного обучения в деятельности современного учителя химии по требованиям ФГОС нового поколения. Но при этом во многих школах преподают учителя с недостаточно высоким уровнем компетентности в сфере информационных технологий. И не во всех вузах студенты педагогического направления обладают навыками работы в дистанционной среде. Поэтому в настоящее время ведется масштабная работа по проверке уровня компетентности учителей и студентов, будущих работников образования, и на основании данных этого контроля разрабатывает необходимые образовательные программы.
По мере повышения своей компетенций учитель химии должен научиться проводить уроки с использованием дистанционных технологий, которые включают в себя их применение на определенном этапе или на нескольких этапах урока; а также владеть вариативными формами обучения. Дистанционное обучение можно использовать как на уроке, так и вне урока (на дому, что подразумевает под собой взаимодействие между учеником и учащимися на расстоянии, дистанционно).
Для реализации такого процесса обучения у субъектов обучения (учителя химии и учащихся) должен быть в наличии стандартный набор оборудования, включающий: ПК с веб-камерой, принтер, сканер и другие приспособления для облегчения процесса. Так, например, проведение химического практикума, ученик может проходить дистанционно (если существует такая необходимость), не выходя из собственного дома.
Цель - исследование процесса формирования методической компетентности учителя химии при помощи использования дистанционных технологий.
Гипотеза исследования: при эффективном применении дистанционных технологий учителем химии совершенствуется его методическая компетентность
Объект исследования - методическая компетентность учителя химии при использовании дистанционных технологий
Предмет исследования - формирование методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать основные пути формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий.
2. Провести экспериментальное исследование по определению уровня владения дистанционными образовательными технологиями, влияющими на методическую компетентность учителей химии РТ и студентов КФУ, будущих учителей химии.
3. На основе данных экспериментальной части исследования разработать и апробировать для студентов и учителей химии Программу использования дистанционных образовательных технологии.
Для решения поставленных цели и задач в данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ научно-исследовательской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, использование нормативных документов, учебно-методической литературы;
2. применение эмпирических средств и методов познания: педагогическое наблюдение, анкетный опрос учителей химии, проходивших профессиональные курсы повышения квалификации, студентов Химического института им. А.М. Бутлерова и Института фундаментальной медицины и биологии К(П)ФУ, с последующей разработкой и апробацией авторской Программы для использования дистанционных образовательных технологий учителями химии на уроке и студентами в ходе педагогической практики.
Результаты исследования были представлены:
• в выступлении на заседаниях студенческой проблемной группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» на 2015-2016 г.;
• в выступлении на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы конструирования урока химии в условиях реализации ФГОС ООО» для учителей химии РТ, издательство «ДРОФА» на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ (Казань, 2015 г., сертификат);
• в публикации сборника «Новые информационные технологии в науки» на заседании VII Международной научно-практической конференции 2015г. (г. Уфа, 2015 г., публикация, сертификат);
• в выступлении на VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества в Химическом институте им. А.М. Бутлерова КФУ 24-25.03.2016 и публикации в сборнике научных и научно-методических трудов «Инновации в преподавании» (сертификат №86);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2016 (диплом, публикация);
• в публикации сборника «The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia» Proceedings of the Conference (July 05, 2016), «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, Vienna, 2016 / «Пятая Международная конференция по развитию образования и психологических наук в Евразии»: Материалы конференции (05 июля 2016 года), «Восток-Запад» Ассоциации перспективных исследований и высшего образования GmbH, Вена, 2016 (сертификат);
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», Казань, 2017 (диплом, публикация).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
1. В научно-методической литературе представлен ряд подходов к формированию методической компетентности учителя химии, в том числе и с помощью дистанционных технологий. В России разрабатываются множество программ, происходит обновление стандартов общего образования, касательно электронного обучения в образовательных учреждениях, в том числе и в перечне профессиональных компетенций учителей;
2. Метод обучения, который на настоящее время включает в себя дистанционные технологии и является одним из самых часто используемых и удобным для преподавания химии, - это метод дистанционного обучения, так как сейчас общество выдвигает определенные требования ко всем учащимся. Использование такой формы имеет свои преимущества (обучение экономит время, облегчает поиск информации и решение различных задач), так и недостатки (неполноценный контроль деятельности учащихся, не всегда может быть доступ к интернету, отсутствие личного контакта с учителем);
3. При этом дистанционное обучение возможно не только для обучения учащихся, но и сами учителя могут проходить дистанционные курсы повышения квалификации через различные виртуальные электронные системы. При проведении анкетирования мы выяснили, что все из опрошенных учителей имеют опыт работы в данных системах, и при этом могут их использовать для пополнения своих методических знаний, так как кроме курсов, электронные дистанционные площадки имеют в своем разделе пособия, различные планы, программы, что в дальнейшем позволяет использовать эти знания в своей работе;
4. Мы считаем, что современный учитель химии должен применять свои компетентности, а также учитывать современные требования и возможности рационального сочетания реального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с одаренными детьми с применением дистанционного обучения. При этом такой метод обучения имеет свои направления в работе учителя;
Дистанционное обучение для школьников имеет следующие направления:
• дополнительное образование, вне школьной программы;
• использование информационных ресурсов для подготовки в ЕГЭ, ОГЭ;
• получение учащимися дополнительной информации для углубленного изучения темы;
• прохождение определенных этапов олимпиад в заочной форме;
• обучение учащихся, которые не могут посещать уроки по каким- либо причинам (сюда же могут входить дети с ОВЗ);
• организация дистанционно внеклассной деятельности с другими школами (что способстует развитию коммуникативных навыков у учащихся);
• создание дистанционных мероприятий по интересам;
5. Экспериментальная часть исследования по изучению формирования методической компетентности учителя химии с использованием дистанционных технологий включает следующие этапы педагогического эксперимента (188 человек) на базовых площадках:
• Студенты по направлению педагогическое образование (84 респондента): Химический институт (1-4-е курсы) и Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (4-5 курсы);
• учителя химии, слушатели профессиональных курсов повышения квалификации Республики Татарстан (15 человек)
• учащиеся лицея №177 Ново-Савиновского района г.Казани (85 респондентов);
6. Мы разработали собственный сайт https://himiya8-11 .jimdo.com/ с целью исследования влияния дистанционных технологий на формирование методической компетентности учителя химии, использовали его на одном из этапов эксперимента;
7. Результаты эксперимента оказались следующими: среди учеников 10А 65 % сделали на отметку «5», на оценку «4» - 31%,остальные на отметку «3». В сравнении с 10А, ученики 10Б по профилю химия- биология справились лучше, выполнили задание на следующие оценки: «5» - более половины, остальные справились на оценку «4»;
8. Результаты анализа анкетирования на этапе формирующего эксперимента:
• Ровно половина студентов проголосовало за то, что в их вузе они сталкиваются с виртуальной обучающей средой, они осведомлены в этом вопросе, но у 7% были трудности в использовании дистанционных технологий;
• Больше половины студентов используют электронную литературу, в том числе пособия, методики, лишь только по необходимости, 32% постоянно и 7% никогда не использовали их в своей работе;
• Большинство учителей начали использовать дистанционные технологии лишь во время своей педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, при этом 73 % имеют свой персональный сайт, 20% же учителей химии еще только строят в планах персональную веб-страницу;
• Из всех проголосовавших учителей химии практически 30% не проходили дистанционные курсы повышения квалификации, остальные 70% проходили их на различных Интернет-площадках;
• При исследовании того, как учителя химии и студенты понимают определение «дистанционные технологии», голоса распределились следующим образом: 69% студентов выбрали самое подходящее для данного понятия определение, также ответили и половина учителей;
• 19% от общего числа опрошенных (в том числе и те, кто еще не проходили практику) постоянно используют дистанционные технологии в своей педагогической практике, и примерно столько же используют чаще 1 раза в месяц, остальные 59% студентов пока не проходили педагогическую практику. 40% учителей химии хорошо осведомлены в работе с дистанционными технологиями, но 13% не используют данный тип технологий;
• И учителя химии, и студенты КФУ (87% и 58.3%, соответственно) выбрали комбинированные технологии как наиболее влияющие на компетентность учителя;
9. На итоговом контролирующем этапе мы провели разработку и апробацию комплекса заданий в формате фрагмента открытого интегрированного урока (химия-математика) в двух класса: 9б (профиль: биология-химия) и 9д (профиль: гуманитарный), на которых было использовано разработанное нами задание как один из этапов данного урока
10. Разработка и применение программы с использованием дистанционных образовательных технологий поможет учителю не только экономить время и совершенствовать работу, но и проявить себя как профессиональная личность с хорошей ориентацией в вариативных педагогических компетенциях.
11. Мы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу, что дистанционные образовательные технологии влияют на формирования методической компетентности учителя химии, и поэтому их необходимо больше внедрять в вузовское обучение, чтобы выпускники педагогических направления вступали в сферу своей профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС нового поколения.
1. Кожухов К.Ю. Педагогическая модель применения
дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам») / К.Ю.Кожухов // автореферат диссертация, д.п.н, 2008г // - URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskava-model-primeneniva- distantsionnykh-tekhnologii-v-protsesse-formirovaniya-met#ixzz4gqmpeL00 [Электронный ресурс] (дата обращения 02.04.2017)
2. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
3. Понятие компетенции и их виды, уровни развития компетенций -
URL: http://fb.ru/article/247261/ponyatie-kompetentsiy-i-ih-vidyi-i-urovni-
razvitiya-kompetentsiy-vidyi-kompetentsiy-v-pedagogicheskom-protsesse-vidyi- kompetentsiy-v-obrazovanii [Электронный ресурс] (дата обращения 8.04.2017)
4. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода / С.И. Гильманшина. // Автореф. дис. ... д-ра пед. наук - Казань, 2008. - 38 с.
5. Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного образовательного пространства - URL: iga.ru/page/distancionnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-sredstvo-rasshireniya- informacionnogo [Электронный ресурс] (дата обращения 14.04.2017)
6. Российская газета RG.RU - URL: https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia.html [Электронный ресурс] (дата обращения 10.04.2017)
7. Информационный материал Министерства образования и науки РФ. Парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» 2014 г
8. Хабибуллина О.Д. Организация дистанционного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья / О.Д. Хабибуллина // Инфо-урок. Поиск методических материалов. - URL:
http: //infourok.ru/material.html?mid=1937 [Электронный ресурс] (дата обращения 10.04.2017)
9. Белохвостов А.А. Предметно-специальная составляющая ИК- компетентности учителя химии и ее формирование при изучении химических дисциплин / А.А. Белохвостов // сборник научных и научно-методических трудов VI Международной научно-практической конференции 2016 г. с. 122¬123
10. Приказ № 1426 от 14.12.2015 Министерства образования и науки
РФ - URL:
http: //www. s gu.ru/sites/default/files/documents/2014/44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения 22.04.2017)
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями на 2017 год / - Москва: Эксмо, 2017. - 160 с.
12. Виртуальная образовательная среда - URL: http://www.studfiles.ru/preview/2622925/ [Электронный ресурс] (дата обращения 12.04.2017)
13. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий / М.Е. Вайндорф- Сысоева, // Учебное пособие. - М.: МГОУ, 2010. - 102 с.
14. Что такое Moodle и как он помогает организовать среду дистанционного обучения? - URL: http://moiuni.ru/mod/page/view.php?id=52 [Электронный ресурс] (дата обращения 11.03.2017)
15. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий ^теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н.Щукин//.М.: Издательство ИКАР. 2009.
16. Приказ Минобрнауки России № 1823 от 20.05.2002 - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1ai/m/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D 1 %8B?events sections=42 [Электронный ресурс] (дата обращения 16.03.2017)
17. Приказ Минобрнауки России №2353 от 24.05.2004 - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1ai/m/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D 1 %8B?events sections=42 [Электронный ресурс] (дата обращения 16.03.2017)
18. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета РФ от 23.12.2015 - URL: http://kremlin.ru/events/state-council/51143 [Электронный ресурс] (дата обращения 15.05.2017)
19. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. - URL: http: //base.garant.ru/70106124/ [Электронный ресурс] (дата обращения 15.05.2017)
20. Береснева Е.В. Формирование технолого-методической компетентности учителя химии / Е.В. Береснева // Вестник ВятГГУ. 2011. №2-1 С.135-141.
21. Горкин А.П. Российская педагогическая энциклопедия / А.П. Горкин // Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1999 г.
22. Алешкина О.В. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века / О.В. Алешкина, М.А. Миналиева, Н.А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.
23. Маркова Е.А. Применение информационных технологий в использовании электронных учебных пособий / Е.А.Маркова // Информационные технологии в общем образовании Саратов-2010 в 2-х частях. Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г. - 256 с.
24. Гавронская Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов / Ю.Ю. Гавронская // автореферат диссертация, д.п.н. СПб., 2009.
25. Шалашова М.М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов / М.М. Шалашова // автореф. д.п.н. М., 2009.
26. Береснева Е.В. Подготовка учителя к технологизации обучения химии / Е.В. Береснева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1(1). С. 96-100.
27. Дистанционные образовательные технологии в школе - URL: http://txtb.ru/89/24.html [Электронный ресурс]( дата обращения 07.03.2017)
28. Храмова М.В. Разработка дистанционных курсов в системе «МооШе» / М.В. Храмова, Н.А. Александрова, Н.В. Голубцо //- Саратов, ИЦ «Рата», 2009г.
29. Пьянин В.С. Функция тьютора в контексте психолого¬педагогического сопровождения студентов / В.С. Пьянин // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 4-6.
30. Гильманшина С.И. ФГОС нового поколения: курсовые и выпускные квалификационные работы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (химия): учебно-методическое пособие/ С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская // - Казань: Казанский Университет, 2014-42 с.
31. Космодемьянская С.С. Дистанционное обучение в преподавании химии ученикам с ограниченными возможностями здоровья / С.С. Космодемьянская, А.В. Воронина // Новые информационные технологии в науке: сборник международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - Ч.2. - С.137-139.
32. Космодемьянская С.С. Методические основы занятий по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья / С.С. Космодемьянская, А.В. Воронина // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia : Proceedings of the Conference ( July 05, 2016). - Vienna, 2016. - P. 27-31
33. Космодемьянская С.С. Подготовка будущих педагогов к преподаванию химии в классах с детьми с ОВЗ / С.С. Космодемьянская, А.В. Воронина // VI Международно-практическая конференция в рамках Евразийского сотрудничества «Инновации в преподавании» в ХИ КФУ 24-25 марта 2016. С.133-134.
34. Гайфуллина А.З. О компетентностном подходе в обучении химии / А.З. Гайфуллина, С.И. Гильманшина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 63 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 14-16 апреля 2016 года. С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. С. 64-67.
35. Временные требования Министерства образования и науки РФ -
URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/342164525/?*=ayoEmChSxdte9Nqi3L7eOohX %2Bd7InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cuZWR1LnJ1L2RiL3BvcnRhbC9lLWxpYnJ
hcnkvMDAwMDAwNDkvbGljZW5zZS9saWNfMzYucGRmIiwidGl0bGUiOiJsa WNfMzYucGRmIiwidWlkIjoiMzQyMTY0NTI1IiwieXUiOiIyMTE0OTU0Njcx Mzc3NDQ3MDIzIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk0MTg1MjUxOTI 5fQ%3D%3D&page=3&lang=ru [Электронный ресурс] (дата обращения 6.04.2017)
36. Голубин Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации / Д.В. Голубин // Диссертация.к.п.н. Калининград, 2005.-196с.
37. Космодемьянская, С.С. Формирование компетенций молодого учителя химии /С.С. Космодемьянская, Э.И. Петрова // VI Международно¬практическая конференция в рамках Евразийского сотрудничества «Инновации в преподавании» в ХИ КФУ 24-25 марта 2016. С.189-190.
38. Космодемьянская, С.С. От успешного студента - к успешному учителю / С.С. Космодемьянская // Казанский педагогический журнал. 2006. - №5. - С. 31-36
39. Этапы педагогического исследования - URL: http://e- reading.club/chapter.php/98165/30/Erofeeva-
Obshchie osnovy pedagogiki konspekt lekciii.html [Электронный ресурс] (дата обращения 18.04.2017)
40. Хузиахметов А.Н. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования /А.Н. Хузиахметов, Р.Р. Насибуллов // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98-102.
41. Маслакова Е.С. История развития дистанционного обучения в России / Е.С. Маслакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-32.
42. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавания в среде e-Learning / А.А. Андреев // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41-45.
43. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика / А.А. Андреев // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
44. Соколова Н.Ф. Формирование ИКТ-компетенций педагогов для
реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий / Н.Ф. Соколова, И.В. Жигульская // - URL:
http://cvberlenmka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentsiv-pedagogov-dlva- realizatsii-obucheniva-s-ispolzovaniem-distantsionnvh-obrazovatelnvh-tehnologiv [Электронный ресурс] (дата обращения 1.05.2017)
45. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий / Н.Ф. Соколова // Среднее профессиональное образование 2005, №7.С.6.
46. Научная библиотека КиберЛенинка - URL: http://cvberlenmka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentsiv-pedagogov-dlva- realizatsii-obucheniva-s-ispolzovaniem-distantsionnvh-obrazovatelnvh- tehnologiv#ixzz4iVboUCBK[Электронный ресурс] (дата обращения 1.05.2017)
47. Курушкина С.А./ Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности / А.С. Курушкина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. С.25-27.
48. Космодемьянская С.С. Методические компетенции учителя химии с использованием дистанционных образовательных технологий / С.С. Космодемьянская, А.В. Воронина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов казанского федерального университета 2017 года
49. Космодемьянская С.С. Инклюзивное образование как средство адаптации и развития в социуме детей с ОВЗ / С.С. Космодемьянская, А.В. Воронина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов казанского федерального университета 2016 года: сб. Статей: в 5 т. / мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: изд-во казан. Ун-та, 2016. С.307-308
50. Воронина А.В. Дистанционное обучение в преподавании химии ученикам с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Воронина, С.С. Космодемьянская // Новые информационные технологии в науке: сборник международной научно-практической конференции (ноябрь, 2015). - Уфа, 2015. - Ч.2. - С.137-139.