В ходе работы разработана программа внеурочной деятельности по истории «Юный историк» .
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика внеурочной деятельности по истории 6
1.1. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях 6
- смешанная модель. 9
1.2. Формы и методы внеурочной работы 12
Глава 2. Практические подходы по разработке разных форм работы по внеурочной деятельности по истории для обучающихся 6 класса 22
2.1. Разработка программы внеурочной деятельности по истории «Юный историк» для обучающихся 6 класса 22
2.2 Разработка внеклассного мероприятия по истории в 6 классе 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 1 40
Приложение 2 41
Приложение 3 43
Приложение 4 46
Цель курсовой работы: на основе современных подходов к организации внеурочной деятельности по истории в воспитании современных школьников и развитии их познавательного интереса разработать программу внеурочной деятельности и внеклассное мероприятие по истории.
Гипотеза исследования – занятия в рамках внеурочной деятельности способствуют повышению интереса школьников к изучению истории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить степень изученности темы;
2. Сформировать источниковую базу;
3. рассмотреть формы внеклассной работы по истории;
4. разработать программу внеурочной деятельности по истории для учащихся 6 класса, а также мероприятие по истории.
Источниковую базу исследования составили: ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
Работа была написана на основании современных источников по теме исследования. Изучение трудов в области педагоги позволило выполнить терминологический анализ основных понятий и определений. Вопросам внеурочной деятельности посвящены работы К.А. Айдарова, О.В. Афанасова, А.А. Араслановой, А.В. Кисляковой, Д.В. Григорьевой. Основы педагогики рассматривались по трудам Г.М. Коджаспировой, Ю.Г. Круглова. Основные положения проектирования внеурочных занятий по истории изложены в работах О.Н. Саламатина, В.А. Смирнова.
Использованная литература и источники позволяют выполнить цель курсовой работы.
Сформулированные задачи и цель обусловили применение комплекса методов сбора и анализ информации. Это, прежде всего, общенаучные методы: системно-структурного, системно-функционального анализа, которые позволили определить место внеурочной деятельности. Терминологический анализ позволил определить трактовку понятия «внеурочной деятельности» его сущность и задачи. Изучение педагогической литературы позволило рассмотреть существующие классификации форм и методов при проектировании занятий по истории.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении представлены актуальность исследования, определенны методы, цели и задачи. В первой главе раскрывается понятие внеурочной деятельности, особенности организации внеурочной деятельности по истории, формы, методы и приемы. Во второй главе представлена рабочая программа по внеурочной деятельности по истории для 6 класса, а также разработка отдельного занятия. В заключении сделан вывод о достижении цели работы, о решении поставленных задач, намечены пути дальнейшего исследования по теме. В приложениях представлен материал, дополняющий положения основной части работы
В современном образовании при формировании у молодёжи ориентиров самоидентификации, системы ценностей, воспитания в духе уважения к истории своего Отечества возрастает роль истории. Как отмечено в предисловии к стандарту, в современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счёте, историческую реальность. Изучение обозначенных тем на уроке невозможно ввиду ограничения времени. Из этого логично вытекает значимость внеурочной работы, реализации образовательных проектов, в том числе гражданско-патриотической направленности, что является условием эффективной образовательной деятельности в насыщенном информационном пространстве.
Таким образом, внеурочная деятельность вообще и по истории в частности, приобретает особое значение, так как в ее рамках создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Построение данной деятельности в образовательном учреждении должно идти в соответствии с принципами: гуманистической направленности, системности, вариативности, креативности, успешности и социализации.
Все известные формы внеурочной работы направлены на достижение личностных и метапредметных результатов. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.
По периодичности проведения мероприятия делятся на разовые (конкурсы, викторины, конференции, олимпиады, выставки, предметные недели), системные (факультативы, кружки, школьный музей, исторические журналы) и формы работы, проводимые как разово, так и в системе (проект, экскурсия, театрализованные представления). По количеству участников внеурочные мероприятия бывают групповыми, массовыми и индивидуальными. Отмечается использование как традиционных педагогических методов и приемов (рассказ, беседа, диспут), так и более современных (метод проблемного изложения материала, эвристический метод, исследовательский метод, проектный, мозговой штурм).
Организация внеурочной деятельности по истории предусматривает разработку рабочей программы. На основании теоретического материала по методике внеурочной работы и требований ФГОС, была составлена программа «Юный историк». Направление программы – общеинтеллектуальное. Представленная программа посвящена изучению вспомогательных исторических дисциплин и методов исследования. По своей структуре программа состоит из пояснительной записки, четырех разделов содержательной части и тематического планирования. Занятия запланированы на 32 часа.
В качестве примера было разработано занятие в рамках обозначенной программы. Представленное занятие посвящено истории книги, как исторического источника. Была сформулирована триединая цель и спроектированы все этапы: организационный момент, вступительное слово, основная часть, практические задания, заключительное слово учителя. Ход урока подробно расписан, в приложении имеются необходимые для подготовки и проведения, материалы. Представленный пример доказывает, что изучение истории может быть интересным, эмоциональным, доступным по содержанию и предполагающим активное участие самих ребят.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были решены и конечная цель достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/ (дата обращения: 26.11.2020 ).
2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 05.12.2020)
3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портал Российское образование.- URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897 (дата обращения: 25.11.2020)
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. От
25.12.2014 г., в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) [Электронный ресурс]. URL: // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2020)
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»[Электронный ресурс] [Электронный ресурс]. URL:://bda-expert.com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt (дата обращения: 09.11.2020)
6. «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» (Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 № 09–1672) [Электронный ресурс]. URL: https://soiro.ru/sites/default/files/met_rek_7_maya_2020.pdf (дата обращения: 09.11.2020)
7. Айдаров К. А., Кулакова Я. В., Салахова Л. М. Внеурочная работа учителя истории: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Оттиск, 2018. Вып. 1, ч. 2. 74 с.
8. Афанасов О. В., Дикун. А. С., Дыкусова Т. В. Внеурочная работа
учителя истории: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Репроцентр А-1, 2018. Вып. 1, ч. 3. 103 с
9. Арасланова, А. А. Психология и педагогика в схемах : учебное
пособие для бакалавров. – 2-е изд., испр. И доп. / А.А. Арасланова. – М., 2016. 94 с.
10. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации
ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск, 2014. 416 с
11. Горфина М. Н. Формирование основ гражданской идентичности
учащихся во внеурочной работе по истории// Эксперимент и инновации в школе.- 2014. - №43.- . 56
12. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2014. 224 с
13. Даровских И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели,
организация, направления работы в современных условиях [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204 (дата обращения: 01.12.2020).
14. Занданова Л. В., Дыкусова Т. В.,Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности по истории: из опыта работы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 25–34.
15. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики: учебник для
академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. М., 2019. 151 с.
16. Креативная педагогика. Методология, теория, практика: монография / В.В. Попов, Ю.Г. Круглов, под ред. – 5-е издание. М., 2017. 320 с.
17. Портнова, О. А. Специфика гражданского воспитания на уроке
истории/ О. А.Портнова // Вестн. Оренбург. Гос. ун-та. –2014. – № 2.- С. 56
18. Саламатин, О. Н. Отбор объема и содержания тематического материала как важный элемент проектирования занятия внеурочной деятельности / О. Н. Саламатин, Н. А. Смирнова. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 50 (288). - С. 377-379. URL: https://moluch.ru/archive/288/65236 / (дата обращения: 02.12.2020).
19. Смирнов В. А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и
возможные пути развития // Вестник высшей школы. 2014. № 11. С. 17–23.
20. Проектирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности на уровне основного общего образования : методические рекомендации / авт.-сост. А. В. Кисляков, К. С. Задорин. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 62 с.
21. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций.- М., 2020. 180 с.