Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
База исследования: МАОУ «Средняя школа №24 – дошкольная ступень», г Петропавловск-Камчатский.
Экспериментальная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста: 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст испытуемых – от 5 лет 1-го месяца до 6 лет 8-ми месяцев.
Есть приложения (тест и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе 7
1.1 Необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации 7
1.2 Эколого-развивающая среда дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников 12
1.3 Особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 27
2.1 Исследование отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Реализация программы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 34
2.3 Результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 58
Проблема исследования заключается в обосновании и апробации программы, обеспечивающей формирование у детей положительного отношения к природе в эколого-развивающей среде детского сада.
Объект исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике программу положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в эколого-развивающей среде детского сада будет эффективно при следующих условиях:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- будет создана специально эколого-развивающая среда;
- будут подобраны оптимальные методы и приемы для организации ухода за растениями.
Задачи исследования:
1. Обосновать на основе анализа теоретических источников необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации.
2. Охарактеризовать эколого-развивающую среду дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников.
3. Определить особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в эколого-развивающей среде детского сада.
4. Описать методику исследования положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать программу по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в эколого-развивающей среде детского сада.
6. Проанализировать результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, методы количественного и качественной обработки результатов анкетирования.
База исследования: МАОУ «Средняя школа №24 – дошкольная ступень», г Петропавловск-Камчатский.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования была изучена научная и методическая литература, опыт работы практикующих педагогов. Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что грамотная организация эколого-развивающей среды в ДОО с точки зрения экологии помогает сформировать у детей положительное отношение к природе, способствует становлению ценностного отношения ко всему живому, обеспечивает проявление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и интереса, общении с объектами природы. Эколого-развивающая среда как функциональное и пространственное объединение субъектов образования служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и гармонизации взаимоотношений дошкольников с миром природы связывает воедино все ее сущностные компоненты.
Различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка положительное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, в том числе и уход за комнатными растениями, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
В ходе исследования была разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством создания специальной эколого-развивающей среды в детском саду. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у детей старшего дошкольного возраста знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе сформированы в основном на среднем (12 детей – 60%) и низком уровне (6 детей – 30%). На основании результатов констатирующего этапа была разработана и реализована программа кружка «Путешествие с комнатными растениями: знакомство и уход», направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе посредством эколого-развивающей среды детского сада. Всего предусмотрено проведение 33 занятий кружка по 25 минут в течение года.
На этапе контрольного эксперимента в результате применения трех субтестов диагностической методики была получена положительная динамика: старшие дошкольники демонстрируют высокий (6 детей – 30%) и средний (14 детей – 70%) уровень знаний и положительного отношения к природе, а также сознательного отношения к предметам и явлениям природы, могут выразить свое субъективное отношение к объектам и явлениям природы, демонстрируют понимание необходимости бережного отношения к природе. Предметы и явления объективной действительности, на которые дети на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы стали направлять свое внимание, имеют познавательную информацию. Старших дошкольников интересует все вокруг и яркие цветы, и необычная форма листьев, и разные формы тучек, и стремительные движения насекомых, и пение птиц. Обращая на все это внимание непроизвольно, дети воспринимают и познают эти объекты, у дошкольников возникает положительное отношение к природе.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Анцыперова, Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т.А. Анцыперова // Детский сад от А.до Я. – 2016. – № 1. – С. 152-158.
3. Болотова, Е.К. Организация экологического воспитания в детском саду средствами свободной деятельности / Е.К. Болотова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 42-44.
4. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова // Детский сад от А.до Я. – 2018. – № 6. – С. 92-100.
5. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в области экологии / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 412 с.
6. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин // Детский сад от А.до Я. – 2017. – № 6. – С. 101-103.
7. Выготский. Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 569 с.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
9. Диканова, И. На экологической тропе / И. Диканова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 62-64.
10. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / В.А. Зебзеева // Детский сад от А.до Я. – 2017. – № 6. – С. 6-22.
11. Зверева, О.Л. Проблемы работы с дошкольниками и их родителями / О.Л. Зверева. – М.: АСТ, 2016. – 784 с.
12. Зеленкова, О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О.С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 57.
13. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 3 – 9.
14. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 56 с.
15. Каменева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
16. Кондратьева, Н.Н. Мы: программа Экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
17. Королева, И.А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе / И.А. Королева // Современный детский сад. – 2017. – № 5. – С. 56-62
18. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16-18.
19. Матова, В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Матов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 225 с.
20. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 28-31.
21. Николаева, С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 245 с.
22. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.пед.вузов / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
23. Олькова, Л.Д. Экологическое сознание как проблема психолого-педагогического исследования / Л.Д. Олькова // Педагогика. – 2015. – №1. – С. 41-46.
24. Орлова, А.А. Формирование экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста в детском саду как условие их разностороннего развития / А.А. Орлова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 52-55.
25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
26. Петровская, Е.Н. Экологическая культура дошкольников / Е.Н. Петровская. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 210 с.
27. Попова, О.Т. Формирование экологического сознания в проектной работе / О.Т. Попова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №2. – С. 44-45
28. Рыжова, Н. Экологическое образование в детском саду: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н. Рыжова. – М.: Карапуз, 2015. – 432 с.
29. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа». Блок занятий «Я и природа» / Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. – 189 с.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер./ Т.А. Серебрякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.
31. Смирнова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду / Т.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 174 с.
32. Соколова, Г.Ш. Воспитание экологической культуры в детском саду / Г.Ш. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 74-78.
33. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 247 с.
34. Терентьева, Ю.В. Знакомство дошкольников с явлениями природы инновационными видами деятельности: проект, исследование / Ю.В. Терентьева // Дошкольное воспитание. – 2019. – №2. – С. 64-66.
35. Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами зеленого уголка / Л.В. Шинкарева // Детский сад от А.до Я. –2017. – № 6. – С. 67-73.
36. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания / Л.М. Шипицына. – М.: Эксмо, 2015. – 458 с.
37. Черныш, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации «Экологической тропы» в условиях детского сада. Социальный аспект / Н.Г. Черныш // Педагогика. – 2012. – №3. – С. 47-49.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
39. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
40. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2015. –№ 4. – С. 3–13.