Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
|
База исследования: МАОУ «Средняя школа №24 – дошкольная ступень», г Петропавловск-Камчатский.
Экспериментальная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста: 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст испытуемых – от 5 лет 1-го месяца до 6 лет 8-ми месяцев.
Есть приложения (тест и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе 7
1.1 Необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации 7
1.2 Эколого-развивающая среда дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников 12
1.3 Особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 27
2.1 Исследование отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Реализация программы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 34
2.3 Результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 58
Экспериментальная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста: 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст испытуемых – от 5 лет 1-го месяца до 6 лет 8-ми месяцев.
Есть приложения (тест и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе 7
1.1 Необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации 7
1.2 Эколого-развивающая среда дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников 12
1.3 Особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 27
2.1 Исследование отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Реализация программы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада 34
2.3 Результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 58
Проблема исследования заключается в обосновании и апробации программы, обеспечивающей формирование у детей положительного отношения к природе в эколого-развивающей среде детского сада.
Объект исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике программу положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в эколого-развивающей среде детского сада будет эффективно при следующих условиях:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- будет создана специально эколого-развивающая среда;
- будут подобраны оптимальные методы и приемы для организации ухода за растениями.
Задачи исследования:
1. Обосновать на основе анализа теоретических источников необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации.
2. Охарактеризовать эколого-развивающую среду дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников.
3. Определить особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в эколого-развивающей среде детского сада.
4. Описать методику исследования положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать программу по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в эколого-развивающей среде детского сада.
6. Проанализировать результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, методы количественного и качественной обработки результатов анкетирования.
База исследования: МАОУ «Средняя школа №24 – дошкольная ступень», г Петропавловск-Камчатский.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Объект исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике программу положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в детском саду.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в эколого-развивающей среде детского сада будет эффективно при следующих условиях:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- будет создана специально эколого-развивающая среда;
- будут подобраны оптимальные методы и приемы для организации ухода за растениями.
Задачи исследования:
1. Обосновать на основе анализа теоретических источников необходимость формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе в условиях дошкольной организации.
2. Охарактеризовать эколого-развивающую среду дошкольной организации как условие формирования положительного отношения к природе у дошкольников.
3. Определить особенности деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у дошкольников в эколого-развивающей среде детского сада.
4. Описать методику исследования положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать программу по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в эколого-развивающей среде детского сада.
6. Проанализировать результаты деятельности воспитателя по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, методы количественного и качественной обработки результатов анкетирования.
База исследования: МАОУ «Средняя школа №24 – дошкольная ступень», г Петропавловск-Камчатский.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования была изучена научная и методическая литература, опыт работы практикующих педагогов. Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что грамотная организация эколого-развивающей среды в ДОО с точки зрения экологии помогает сформировать у детей положительное отношение к природе, способствует становлению ценностного отношения ко всему живому, обеспечивает проявление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и интереса, общении с объектами природы. Эколого-развивающая среда как функциональное и пространственное объединение субъектов образования служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и гармонизации взаимоотношений дошкольников с миром природы связывает воедино все ее сущностные компоненты.
Различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка положительное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, в том числе и уход за комнатными растениями, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
В ходе исследования была разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством создания специальной эколого-развивающей среды в детском саду. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у детей старшего дошкольного возраста знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе сформированы в основном на среднем (12 детей – 60%) и низком уровне (6 детей – 30%). На основании результатов констатирующего этапа была разработана и реализована программа кружка «Путешествие с комнатными растениями: знакомство и уход», направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе посредством эколого-развивающей среды детского сада. Всего предусмотрено проведение 33 занятий кружка по 25 минут в течение года.
На этапе контрольного эксперимента в результате применения трех субтестов диагностической методики была получена положительная динамика: старшие дошкольники демонстрируют высокий (6 детей – 30%) и средний (14 детей – 70%) уровень знаний и положительного отношения к природе, а также сознательного отношения к предметам и явлениям природы, могут выразить свое субъективное отношение к объектам и явлениям природы, демонстрируют понимание необходимости бережного отношения к природе. Предметы и явления объективной действительности, на которые дети на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы стали направлять свое внимание, имеют познавательную информацию. Старших дошкольников интересует все вокруг и яркие цветы, и необычная форма листьев, и разные формы тучек, и стремительные движения насекомых, и пение птиц. Обращая на все это внимание непроизвольно, дети воспринимают и познают эти объекты, у дошкольников возникает положительное отношение к природе.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка положительное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, в том числе и уход за комнатными растениями, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
В ходе исследования была разработана программа опытно-экспериментальной работы по формированию положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством создания специальной эколого-развивающей среды в детском саду. Результаты констатирующего этапа позволили заключить, что у детей старшего дошкольного возраста знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе сформированы в основном на среднем (12 детей – 60%) и низком уровне (6 детей – 30%). На основании результатов констатирующего этапа была разработана и реализована программа кружка «Путешествие с комнатными растениями: знакомство и уход», направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе посредством эколого-развивающей среды детского сада. Всего предусмотрено проведение 33 занятий кружка по 25 минут в течение года.
На этапе контрольного эксперимента в результате применения трех субтестов диагностической методики была получена положительная динамика: старшие дошкольники демонстрируют высокий (6 детей – 30%) и средний (14 детей – 70%) уровень знаний и положительного отношения к природе, а также сознательного отношения к предметам и явлениям природы, могут выразить свое субъективное отношение к объектам и явлениям природы, демонстрируют понимание необходимости бережного отношения к природе. Предметы и явления объективной действительности, на которые дети на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы стали направлять свое внимание, имеют познавательную информацию. Старших дошкольников интересует все вокруг и яркие цветы, и необычная форма листьев, и разные формы тучек, и стремительные движения насекомых, и пение птиц. Обращая на все это внимание непроизвольно, дети воспринимают и познают эти объекты, у дошкольников возникает положительное отношение к природе.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Эмоциональное отношение к природе детей дошкольного возраста (Психология и педагогика, Камчатский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



