Введение 3
1. Психолого–педагогические идеи Драгомирова М.И. 5
2. Психолого–педагогические идеи Макарова С.И. 11
3. Преемственность взглядов Драгомирова М.И. и Макарова С.О. в современной психолого – педагогической теории 18
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Драгомиров М.И. и Макаров С.О. оказали большое влияние на развитие психолого – педагогической мысли в рядах Вооруженных сил России.
Исследование организации воспитательного процесса в частях и подразделениях на сегодняшнем этапе формирования российской армии демонстрирует, что для него свойственны: нечеткость целей обучения; недостаток отработанных проектов работы согласно обучению у военных требуемых индивидуальных и профессиональных свойств; плохой учет в проводимой работе личных особенностей военнослужащий, сержантов, прапорщиков и офицеров; прямолинейность, шаблон, диктат, рукоприкладство и прочие патологии общепризнанных мерок преподавательской этики; неспособность в абсолютной грани использовать воспитательный потенциал воинского коллектива; недостаток взаимопонимания и внутренней близости между командирами и подчиненными, незнание нужд подчиненных, проблем, с которыми они встречаются в ходе изучения военного дела; неспособность осуществить педагогически разумное общение; недостаток преемственности и согласованности в поступках командиров и иных участников воспитательного движения и др.
Все это приводит к тому, что существенная доля военных оказывается недостаточно подготовленной к осуществлению служебно-боевых вопросов, пасует перед проблемами, идет на совершение беззаконных действий, халатно относится к выполнению собственных обязанностей.
Являясь активным приверженцем и преемником полководческого и преподавательского искусства А, В. Суворова, М. И. Драгомиров не только лишь аргументировал в условиях кардинальной военной реформы, проводившейся в Российской федерации во второй половине XIX столетия, новые основы организации войск, однако и создал слаженную концепцию их преподавания и обучения применительно к изменившейся исторической ситуации.
Естественно, несколько утверждений преподавательской концепции М. И. Драгомирова устарел, однако её основные мысли и в настоящее время остаются до такой степени важными, что стимулируют большой интерес, как у военных ученых, так и у практиков. Разъясняется это тем, что в них заключены педагогические истины, которые могут помочь отыскать решение на многочисленные задачи, возникающие на сегодняшний день в деятельности командиров по воинскому обучению подчиненных. В данной взаимосвязи исследование мыслей М. И. Драгомирова считается в современных обстоятельствах значимым для военной педагогики в научном и прикладном отношениях.
Объектом изучения данной работы выбраны психолого – педагогические условия обучения и воспитания.
Предметом работы являются психолого – педагогические взгляды Драгомирова М.И. и Макарова С.И.
Целью работы является проведение анализа психолого – педагогической системы Драгомирова М.И. и Макарова С.И. с позиций современных тенденций воспитания.
На основании цели работы были определены задачи:
1. Рассмотреть психолого – педагогические взгляды Драгомирова С.И.
2. Рассмотреть психолого – педагогические взгляды Макарова С.И.
3. Определить преемственность идей данных ученых в современной теории воспитания.
В решении трудностей постоянного улучшения концепции обучения военных неоценимую значимость представляет навык, накопленный одаренными полководцами и педагогами, достигнувшими наивысших результатов в собственной военно-профессиональной деятельности. К подобным полководцам и учителям относятся выдающиеся военные и педагогические активисты второй половины XIX столетия М.И.Драгомиров. и С.О. Макаров, представляясь действующими приверженцами и преемниками полководческого и преподавательского художества А. В. Суворова, М. И. Драгомиров в обстоятельствах главнейшей армейской реформы, проводившейся в Российской федерации во второй половине XIX столетия, создали слаженную концепцию преподавания и обучения войск применительно к изменившейся исторической ситуации, многочисленные утверждения которой актуальны и в настоящее время.
Создали целую концепцию подготовки солдата к успешной военной деятельности, задача которой заключается в создании «из новобранца настоящего солдата, не ломая в нем человека». В проблемы концепции вступает: формирование нравственной энергии, как важного из качеств солдата (путь постановления - развитие), и предоставление человеку материальных способностей, делающих его наиболее способным к охране и к нанесению ущерба противнику (подход постановления - обучение). Развитие и обучение составляют подсистемы общей концепции подготовки солдата. Основная значимость при этом отводится обучению.
Осуществлять подготовку людей следует, прежде всего, в мирное время, «ибо установлено, что в боевое время войска делают только то, что привыкли совершать в мирное», однако нельзя упускать из виду нравственное положение войск и в военной обстановке.
Нравственная сила, согласно взгляду М.И. Драгомирова, предполагает собою непростое обучение. Элементы данного образования выступают целями обучения. К ним принадлежат: верность Отчизне до самоотвержения; высокая дисциплина; уверенность в нерушимость (святость) приказания; смелость (решительность и неустрашимость); стремление беспрекословно переносить труды, мороз, голод и все без исключения потребности солдатские; чувство взаимной выручки (товарищество) и инициатива (частный почин).
Средствами обучения преданности Отчизне до самоотвержения служат: «торжественное приведение к присяге; разъяснение её значимости и смысла; беседы с солдатами общего и военно-исторического характера, свидетельствующие о многознаменательном прошлом нашего отечества и о замечательных геройских поступках российского воинства и пр.»; напоминания себе, что мы назначены на то, чтобы губить и гибнуть.
Успех в бою может быть, также достигнут только в том случае, если каждый военнослужащий и офицер считается высокодисциплинированным человеком. Данные ученые считали, что «дисциплинированной» можно принять только лишь эту часть, «все чины которой выдержаны в привычках подчинения, покорности, выносливости, стремительной и четкой исполнительности и правдивости». К дисциплине причислялось и почитание, т. е. выполнение абсолютно всеми военными законов воинской вежливости, однако отводили этому не главное значение.
Развитию выдержки содействуют:
- понимание подчиненных,
- субординация,
- постоянная настойчивость в раз поставленных требованиях,
- справедливость,
- строгая законность,
- разумная организация работы и отдыха,
- быта подчиненных,
- заботливость о солдате,
- правдивое отношение к его довольствию,
- демонстрация примера руководителя в соблюдении выдержки,
- «искренний, открытый разбор военных порядков»,
- товарищеское взаимодействие с подчиненными,
- предписание дисциплинарных взысканий в соответствии со степенью вины военнослужащего,
- организация контроля и др.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
3. Варфоломеева JI.E., Карпов В.В., Кузьмина Н.В., Лисовский В.Т. Концепция повышения качества подготовки воспитателей, педагогов, преподавателей // Акмеология 97, научная сессия. СПб.: Санкт - Петербургская Акмеологическая Академия, 1997.- С. 46-78.
4. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 2003.-49 с.
5. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В .Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник / Под ред. С.В. Кошелевой. СПб.: Фонд «Университет», 2011. - 256 с.
6. Киевский A.B. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2002. - 22 с.
7. Литвиненко C.B. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии A.B. Суворова: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -СПб., 2001.-40 с.
8. Лукова Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -СПб., 2002. 21 с.