ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: адаптация,
дезадаптация, школьная дезадаптация 15
1.2. Характеристика основных структурных компонентов и причины
школьной дезадаптации у пятиклассников 28
1.3. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у
пятиклассников 37
Выводы по I главе 47
Глава 2. Педагогическое обеспечение апробации педагогических условий профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников
2.1. Организация и методики исследования 50
2.2. Выявление уровня школьной дезадаптации у пятиклассников 58
2.3. Апробация педагогических условий профилактики школьной
дезадаптации у пятиклассников 66
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы по профилактике школьной дезадаптации у пятиклассников 73
Выводы по II главе 78
Заключение 80
Библиографический список литературы 82
Приложение
Глава 1. Теоретические основы профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: адаптация,
дезадаптация, школьная дезадаптация 15
1.2. Характеристика основных структурных компонентов и причины
школьной дезадаптации у пятиклассников 28
1.3. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у
пятиклассников 37
Выводы по I главе 47
Глава 2. Педагогическое обеспечение апробации педагогических условий профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников
2.1. Организация и методики исследования 50
2.2. Выявление уровня школьной дезадаптации у пятиклассников 58
2.3. Апробация педагогических условий профилактики школьной
дезадаптации у пятиклассников 66
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы по профилактике школьной дезадаптации у пятиклассников 73
Выводы по II главе 78
Заключение 80
Библиографический список литературы 82
Приложение
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, поскольку определенные аспекты этой проблемы изучены не в полной мере и данная работа направлена на преодоление этого пробела.
Период перехода школьников из начальной школы в основную является чрезвычайно сложным. Появляется предметное обучение, усложняется учебный материал, меняется учительский состав, появляется большое количество учителей-предметников. Все это приводит к снижению работоспособности, к повышению тревожности. Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса [68].
Переход из начальных классов в пятые является переломным моментом в жизни ребёнка, так как в это время происходит переход к новому образу жизни, положению в обществе, а также к новым условиям деятельности и взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и учителями.
К данным новым условиям жизни пятикласснику необходимо адаптироваться. Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности [48]. Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Но не всегда данный процесс может проходить успешно. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог - дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Последствия дезадаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала, нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее [17].
Практика показывает, что к концу четвертого класса и в начале пятого класса имеется достаточное количество детей, имеющих трудности устойчивого характера, свидетельствующие о нарушении адаптации, то есть о школьной дезадаптации [10]. Поэтому нас заинтересовала, прежде всего, проблема преодоления и коррекции дезадаптации учащихся пятых классов, что мы и включаем в понятие профилактики школьной дезадаптации.
Этот феномен формируется в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, то есть
ситуации школьного обучения; при отсутствии организации профилактики школьной дезадаптации учителем это явление может привести, не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения.
В данной работе нас будут интересовать проблемы школьной дезадаптации учащихся пятых классов. Процесс дезадаптации разворачивается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом, как правило, являются резкое изменение условий жизни и привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.
Анализ существующей литературы по проблеме возникновения дезадаптации учащихся пятых классов показывает, что причинами могут быть разнообразные факторы: особенности процесса
обучения, направленность поведения педагога, начальная биологическая предрасположенность к дезадаптации, особенности семейного отношения, индивидуальные особенности личности ребенка и др.
Степень разработанности проблемы. На сложность и значимость периода, связанного с психологической адаптацией учащихся пятых классов к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии такими авторами как Г. Айзенк[2], Г. М. Андрееева [8], М. Р. Битянова [17], Л. И. Божович [19], М. А. Галагузова [29], И. В. Дубровина [31], Г. Крайг [43], А. В. Мудрик [52], Г. А. Цукерман [68], Х. Хартманн [67], Э. Фромм [66], Д. Б. Эльконини [69] и др. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, значимость, особенности, рассмотрены виды адаптации. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на психолого¬педагогические условия образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.
Возникновение социальных, психолого-педагогических механизмов дезадаптации и ее диагностирование раскрыты в работах Г.А. Аванесова [1], М.А. Алемаскина [3], Б.Н. Алмазова [5], С.И. Андреева [7], К.Ш. Ахиярова [9], Г.З. Барыгина [12], С.А. Беличевой [13], A.C. Белкина [14], А.С. Бланкова [18], Г.Г. Бочкаревой [21], Н.В. Вострокнутова [26], А.Я. Ивановой [37], Н.М. Иовчук [39], Ю.И. Юрички [70] и др. Формирование положительного отношения учащихся к учебному и другим видам общественно-полезного труда раскрываются К.Ш. Ахияровым [9], К.В. Бардиным [11], Е.Д. Божович [19], Л.И. Божович [20], Я.М. Зюбиным [36], М.И. Рожковым [59], В.Е. Каган [40] и др.
Формы и методы предупреждения дезадаптации
несовершеннолетних определены в трудах С.А. Беличевой [13], М.Э. Вайнера [24], Л.Ю. Даниловой [30], А.И. Захарова [34], И.Ю.Захаровой [35], Г.Ф. Кумариной [44] и др. В работах Ю.Е. Алешиной [4], С.И. Андреева [7], К.Ш. Ахиярова [9], Д.А. Белухина [15], Т.А. Власовой [25], A.C. Макаренко [49] и др. рассматриваются возможности и пути реализации индивидуального подхода к дезадаптированным учащимся.
Значительный вклад в решение
проблемы индивидуализации воспитания с учетом предупреждения школьной дезадаптированности учащихся внесли разработанные за рубежом концепции теории формирования личности. Например, К. Бютнера и Д.Э. Дюркгейм [22, 32]. В них рассматриваются значение внутреннего мира личности для развития и социологический подход к предупреждению отрицательных черт личности.
В то же время следует подчеркнуть, что в научной литературе освещены лишь отдельные вопросы профилактики школьной дезадаптации учащихся пятых классов. Профилактика школьной дезадаптации учащихся пятых классов была и есть предмет специального исследования.
Анализ практики школьного воспитания учащихся пятых классов показывает, что работа учителей пятых классов по предупреждению дезадаптации строится эмпирически, на основе личного опыта. При этом нередко возникают конфликтные ситуации не только между учителем и
тем или иным учеником, но и между школой и семьей дезадаптированного ученика. Такое явление иллюстрирует отсутствие теоретической и методической разработанности проблемы профилактики школьной дезадаптации детей, отсутствие взаимодействия учителя, школьного психолога, социального педагога, семьи и т. д., что приводит к недооценке педагогами возможности комплексного подхода в
профилактике школьной дезадаптации учащихся пятых классов.
Недостаточен также учет системного,
индивидуального, личностного, деятельностного и др. подходов при соединении процессов воспитания и реализации профилактики дезадаптации учащихся; слабо раскрываются сущность и механизм обеспечения единства развития этого явления.
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы школьной дезадаптации, вопросы профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд устойчивых противоречий:
- между объективной потребностью общества в развитии способности школьников к обучению и наличием значительного
количества дезадаптированных детей в школах, с одной стороны, и отсутствием научного осмысления опыта адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и недостаточной разработанностью педагогических условий и методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации учащихся пятых классов, с другой стороны.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников.
Объект исследования - процесс профилактики школьной дезадаптации.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников будет успешной, если:
- провести теоретический анализ основных понятий исследования: дезадаптация, школьная дезадаптация; выделить структурные компоненты;
- учитывать факторы и причины школьной дезадаптации у пятиклассников;
- реализовать соответствующие педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников:
1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;
2) учет возрастных особенностей пятиклассников в процессе профилактики школьной дезадаптации;
3) организовать профилактические мероприятия на основе специальной программы «Школа адаптации пятиклассника».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «адаптация», «дезадаптация», «школьная адаптация».
2. Выявить причины и дезадаптации у пятиклассников.
3. Определить, раскрыть педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы «Школа адаптации пятиклассника», направленной на профилактику школьной дезадаптации у
пятиклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи системного, целостного подхода (Ю.П. Сокольников [62], В.А. Сластенин [61], Л.Ф. Спирин [64] и др.); теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский и др.); теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский [27] и др.); психологическая теория деятельности (В.Е. Каган [40], А.Н. Леонтьев [47], С.Л. Рубинштейн [60] и др.); концепция гуманистического и личностно-ориентированного образования (В.А. Сухомлинский [65] и др.); теории профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (К.Ш. Ахияров [9], С.А. Беличева [13], A.C. Белкин [14], Г.Г. Бочкарева [21], Н.В. Ю.И. Юричка [70] и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (наблюдение (карта школьной адаптации), беседа с классным руководителем, диагностическое тестирование с использованием таких методик, как: методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой; методика школьной тревожности Б. Н. Филлипса; адаптированный подростковый опросник Шмишека.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №69» Приволжского района г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 31 человек, обучающихся 5 «А» классе.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2015 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - поисково-экспериментальном (2016 г.) был осуществлен констатирующий и формирующий эксперименты; апробировались педагогические условия профилактики школьной дезадаптации; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На первом этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось
завершение опытно-экспериментальной работы; проведение контрольного эксперимента, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, разрабатывались методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации у пятиклассников, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Школа адаптации пятиклассника».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке программы «Школа адаптации пятиклассника», направленной на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников.
На основе изучения и обобщения материалов, результатов экспериментальных исследований разработаны педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников, которые включают в себя помощь школьному психологу, разработаны и внедрены в практику целостного педагогического процесса методические рекомендации по организации профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Результаты и выводы исследования могут быть использованы практическими работниками в организации профилактики школьной дезадаптации, а также на лекционных и практических занятиях по курсу «Коррекционная педагогика» в средних и высших педагогических учебных заведениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Школьная дезадаптация - это часть социальной адаптации, представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.
2. Структурными компонентами школьной дезадаптации являются: когнетивный (проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка; включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков), эмоционально-личностный (проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой) и поведенческий (показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение).
3. Педагогическими условиями профилактики школьной дезадаптации являются:
1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;
2) учет возрастных особенностей пятиклассников в процессе профилактики школьной дезадаптации;
3) на основе данных диагностики составление программы профилактики школьной дезадаптации.
Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих конференциях:
• Сафина Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение
профилактики процесса дезадаптации пятиклассников в современной школе / I республиканская открытая педагогическая научно-практическая конференция «Родионовские чтения» с современными образовательными технологиями к новым образовательным стандартам (2017, Казань, ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ», очное участие, сертификат).
• Сафина Г. А. II городская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психологической службы в образовании» (2017, Казань, МБОУ «Гимназия №90», очное участие, диплом).
• Сафина Г. А. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» (2017, Казань, ИПиО, заочное участие, сертификат).
• Сафина Г. А. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федеральноо университета (2017, Казань, К(П)ФУ ИПиО, очное участие, сертификат).
А также апробация результатов исследования осуществлялись через публикации статей:
1. Сафина Г. А. Трудности адаптации пятиклассников к условиям средней школы / Г. А. Сафина // Личность, общество, культура: сборник научных трудов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2016. С. 340-343.
2. Сафина Г. А. Работа классного руководителя по созданию оптимальных условий адаптации учащихся пятых классов // Материалы городской научно-практической конференции педагогов-психологов «Актуальные вопросы психологической службы в образовании». - Казань: Отечество, 2017. - 104 с.
3. Сафина Г. А. , Касимова Р. Ш. Педагогические условия адаптации пятиклассников // Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 276 с.
4. Сафина Г. А., Касимова Р. Ш. Сложности адаптации пятиклассников к условиям средней школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии; сборник научных трудов, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Выпуск 19. / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во "Отечество", 2016. -
Период перехода школьников из начальной школы в основную является чрезвычайно сложным. Появляется предметное обучение, усложняется учебный материал, меняется учительский состав, появляется большое количество учителей-предметников. Все это приводит к снижению работоспособности, к повышению тревожности. Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса [68].
Переход из начальных классов в пятые является переломным моментом в жизни ребёнка, так как в это время происходит переход к новому образу жизни, положению в обществе, а также к новым условиям деятельности и взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и учителями.
К данным новым условиям жизни пятикласснику необходимо адаптироваться. Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности [48]. Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Но не всегда данный процесс может проходить успешно. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог - дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Последствия дезадаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала, нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее [17].
Практика показывает, что к концу четвертого класса и в начале пятого класса имеется достаточное количество детей, имеющих трудности устойчивого характера, свидетельствующие о нарушении адаптации, то есть о школьной дезадаптации [10]. Поэтому нас заинтересовала, прежде всего, проблема преодоления и коррекции дезадаптации учащихся пятых классов, что мы и включаем в понятие профилактики школьной дезадаптации.
Этот феномен формируется в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации, то есть
ситуации школьного обучения; при отсутствии организации профилактики школьной дезадаптации учителем это явление может привести, не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения.
В данной работе нас будут интересовать проблемы школьной дезадаптации учащихся пятых классов. Процесс дезадаптации разворачивается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом, как правило, являются резкое изменение условий жизни и привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.
Анализ существующей литературы по проблеме возникновения дезадаптации учащихся пятых классов показывает, что причинами могут быть разнообразные факторы: особенности процесса
обучения, направленность поведения педагога, начальная биологическая предрасположенность к дезадаптации, особенности семейного отношения, индивидуальные особенности личности ребенка и др.
Степень разработанности проблемы. На сложность и значимость периода, связанного с психологической адаптацией учащихся пятых классов к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии такими авторами как Г. Айзенк[2], Г. М. Андрееева [8], М. Р. Битянова [17], Л. И. Божович [19], М. А. Галагузова [29], И. В. Дубровина [31], Г. Крайг [43], А. В. Мудрик [52], Г. А. Цукерман [68], Х. Хартманн [67], Э. Фромм [66], Д. Б. Эльконини [69] и др. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, значимость, особенности, рассмотрены виды адаптации. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на психолого¬педагогические условия образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.
Возникновение социальных, психолого-педагогических механизмов дезадаптации и ее диагностирование раскрыты в работах Г.А. Аванесова [1], М.А. Алемаскина [3], Б.Н. Алмазова [5], С.И. Андреева [7], К.Ш. Ахиярова [9], Г.З. Барыгина [12], С.А. Беличевой [13], A.C. Белкина [14], А.С. Бланкова [18], Г.Г. Бочкаревой [21], Н.В. Вострокнутова [26], А.Я. Ивановой [37], Н.М. Иовчук [39], Ю.И. Юрички [70] и др. Формирование положительного отношения учащихся к учебному и другим видам общественно-полезного труда раскрываются К.Ш. Ахияровым [9], К.В. Бардиным [11], Е.Д. Божович [19], Л.И. Божович [20], Я.М. Зюбиным [36], М.И. Рожковым [59], В.Е. Каган [40] и др.
Формы и методы предупреждения дезадаптации
несовершеннолетних определены в трудах С.А. Беличевой [13], М.Э. Вайнера [24], Л.Ю. Даниловой [30], А.И. Захарова [34], И.Ю.Захаровой [35], Г.Ф. Кумариной [44] и др. В работах Ю.Е. Алешиной [4], С.И. Андреева [7], К.Ш. Ахиярова [9], Д.А. Белухина [15], Т.А. Власовой [25], A.C. Макаренко [49] и др. рассматриваются возможности и пути реализации индивидуального подхода к дезадаптированным учащимся.
Значительный вклад в решение
проблемы индивидуализации воспитания с учетом предупреждения школьной дезадаптированности учащихся внесли разработанные за рубежом концепции теории формирования личности. Например, К. Бютнера и Д.Э. Дюркгейм [22, 32]. В них рассматриваются значение внутреннего мира личности для развития и социологический подход к предупреждению отрицательных черт личности.
В то же время следует подчеркнуть, что в научной литературе освещены лишь отдельные вопросы профилактики школьной дезадаптации учащихся пятых классов. Профилактика школьной дезадаптации учащихся пятых классов была и есть предмет специального исследования.
Анализ практики школьного воспитания учащихся пятых классов показывает, что работа учителей пятых классов по предупреждению дезадаптации строится эмпирически, на основе личного опыта. При этом нередко возникают конфликтные ситуации не только между учителем и
тем или иным учеником, но и между школой и семьей дезадаптированного ученика. Такое явление иллюстрирует отсутствие теоретической и методической разработанности проблемы профилактики школьной дезадаптации детей, отсутствие взаимодействия учителя, школьного психолога, социального педагога, семьи и т. д., что приводит к недооценке педагогами возможности комплексного подхода в
профилактике школьной дезадаптации учащихся пятых классов.
Недостаточен также учет системного,
индивидуального, личностного, деятельностного и др. подходов при соединении процессов воспитания и реализации профилактики дезадаптации учащихся; слабо раскрываются сущность и механизм обеспечения единства развития этого явления.
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы школьной дезадаптации, вопросы профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд устойчивых противоречий:
- между объективной потребностью общества в развитии способности школьников к обучению и наличием значительного
количества дезадаптированных детей в школах, с одной стороны, и отсутствием научного осмысления опыта адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и недостаточной разработанностью педагогических условий и методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации учащихся пятых классов, с другой стороны.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников.
Объект исследования - процесс профилактики школьной дезадаптации.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников будет успешной, если:
- провести теоретический анализ основных понятий исследования: дезадаптация, школьная дезадаптация; выделить структурные компоненты;
- учитывать факторы и причины школьной дезадаптации у пятиклассников;
- реализовать соответствующие педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников:
1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;
2) учет возрастных особенностей пятиклассников в процессе профилактики школьной дезадаптации;
3) организовать профилактические мероприятия на основе специальной программы «Школа адаптации пятиклассника».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «адаптация», «дезадаптация», «школьная адаптация».
2. Выявить причины и дезадаптации у пятиклассников.
3. Определить, раскрыть педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы «Школа адаптации пятиклассника», направленной на профилактику школьной дезадаптации у
пятиклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи системного, целостного подхода (Ю.П. Сокольников [62], В.А. Сластенин [61], Л.Ф. Спирин [64] и др.); теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский и др.); теория развития психики ребенка (Л.С. Выготский [27] и др.); психологическая теория деятельности (В.Е. Каган [40], А.Н. Леонтьев [47], С.Л. Рубинштейн [60] и др.); концепция гуманистического и личностно-ориентированного образования (В.А. Сухомлинский [65] и др.); теории профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей (К.Ш. Ахияров [9], С.А. Беличева [13], A.C. Белкин [14], Г.Г. Бочкарева [21], Н.В. Ю.И. Юричка [70] и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (наблюдение (карта школьной адаптации), беседа с классным руководителем, диагностическое тестирование с использованием таких методик, как: методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой; методика школьной тревожности Б. Н. Филлипса; адаптированный подростковый опросник Шмишека.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №69» Приволжского района г. Казани. Всего в исследовании приняло участие 31 человек, обучающихся 5 «А» классе.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2015 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - поисково-экспериментальном (2016 г.) был осуществлен констатирующий и формирующий эксперименты; апробировались педагогические условия профилактики школьной дезадаптации; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На первом этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось
завершение опытно-экспериментальной работы; проведение контрольного эксперимента, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, разрабатывались методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации у пятиклассников, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Школа адаптации пятиклассника».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке программы «Школа адаптации пятиклассника», направленной на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников.
На основе изучения и обобщения материалов, результатов экспериментальных исследований разработаны педагогические условия профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников, которые включают в себя помощь школьному психологу, разработаны и внедрены в практику целостного педагогического процесса методические рекомендации по организации профилактики школьной дезадаптации у пятиклассников.
Результаты и выводы исследования могут быть использованы практическими работниками в организации профилактики школьной дезадаптации, а также на лекционных и практических занятиях по курсу «Коррекционная педагогика» в средних и высших педагогических учебных заведениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Школьная дезадаптация - это часть социальной адаптации, представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.
2. Структурными компонентами школьной дезадаптации являются: когнетивный (проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка; включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков), эмоционально-личностный (проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой) и поведенческий (показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение).
3. Педагогическими условиями профилактики школьной дезадаптации являются:
1) осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам;
2) учет возрастных особенностей пятиклассников в процессе профилактики школьной дезадаптации;
3) на основе данных диагностики составление программы профилактики школьной дезадаптации.
Апробация результатов исследования осуществлялась на следующих конференциях:
• Сафина Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение
профилактики процесса дезадаптации пятиклассников в современной школе / I республиканская открытая педагогическая научно-практическая конференция «Родионовские чтения» с современными образовательными технологиями к новым образовательным стандартам (2017, Казань, ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ», очное участие, сертификат).
• Сафина Г. А. II городская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психологической службы в образовании» (2017, Казань, МБОУ «Гимназия №90», очное участие, диплом).
• Сафина Г. А. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» (2017, Казань, ИПиО, заочное участие, сертификат).
• Сафина Г. А. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федеральноо университета (2017, Казань, К(П)ФУ ИПиО, очное участие, сертификат).
А также апробация результатов исследования осуществлялись через публикации статей:
1. Сафина Г. А. Трудности адаптации пятиклассников к условиям средней школы / Г. А. Сафина // Личность, общество, культура: сборник научных трудов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2016. С. 340-343.
2. Сафина Г. А. Работа классного руководителя по созданию оптимальных условий адаптации учащихся пятых классов // Материалы городской научно-практической конференции педагогов-психологов «Актуальные вопросы психологической службы в образовании». - Казань: Отечество, 2017. - 104 с.
3. Сафина Г. А. , Касимова Р. Ш. Педагогические условия адаптации пятиклассников // Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 276 с.
4. Сафина Г. А., Касимова Р. Ш. Сложности адаптации пятиклассников к условиям средней школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии; сборник научных трудов, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Выпуск 19. / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во "Отечество", 2016. -
Таким образом, на основании проведенного исследования по теме «Профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. В ходе изучения литературных источников было выявлено, что: адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Дезадаптация - сложное социально-психолого-педагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности. А школьная дезадаптация - часть социальной адаптации, которая представляет собой неадекватный механизм приспособленпия ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии (ссылка на главное определение).
2. Также, исходя из анализа научной литературы
психологической сущности понятия школьная дезадаптация, выделены основные структурные компоненты: когнетивный компонент,
эмоционально-личностный компонент и поведенческий компонент.
3. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Причинами плохой адаптации пятиклассников являются: своеобразие подросткового возраста, разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять; большой поток информации, незнакомые термины, слова; чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
4. Доказана эффективность разработанной педагогической программы, направленной на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников. После проведенной профилактической работы у пятиклассников стали преобладать положительные чувства, у учащихся понизилась школьная тревожность; для многих характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации. Также учащиеся экспериментальной группы установили дружеские отношения с одноклассниками, приняли нормы и правила школьной жизни, отношение к школе стало более позитивным, уменьшились проблемы и страхи в отношениях учителями, что возможно именно это стало причиной положительного отношения к школе.
Для этих целей была разработана и апробирована педагогическая программа «Школа адаптации пятиклассника», направленная на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников, которая состоит из обсуждений, тренинговых упражнений и различных игр.
5. В результате проверки полученных данных с помощью t- критерия Стьюдента мы установили, что в группе испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли существенные изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е. изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного формирующего эксперимента.
6. Экспериментальная проверка эффективности педагогической программы «Школа адаптации пятиклассника», осуществлявшейся в естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы.
1. В ходе изучения литературных источников было выявлено, что: адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Дезадаптация - сложное социально-психолого-педагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности. А школьная дезадаптация - часть социальной адаптации, которая представляет собой неадекватный механизм приспособленпия ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии (ссылка на главное определение).
2. Также, исходя из анализа научной литературы
психологической сущности понятия школьная дезадаптация, выделены основные структурные компоненты: когнетивный компонент,
эмоционально-личностный компонент и поведенческий компонент.
3. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Причинами плохой адаптации пятиклассников являются: своеобразие подросткового возраста, разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять; большой поток информации, незнакомые термины, слова; чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
4. Доказана эффективность разработанной педагогической программы, направленной на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников. После проведенной профилактической работы у пятиклассников стали преобладать положительные чувства, у учащихся понизилась школьная тревожность; для многих характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации. Также учащиеся экспериментальной группы установили дружеские отношения с одноклассниками, приняли нормы и правила школьной жизни, отношение к школе стало более позитивным, уменьшились проблемы и страхи в отношениях учителями, что возможно именно это стало причиной положительного отношения к школе.
Для этих целей была разработана и апробирована педагогическая программа «Школа адаптации пятиклассника», направленная на профилактику школьной дезадаптации у пятиклассников, которая состоит из обсуждений, тренинговых упражнений и различных игр.
5. В результате проверки полученных данных с помощью t- критерия Стьюдента мы установили, что в группе испытуемых после проведения формирующего эксперимента произошли существенные изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е. изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного формирующего эксперимента.
6. Экспериментальная проверка эффективности педагогической программы «Школа адаптации пятиклассника», осуществлявшейся в естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПСИХИКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА «АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - АДАПТАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2015 - Социально-педагогическая деятельность по адаптации пятиклассников к основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуальное консультирование как способ повышения социально-психологической адаптации учащихся пятых классов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проявления школьной тревожности обучающихся 5 классов в
период адаптации к основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



