Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«География» международной информации в российских и американских СМИ

Работа №61369

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Изучение СМИ в аспекте их географических интересов 6
1.1. Теоретические принципы информационной политики СМИ 6
1.2. Основные причины информационной привлекательности стран и регионов мира 11
2. Сравнительный анализ преобладающих географических интересов российских и
американских СМИ 25
2.1. Страны и регионы, привлекающих преобладающее внимание американских СМИ 25
2.2. Страны и регионы, привлекающих преобладающее внимание российских СМИ 40
2.3. Сходство и различие географии интересов российских и американских СМИ...
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложение 1. Частота упоминаний стран мира в «Независимой газете» за период с
октября 1997-го по сентябрь 2000 года 64
Приложение 2. Количество упоминаний стран мира в СМИ США в 2015 году 67
Приложение 3. Количество упоминаний стран мира в СМИ России в 2015 году 75
Приложение 4. Различие географии интересов российских и американских СМИ на
уровне стран

Возрастающее влияние средств массовой информации на жизнь общества определяется не только информационной составляющей содержания печатных и электронных изданий, но и эмоциональным и художественным воздействием содержания материалов. Значение имеет и направленность интересов, как отдельных средств массовой информации, так и всей совокупности средств массовой информации той или иной страны. Содержание СМИ как товар имеет свою специфику, которая выражается особыми отношениями производителей с потребителями. Поскольку журналистика рассматривается не только как бизнес-продукт, но и как искусство, и как средство идеологического воздействия, прессе приписываются определенные обязанности, в том числе доносить до читателей определенные морально-политические установки и формировать общественное мнение. Сложности массовых информационных процессов связаны с тем, что не всегда можно предсказать степень заинтересованности читателей в материалах издания, которые отличаются по потребительским качествам от обычных товаров. В истории прессы перед редакциями всегда существовал выбор: учиться привлекать внимание читателя или поставить свое издание под угрозу закрытия. В результате создается ситуация, при которой издательства публикуют не обязательно объективно нужную, полезную и достоверную информацию, а ту информацию, которая, по их мнению, привлечет читателей. Так, выбор информационных поводов для освещения определяется сложившимися профессиональными установками, и хотя журналистам приписывают профессиональный долг отражать реальность во всей ее полноте, фактически СМИ формируют фрагментированную картину. На уровне международных новостей следствием этого становится дисбалансированная картина мира, в которой часть стран практически не представлена, а другие освещаются в соответствии с представлениями редакции о внешнеполитических и экономических приоритетах государства и об интересах аудитории издания.
Актуальность исследования определяется тем, что информационное пространство современного мира отражает распределение доступности материальных и постматериальных благ в разных странах. Значительное влияние на частоту и качество освещения событий, происходящих в различных странах мира, оказывают ведущие мировые агентства и крупные медиакорпорации, господствующие на информационном рынке. Государства осуждают друг друга в использовании пропаганды в иновещании, при этом планируя создавать собственные контрпропагандистские СМИ. Динамичные процессы развития современной журналистики и глобализации информационного пространства затронули практически все страны мира. Дробление коммуникативного пространства на глобальные СМИ, принадлежащие крупным корпорациям, ограниченные нишевые медиа и децентрализованные интернет - сети приводит к тому, что общественное мнение не может формироваться в полных масштабах для мобилизации в качестве политической силы.
Цель данного исследования заключается в выявлении географических особенностей освещения международной жизни в российских и американских СМИ.
Объектом исследования являются публикации российских и американских СМИ, собранные за период 01.01.2015 — 31.12.2015 с помощью сервисов Yandex News и Newspaper Source.
Предметом исследования являются национальные особенности выбора стран и регионов для освещения международной жизни в российских и американских СМИ.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: специфика выбора стран и регионов для освещения международной жизни в российских и американских СМИ имеют существенные отличия.
Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные особенности формирования информационной политики СМИ;
- выявить основные причины информационной привлекательности стран и регионов мира;
- собрать практические данные о специфике выбора стран и регионов для освещения международной жизни в российских и американских СМИ;
- провести сравнительный анализ специфика выбора стран и регионов для освещения международной жизни в российских и американских СМИ, выявить особенности российских и американских СМИ и их отличие друг от друга в этом аспекте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены основные особенности формирования информационной политики СМИ и выявлены основные причины информационной привлекательности стран и регионов мира.
Во второй главе представлены результаты эмпирического анализа специфики выбора стран и регионов для освещения международной жизни в российских и американских СМИ в сопоставительном аспекте.
В заключении представлены общие выводы по всей проделанной работе.
В приложении даны материалы справочного и информационного характера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрены особенности географического распределения информации в российских и американских СМИ.
Географические интересы СМИ формируются сложным образом. С одной стороны, сфера массовой информации является рынком, хотя и очень специфическим рынком, и по законам рынка спрос рождает предложение, и поставщик информационного продукта (средство массовой информации) должен ориентироваться за запросы аудитории. С другой стороны, по законам того же рынка поставщик информационного продукта должен формировать запросы аудитории.
Основные направления интересов большинства аудитории СМИ можно определить двумя основными темами - досуг и политика.
Сфера географических интересов СМИ, вызванных досуговым интересом аудитории, формируется, прежде всего, наиболее популярными отпускными, туристическими локациями - это либо места пляжного отдыха, либо традиционные культурно-туристические центры, либо экзотические ландшафтные комплексы.
Сфера географических интересов СМИ, вызванных политическими интересом аудитории, формируется, прежде всего, местами, где происходят наиболее актуальные в настоящее время политические события - важные переговоры, войны, государственные перевороты и прочая тому подобная активность.
Представление географической картины мира в СМИ, отдельных стран и регионов можно анализировать в двух аспектах - количественном и качественном. Количественный анализ выявляет частоту упоминания страны или региона, их место в потоке новостных сообщений, и, соответственно - информированности об этой стране или регионе аудитории СМИ. Качественный анализ предполагает анализ содержания информационного потока из той или иной страны или региона: выявление основных тем сообщений, тональности публикаций и т.д. На более глубоком уровне можно исследовать информационную представленность отдельных районов стран, отдельных городов и т.д.
В данной работе количество стран, привлекающих внимание СМИ США, подсчитано с помощью сервиса Newspaper Source. Проверялось количество упоминаний стран за 2015 год (01.01.2015 - 31.12.2015). Учитывались материалы 28 изданий США, включающих как столичные, так и местные издания, и можно полагать, что они являются достаточно репрезентативной выборкой, чтобы дать объективные данные по исследуемому вопросу. Результаты аналогичного поиска по СМИ России проводились при помощи сервиса Yandex News, который учитывает практически все российские издания. Доступными для исследования при выбранной методике оказались 196 стран. Полученные данные по СМИ США и России пересчитаны в процентное представление, чтобы привести их в сопоставимый вид.
Лидерам по числу упоминаний в прессе США оказались США. Великобритания заняла второе место. В процентном отношении количество упоминаний Великобритании и США в СМИ США в сумме составляет 52,5433 %, то есть больше половины. Не будет преувеличением сказать, что в зеркале американских СМИ весь мир делится на две половины - одну половину (даже чуть больше половины) составляют США и Великобритании, вторую половину - весь остальной мир. На третье место вполне ожидаемо вышел Китай, как крупнейшая страна мира, правда, отстав от лидеров почти в десять раз.
Далее, по количеству упоминаний, следуют Катар, Франция, Мексика, Индия, Канада, Сирия и Ирландия, именно в таком порядке. Появление Катара на четвертой позиции выглядит неожиданным, эта страна, очевидно, в США воспринимается как ключевая в сложном регионе Ближнего Востока. Франция в первой десятке, наряду с Ирландией, представляет всю Европу. Мексика и Канада попали в топ-10 вполне логично, это две соседние с США страны, и мексиканские и канадские дела оказывают непосредственное влияние на дела в США. Появление Сирии в первом десятке объясняется происходящей там войной, к Сирии действительно приковано внимание всего человечества. Ирландия оказалась в первом десятке, вероятно, потому что в США живет большое количество ирландцев.
В последнюю десятку по популярности в СМИ США вошли малые экзотические страны, в основном расположенные на островах в тропических морях.
Разница в популярности в СМИ США между наименее часто упоминаемой страной и наиболее часто упоминаемой страной составила ровно 90170 раз.
В российском списке первое место заняла сама Россия, это вполне обоснованно. Однако в процентном отношении количество упоминаний России в российских СМИ составляет только 3,9072 %. В российских СМИ не наблюдается такого подавляющего доминирования стран-лидеров списка, как в американских СМИ.
Второе место заняли США, тут уже видно различие географических интересов российских и американских СМИ. Если в российских СМИ новости из США или о США заняли второе место, то в американских СМИ новости из России не вошли даже в первую десятку по популярности.
Третье-пятое места в российском списке занимают Великобритания, Китай и Германия, что вполне объяснимо, это крупные страны и важные торговые и политические партнеры или соперники России. Шестое место Нидерландов, возможно, связано с голландским расследованием катастрофы малазийского «Боинга» над Донбассом в 2014 году. Седьмое место Белоруссии также несложно объяснить тем, что эта страна - ближайший партнер и союзник России. Далее видим, что Молдавия опередила по популярности в российской прессе Украину, это несколько странно. Замыкает топ-10 российских СМИ Чехия, обойдя Францию и Италию.
Замыкают список популярности в российских СМИ в 2015 году малые африканские и латиноамериканские страны и тропические острова.
Разница между популярностью страны, занявшей последнее место в списке российских СМИ и самой Россией, составила 1300 раз.
Разница в интересах СМИ России и США на уровне крупнейших регионов мира проявляется, главным образом, на территории, непосредственно примыкающей к территориям соответственно России и США. СМИ обоих государств большое внимание уделяют собственной территории и ближайшему геополитическому окружению, соответственно мало внимания уделяется территории и ближайшему геополитическому окружению друг друга.
В остальном стратегия поведения СМИ России и США в отношении освещения событий, происходящих в разные регионах мира, сходны между собой. СМИ обоих стран много внимания уделяют Азии (хотя СМИ России - несколько больше), еще больше внимания уделяют Европе (СМИ США - несколько больше), мало внимания уделяют Южной Америке и Африке (СМИ России - больше) и Австралии и Океании (почти поровну).
На уровне стран выявлено, что 135 стран мира освещаются в российских СМИ лучше, чем в американских СМИ (по крайней мере, чаще упоминаются). Среди этих стран выделяются следующие 17 стран, разница в освещении которых превышает 1 % в пользу России: Россия, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Нидерланды, Таджикистан, Латвия, Литва, Финляндия, Чехия, Эстония, Армения, Германия, Польша, Сербия. Еще 32 страны получают в СМИ России и США практически равное освещение.
И лишь в отношении 29 стран можно сказать, что СМИ США освещают их лучше, чем СМИ России. Отдельное место в этом списке занимают США и Великобритания, которые вместе занимают более половины всех упоминаний в СМИ США, и потому картина мира в информационном пространстве США представляется весьма однобокой.



1. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. - М.: Гамма, 2006. - 448 с.
2. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 2009. - 366 с.
4. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. - СПб., 2002. -186 с.
5. Бойкова Т. А. Интернет: Окно в мир. - М.: Изд. Михайлова, 2008. - 175 с.
6. Бориснев С. В. Социология коммуникации. - М: Юнити-Дана, 2013. - 270 с.
7. Возжеников А. В. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты. - М.: РАГС, 2006. - 295 с.
8. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок. - СПб.: Питер, 2007. - 254 с.
9. Воскобойников Я. С. Журналист и информация / Я. С. Воскобойников, В. К. Юрьев. - М.: РИА-Новости, 2003. - 351 с.
10. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. - СПб.: 2013. - С.112- 113с.
11. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. - М. Высшая школа, 1989. - 462 с.
12. Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. - М.: Алгоритм, 2009. - 299 с.
13. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. - М.: Аспект-пресс,
2004. - 288 с..
14. Деннис Э., Беседы о масс-медиа / Э. Деннис, Дж. Мэррил. - М.: Вагриус, 2007. - 499 с.
15. Джахая Л. Г. Информационное общество. - М.:АСТ, 2007. - 285 с.
16. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология. - М. Наука, -1994. - 426 с.
17. Ермишина Е. В. Международный обмен информацией. - М.: Международные отношения, 1988. - 253 с.
18. Есин Б. И. Методика изучения периодической печати. - М.: Аспект- пресс, 2003. - 265 с.
19. Жарков В. М. Экономика и организация издательского дела / В. М. Жарков, Б. А. Кузнецов. - М.: Тера, 2000. - 240 с.
20.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: АСТ, 2005. - 285 с.
21. Иларионова Т. С. Информационные процессы в современной России. - М.:Асток-пресс, 2009. - 377 с.
22. Ильюшенко В. Н. Информационная безопасность общества. - М.: Юристъ, 2008. - 464 с.
23. Кастельс М., Власть коммуникации. - М.,2016. -442с.
24. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век 21.- М.: Алгоритм, 2015. - 464 с.
25. Кирсанов А. П. Современные информационные технологии. - М.: Наука, 2007. - 329 с.
26. Козлова М. Ю. История отечественных средств массовой информации. - М.: Алгоритм, 2002. - 335 с.
27. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. - М.: Аванта плюс,
2005. - 376 с.
28. Корконосенко С. Г. Право и этика СМИ / С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилов. - СПб.,1999. - 288 с.
29. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 205 с.
30. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. -221с.
31. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, 2009. - 348 с.
32. Проблемы информации в печати / Отв. ред. С.М. Гуревич. - М. Наука, 1971. - 442 с.
33. Прохоров Е. П. Введение в журналистику. - М.: АСТ, 1995. - 225 с.
34. Пугачев В. П. Ввведение в политологию / В. П. Пугачев, А. И.
Соловьев. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 548 с.
35. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. - М.: Изд. МГУ,
2006. - 298 с.
36. Силичев Д. А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. - М.: Инфра-М, 2008. - 195 с.
37. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 312 с.
38. Федотова Л. В. Социология массовой коммуникации. - СПб., 2013. - 185 с.
39. Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.: Инфра-М, 2006. - 346 с.
40. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации В 2 ч. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. - М.: Перспектива, 2003. - 254 с.
Статьи на русском языке
41. Виноградова С. М. Прогноз Макбрайда: десять лет спустя // Век информации. Тезисы научно-практического семинара 1-2 ноября 1995. - С. 46- 48.
42.Засурский Я. Н. Таллуарская антидекларация // Демократический журналист. - 1982. - №7. - С. 13-18.
43.Заяц Д. Географические образы в зеркале СМИ // Отечественные записки. - 2002. - № 6(7). - С. 28-36.
44. Статьи на английском языке
45.Segev E. Visible and invisible countries: News flow theory revised. Journalism, 2014, P 1 - 18.
46. Wu D.H. A brave new world for international news? Exploring the determinants of the coverage of foreign news on US Websites. International Communication Gazette, 2007, 69(6). P 539-552.
Электронные ресурсы
47. Публикации в американских СМИ, индексируемых в Newspaper Source.
48. Публикации в российских СМИ, индексируемых в Yandex News.
49. Список государств мира [Электронный ресурс] - URL:
http://www.un.org/ru/index.html(Дата последнего обращения 28.02.2016.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ