Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ДОСУГА РИМЛЯН В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ

Работа №61363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор древнеримских развлечений 19
§1. Типология досуга в Западной римской империи и её зависимость от праздников в IV-V вв 19
§2. Посещение терм как неотъемлемый аспект жизни римлян 38
§3. Торжества и застолья в эпоху Поздней Античности 46
Глава 2. Влияние христианства на сущность языческих развлечений 61
§1. Преемственность языческих традиций в христианском Риме 61
§2. Трансформация развлечений в период распространения христианства. ...73
§3. Языческие и христианские праздники в IV-V веке 86
Заключение 105
Источники и исследования 109

Актуальность. Развлечения римлян в эпоху Поздней Античности одна из самых интересных и противоречивых тем. После падения языческой религии и установления христианства, религиозно-философские идеи и гражданские ценности римской религии на протяжении тысячелетий сохраняли свою привлекательность для европейской цивилизации. Христианство, в частности западное, как и в случае с греческим наследием, осуществило выборочное усвоение ряда элементов римской религиозной культуры: в интеллектуальном, этическом, эстетическом, культурном и социальном уровне.
Языческие традиции прошли через ряд изменений, связанных с установлением христианства. Но стоит отметить, что, несмотря на трудности борьбы христианства с язычеством, отголоски традиций существует до сих пор. Многие праздники, которые отмечались в Западной Римской империи, на рубеже IV-V веков имеют современную интерпретацию.
Что касается других видов досуга, например, посещение бань (терм), искусство устраивать застолья и посещать увеселительные мероприятия, то они прошли сквозь века и остаются по сей день, практически в неизмененном виде. Так, современные увеселения своими корнями уходят в позднеантичную эпоху.
Необходимо сказать, что в исследуемом периоде язычество полностью еще не искоренено, поэтому в IV-V веке имеются интегрированные праздники, основанные на языческой традиции, но уже с христианским уклоном. Так, на смену Сатурналиям приходит День святого Валентина, существует мнение, что Рождество основано на сигиллариях и брумалиях.
Изучение специфики досуга римлян в эпоху поздней античности открывает возможность взглянуть на увеселения римлян с новый стороны:
проанализировать трансформацию развлечений с приходом и установлением христианства в изучаемом государстве.
Анализ обозначенных явлений помогает лучше разбираться в современных процессах европейской цивилизации, видеть их генезис, что обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: повседневная жизнь в Западной Римской Империи.
Предмет: специфика досуга римлян в эпоху поздней античности.
Целью данного исследования является анализ специфики досуга римлян в эпоху поздней античности, а так же попытка проследить трансформацию римских увеселений с принятием христианства.
Исходя из цели, следует сформулировать задачи дипломной работы:
1) Осуществить сравнительный анализ позднеантичного досуга с повседневными развлечениями Рима имперского периода;
2) Составить типологию видов досуга в Западной римской империи IV¬V вв.;
3) Охарактеризовать посещение терм как неотъемлемый аспект в жизни римлян;
4) Рассмотреть торжества и застолья в эпоху поздней античности;
5) Выявить преемственность языческих традиций в христианском Риме;
6) Изучить особенности языческих и христианских праздников в IV-V веке и проанализировать трансформацию развлечений в период распространения христианства.
Хронологические рамки исследования. Нижней границей исследования является утверждение христианства как официальной религии. Важнейшими событиями для христиан в IV веке стали Миланский эдикт 313 года, официально разрешивший исповедание христианства на территории Римской империи, и созванный римским императором Константином Великим Первый Никейский собор (325 г.), установивший основные догматы христианской веры.
Верхней границей является падение Западной Римской империи, когда 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Преемницей бывшей великой империи стала ее восточная часть, именуемая в историографии Византией, на Западе же воцарилась эпоха варварских королевств.
Географические рамки. Данное исследование опирается на источники и досуговые процессы, локализирующиеся в Западной Римской Империи. Западная Римская Империя - название западной, преимущественно романоязычной, части Римской империи в конце (или середине) IV — конце V вв. Другая часть, преимущественно грекоязычная, получила название Восточной Римской империи, или Византийской империи.
В историографии Западная Римская империя — это совокупность западных провинций единой Римской империи в какой-либо период управлявшихся отдельной независимой имперской администрацией, равновеликой или номинально подчинённой имперской администрации, управлявшей восточными провинциями.
Источниковая база исследования достаточно широка. Интерес для исследования представляют, в первую очередь, сочинения следующих позднеантичных авторов: Сальвиана, Сидония Аполлинария, императора Юлиана, Евсевия, папы Льва Великого, Макробия, Симмаха, Аммиана Марцеллина и Феодосия. Данные труды являются важнейшими источниками по нашей проблеме, так как на основе их творчества можно проследить сосуществование как языческих, так и религиозных элементов в досуге позднеантичных римлян.
Однако, обширную информацию по теме исследования можно найти в сочинениях более ранних писателей, таких как: Овидий, Аврелий, Сенека, Тит Ливий, Плиний Младший, Цицерон и др. Благодаря трудам данных авторов мы имеем возможность проанализировать и проследить трансформацию культурной, досуговой и религиозной жизни римлян в эпоху
Поздней Античности.
В настоящем исследовании весь комплекс источников был разделен на две группы:
1. Сочинения поэтов, датируемые I в. до н.э. - III в.н.э.
2. Сочинения поэтов позднеантичного периода, которые, в свою очередь, можно разделить на подгруппы:
- церковные;
- исторические;
- литературные.
Первую группу источников составляют сочинения, написанные до IV в. н.э. и содержащие информацию о досуговой жизни римского общества. Благодаря этим сочинениям есть возможность сопоставить праздничные и досуговые традиции разных эпох.
В трудах Цицерона (106 г. до н.э. - 43 г. до н.э.) встречаются упоминания о праздновании частных праздников, например, дней рождения. Автор подробно описывает внешний облик именинников и убранство комнат, где проходит торжество.
О праздновании таких праздников как Сатурналии и Цереалии мы находим сведения и у одного из самых известных римских историков Тита Ливия (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) в «Истории Рима».
Информация о датах проведения языческих праздников взята из известного календаря Овидия (43 г. до н.э. - 18 г. н.э.) - «Фасты». Сенека (4 г. до н.э. - 65 г.н.э.) в своем труде «О безмятежности духа» описывает увеселительные мероприятия знатных людей во время трудовых будней.
Полезным источником для данного исследования являются письма Плиния Младшего (ок. 61 - 113 гг.), древнеримского политического деятеля и писателя, адвоката, по которым легко реконструировать повседневную жизнь римлян того периода.
Марк Аврелий (121 - 180 гг.) писал письма и записки, в которых высказывал свое отношение к праздничным ритуалам, пище и напиткам.
Однако, основными источниками для нашего исследования являются произведения второй группы - сочинения позднеантичных поэтов.
К первой подгруппе мы отнесли церковные сочинения, посвященные христианским праздникам. В подобных произведениях часто встречается негативные отклики о языческих традициях.
Христианские традиции и история христианства в целом хорошо освещены в «Церковной истории» Евсевия (ок. 263—340). Уникальность «Церковной истории» заключается в том, что, если бы ее не было, большая часть событий, произошедших на протяжении первых III веков христианства, была бы нам неизвестна. Из западных авторов Евсевий цитирует Тертуллиана, Плиния Младшего, священномучеников Ипполита Римского и Киприана, еп. Карфагенского.
Значимым источником по христианским праздникам позднеантичного Рима являются проповеди папы римского Льва Великого (390 — 461 гг.).
Основное произведение Сальвиана (400 - ок. 490 гг.) «О мироправлении божьем» («De gubernatione Dei»), в древнейших списках носящее название «О провидении и справедливости божьей» («De providentia et iustitia Dei») состоит из 8 книг, из которых последняя осталась незавершенной. В данном труде содержится личное негативное отношение Сальвиана к реликтам язычества.
К историческим сочинениям можно отнести «Римскую историю» Аммиана Марцеллина (330 - 400 гг.), где дается описание праздничных элементов у римлян: танцев, песен, празднований на городских площадях и в гостях.
Фурий Дионисий Филокал был ведущим каллиграфом периода и, очевидно, создал оригинальные миниатюры. Его имя встречается на титульном листе Хронографа. Хронограф, как и все римские календари, более походит на альманах, чем непосредственно на календарь: в нём много текстов и листов с элегантными аллегорическими изображениями месяцев.
Одним из основных источников, освещающих мероприятия христианских императоров, направленные на подавление языческих культов, является Кодекс Феодосия - официальный сборник постановлений императоров, составленный между 429 и 438 гг. по приказу восточного августа Феодосия II, и содержащий законы, изданные начиная с периода правления Константина по 435 г. Кодекс Феодосия является важнейшим историческим источником, в котором находят свое отражение все сферы жизни позднеримского общества. Последняя шестнадцатая книга Кодекса полностью посвящена вопросам религии: правовому положению религиозных групп и организаций, статусу и привилегиям служителей религиозных культов
В качестве литературных источников позднеантичного времени были использованы труды Симмаха . Защита Симмахом языческих верований в труде De ara Victoriaeвызвала неоднократные возражения современников.
Из литературных источников IV в. истории культа Аттиса и Кибелы, явившейся следствием его превращения в орудие борьбы языческой аристократии с христианством, исключительно важными представляются речь «К Матери богов» императора Юлиана , целью которой была адаптация фригийской религии к неоплатонической философии и X Мученический гимн христианского поэта Пруденция, подробнейшим образом описавшего ход тавроболического ритуала, символического языческого крещения.
Особый интерес для изучения языческой преемственности письма Сидония Апполинария в которых содержится достаточно широкая информация об увеселениях римлян.
Содержанием «Сатурналий» Макробия является беседа учёных друзей на празднике Сатурналий, посвящённая вопросу значения Вергилия в историко-литературном отношении. Книга содержит извлечённые в большинстве случаев из утраченных в настоящее время произведений античной литературы. Благодаря этому обстоятельству «Сатурналии», не имея самостоятельного литературного значения, являются ценным памятником античной культуры как хрестоматия.
Таким образом, сведения, на основании которых мы делаем выводы, касающиеся нашего исследования, содержатся в достаточно большом количестве разножанровых источников, комплексный подход к которым обеспечивает обоснованность и достоверность сделанных в работе выводов.
Степень разработанности темы. Изучить развлечения как общественное явление нам помогут труды исследователей, которые занимались историей Рима и античности, а также анализом источников. Стоит отметить, что зарубежные исследователи начали изучать Рим намного раньше и их вклад особенно ценен для нас. Историография античности является одной из основных ветвей мировой историографии. Отражая в своем развитии ее особенности, антиковедение имеет черты, придающие ему определенную специфику.
Особую специфику следует выделить и в историографии отечественной. Условно ее можно разделить на три периода: дореволюционный, советский или постсоветский, то есть современный. Каждому из периодов свойственны определенные тенденции, задаваемые особенностями развития общественных процессов в то время.
В дореволюционный период изучению античной истории было посвящено немало исследований. Такие исследователи как Ф.Ф. Зелинский, М.М. Стасюлевич, С.В. Ешевский, Л.П. Карсавин, М.С. Корелин и др. начали публиковать свои бесценные труды.
Стоит отметить работу Ф. Ф. Зелинского, который глубоко показал плодотворное воздействие античной культуры на многие стороны европейской духовной жизни, особенно европейской литературы. В своей работе «История античной культуры» он повествует о влиянии христианства на римское общество, в частности на проведении игр.
Крупным исследователем проблем Римской империи был С.В. Ешевский. В лекциях по истории Римской империи, работе «Центр римского мира и его провинции» в своей диссертации об Аполлинарии Сидонии Ешевский разработал оригинальную концепцию Римской империи. Большое внимание он уделял содержанию романизации, значению провинций Империи, социально-экономическим аспектам жизни, социальным движениям, роли местной знати. В 3-ю часть его «Сочинений» вошел анализ писем Сидоний Апполинария, которые используются в данной работе.
В 1892 году опубликовал свой труд М.С. Корелин. В «Падении античного миросозерцания» автор анализирует последствия принятия христианства, которое повлияло и на развлечения римлян .
Дореволюционная литература сменилась советской, которая, в основном, делала акцент на изучении римской политики и экономики. Но, стоит отметить, что культурная жизнь Рима напрямую связана с этими сферами. Например, в 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Этот закон способствовал увеличению затрат при подготовке к зрелищу. Советская историография полна выдающимися исследователями, но мы остановимся на работах тех авторов, которые наиболее близки нашей проблематике.
В.Д. Блаватский в своей книге «Античная цивилизация» освещает различные стороны античной цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
Общегосударственные праздники отмечались в Древнем Риме с особой торжественностью и пышностью. Об этом пишет советский историк О.Я. Неверов.
Советская историография находилась под влиянием марксиситко- ленинской идеологии, ее специфика определяется множеством трудов по политическому устройству, рабовладению и экономическому строю. Культурная жизнь была отодвинута на задний план, как неопределяющая жизненных устоев. Но в постсоветский период, в отсутствие цензуры, в отечественной историографии появляются труды, в которых описываются культурно-массовые развлечения, праздники, увеселения, зачастую обусловленные спецификой религии той или иной цивилизации. Обратим внимание на работы некоторых российских историков.
Л.С. Ильинская в конце ХХ века опубликовала энциклопедический справочник по античной истории. Проанализировав его, мы узнаем о бытовых увеселениях римских детей.
Относительно недавно в свет вышла работа В.А. Горончаровского «Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью». На основе широкого круга письменных, эпиграфических и археологических источников автор рассматривает вопросы происхождения гладиаторских игр и связанных с ними сооружений, их профессиональной организации.
В 2002 году вышло переработанное издание С.И. Ковалева «История Рима». Его ученик Э.Д. Фролов переработал труд Ковалева и выпустил новое и дополненное собрание. В книге раскрываются важнейшие проблемы истории Рима: формирование сословий патрициев и плебеев, особенности римской государственности, гражданские войны, становление империи и т. д. Для нас данная работа представляет интерес в изучении динамики театральных представлений Рима: «Мим, ателлана и пантомим (балет) стали единственно признаваемым римской публикой видом театральных зрелищ. Грубые вкусы толпы, от которых не отличались и вкусы общественных верхов, требовали введения на сцену подлинных убийств и казней (актерами, игравшими роли «смертников», были рабы)».
Среди работ, концептуально наиболее близких нашему исследованию, необходимо отметить исследование Е.В. Литовченко «Некоторые традиционные общественные праздники и увеселения на латинском Западе в V в. н.э.», предметом исследования которой является динамика традиционных общественных праздников римского мира с целью определения изменений в практике их проведения и актуальности для западной части империи в V в. н.э. Однако, в фокусе исследования автора находится лишь часть досуга римлян, связанная с празднованием Луперкалий, консульских и преторских игр, а также церемонией въезда императора в город (adventus).
Что касается зарубежной историографии, то здесь имеется более глубокий пласт, посвященный проблеме исследования.
Определенную ценность для нашего исследования составляют работы по истории Рима. Основой для изучения периода Поздней Античности послужила работа Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи ». Вслед за ним эту тему поднимали М. Грант «Крушение Римской империи » и П. Хизер «Падение Римской империи».
Особое положение в зарубежной историографии получила проблема распространения христианства в Римской империи, которая была показана в монографии французского историка и филолога Мари Луи Гастона Буассье «Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке».
Работа П. Андерсона, посвященная античности, содержит в себе общий материал о состоянии позднеантичного общества и политических переменах в Римской империи.
Особый вклад в изучение христианизации Рима внес Питер Браун, автор «концепции Поздней Античности», который попытался проследить значение христианства в позднеантичном обществе, проанализировать социальные процессы античного города.
В последнее время был опубликован целый ряд статей зарубежных исследователей таких как: Уильям Гринн, Мери Бёд, Брюс Линкольн, Джон Норф, Р.А. Маркус, М. Ришшен, Т.П. Визман. Они сделали попытку проанализировать досуг позднеантичных римлян, уделяя при этом особое внимание традициям празднования государственных и частных мероприятий, а так же описанию наиболее известных праздников периода Поздней Античности.
Стоит также указать общие исследования, посвященные религии и истории Древнего Рима, написанные зарубежными авторами: Р. Туркан, Х. Скуллард, Ф. Двомик, А. Хэмак, Р. МакМюллен, К. Стукрад, Ф. Граф. Здесь проделана огромная работа по сопоставлению и изучению трансформации христианской и языческой религии, в связи с чем, в работах затрагиваются и вопросы, касающиеся религиозных обычаев и праздников, как языческих, так и религиозных.
Таким образом, сделав краткий историографический обзор, мы можем говорить о том, что избранная нами тема еще не являлась предметом специального исследования. Несмотря на то, что существует достаточное количество работ, близких поставленной нами проблеме, ни одна из них не посвящена определению специфика досуга римлян в эпоху поздней античности.
Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход (О. Шпенглер , А. Тойнби , К. Ясперс и др.), поскольку именно религиозную составляющую его теоретики полагали основой цивилизации. Наиболее важным является рассмотрение досуга в исследуемый период преимущественно на предмет общеисторической и социокультурной модели. В первом случае подход применим для рассмотрения фактологической части - подборки всех значимых фактов существования изучаемых увеселений, выражающихся в материальных памятниках прошлого. Во втором случае социокультурного анализа на первый план выходит изучение процессов трансформации образа досуга в период принятия христианства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют также принцип системности, позволяющий подробно рассмотреть и проанализировать фактологический материал, как в частных случаях, так и в целом, а так же логически выдержать структуру и функциональные особенности предмета исследования. Принцип позволяет оценить все его стороны и факторы, влияющие на тот или иной процесс в истории, глубоко исследовать все причинно-следственные связи, встроив их в органичную единую концепцию. Также соблюдается принцип историзма, то есть рассмотрение всех событий в исторической обусловленности и взаимосвязи. Комплексный анализ источников как непременное условие исторического познания дает возможность извлекать достоверную информацию, уточнять общую историю и специфику досуга римлян за исследуемый нами период, также как делать обоснованные выводы.
В работе использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное и религиозное наследие античности.
В рамках обозначенных подходов мы опирались на специальные исторические методы исследования - историко-генетический, с помощью которого выявляли обстоятельства зарождения интересующих нас явлений, и историко-типологический, способствующий разработке типологии видов досуга римлян в позднеантичный период.
Следует отметить то, что учитывая специфику работы, а именно - исследование проявления одной из сторон религиозного опыта и верований античности, касающихся досуга римлян, мы вынуждены были обратиться и к методам изучения религии, например, каузальному анализу, который имеет в виду изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. (Г. Хакен, М. С. Каган, Х.-Г. Гадамер и др.).
Общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, обобщения, с помощью которых нам удалось собрать воедино и проанализировать основную специфику досуга римлян и проследить, как менялся обобщенный нами наиболее типичный для большинства античных жителей образ развлечений и празднеств в Западной Римской Империи, также имели место в нашей работе.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
По итогам работы с литературой, мы выяснили, что в обозначенном нами ракурсе данная проблема еще не становилась предметом отдельного исследования, что определяет новизну дипломной работы.
Практическая значимость. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся истории верований античности, курсов по истории религий, а так же в некоторой степени наработки исследования могут быть использованы при изучении досуга и развлечений повседневной жизни римлян.
Апробация осуществлялась в выступлениях автора на международных и всероссийских научных конференциях по итогам участия, в которых, имеются публикации, посвященные непосредственно указанной тематике:
1. Курченко А.Ю. Термы как неотъемлемый аспект повседневной жизни римлян. // Иресиона. Выпуск V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород: Издательство «НИУ БелГУ», 2016. - С. 108-113;
2. Курченко А.Ю. Торжества и застолья римлян в эпоху Поздней Античности // Молодой ученый, 2016. - С. 314-319;
3. Курченко А.Ю. Отечественная историография о позднеантичных развлечениях римлян. // Сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов в рамках XII Недели науки молодежи северо-восточного административного округа города Москвы, 24-30 апреля 2017 года - Москва: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ФГБОУ ВО МПГУ и общая секция окружной конференции СВАО г.Москвы 2017. - С. 472-476.
4. Курченко А.Ю. Типология досуга в христианском Риме. // Актуальные вопросы в науке и практике / Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г., г. Самара). В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: Изд. Дендра, 2018. - С. 169-174.
5. Курченко А.Ю. Динамика интеллектуальных и эстетических развлечений в Позднюю Античность // Актуальные вопросы в науке и практике / Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции (15 мая 2018 г., г. Самара). В 3 ч. Ч.2 / - Уфа: Изд. Дендра, 2018. - С. 26-30.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными в работе. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключительной части дипломного исследования, основной целью которого являлся анализ специфики досуга римлян в эпоху поздней античности, а также попытка проследить трансформацию римских увеселений с принятием христианства в Западной римской империи, обобщены результаты и подведены итоги проделанной нами работы.
Выбор для исследования таких позднеантичных авторов как Сальвиан, Сидоний Аполлинарий, Евсевий, папа Лев Великий, Макробий, Симмах, Аммиан Марцеллин и Феодосий обоснован временем, когда они творили: переходная эпоха, борьба христианства и не изжившего себя язычества. Так как целью нашей работы стал анализ развивающегося и трансформирующегося досуга, то в настоящей работе были использованы и труды более ранних творцов: Овидий, Аврелий, Сенека, Тит Ливий, Плиний Младший, Цицерон и др.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели, а именно, анализа специфики досуга римлян в эпоху поздней античности, мы реализовали следующие задачи:
Во-первых, был осуществлен сравнительный анализ позднеантичного досуга с повседневными развлечениями Рима имперского периода. Среди популярных и затратных развлечений были цирковые представления и гладиаторские бои, но ближе к V веку под давлением христианства этот вид досуга исчезает. В христианскую эпоху продолжали активно практиковаться театральные зрелища, об этом свидетельствуют источники. Предпочтение отдавали ателлане. Практически ежедневно в Риме посещали термы и устраивали трапезы, что в нашем исследовании относится к повседневным бытовым мероприятиям.
Во-вторых, для последующего изучения проблемы исследования, необходимо было установить типологию досуга в Западной римской империи и ее зависимость от праздников в IV-V веке. В ходе изучении данного вопроса были рассмотрены наиболее распространенные праздники позднеантичных римлян и на их основе мы разделили праздники и досуговые мероприятия на:
1) Светские, из которых были выделены две подгруппы: военные и праздники, связанные с основанием Рима;
2) Религиозные. Данная группа включает в себя: сельскохозяйственные и трудовые праздники, постоянные или подвижные.
3) Особой группой можно считать частные праздники (дни рождения, свадьбы и т.д.)
В-третьих, мы изучили значимость посещения терм и установили, что это мероприятие является неотъемлемым аспектом жизни римлян. С приходом новой государственной религии большинство увеселений и досуговых действий отошло на задний план, но посещение терм оставалось в рамках христианства, также эта традиция имела меньше затрат и являлась местом сбора для общения, обсуждения личных и даже государственных вопросов. Позднеантичные авторы (Авзоний, Сидоний) в своих трудах и письмах не раз обращались к теме посещения терм, детально описывали их устройство, времяпровождение в них, а также свои личные впечатления и рассказы о посещении терм.
В-четвертых, необходимо было охарактеризовать традицию устраивать торжества и застолья в эпоху Поздней Античности. Так, мы выяснили, что формировавшийся веками обычай приема пищи претерпел значительные изменения и трансформировался под влиянием христианства. Из позднеантичных источников была получена информация о правилах приема пищи и питья, устройстве стола, а также изучены рецепты блюд, которые непременно присутствовали на праздничном столе. Стоит отметить, что, в первую очередь, христианство надломило, а позже искоренило, традиции объедаться за столом, поскольку требовалась соблюдение постов и заповедей, которые и предполагают ограничение христиан в еде и питье.
Если первая часть нашей выпускной квалификационной работы посвящена отдельно взятым увеселительным мероприятиям, то во второй главе мы рассмотрели влияние христианства на сущность языческих развлечений как исторический процесс, необходимый римскому обществу в IV-V веке.
В-пятых, в работе была выявлена преемственность языческих традиций в христианском Риме. Как известно, язычество предполагает поклонение своему правителю, которое под влиянием христианства переросло в почитание правителя и его легитимности. Отдельной ветвью, бесспорно, являются праздники, которым посвящена большая часть данной работы. Большинство языческих праздников подверглись постепенным преобразованиям, чтобы соответствовать новой религии и ее законам. Постепенное внедрение христианства позволило избежать острых конфликтов и римляне-язычники переставали относиться к христианству негативно.
В-шестых, мы ставили задачу изучить особенности языческих и христианских праздников в IV-V веке и проанализировать трансформацию развлечений в период распространения христианства. В контексте данной проблемы были рассмотрены популярные и наиболее продолжительные праздники римской империи - Календы, Брумалии и Луперкалии.
Луперкалии по праву считается одним из самых продолжительных праздников в Римской империи. Но с приходом христианства он трансформировался в День Святого Валентина, изменив дату празднования с 15 на 14 февраля. Однако, между Луперкалиями и Днем Святого Валентина имеется тесная связь, которая прослеживается по настоящее время: оба праздника включают в себя элементы эротизма.
Еще одним праздником, который пересекается не только с христианской традицией, но и находит отражение в современном мире - Календы. Календы - это традиция празднования «Нового года» у римлян. В дни празднования устраивали игры, зрелища, жертвоприношениями, которые сначала заменились на имитацию, а позже исчезли совсем. Позднеантичные источники свидетельствуют, что Календы отмечали все римляне, так как они освобождали их от повседневного труда, а целевая аудитория праздника была широкой.
Что касается Брумалий, то, как и вышеуказанные праздники, они имели яркую традицию в период язычества. Однако с приходом христианства, Брумалии были защищены императорским законом от вмешательства епископов, если праздник не превращался в «бездну обмана, разврата и питья». В христианском Риме во время Брумалий оставалась традиция устраивать застолья.
В IV-V веке христианские традиции и праздники вытесняли языческие, но некоторые праздники продолжали сосуществовать. Наряду с Сатурналиями, Весталиями, Виналиями, Цереалиями отмечались два самых важных христианских праздника - Пасха и Рождество Христово. Праздник Рождества являлся преображением ряда языческих праздников (Сатурналии, Сигилларии и Брумалии). Вслед за этими праздниками в позднеантичный Рим пришли Богоявление и Крещение.
Можно сделать вывод, что специфика досуга римлян в эпоху поздней античности определялась, в первую очередь, трансформацией религиозных праздников под действием новой религии - христианства. Во-вторых, христианская религия позволила систематизировать и приобщить торжества, увеселения, праздники и досуг к государственным делам и событиям. Хочется отметить, что языческие традиции не были абсолютно уничтожены, а лишь претерпели изменения, а некоторые сохранились по сей день.



1. Августин. Боговидная любовь / Пер. иеромон. Агапита. - СПб.: Старые переводы, 2004. - 586 с.
2. Августин. Творения / Пер. С.Е. Еремеева. - Спб.: Алетейя, 1998. - 592 с.
3. Аврелий Пруденций. Сочинения / Пер. Р.М. Шмаракова. - М.: Водолей, 2012. - 314 с.
4. Авсоний. Гриф о числе три. Стихотворения / Пер. М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1993. - С. 110
5. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю.А. Кулаковский. - СПб.: Алетейя. - 1994. - 558 с.
6. Апиций: Apicius М.С. Librorum X De re coquinaria. - Lips., 1922. - 96 с. Рус. пер.: Апиций. Древнеримские рецепты (кн. V-VI) // Мир истории. 2002. № 4-5. - С. 86-96. - Пер. А.Г. Авдеева.
7. Афинагор Афинский. Прошение о христианах. / Пер. протоиерея Петра Преображенского. // Православная библиотека. - М., 1998. - С. 410-449.
8. Властелины Рима. Жизнеописания цезарей. XVIII. Элий Лампридий. Александр Север / Пер. С.П.Кондратьев, А.И. Доватур. - М.: Наука, 2008. - 385 с.
9. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1993. - 233 с.
10. Григорий Турский. История франков / Пер. В. Д. Савуковой. — М.: Наука. 1987.— 474 с.
11. Децим Юний Ювенал. Сатиры / Пер. Д. С. Недовича, Ф.А. Петровского
[Электронный ресурс]. - URL:
http://lib.ru/POEEAST/UVENAL/uvenan_1.txt (дата обращения:
17.01.2018).
12. Евсевий. Церковная история / Пер. М.Е. Сергиенко. - М.: Печать, 1998. - 347 с.
13. Епифаний Кипрский. Творения / Пер. Московской духовной академии. - М.: Художественная литература, 1983. - 247 с.
14. Император Юлиан. Полное собрание творений / Пер. Т.Г. Сидаш. - СПб.: АСТ, 2016. - 1084 с.
15. Иоанн Златоуст. Творения в русском переводе. — СПб., 1914 — Т. 8. - 456 с.
16. Ириней Лионский. Пять книг против ересей. / Пер. П. Преображенского.
- СПб.: Алтейя, 2000. — 420 с.
17. Календарь Полемия Сильвия. Laterculus: Chronica minora saec. I, 511 ff. Berlin 1892 / Также опубликовано Т. Моммзеном в Corpus Inscriptionum Latinarum, I, 335-357.
18. Календарь Филокала. Chronographus anni CCCLIIII: Monumenta
Germaniae Historica. Theodor Mommsen (Hrsg.): Auctores antiquissimi 9: Chronica minora saec. IV. V. VI. VII. (I). Berlin 1892, S. 13-148 [Электронный ресурс]. - URL: http://daten.digitale-
sammlungen.de/~db/bsb00000798/images/index.html?seite=25&pdfseitex=
19. Кодекс Феодосия: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes / Ed. Th. Mommsen, P. Meyer.
- B., 1905. - Vol. I-II.
20. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.А. Ошеров [Электронный ресурс]. - URL: http://ancientrome.ru/antlitr/thtm? a=1346570000 (дата обращения: 17.01.2018).
21. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.А. Ошеров [Электронный ресурс]. - URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1346570000(дата обращения: 17.01.2018).
22. Макробий. Сатурналии / Пер. М.Е. Сергиенко. - М.: Наука, 1964. - 356 с.
23. Марк Аврелий Марциал. Эпиграммы. / Перевод Ф. А. Петровского. - М.: Наука, 1994. - 369 с.
24. Марк Теренций Варрон. Сельское хозяйство / Пер. М.Е. Сергеенко. - М.: Старые переводы, 1963. - 471 с.
25. Петр Хрисолог. Поучения. 1794. Старопечатные книги. Фонд IV. [Эл. ресурс]. - URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1002
26. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Т. III, годы 46—43 / Пер. и ком. В.О. Горенштейна [Электронный ресурс]. - URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1345960000(дата обращения: 01.02.2018).
27. Публий Овидий Назон. Фасты / Пер. М.Е. Сергиенко. - М.: Печать, 1973. - 421 с.
28. Сальвиан. О мироправлении Божием / И.П. Стрельникова. // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. - М., 1970. - С. 36-47.
29. Сидоний Аполлинарий. Письма. // История Древнего Рима. Тексты и документы. - М., 2004. - С. 393—400.
30. Симмах. Письма. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. - М., 1964. - С. 205—212.
31. Творения св. Мелитона, еп. Сардийского. О Пасхе. О душе и теле. Фрагменты. / Пер. А. Г. Дунаева. // Сочинения древних христианских апологетов. - СПб., 1999. - С. 520.
32. Тит Макций Плавт. Хвастливый солдат. / Пер. В. Алексеева. - СПб.: Алтейя, 1995. - 185 с.
33. Хорикий. Импровизированная речь по случаю Брумалий императора Юстиниана / Пер. Н.Н. Болгова // Классическая и византийская традиция. 2016. - Белгород, 2016. - С. 161-164.
II. Исследования
34. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. — М.: Наука, 1983. - 231 с.
35. Адкинс Л. Древний Рим. - М.: Наука, 2009. - 430 с.
36. Блаватский В.Д. Античная цивилизация. - М.: Наука , 1973. — 207 с.
37. Буяров Д. В. К вопросу о некоторых ценностях в системе мировоззрения Сидония Аполлинария. // Научный журнал КубГАУ. - №46(2). - 2009. - С. 1-18.
38. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II - III века. - М.: Наука, 1981. - 314 с.
39. Вегнер В. Рим. История и культура римского народа. - СПб.: Невский проспект, 2002. - Т.2. - 368 с.
40. Ведешкин М.А. К вопросу идентификации префекта «Carmen contra paganos» // Аристей. - № 13. - 2016. - С. 41-45.
41. Ведешкин М.А. Языческая интеллектуальная элита Восточно-Римской империи в V-VI вв. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. - М., 2014. - № 2. - С. 153-192.
42. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа, 1988. - 321 с.
43. Виппер Р.Ю. Эстетические и религиозные воззрения Сенеки // ВДИ. - 1948. - № 1. - С.53.
44. Гаспаров М. Л. Авсоний и его время. - М.: Наука, 1993. - 234 с.
45. Гиро П. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск: Русич, 2001. - 178 с.
46. Голубцова Е.С. Культура Древнего Рима. - М.: Наука, 1985. — 628 с.
47. Горончаровский В.А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. — 294 с.
48. Грановский Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории. - М.: Издательский дом Смирнова, 1852. - 286 с.
49. Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима. — М.: Печать, 2015. - 285 с.
50. Григорьева А.А. Древнеримская кулинарная лексика: Проблема терминологии (на материале текстов Апициевского корпуса): дис... канд. фил. наук. - М., 2000. - 214 с.
51. Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 509 с.
52. Даниелу, Ж. Истоки латинского христианства. // Символ. - № 31. - 1994. - С. 7-9.
53. Доддс, Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. - М.: Наука, 2003. - 316 с.
54. Дунаев. А.Г. Предисловие к творениям св. Мелитона, епископа Сардийского. // Сочинения древних христианских апологетов. - СПб., 2000. - 424 с.
55. Ельницкий Л.А. О социальных идеях Сатурналий. // ВДИ. - 1946. - № 4. - С. 59-62.
56. Ешевский С. В. Аполлинарий Сидоний, эпизод из литературной и политической истории Галлии V века. - М.: Синодальная типография, 1870. - 342 с.
57. Ешевский С.В. Сочинения. - М.: Типография Грачева, 1870. - 224 с.
58. Жаровская А.Н. De re coquinaria: идентификация автора сочинения и Марк Габий Апиций. // Вестник ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - С. 131-134.
59. Жаровская А.Н. Неформальная элита времен Тиберия: Марк Габий Апиций. // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - С. 60-67.
60.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб.: Марс, 1995. - 380 с.
61. Ильинская Л.С. Древний Рим. История. Быт. Культура: из книг современных ученых. — М.: Московский лицей, 1997. - 321 с.
62. Ильинская Л.С. Римские праздники. // Античность: краткий
энциклопедический справочник. - М., 1999. - С. 12.
63. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск: Универсум, 2002. - 464 с.
64. Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи - М.: Печать, 2008. - 411 с.
65. Карсавин Л.П. Из истории духовной культуры падающей римской империи. (Политические взгляды Сидония Аполлинария). — СПб., 1908.
— 54 с.
66. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. — М.: Наука, 1988. - 198 с.
67. Ковалев С.И. История Рима. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002.
- 864 с.
68. Корелин М.С. Падение античного миросозерцания. - СПб.: тип. о-ва Брокгауз и Ефрон, 1892. — 360 с.
69. Корсунский А.Р. Падение Западной Римской империи и возникновение германских королевств. - М: МГУ, 1984. - 256 с.
70. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. / Пер. О.Д. Сидоровой. - М.: Печать, 2006. - 225 с.
71. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика - М.: Искусство, 1975. - 776 с.
72. Литовченко Е.В. К образу Аполлинария Сидония: человек поздней Античности // Научные ведомости БелГУ. - №3 (34). - Вып. 2. - 2007. — С. 30-38.
73. Литовченко Е.В. Некоторые традиционные общественные праздники и увеселения на латинском западе в V в.н.э. // Проблемы истории, филологии, культуры. - №1. - 2017. - С. 58-69.
74. Литовченко Е.В. Письма Сидония Аполлинария как источник сведений о жизни позднеантичного общества // Ученые записки исторического факультета НИУ «БелГУ». - Выпуск. 3. - Белгород, 2011. - С. 46 - 52.
75. Литовченко Е.В. Повседневная жизнь римского нобилитета в позднеантичное время (по письмам Сидония, галльского аристократа V в.) // Ученые записки исторического факультета БелГУ. Выпуск 2 / Под ред. доц. К.В. Козлова. - Белгород, 2010. - С. 48-55.
76. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. - М.: Наука, 1988. - 336 с.
77. Мишулин А. В. Спартаковское восстание: Революция рабов в Риме в I в. до н. э. — М.: Соцэкгиз, 1936. — 291 с.
78. Моммзен Т. История Рима. - СПб.: Наука, 1995. - 604 с.
79. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. - Л.: Невский проспект,1981. - 291 с.
80.Обнорский Н. П. Feriae / Н.П. Обнорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Т.12. - С. 201.
81. Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. — М.: Наука, 1965. — 393 с.
82. Ростовцев М.И. Социальная и экономическая история Римской империи. - М.: Наука, 2000. - 169 с.
83. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Просвещение, 1987. - 366 с.
84. Сергеев, В. С. Очерки истории Древнего Рима. — М.: Сталин, 1938. - 345 с.
85. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.— СПб.: Летний Сад, 2011. - 215 с.
86. Скабалланович М.Н. Рождество Христово. - М.: Наука, 2004. - 147 с.
87. Стасюлевич М.М. История Средних веков: от падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.). - М.: АСТ, 2001. - 368 с.
88. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья: конец V - середина VII века. - М.: Наука, 2010. - 320 с.
89. Утченко С. Л. Кризис и падение Римской республики. - М.: АН СССР, 1965. - 234 с.
90. Циркин Ю.Б. Мифы Древнего Рима. - М.: Аст, 2000. - 560 с.
91. Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. — М: АН СССР, 1957. — 512 с.
92. Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетённых классов Римской империи (Италия и Западные провинции). — М.: АН СССР, 1961. — 320 с.
93. Beard M. Religions of Rome: A History. // Cambridge University Press. - Vol 1. - 1998. - Р. 34-41.
94. Carcopino J. Daily Life in Ancient Rome - London: Penguin Books, 1941. — 365 p.
95. Civitello L. Cuisine and Culture: a History of Food and People . - Hoboken : John Wiley & Sons, 2008. - 170 р.
96. Civitello L. Cuisine and Culture: A History of Food and People. - New Jersey: Hoboken, 2007. - 214 p.
97. Cool H. E. Eating and Drinking in Roman Britain. - New York, «Cambridge University Press», 2007. - 300 p.
98. Cowell F. R. 1980: Life in Ancient Rome. - New York : Putnam, 1980. - 398 с.
99. Dupont F. 1992: Daily Life in Ancient Rome. - Oxford: Blackwell Publishers, 1992. - 147 p.
100. Garnsey P. Food and Society in Classical Antiquity. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 191 p.
101. Giardina A. The Family in the Late Roman World. // The Cambridge Ancient History. Vol. XIV. Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425¬600. - 2008. - P. 400.
102. Gradvohl E. Healing Kitchen. // Graeco-Latina Brunensia. - 2012. - Р. 63-77.
103. Grainger S. Apicius: A Critical Edition with an Introduction and an English Translation. - Totnes: Prospect Books, 2006. - Р. 54-58.
104. Green W. M. The Lupercalia in the Fifth Century. // Classical Philology. - 26 (1) - Р. 60-69.
105. Heilmeyer M. Ancient Herbs. - Los Angeles: Penguin Books, 2007. - 197 р.
106. Hersch K. K. The Roman Wedding. Ritual and Meaning in Antiquity. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. P. 40.
107. Landon B. Rome in Late Antiquity. Everyday Life and Urban Change, AD 312-609. - Edinburg University Press, 2001. - 185 p.
108. Lincoln B. Authority: Construction and Corrosion. - Chicago: University of Chicago Press, 1994. - Р. 43-44.
109. Markus R.A. The End of Ancient Christianity. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - Р. 131-134.
110. Martindale J.R. The Prosopography of the Later Roman Empire. AD. 395¬527. - Cambridge: Cambridge University Press, 1980. - 237 p.
McLynn N. Crying Wolf: The Pope and the Lupercalia. // Journal of
Roman Studies. - Vol. 98. - 2008. - P. 161-175.
112. North J. Roman Religion. // The Classical Association, 2000. - Р. 47.
113. Rissanen M. The Hirpi Sorani and the Wolf Cults of Central Italy. - Cambridge: Cambridge University Press, 2012. - Р. 115-122.
114. Salzman M. R. On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity. - Berkeley: University of California Press, 1991. - xxii + 315 p.
115. Ward-Perkins B. The Cities: The Impact of Christianity. // The Cambridge Ancient History. Vol. XIII. The Late Empire, A.D. 337—425 / Ed. by Av. Cameron, P. Garnsey. Cambridge, 2008. - Р. 392-403.
116. Wiseman T.P. The Lupercalia. In Remus: A Roman Myth. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - Р. 77-88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ