Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА СТРАН ЕВРОСОЮЗА И США У РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОРТАЛОВ «РИА НОВОСТИ», «ВЕСТИ.РУ» И RUSSIA TODAY)

Работа №61352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к созданию медиаобраза 7
1.1. Понятие медиаобраза в современном медиапространстве 7
1.2. Роль современных СМИ в создании страновых медиаобразов 24
1.3. Формирование медиаобраза 28
ГЛАВА 2. Особенности формирования медиаобраза США и стран
Евросоюза в российском информационном пространстве 38
2.1. Специфика создания медиаобраза США на материалах сайтов
«Вести.ру», «РИА Новости», Russia Today 38
2.2. Особенности конструирования медиаобраза стран Евросоюза на
материалах сайтов «Вести.ру», «РИА Новости», Russia Today 49
2.3. Сравнительный анализ инструментов формирования медиаобраза на
разных порталах 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список источников и литературы

США и страны Евросоюза выступают влиятельными субъектами международной политики, имеют множество дипломатических, политических, экономических связей с Россией. К тому же менее полувека назад СССР и США являлись двумя активно противостоящими друг другу сверхдержавами, чьи напряженные отношения несколько раз едва не стали причиной ядерной катастрофы планетарного масштаба. Политические и военные союзы, равно как конфликты и войны, равно как и культурный и научно-технический взаимообмен со странами, которые сейчас входят в Евросоюз, являются значительной и неотъемлемой частью российской истории. Совокупность этих политических, исторических, культурных, экономических причин делает США и страны Евросоюза очевидным постоянным предметом внутрироссийского дискурса — в том числе объектом многочисленных политических высказываний и сообщений СМИ.
Актуальность работы заключается в том, что медиаобраз США и стран Евросоюза предположительно является противоречивой и в то же время существенной составляющей российской общественно-политической повестки, что делает его значимым объектом анализа в рамках данной работы. Целый ряд факторов — значительное присутствие данных стран в повестке государственных телеканалов вкупе с тенденцией к постепенному снижению роли телевидения, обострение отношений России с данными странами с 2014 года, растущий охват интернет-новостей, увеличение государственного регулирования и присутствия в сфере интернета — делает целесообразным рассмотрение данного вопроса именно на материале текстов государственных интернет-СМИ.
В качестве теоретико-методологической базы в данной работе анализируются:
— исследования, посвященные образу зарубежных стран в российских СМИ: Г. Димитракопулоса, Д. А. Клименко, А. В. Груши, И. Ибрахима, О. В. Смирновой и др.;
— работы, посвященные медиаобразу России: Е. Н. Богдан, Д. Д. Цилюрик, С. В. Григорян и др.
В журналистской практике для обозначения образа государства или отдельного политического лидера, создаваемого СМИ, используется понятие «медиаобраз». Среди диссертационных исследований последних лет, посвященных теме политического имиджа отдельного государства, можно выделить работы Э. Г. Мироновой (2010), Н. З. Хасан (2011), О. Л. Швецова (2011), Д. А. Клименко (2013), Г. Димитракопулоса (2015), И. Ибрахима (2019) и др. Роль СМИ и конкретно прессы в формировании имиджа страны анализируется в работах О. В. Монастырёвой (2010), Ю. В. Тарановой (2010), Е. A. Тороповой (2010), Ю. В. Газинской (2012), Е. В. Григорьева (2012) и др. Формированию имиджа политического лидера посвящены диссертации А. М. Цуладзе (1997), Е. Н. Давыборец (2008), Д. Р. Фатыховой (2013) и др.
Объектом исследования являются публикации порталов «РИА Новости», «Вести.Ru» и Russia Today за 2014-2020 год, содержащие упоминания США и стран Евросоюза.
Предметом является специфика медиаобразов США и стран Евросоюза, сложившихся в крупнейших государственных интернет-СМИ.
Цель — установить, какая специфика медиаобразов США и стран Евросоюза характерна для крупнейших государственных интернет-СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать роль и место понятия медиаобраза в современном медиапространстве, историю возникновения и развития данного понятия;
2) изучить роль современных СМИ в создании страновых медиаобразов;
3) проанализировать существующие инструменты и приемы формирования медиаобраза;
4) проанализировать специфику создания медиаобраза США на материалах анализируемых интернет-СМИ;
5) проанализировать особенности конструирования медиаобраза стран Евросоюза на материалах анализируемых интернет-СМИ;
6) провести сравнительный анализ инструментов формирования медиаобраза на порталах «Вести.ру», «РИА Новости», Russia Today.
Эмпирическая база исследования: журналистские тексты на порталах «Вести.ру», «РИА Новости», Russia Today (новостные заметки, статьи, колонки и др.), статистические данные и исследования (Mediascope, ФОМ, Левада-Центр и др.).
Методы исследования: аналитический, сравнительный анализ, количественный, статистические методы обработки данных и системно-исторический метод.
Научная новизна данного исследования заключается в применении понятия медиаобраза и результатов научных исследований к новой эмпирической базе. В последние годы был написан ряд работ, исследующих медиаобразы зарубежных стран в российских СМИ, в том числе диссертационные исследования (Д. А. Клименко — медиаобраз Ватикана, Г. Димитракопулос — Греции, И. Ибрахим — Сирии, и др.). Однако предметом данных работ не являются медиаобразы США и стран Евросоюза, несмотря на значительное количество их упоминаний в современных российских СМИ. Также новым является выделение в качестве эмпирической базы исследования именно государственных интернет-СМИ, которые являются значимой частью современного российского медиапространства.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть применены в дальнейших исследованиях в сфере СМИ и массовых коммуникаций, а также в политологических и социологических исследованиях.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе анализируются исторически-культурные особенности генезиса понятия «медиаобраз», изучается роль современных СМИ в создании страновых медиаобразов, а также инструменты и приемы формирования медиаобраза, включая языковые и стилистические средства. В качестве теоретической базы использовался ряд научных статей и исследований, посвященных современному понятию медиаобраза (Белоусова Ю.В., Хочунская Л.В., Драчева Ю. Н., Галинская Т. Н.) и функционированию современного медиапространства (Зубанова Л.Б.), влиянию медиареальности и стереотипов на общественное мнение (У. Липпман и др.), различению понятий имиджа и медиаобраза (Леонтьев Д.А., Григорян С.В.), формированию имиджа территорий (Котлер Ф. и ряд отечественных исследований и статей). Для характеристики роли современных интернет- СМИ в формировании медиаобраза привлекались исследования Mediascope, ФОМ, Левада-Центра. Также использовались некоторые положения из исследований Добросклонской Т. Г. по медиалингвистике в СМИ, научные статьи по роли заголовочного комплекса, цитирования, перифразы как средств воздействия в медиадискурсе и др.
Вторая глава посвящена анализу медиаобразов США и стран Евросоюза на материале порталов «РИА Новости», «Вести.ру» и Russia Today как крупнейших государственных интернет-СМИ. Источниками исследования стали публикации в данных СМИ за 2014-2020 гг., содержащие упоминания стран Евросоюза и США.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам анализа формирования медиаобраза стран Евросоюза и США в выбранных интернет-СМИ можно сделать следующие выводы:
1. Во всех трех проанализированных интернет-СМИ не обнаруживается существенной разницы между указанными медиаобразами. Вследствие этого можно говорить о формировании медиаобраза, который является единым для трех данных СМИ.
2. Медиаобраз стран Евросоюза занимает подчиненное отношение в сравнении с медиаобразом США. Это проявляется в том, что значительное количество характеристик стран Евросоюза даются как продолжение характеристик в медиаобразе США: объясняется, что Евросоюз «следует в фарватере» политики США, ограничен в самостоятельности своих действий.
3. Медиаобраз США можно описать следующим образом: страна — мировой гегемон, устанавливающий собственный миропорядок, который в настоящий момент подходит к концу или уже закончился. США характеризуются как государство, не терпящее даже незначительного противоречия со стороны других стран с собственной политикой; для достижения своих внешнеполитических целей пользуется широким спектром средств — от масштабного финансирования правозащитных организаций, СМИ и представителей оппозиции до военных вторжений без санкции ООН и спецопераций по вооруженным переворотам. Согласно данному медиаобразу, идеология «демократии» и «прав человека» является лишь ширмой, инструментом для навязывания своих интересов. Цинизм США проявляется и по отношению к союзникам, которыми они легко поступаются, когда сотрудничество перестает быть выгодным. США характеризуются как страна, управляемая циничной, коррумпированной, алчной и неадекватной современным реалиям элитой, страна с «ненастоящей» демократией, с серьезными внутренними проблемами: доступ к медицине и образованию, широко распространенный расизм.
4. Медиаобраз стран Евросоюза находится в тесной связи с медиаобразом США, так как его важная составляющая — утверждение о контроле США над Евросоюзом. Евросоюз часто описывается как проект, исторически созданный при активном содействии США с целью сохранить подчиненное внешнеполитическое положение стран Евросоюза, который «следует в фарватере Вашингтона». Постоянным элементом данного медиаобраза является фактическая полная или частичная утрата суверенитета странами — членами Евросоюза. Отмечается, что такие государства, как Германия, Франция, «фактически» не имеют суверенитета — либо из-за того, что являются частью Евросоюза, либо из-за того, что тот или иной политический лидер напрямую является ставленником США. Согласно данному медиаобразу, Евросоюзом управляют «евробюрократы» — нерешительная, трусливая элита в Брюсселе, испытывающая значительное влияние США. Так же, как американская элита, она характеризуется как «мстительная». Постоянной темой публикаций является грядущий «крах» Евросоюза, однако меняются объяснения причин такого прогноза. Утверждается, что в качестве одного из инструментов управления США используют «русофобию», «антироссийскую истерику», «мифическую русскую угрозу», в то время как европейским лидерам стоило бы обратить внимание на «реальные проблемы», такие как миграционный кризис или проблемы управления Евросоюзом. Описывается, что ухудшение отношений с Россией невыгодно как населению Евросоюза, так и странам Евросоюза в целом. Однако население не может существенно повлиять на ситуацию, так как, также как в США, «настоящей» демократии в Евросоюзе нет. Тем не менее отмечается, что чрезмерное ухудшение отношений с Россией не устраивает и большинство политических лидеров стран Евросоюза, что потенциально должно быть для них аргументом в пользу меньшей зависимости от США, однако в общем и целом они продолжают придерживаться невыгодного для себя курса.
5. Несмотря на то, что проанализированные интернет-СМИ формируют общий для них медиаобраз стран Евросоюза и США, можно обнаружить отличия в инструментах формирования этого медиаобраза. Данные отличия в основном объясняются разной историей создания того или иного интернет-СМИ.



1. Публикации портала «Вести.ру» за 2014-2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vesti.ru.
2. Публикации портала «РИА Новости» за 2014-2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ria.ru.
3. Публикации портала Russia Today за 2014-2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russian.rt.com.
ЛИТЕРАТУРА
4. Белоусова Ю.В. Генезис образа и его функционирование в медиапространстве. / Ю.В. Белоусова. М.: Алетейя, 2015. - 116 c.
5. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. - 187 с.
6. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис. ... канд. филол. наук. М.,
2007. - 224 с.
7. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. - 159 с.
8. Варламова И.В. Формирование современного образа республики средствами массовой информации Чувашии: дис. ... канд. филол. наук / И.В. Варламова. - М., 2015. - 190 с.
9. Гавра Д. П. Структурная модель имиджа государства / региона // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 4: Сб. статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб.: Роза мира, 2006. - 264 с.
10. Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия
9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2011. - Выпуск № 3. - 272 с.
11. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. - 2013. - № 11 (160). - 235 с.
12. Галумов Э. А. Международный имидж современной России (политологический анализ). Автореф. дис. док. полит. наук. - М., 2004. - 52 с.
13. Глушкова Т. С., Зайцева О. А. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. №3 (29). - 202 с.
14. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 382 с.
15. Грехнева Л.В. Перифраза как средство речевого манипулирования общественным сознанием // Вестник ННГУ. 2015. №2-2. - 600 с.
16. Григорян С. В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2016. - 164 с.
17. Димитракопулос Г. Образ Греции в современной российской прессе: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2015. - 502 с.
18. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 203 с.
19. Добросклонская Т.Г. Моделирование информационных процессов в современном медиапространстве // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. №4. - 117 с.
20. Драчева Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №2 (89). - 55 с.
21. Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестн. Челябинск. гос. академии культуры и искусств 2008. - №2. - 114 с.
22. Ибрахим И. Кризисный медиаобраз Сирии в новостном онлайн-потоке российских СМИ: синхроническая вербальная реконструкция события: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2019. - 197 с.
23. Известия Академии Имиджелогии, т. 1/ под ред. Е.А.Петровой - М.: РИЦ АИМ, 2005. - 340 с.
24. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве : учеб. пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. - СПб, 2013. - 155 с.
25. Котлер Ф. и др. Маркетинг мест / Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2005. - 376 с.
26. Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1. - 93 с.
27. Кузина О. А. Цитирование как средство воздействия в медиадискурсе // Вестник Московской международной академии. 2016. №1. - 213 с.
28. Лазутина Г. В. Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №5. - 131 с.
29. Леонтьев, Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брэндинг / Реклама и жизнь. - 2000. - № 1. - 114 с.
30. Липков А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. — М.,1990. - 240 с.
31. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
32. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
33. Малышева Е. Г. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске) / Е. Г. Малышева, Н. А. Гриднев // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). — 456 с.
34. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003. - 275 с.
35. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. - 2012. -№1.- 125 с.
36. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. - 352 с.
37. Орлова О. Г. Стереотип в публицистическом дискурсе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. - Том 11, выпуск 6: Журналистика. - 141 с.
38. Петрова Е. И. Интернет-СМИ и социальные сети: этапы конвергенции // Коммуникативные исследования. 2014. №2. - 255 с.
39. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Почепцов. - М.: СмартБук, 2009. - 575 с.
40. Прохорова К. В. Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №1. - 202 с.
41. Психология толп. - М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. - 416 с.
42. Публицистика и информация в современном обществе / под ред. Г.Я. Солганика. М.: МГУ, 2000. - 233 с.
43. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
44. Тиктин С., Штурман Д. Советский Союз в зеркале политического анекдота. - Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985. - 468 с.
45. Хочунская Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №2. - 130 с.
46. Цилюрик Д.Д. Образ России в современном французском политическом медиадискурсе. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2013. - 21 с.
47. Цуладзе А.М. Политическая мифология. М., 2003. - 383 с.
48. Шевченко В.Э. Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента // Информационная безопасность регионов. 2013. №2 (13). - 76 с.
49. Шестопал Е. Б. Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс,
2008. - 155 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
50. «Яндекс» больше не единственный интернет-ресурс, который превзошел телеканалы по охвату // Ведомости [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/09/13/656674-yandeks- telekanali-ohvatu.
51. «Яндекс» стал «главной кнопкой» страны // Ведомости [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2012/05/25/obognal_televizor.
52. Mediascope подсчитала аудиторию Рунета старше 64 лет // Mediascope [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mediascope.net/news/1051692/.
53. Арбатов А. Г., Арбатова Н. К. Фактор Трампа в российско-американских отношениях. - Полис. Политические исследования. 2017. № 3. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.11.
54. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 6 [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://dis.ru/library/531/26169/.
55. Воображение в структуре познания // Электронная библиотека ИФ РАН URL: https://iphlib.ru/library/collection/persmon/document/Farman?ed=1 #ftn118.
56. Гавра Д. П. Категория имиджа в современной коммуникативистике [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www.j ourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_4/Gavra_2013_4. pdf.
57. Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. №4. С. 53-77 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.j ourssa.ru/sites/all/files/volumes/1998_4/Gavra_1998_4.pdf.
58. Источники новостей и доверие СМИ // ФОМ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14170.
59. Коновалов А. Ловцы взглядов // Бизнес-журнал. 2014. №4 (217) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lovtsy- vzglyadov.
60. Никколо Макиавелли. Государь: сочинения // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //lib .ru/POLIT OLOG/MAKIAWELLI/sochineniq.txt.
61. Платон. Государство. // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://lib.ru/POEEAST /PLATO/gosudarstvo.txt.
62. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет // Левада- Центр [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.levada.ru/sites/default/files/levadareportmedia.pdf.
63. Сазонова А.А., Моисеенко М.В. Историко-философский аспект формирования имиджа политика // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2014. №2 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-filosofskiy-aspekt-formirovaniya-imidzha-politika.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ