Блог как вид интернет-коммуникации и его использование в процессе обучения иностранному языку
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения блогов в современной лингвистике и их место на уроке иностранного языка 7
1.1 Понятие и особенности интернет-коммуникации 7
1.2 Особенности блога как особого жанра интернет-коммуникации... .13
1.3 Дидактические свойства блога как средства обучения 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы и специфика практического применения блог-технологий на уроках иностранного языка 29
2.1 Языковые особенности текстов англоязычной блогосферы на
примере популярных блогов 30
2.2 Языковые особенности текстов русскоязычной блогосферы на
примере популярных блогов 39
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ языковых особенностей в
англоязычной и русскоязычной блогосфере 47
2.4 Методические разработки применения блог-технологий в обучении английскому языку на примере урока в 11 классе на тему:«С1ошп§ humans should be allowed» 51
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения 69
Глава 1. Теоретические основы изучения блогов в современной лингвистике и их место на уроке иностранного языка 7
1.1 Понятие и особенности интернет-коммуникации 7
1.2 Особенности блога как особого жанра интернет-коммуникации... .13
1.3 Дидактические свойства блога как средства обучения 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы и специфика практического применения блог-технологий на уроках иностранного языка 29
2.1 Языковые особенности текстов англоязычной блогосферы на
примере популярных блогов 30
2.2 Языковые особенности текстов русскоязычной блогосферы на
примере популярных блогов 39
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ языковых особенностей в
англоязычной и русскоязычной блогосфере 47
2.4 Методические разработки применения блог-технологий в обучении английскому языку на примере урока в 11 классе на тему:«С1ошп§ humans should be allowed» 51
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения 69
Данная дипломная работа посвящена языковым особенностям текстов блогосферы и специфики использования блог-технологий на уроке иностранного языка.
В современном мире все чаще мы прибегаем к коммуникации посредством Сети. Появление инернета открыло нам широкие возможности для ежедневной межкультурной коммуникации с представителями разных стран и культур. Для того чтобы данная коммуникация прошла успешно, необходимо знать основные правила иноязычной онлайн-коммуникации и обучать им школьников, которые большую часть времени проводят онлайн. Благодаря внедрению блог-технологий в процесс обучения школьников и обучения их основам интернет-коммуникации на иностранном языке, время, проведенное в интернете учениками может быть потрачено не только на пустые развлечения, но и на продуктивное общение с носителями языка, что в свою очередь повысит мотивацию учащихся и подтолкнет их к самообразованию и творческому личностному росту.
В данной работе мы рассматриваем возможности использования блогов на уроках иностранного языка, а также языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы.
Темой данного исследования является выявление возможных целесообразных путей использования блог-технологий в процессе обучения иностранным языкам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной филологической науке тексты интернет-коммуникации привлекают большое внимание исследователей. Причиной этому служит тот факт, что язык Сети непосредственно отражает современные общественные реалии, является главным источником для появления в языке неологизмов. Актуальность темы
связана также с недостаточной изученностью целесообразного и регулярного использования блог-технологий в рамках обучения иностранному языку.
Объектом исследования служат тексты англоязычной и русскоязычной блогосферы.
Предметом является использование текстов блогосферы как одного из главных факторов успешного овладения иностранного языка; их языковые особенности; применение на занятиях по английскому языку.
Целью исследования является изучение языкового потенциала текстов блогосферы при обучении иностранному языку и определение способов организации работы с ними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) уточнить содержание основных понятий исследования («интернет-коммуникация», «блог», «блогосфера»);
2) определить основные особенности блога как вида интернетк-оммуникации;
3) выявить и описать основные черты текстов разной тематической направленности англоязычной и русскоязычной блогосферы;
4) дать характеристику блог-технологии как элементу образовательного процесса в рамках обучения иностранному языку;
5) провести анализа блогов, с целью выявления сайтов для использования при работе со старшеклассниками;
6) разработать методические рекомендации по применению блог- технологий при обучении старшеклассников английскому языку и провести урок, следуя данным рекомендациям с дальнейшим проведением исследования результатов работы.
Методы исследования:
- метод сплошной выборки, позволяющий выбрать точные, примеры для иллюстрации языковых явлений;
- описательно-аналитический;
- сравнительно-сопоставительный, с помощью которого исследуются общие и специфические языковые особенности текстов сопоставляемых англоязычных и русскоязычных блогосфер;
- анализ литературы, в которой освещаются вопросы, связанные с характеристикой особенностей языка интернет-коммуникаций;
- анализ текстов русскоязычной и англоязычной блогосферы.
Теоретико-методологическая базой исследования послужили исследования отечественных и зарубежных ученных. Среди российских ученых можно назвать Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, М.Ю.Сидорова, Г.Н. Трофимова, О.Н.Шувалова. Такие иностранные ученые как Наоми Барон, Дэвид Кристал, Диана Льюс, и Говард Рейнгольд внесли свой вклад в развитие изучения языка интернет-коммуникаций.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы, представленные в ней, наблюдения и выводы расширяют знания о текстах сообщений блогосферы и их языковых особенностях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован на практических уроках или курсах по современному английскому и русскому языкам, стилистике, культуре речи и социологии. Также, материалы исследования могут быть востребованы при создании методических разработок.
Апробация работы. Основные положения и результаты данного исследования обсуждались на конференциях:
1) Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016, тема доклада: «Блог как вид интернет-коммуникации и его использование в обучении иностранным языкам»;
2) II Всероссийский молодежный форум «Вопросы контрастивной лингвистики», тема: «Блог как вид-интернет коммуникации: языковые особенности англоязычных и русскоязычных блогов».
По материалам исследования опубликована статья: Коршунова А.А. Блог как вид-интернет коммуникации: языковые особенности англоязычных и русскоязычных блогов / А.А. Коршунова // Сб.материалов II Всероссийского молодежного форума «Вопросы контрастивной лингвистики». - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 28-30.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе описываются теоретические основы исследования блога как вида интернет-коммуникации в лингвистике и лингводидактике.
Во второй главе анализируются языковые особенности английских и русских текстов блогосферы, а также их сопоставление. Нами предлагаются методические разработки по использованию данной технологии в процессе обучения иностранному языку в школе, которые были ранее применены нами на практике.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В приложении находятся подробные данные наших исследований, план-конспект урока и материалы, используемые на занятии.
Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
В современном мире все чаще мы прибегаем к коммуникации посредством Сети. Появление инернета открыло нам широкие возможности для ежедневной межкультурной коммуникации с представителями разных стран и культур. Для того чтобы данная коммуникация прошла успешно, необходимо знать основные правила иноязычной онлайн-коммуникации и обучать им школьников, которые большую часть времени проводят онлайн. Благодаря внедрению блог-технологий в процесс обучения школьников и обучения их основам интернет-коммуникации на иностранном языке, время, проведенное в интернете учениками может быть потрачено не только на пустые развлечения, но и на продуктивное общение с носителями языка, что в свою очередь повысит мотивацию учащихся и подтолкнет их к самообразованию и творческому личностному росту.
В данной работе мы рассматриваем возможности использования блогов на уроках иностранного языка, а также языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы.
Темой данного исследования является выявление возможных целесообразных путей использования блог-технологий в процессе обучения иностранным языкам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной филологической науке тексты интернет-коммуникации привлекают большое внимание исследователей. Причиной этому служит тот факт, что язык Сети непосредственно отражает современные общественные реалии, является главным источником для появления в языке неологизмов. Актуальность темы
связана также с недостаточной изученностью целесообразного и регулярного использования блог-технологий в рамках обучения иностранному языку.
Объектом исследования служат тексты англоязычной и русскоязычной блогосферы.
Предметом является использование текстов блогосферы как одного из главных факторов успешного овладения иностранного языка; их языковые особенности; применение на занятиях по английскому языку.
Целью исследования является изучение языкового потенциала текстов блогосферы при обучении иностранному языку и определение способов организации работы с ними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) уточнить содержание основных понятий исследования («интернет-коммуникация», «блог», «блогосфера»);
2) определить основные особенности блога как вида интернетк-оммуникации;
3) выявить и описать основные черты текстов разной тематической направленности англоязычной и русскоязычной блогосферы;
4) дать характеристику блог-технологии как элементу образовательного процесса в рамках обучения иностранному языку;
5) провести анализа блогов, с целью выявления сайтов для использования при работе со старшеклассниками;
6) разработать методические рекомендации по применению блог- технологий при обучении старшеклассников английскому языку и провести урок, следуя данным рекомендациям с дальнейшим проведением исследования результатов работы.
Методы исследования:
- метод сплошной выборки, позволяющий выбрать точные, примеры для иллюстрации языковых явлений;
- описательно-аналитический;
- сравнительно-сопоставительный, с помощью которого исследуются общие и специфические языковые особенности текстов сопоставляемых англоязычных и русскоязычных блогосфер;
- анализ литературы, в которой освещаются вопросы, связанные с характеристикой особенностей языка интернет-коммуникаций;
- анализ текстов русскоязычной и англоязычной блогосферы.
Теоретико-методологическая базой исследования послужили исследования отечественных и зарубежных ученных. Среди российских ученых можно назвать Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, М.Ю.Сидорова, Г.Н. Трофимова, О.Н.Шувалова. Такие иностранные ученые как Наоми Барон, Дэвид Кристал, Диана Льюс, и Говард Рейнгольд внесли свой вклад в развитие изучения языка интернет-коммуникаций.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы, представленные в ней, наблюдения и выводы расширяют знания о текстах сообщений блогосферы и их языковых особенностях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован на практических уроках или курсах по современному английскому и русскому языкам, стилистике, культуре речи и социологии. Также, материалы исследования могут быть востребованы при создании методических разработок.
Апробация работы. Основные положения и результаты данного исследования обсуждались на конференциях:
1) Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016, тема доклада: «Блог как вид интернет-коммуникации и его использование в обучении иностранным языкам»;
2) II Всероссийский молодежный форум «Вопросы контрастивной лингвистики», тема: «Блог как вид-интернет коммуникации: языковые особенности англоязычных и русскоязычных блогов».
По материалам исследования опубликована статья: Коршунова А.А. Блог как вид-интернет коммуникации: языковые особенности англоязычных и русскоязычных блогов / А.А. Коршунова // Сб.материалов II Всероссийского молодежного форума «Вопросы контрастивной лингвистики». - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 28-30.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе описываются теоретические основы исследования блога как вида интернет-коммуникации в лингвистике и лингводидактике.
Во второй главе анализируются языковые особенности английских и русских текстов блогосферы, а также их сопоставление. Нами предлагаются методические разработки по использованию данной технологии в процессе обучения иностранному языку в школе, которые были ранее применены нами на практике.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В приложении находятся подробные данные наших исследований, план-конспект урока и материалы, используемые на занятии.
Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
1) Коммуникация является неотъемлемой частью жизни человека, которая характеризует его как существо социальное. С появлением и распространением Сети появилась интернет-коммуникация, которая является уникальной, обладая синкретизмом признаков устной и письменной коммуникации, и открывает возможности для общения «вне времени и вне пространства». Блог является частью интернет-коммуникации, обладая при этом рядом специфических характеристик, среди которых можно выделить добровольность контактов, креализованность, гипертекстовость и дистантность. Блог является полифункциональной структурой, обладая помимо присущей всем видам интернет-коммуникации коммуникативной функции также рядом специфических (психологическая, развлекательная, удержания социальных связей, мемуаров и саморазвития).
2) Тексты англоязычной блогосферы более разнообразны по тематике, структуре, оформлению и социальному статусу авторов, что также подтвердило проведенное нами исследование возраста русскоязычных и англоязычных блогеров. Сообщения в блогах на
английском языке более короткие, при этом появляются чаще, чем длинные посты русскоязычных блогеров.
3) Целью новостных англоязычных блогов является воздействие на читателя, что демонстрирует наличие большого количества противоречивых сравнений в текстах и изобилие глаголов, призывающих аудиторию к действию. Русскоязычный блог данной тематики направлен больше на информирование читателя, что подчеркивается изобилием именных частей речи. Перенасыщение текстов заимствованными из английского языка словами
демонстрирует тот факт, что русскоязычные авторы используют популярные фразы англоязычных блогеров, которые затем закрепились и в устной речи российских пользователей.
4) Англоязычные авторы, ведущие специализированные блоги, в своих постах склонны избегать материальной стороны той или иной услуги, а русскоязычные блогеры напортив, направляют свое внимание на практические материальные советы для своих читателей. Вследствие этого, в текстах на английском языке много элементов описания, которые отсутствуют в русскоязычном блоге.
5) Личные блоги обеих блогосфер отражают современный разговорный язык своей страны, в них также в изобилие представлены различного рода сокращения и аббревиации.
6) Реклама товаров и услуг в имиджевом блоге на английском языке представлена за счет подробного описания товара с использованием сравнений и эпитетов, а в русскоязычном блоге - за счет приведенного положительного примера использования предлагаемого товара или услуги, что находит отражение в употреблении элементов разговорной речи в текстах постов на русском языке.
7) Блог-технологию целесообразно использовать в школе на
разных этапах обучения в качестве инструмента организации учебного процесса, платформы для дискуссий и обсуждений и платформы для публикаций. Применение данной технологии помогает повысить мотивацию учеников, выявить их творческие способности, проявить свою индивидуальность, выработать умение самооценки и самокоррекции, а также более успешно организовать процесс обучения и создает возможность для непрерывного дистанционного обучения для учеников, которые по уважительным причинам не могут посещать занятия.
Разработанная нами методика, состоящая из 4 этапов (технический, установочный, процессуальный и контрольный) была применена на практике в 11 классе в МБОУ «Гимназия № 122 им. Ж.А. Зайцевой» города Казани. По ее завершению состоялось анкетирование школьников, которое подтвердило нашу гипотезу об успешности использования данной технологии в процессе обучения иностранному языку.
Подводя итог ко всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что язык интернет-коммуникаций, и в частности блога, является очень мобильным. При этом язык Сети быстро переходит в разряд устного общения пользователей, что непосредственно влияет на язык народа в целом. В настоящее время Интернет является источником для появления неологизмов, которые замещают привычные нам ранее слова. Этот факт показывает необходимость продолжения исследования данной проблемы.
Перспективами развития данной дипломной работы могут явиться:
• Подробное изучение изменения лексического и грамматического состава языка под влиянием языка Интернета;
• Углубление в исследовании путей практического применения блог- технологии в процессе обучения иностранным языкам на разных этапах.
Разнообразные виды интернет-коммуникаций играют все более и более важную роль в жизни современного человека, поэтому изучение особенностей языка Сети столь важно. Результаты подобных исследований носят прикладной характер и могут служить основой для преподавателей иностранных языков в рамках планирования и проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2) Тексты англоязычной блогосферы более разнообразны по тематике, структуре, оформлению и социальному статусу авторов, что также подтвердило проведенное нами исследование возраста русскоязычных и англоязычных блогеров. Сообщения в блогах на
английском языке более короткие, при этом появляются чаще, чем длинные посты русскоязычных блогеров.
3) Целью новостных англоязычных блогов является воздействие на читателя, что демонстрирует наличие большого количества противоречивых сравнений в текстах и изобилие глаголов, призывающих аудиторию к действию. Русскоязычный блог данной тематики направлен больше на информирование читателя, что подчеркивается изобилием именных частей речи. Перенасыщение текстов заимствованными из английского языка словами
демонстрирует тот факт, что русскоязычные авторы используют популярные фразы англоязычных блогеров, которые затем закрепились и в устной речи российских пользователей.
4) Англоязычные авторы, ведущие специализированные блоги, в своих постах склонны избегать материальной стороны той или иной услуги, а русскоязычные блогеры напортив, направляют свое внимание на практические материальные советы для своих читателей. Вследствие этого, в текстах на английском языке много элементов описания, которые отсутствуют в русскоязычном блоге.
5) Личные блоги обеих блогосфер отражают современный разговорный язык своей страны, в них также в изобилие представлены различного рода сокращения и аббревиации.
6) Реклама товаров и услуг в имиджевом блоге на английском языке представлена за счет подробного описания товара с использованием сравнений и эпитетов, а в русскоязычном блоге - за счет приведенного положительного примера использования предлагаемого товара или услуги, что находит отражение в употреблении элементов разговорной речи в текстах постов на русском языке.
7) Блог-технологию целесообразно использовать в школе на
разных этапах обучения в качестве инструмента организации учебного процесса, платформы для дискуссий и обсуждений и платформы для публикаций. Применение данной технологии помогает повысить мотивацию учеников, выявить их творческие способности, проявить свою индивидуальность, выработать умение самооценки и самокоррекции, а также более успешно организовать процесс обучения и создает возможность для непрерывного дистанционного обучения для учеников, которые по уважительным причинам не могут посещать занятия.
Разработанная нами методика, состоящая из 4 этапов (технический, установочный, процессуальный и контрольный) была применена на практике в 11 классе в МБОУ «Гимназия № 122 им. Ж.А. Зайцевой» города Казани. По ее завершению состоялось анкетирование школьников, которое подтвердило нашу гипотезу об успешности использования данной технологии в процессе обучения иностранному языку.
Подводя итог ко всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что язык интернет-коммуникаций, и в частности блога, является очень мобильным. При этом язык Сети быстро переходит в разряд устного общения пользователей, что непосредственно влияет на язык народа в целом. В настоящее время Интернет является источником для появления неологизмов, которые замещают привычные нам ранее слова. Этот факт показывает необходимость продолжения исследования данной проблемы.
Перспективами развития данной дипломной работы могут явиться:
• Подробное изучение изменения лексического и грамматического состава языка под влиянием языка Интернета;
• Углубление в исследовании путей практического применения блог- технологии в процессе обучения иностранным языкам на разных этапах.
Разнообразные виды интернет-коммуникаций играют все более и более важную роль в жизни современного человека, поэтому изучение особенностей языка Сети столь важно. Результаты подобных исследований носят прикладной характер и могут служить основой для преподавателей иностранных языков в рамках планирования и проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Подобные работы
- Блог как вид интернет коммуникации в английском и русском языках
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование цифровой компетенции школьника в процессе
обучения иностранному языку на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Англоязычные блоги как средство развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка в современной школе для развития социокультурной компетенции у обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМ DUOLINGO,
LINGUALEO, STEPIC)
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПО
ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие письменных речевых умений у старшеклассников при помощи
блоггинга
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИА КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020



